Особенности реабилитации инвалидов

С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Инвалиды с психическими расстройствами относятся к наи­более социально дезадаптированным группам населения. В об­щей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют №%. В структуре детской инвалидности по ее причинам умственная отсталость и нервно-психические заболевания составляют около трети.

По длительности сроков инвалидности психические заболева­ния занимают первое место. Почти 95 % инвалидов, признанных нетрудоспособными в связи с психическим заболеванием и ум­ственной отсталостью, остаются на пенсионном обеспечении по­жизненно. Кроме того, инвалидность по психическим заболева­ниям характеризуется значительной тяжестью: 93,2 % психически больных инвалидов имеют I или II группу. Число работающих пси­хически больных-инвалидов крайне низкое — 4,8 % от общего их числа (менее 50 тыс. человек). При этом 540 тыс. психически боль­ных, находящихся в трудоспособном возрасте и не имеющих ин­валидности, не работают. Это связано как с клиническими осо­бенностями психических заболеваний, так и с большими трудно­стями в трудоустройстве лиц, имеющих нарушения психического здоровья. На обычных производствах от услуг психически больных нередко отказываются, а специализированные предприятия для инвалидов, как правило, не ориентированы на трудоустройство лиц с психическими нарушениями. В результате общее число пси­хически больных, не занятых трудом, составляет более 1 млн че­ловек.

Психические расстройства отличаются большой вариабельно­стью как по клиническим особенностям, тем или иным проявле­ниям психической дезорганизации, так и по степени ее выражен­ности. В 10-й Международной классификации болезней описано 458 категорий психических расстройств, но далеко не все из них приводят к инвалидизации. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, отно­сятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие.





При психических заболеваниях в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмо­ции и пр.), претерпевает изменение сама структура личности. Дис­гармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности — самообслужива­нии, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Степень выраженности ограничений жизнедеятельности за­висит от многих факторов — причины заболевания, характера и тяжести повреждения головного мозга, возраста, в котором на­чалось заболевание, и злокачественности его течения. Ограниче­ния в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от не­значительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.

При хронических психических заболеваниях заметно наруша­ются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга обще­ния, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими.

Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявля­ются в мышечной скованности, заторможенности, замедленно­сти движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наобо­рот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов. Эти расстройства приводят к ограничению передвижения.

Нарушения самообслуживания могут доходить до полной утра­ты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений. При нарушениях памяти, старческом слабоумии могут возникать ситуации, опасные для жизни, — больные забывают выключить газ, утрачивают навыки обращения с электрическими приборами, не ориентируются в знакомой местности, не помнят дорогу домой. При выраженном слабоумии нарушается ориента­ция не только в окружающем, во времени, но и в собственной личности.

Нередко у психически больных снижаются способности к обу­чению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. При глу­бокой умственной отсталости ребенок не в состоянии овладеть речью, усвоение языка сводится в лучшем случае к пониманию простых команд. Такие лица не могут вести самостоятельный об­раз жизни. Большинство из них нуждаются в постоянном надзоре

и уходе. Некоторых приходится кормить, одевать, так как они не в состоянии заботиться о своих насущных потребностях.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности ко­леблется от снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности до неспособности выполнять про­стейшие трудовые процессы.

Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизне­деятельности и способностью к компенсации нарушенных психи­ческих функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие на­выков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов.

На протяжении многих десятилетий основными организа­ционными формами психиатрической помощи в системе со­циальной защиты населения считались учреждения стационарного типа — психоневрологические интернаты для взрос­лых и детей. Интернаты предназначены для оказания помощи ли­цам с довольно тяжелыми формами психических заболеваний и расстройствами социальной адаптации. В психоневрологические ин­тернаты принимаются инвалиды I и II групп, страдающие хрони­ческим психическим заболеванием или старческим слабоумием. В детские дома-интернаты направляются дети с выраженной ум­ственной отсталостью.

В 1970— 1980-е гг. число психоневрологических интернатов постоянно увеличивалось, производилось перепрофилирование интернатов общего типа в психоневрологические. С 1994 г. число интернатов стабилизировалось и даже несколько сократилось: для взрослых — на один (с 442 до 441 в 2002 г.), для умственно отста­лых детей — на пять (с 151 в 1994 г. до 146 в 2002 г.). В сети ста­ционарных учреждений социального обслуживания число мест в интернатах для лиц с психическими заболеваниями приближает­ся к 64%.

