Бритье или стрижка волос и ногтей.

От Абу Миджляза сообщается, что “он видел, как Ибн ‘Умар подстриг ногти и не совершил омовения”. Ибн Аби Шайба 1/55. Иснад достоверный.

Хасан аль-Басри говорил: “Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!” Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 1/482.

Все ученые считали, что человек не обязан ничего совершать после того, как подстриг ногти или же волосы, и только от Муджахида и ат-Табари передается, что они считали необходимым совершения омовения после этого. См. “аль-Мусаннаф” 1/56, “аль-Мабсут” 1/65.

А аз-Зухри, ‘Ата, Ибрахим ан-Наха’и и Хаммад считали желательным просто протереть водой эти места после стрижки. См. “аль-Мабсут” 1/65, “Шарх аль-Мууатта” 1/39.

Однако нет на желательность этого никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников! И нам неизвестно на что они опирались при этом.

Ведь желательность – это тоже шариатское положение (хукм), на который необходимо иметь довод! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не дозволено быть какой-либо вещи обязательной или же желательной, кроме как на основании шариатского довода, указывающего на обязательность или желательность!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/265.

Имам аш-Шаукани сказал: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.

Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян, приведя все мнения относительно омовения или протирания водой ногти или волосы после стрижки, сказал: “Верным является то, что не узаконено ни совершения омовения, ни протирание мест после стрижки ногтей или волос! Ведь обязательность или же желательность этого нуждается в доказательстве, а его нет!” См. “Ахкаму-ттахара” 3/279.

Снятие носков после их протирания (масх).

Среди ученых существуют разногласия относительно вопроса: нарушается ли малое омовение, если человек снял носки и т.п. после того, как он совершил малое омовение и протер их?

По этому поводу существуют три мнения:

Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и он ничего не должен делать;

Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но ему следует помыть ноги;

Третье:малое омовение такого человека нарушается, и он обязан заново совершить его.

В пользу каждого из этих мнений высказались саляфы, что приводят ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 1/210 и Ибн Аби Шейба 1/187-188.

Несомненно, самым правильным мнением из вышеупомянутых мнений является первое, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарованным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому облегчению, о чем сказал имам ар-Рафи’и. См. «Шарх аль-Уаджиз» 2/370.

Доводом в пользу этого мнения является то, что нет никаких указаний на то, что снятие носков нарушает омовение! А также достоверно известно, как “праведный халиф ‘Али ибн Аби Талиб однажды совершил малое омовение и протер свои сандалии, после чего снял их и прочитал намаз”. См. “Тамаму-ннасх фи ахкам аль-масх” 91.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Малое омовение человека, который обтер носки и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. И от человека не требуется обтирать голову или мыть стопы (после снятия этого). Таково мнение аль-Хасана аль-Басри. И согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказыванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты”. См. “аль-Ихтиярат” 15.

Этого мнения также придерживался Къатада и Ибн Аби Лейля. И его выбрал имам Ибн аль-Мунзир, имам Ибн Хазм, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, а также шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Мухалля” 2/105-109, «аль-Маджму’» 1/557, “Фатауа Ибн Баз” 10/113, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 11/193.

Что же касается сообщения, что когда одного из сподвижников спросили о человеке, который обтер свои носки, а затем снял их, он ответил: «Он должен помыть свои стопы», то это сообщение слабое!

Его приводят Ибн Аби Шейба 1/187 и аль-Байхакъи 1/289, и в его иснаде есть передатчик по имени Язид ибн ‘Абдуррахман ад-Даляни, о котором хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис)”.

Взгляд на аурат человека.

Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.

Я упомянул об этом, так как подобное бытует среди несведущих мусульман преклонного возраста на Кавказе.

______________________________________________________________

Информация взята с сайта: http://soliha.com

Дополнительный источник: https://vk.com/namazposunne

Наши рекомендации