В психоневрологических интернатах находятся лица с тяжелой умственной отсталостью и слабоумием разного генеза (шизофре­нии, эпилепсии, деменции позднего возраста и пр.).

Основными задачами психоневрологических интернатов слу­жат:

- материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наи­
более адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жиз­
недеятельности;

- организация ухода и надзора за пациентами, оказание меди­
цинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и про­
филактических мероприятий;

- осуществление реабилитационных мероприятий медицин­
ского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.



С учетом степени интеллектуального недоразвития иди приоб­ретенного дефекта у инвалидов любого возраста планируются формы и методы реабилитации, прогнозируются результаты ее зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, со­хранности способности к обучению или восстановлению утрачен­ных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации — с другой.

Накопленный сотрудниками интернатов практический опыт показал, что лица с умственной отсталостью, особенно молодые, обладают хорошим реабилитационным потенциалом и довольно перспективны в плане достижения максимального эффекта ре­абилитации.

Больные шизофренией характеризуются наличием выражен­ных нарушений не только в мышлении, но и в эмоционально-волевой сфере в виде апатоабулического состояния с отсутствием желаний, интересов, с распадом побуждений, резким снижени­ем активности и инициативности. Реабилитационные мероприя­тия применительно к этим больным должны осуществляться по индивидуальной программе, позволяющей прогнозировать опре­деленный эффект в каждом конкретном случае. С учетом тяжести психического состояния, наличия необратимых когнитивных и личностных изменений перспектива положительных результатов реабилитационного воздействия в этой группе инвалидов оцени­ваться значительно ниже.

Третья категория инвалидов — лица преимущественно пожилого и старческого возраста, с выраженными интеллектуально-мне-стическими расстройствами вследствие органического поражения головного мозга различного генеза (травматического, сосудисто­го, инфекционного, сенильно-атрофического и др.). Состояние больных с указанной патологией характеризуется грубыми нару­шениями памяти и ориентировки в окружающем, утратой про­фессиональных навыков, нередко с ограниченными возможно­стями самообслуживания.

Результативность реабилитационного воздействия на инвали­дов из этой группы невысока. Собственно реабилитационные ме­роприятия предполагают занятость с учетом способности этих инвалидов к самоорганизации и усвоению доступных им опера­ций.

Необходимо учитывать, что в большинстве случаев больные поступают в психоневрологические учреждения, чтобы остаться в них навсегда, до естественного конца. Организация быта имеет своеобразие, которое заключается в том, что интернат соединяет в себе элементы больничного учреждения, с одной стороны, и общежития — с другой. Пациенты вынуждены многие годы нахо­диться в условиях социальной изоляции, среди неестественного «больного» окружения, монотонного казенного быта, скудных и

однообразных занятий, в зависимости от персонала при отсут­ствии необходимости решать свои житейские проблемы. Это нега­тивным образом сказывается на их психологическом состоянии, способствует усилению социальной дезадаптации.

Поэтому в организации работы психоневрологических интер­натов значительное место занимают вопросы социального и бы­тового устройства пациентов, создание терапевтической среды.

С целью активизации психической деятельности больных спе­циалистами предлагается использовать следующие реабилитаци-онно-восстановительные режимы содержания пациентов:

- режим постоянного наблюдения, когда больной постоянно
находится в поле зрения персонала;

- режим общего наблюдения, который предполагает возмож­
ность перемещения пациента по территории при условии, что
персоналу в каждый момент времени известно его местойахож-
дение;

- ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения). Он
охватывает пациентов с упорядоченным поведением; больные, на­
ходящиеся на этом режиме, могут свободно перемещаться по тер­
ритории, пользоваться разовыми отпусками, активно участвовать
в трудовых процессах, быть относительно независимыми в соци­
ально-бытовом отношении;

- собственно свободный режим содержания — для наиболее
сохранных больных, хорошо ориентирующихся на местности за
пределами интерната, пользующихся транспортом, работающих
вне стен учреждения, имеющих постоянный пропуск.

Необходимы вовлечение инвалидов в общественно полезную деятельность, активизация их интересов и потребностей. Прожи­вающие в интернатах участвуют в различных видах общественной самодеятельности (в том числе с элементами самоуправления), кружковой работе, культмассовых мероприятиях.

Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилита­ции психически больных с выраженными психическими расстрой­ствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Тру­довая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая со­стояние напряженности и беспокойства.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, на­ходящихся в домах-интернатах, служат лечебно-трудовые мастер­ские, подсобные хозяйства, спеццехи. Лечебно-трудовые мастер­ские представлены различными профилями: швейным, столяр­ным, картонажным, сборочным, галантерейным и др. Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.

Существенной формой занятости инвалидов трудом в психо­неврологических интернатах является зачисление их на штатные

должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.

Необходимо отметить, что организация социально-трудовой реабилитации инвалидов в защищенных условиях имеет ограни­ченные возможности, которые определяются и тяжестью состоя­ния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждений. Вместе с тем с учетом реабилитационного потенциала некоторых категорий инвалидов и возможности вве­дения новых технологий реабилитационного процесса результа­тивность социально-трудовой реабилитации нетрудоспособных граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания может быть более ощутимой.

Об этом свидетельствует опыт организации реабилитации пси­хически больных в реабилитационных центрах, работающих по принципу стационарной и полустационарной помощи и профес­сионального обучения.

В системе здравоохранения стационарная психиатри­ческая служба предназначена для оказания помощи лицам с вы­раженной декомпенсацией психического состояния. Социальная реабилитация для таких пациентов заключается в стимуляции по­тенциальных психических возможностей и привитии навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с целью подготовки больного к жизни и во внебольничных условиях.

Для больных с менее выраженными формами нарушений жиз­необеспечения особое значение имеет психотерапевтическое и психосоциальное воздействие с целью преодоления болезненных изменений, повышения социальной активности и самооценки личности.

Для повышения эффективности реабилитации важно создание благоприятного психологического микроклимата в отделениях и установление реабилитационного режима, которые способствуют восстановлению психофизических функций, повышению само­сознания и социальной компетенции личности.

С реабилитационной целью в стационарах создаются терапев­тические сообщества пациентов. Они базируются на функциони­ровании разных небольших групп пациентов — психотерапевти­ческих, работающих в трудовых мастерских, выписывающихся больных. Групповая психосоциальная работа помогает тяжелым больным преодолеть явления дефекта, служит полем для отработ­ки планов и действий, отвечающих реальности.

Применение дифференцированных в зависимости от психи­ческого состояния, реабилитационных режимов, внедрение со-циоориентированных методов в лечение больных способствуют существенному снижению длительности госпитализации, что имеет немаловажное значение в предотвращении явлений «госпитализ-ма» и социальной дезадаптации.

Основной тенденцией развития психиатрической помощи во всем мире, в том числе и в России, являются деинституционали-зация и перенос терапевтических и реабилитационных воздействий в сообщество. В общинах создаются центры психосоциальной ре­абилитации, службы социальной поддержки и ухода, профессио­нальной подготовки и занятости, обеспечения пищи, одежды и крова. В развитых странах в учреждениях постоянного проживания находятся только больные с тяжелыми формами интеллектуаль­ной недостаточности и неспособностью к самообслуживанию. При этом делается все возможное, чтобы научить таких людей и по­мочь им жить дома. В воспитательно-образовательных программах детей с умственной патологией широко используются тренинги социальных навыков. Проводятся обучение навыкам гигиены, са­мообслуживания и взаимопомощи, правильному поведению в,усло-виях интерната и вне его, привитие навыков самостоятельной жиз­ни и обучение доступным профессиям. Реабилитационные про­граммы для взрослых также направлены на освоение больными навыков ведения домашнего хозяйства, привлечение к труду, их ориентацию в условиях социума.

В России в интернатах для детей внедряются новые методы кор-рекционной и развивающей педагогики, обучения социальным и трудовым навыкам. Однако проблема заключается в том, что даже при получении элементарных навыков жизнеобеспечения и овла­дении низкоквалифицированной специальностью умственно от­сталым подросткам из интерната некуда податься, они чаще всего переводятся в интернат для взрослых. Это объясняется разными причинами, в том числе и практическим отсутствием других ти­пов защищенного жилья для психически больных людей. Между тем накопленный опыт, главным образом зарубежный, свидетель­ствует о целесообразности организации для психически больных, утративших родственные связи и не нуждающихся в постоянном содержании в стационарных учреждениях, различных форм за­щищенного жилья: отделений-общежитий промежуточного типа, реабилитационных центров или квартир, кемпингов, пансиона­тов. Это значительно повышает шансы больного на восстановле­ние трудового статуса и приобретение способности жить в есте­ственных условиях при минимальной поддержке и патронаже со­циальными работниками.

В России существуют общежития для психически больных, но их число составляет меньше полусотни. Общежития входят в струк­туру психиатрических больниц для длительного (многолетнего) пребывания больных. Они рассчитаны на тех пациентов, которые только что выписались из психиатрического стационара, получа­ют медикаментозную терапию антипсихотическими средствами и нуждаются лишь в небольшой степени участия медицинского пер­сонала и минимальном врачебном контроле. В социальном и пси-

хологическом аспектах такие больные остаются все еще ущербны­ми и не способны справляться с проблемами повседневной жиз­ни в открытом обществе, трудоспособность их также ограничена. Шансы на социальную реабилитацию и интеграцию в общество лиц, проживающих в общежитиях, у них довольно высокие.

Задачами социальной службы в условиях защищенных форм жилья служат формирование адекватных установок на новую сре­ду обитания, проведение реабилитационной работы. Эта работа главным образом направлена на восстановление трудового стату­са и приобретение способности жить в естественных условиях.

Один из способов достижения способности вести независи­мую, личностно удовлетворяющую жизнь может быть выражен формулой: репетиция-имитация «нормальной» самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. Проживающие в услови­ях общежитий регулярно участвуют в таких обязанностях по дому, как приготовление пищи, уборка помещения, поддержание чис­тоты своей собственной одежды, соблюдения личной гигиены. Они учатся планировать покупку продуктов, умело пользоваться день­гами. В процессе реабилитации развивается способность самостоя­тельно справляться с этими проблемами в одиночку или в со­трудничестве с другими.

С помощью психосоциального тренинга больные также учатся справляться с конфликтами, отстаивать свои интересы, опреде­лять реальные перспективы, действовать в соответствии с ожида­ниями общества.

Социальная реабилитация инвалидов по психическому заболе­ванию в учреждениях полустационарного и амбулаторного типа в нашей стране в последние годы получила новое звучание и при­знается наиболее перспективной.

Основной организационной формой амбулаторной психиатри­ческой помощи являются психоневрологические диспансеры (ПНД).

Главные организационные задачи социальной помощи в усло­виях ПНД:

- организация различных форм социальной поддержки паци­
ентов (материальной, в виде льгот);

- обеспечение социальной помощи больным и их семьям
(помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, трудо­
устройства, социальной и правовой защиты); оформление доку­
ментов и госпитализация пациентов при наличии показаний в
учреждения органов социального обслуживания; решение воп­
росов опеки;

- проведение социально-реабилитационных программ — обра­
зовательных курсов по основам психиатрических знаний, различ­
ных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренин­
гов социальных навыков; восстановление профессионального
функционирования или обеспечение трудовой занятости;

- оказание психологической поддержки семьям, имеющим пси­
хически больного;

- организация общественных форм помощи потребителей —
самих больных, их родственников и ближайшего окружения;

- реализация программ по антистигме: обеспечение психоло­
гической коррекции с целью дестигматизации самих больных и
их родственников, проведение информационно-образовательных
школ среди отдельных социальных групп- населения, работы со
средствами массовой информации;

- установление связей и взаимодействия психоневрологического
диспансера с территориальными социальными и другими учреж­
дениями, имеющими отношение к социальным проблемам пси­
хически больных людей.

Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехи в системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психиче­скому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологи­ческих диспансеров и психиатрических больниц.

К преимуществам труда инвалидов в условиях ЛТМ или спе­циализированного цеха относят возможность работы под меди­цинским контролем, использование дозированных видов и режи­мов труда с учетом психофизических особенностей и сохранности профессионально-трудовых возможностей инвалидов, ориентацию на приобретение полезных навыков трудовой деятельности. Нема­ловажное значение имеет коллективный характер работы, кото­рый способствует установлению новых коммуникативных связей и отношений.

В прошлые годы имелся положительный опыт трудоустройства психически больных в специализированные цехи на обычных пред­приятиях. В настоящее время такие формы трудоустройства прак­тически исчезли, но возможно трудоустройство лиц с психиче­скими расстройствами на специализированные предприятия для инвалидов других категорий.

Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Общественное дви­жение в психиатрии в мировой практике зародилось в начале и бурно развивалось в середине прошлого века. Используя передо­вой зарубежный опыт, в России с начала 1990-х гг. также апро­бируются и получают развитие негосударственные формы орга­низации социально-реабилитационной помощи. Общественные объединения условно можно разделить на два вида: 1) професси­ональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специа­листы; 2) общественные организации, которые представлены са­мими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствую­щими.

Инициаторами общественного и благотворительного движения были профессионалы в области психического здоровья. С их по­мощью создавались реабилитационные центры, различного рода общественные объединения родственников психически больных, образовательные «школы» и группы самоподдержки психически больных.

В рамках служб, существенно дополняющих сеть государствен­ных психиатрических учреждений зарубежных стран, заметную роль в социальной реабилитации психически больных играют различ­ные формы «Клубных домов». В их работе участвуют профессиона­лы (преимущественно социальные работники), психически боль­ные, члены их семей и другие заинтересованные лица. Первый «Клубный дом» был создан в США в 1948 г. В настоящее время учреждения подобного типа функционируют в 16 странах, в том числе и в нашей. На первых порах под «Клубным домом» понима­лось место, где больные собирались для того, чтобы вместе про­водить досуг. Со временем «Клубные дома» стали заниматься и вопросами психосоциальной реабилитации больных: обеспечени­ем пищей и средствами к существованию выписанных из стациона­ра, привлечением больных к активной социальной жизни, созда­нием хороших взаимоотношений с другими людьми, обучением новой профессии и трудоустройством. Предлагаемая профессио­нальная подготовка весьма разнообразна: канцелярская работа, работа на компьютере, сбор и обработка статистических данных, создание видеороликов, производство несложных товаров быто­вого потребления, работа официантом или кассиром, реставра­ция антикварной мебели и многое другое.

Становление общественного движения родственников психи­чески больных в нашей стране прошло путь от создания неболь­ших групп самопомощи при психоневрологических диспансерах до создания общероссийской организации — ООИ «Новые воз­можности».

В последние годы к общественной работе привлекаются и сами больные. В течение нескольких лет профессионалы из 00 «Обще­ственные инициативы в психиатрии» осуществляли подготовку организаторов групп взаимной поддержки из числа психически больных. В настоящее время группы взаимопомощи психически больных самостоятельно и успешно функционируют в Москве и распространяют свой опыт на другие регионы.

Деятельность общественных объединений психически больных и их родственников весьма разнообразна. Их члены обмениваются информацией о проведении образовательных программ в области психиатрии, обсуждают вопросы бытового и трудового устрой­ства больных, пути решения семейных проблем. Периодически издаются информационные письма и газеты, в которых излагает­ся состояние дел в организациях, освещается не только собствен-

ный опыт работы, но и других аналогичных ассоциаций, в популяр­ной форме рассказывается о достижениях психиатрической науки. Важное место в деятельности общественных организаций заняли вопросы борьбы за соблюдение гражданских прав психически боль­ных. Стремясь преодолеть стереотип общественного сознания от­носительно психически больных, представители общественных организаций выступают по радио, телевидению, распространяют среди населения знания об основных проявлениях шизофрении и других психических заболеваний, обращают внимание обществен­ности на актуальные проблемы организации помощи психически больным. Они регулярно организуют региональные, национальные и международные симпозиумы, основными участниками которых являются члены общественных организаций, социальные работ­ники, психологи, бывшие пациенты и члены их семей. Предме­том обсуждения на этих форумах служат вопросы реабилитации больных, поиск новых форм социальной поддержки психически больных и членов их семей, взаимодействие с официальными структурами, обмен накопленным опытом работы.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются нарушения жизнедеятельности инвалидов с пси­
хическими расстройствами?

2. Как организован процесс реабилитации в психоневрологических
интернатах?

3. Каковы задачи социальной реабилитации в психиатрических уч­
реждениях системы здравоохранения? Какие методы используются для
их решения?

4. Какова роль общественных объединений и благотворительных орга­
низаций в социальной реабилитации психически больных?

Литература

1.Дементьева Н. Ф., Модестов А. А. Дома-интернаты: От призрения к
реабилитации. — Красноярск, 1993.

2. Дементьева Н. Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособ­
ных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социаль­
ная экспертиза и реабилитация. — 1998. — № 1.

3. Зозуля Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии — М
2002.

4. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психи­
атрия. — СПб., 1998.

5. Ястребов В. С, Зозуля Т. В., Вещугина Т. С. и др. Общественные дви­
жения в психиатрии // Материалы международной конференции «Ре­
формы службы психического здоровья: проблемы и перспективы». — М
1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации и Министерства общего и профессионального обра­зования Российской Федерации № 21/417/515 от 23 декабря 1996 г.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Примерное положение регулирует деятельность реабили­тационных учреждений (далее именуются — учреждения) федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации, входящих в состав государственной службы реабилитации инвалидов, создаваемых в соот­ветствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для проведения мероприятий по комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов с целью интеграции инва­лидов в общество.

Реабилитация, осуществляемая в учреждениях системы здравоохра­нения, проводится в соответствии с Положением о реабилитационном учреждении, утверждаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального раз­вития Российской Федерации.

Положения об учреждениях федерального уровня утверждаются фе­деральными органами исполнительной власти, входящими в состав го­сударственной службы реабилитации инвалидвв. Положения об учреж­дениях субъекта Российской Федерации утверждаются соответствующи­ми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящими в состав государственной службы реабилитации инвалидов.

Основными задачами учреждений являются:

- детализация и конкретизация индивидуальных программ реабили­
тации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной служ­
бы медико-социальной экспертизы;

- разработка планов и программ проведения реабилитации инвали­
дов в конкретном учреждении;

- проведение медицинской реабилитации;

- осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, вклю­
чающей: профессиональную ориентацию, профессиональное обучение,
профессионально-производственную адаптацию;

- проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей со-
циально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;

-динамический контроль за процессом реабилитации инвалидов;

- оказание консультативно-методической помощи по вопросам ре­
абилитации инвалидов общественным, государственным и иным орга­
низациям, а также отдельным гражданам.

Учреждения в своей деятельности руководствуются Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и приказами органов исполнительной власти, входящих в состав государственной службы ре­абилитации инвалидов, иными нормативными правовыми актами, а так­же уставными документами об учреждении.

Учреждения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с:

- органами государственной власти и учреждениями государственной
службы реабилитации инвалидов;

- учреждениями государственной службы медико-социальной экспер­
тизы,

- а также общественными объединениями инвалидов.
Учреждения несут в установленном законодательством Российской

Федерации порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ

Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по реше­нию учредителя — органа исполнительной власти, входящего в состав государственной службы реабилитации инвалидов, в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

Расходы на создание и содержание учреждений федерального уровня производятся за счет средств Федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации создаются и содержатся уч­реждения регионального уровня.

Право на проведение реабилитационных мероприятий возникает у учреждения с момента получения в установленном порядке лицензии на все виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Тип и вид учреждений, их штатные нормативы устанавливаются уч­редителем.

Структура, штатное расписание и режим деятельности разрабатыва­ются учреждениями в соответствии с их типом, видом и возложенными на них задачами с учетом особенностей контингента инвалидов и реги­онов обслуживания, согласовываются с учредителем и утверждаются их руководителями.

К профессиональной деятельности в учреждениях допускаются лица, имеющие уровень профессиональной подготовки, соответствующий типу и виду учреждения.

Оплата труда работников учреждений производится на основе Еди­ной тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организа­ций. Виды и размеры надбавок и дополнительных выплат учреждения определяют самостоятельно в пределах выделяемых средств на оплату труда.





В структуру учреждений в зависимости от направления их деятельно­сти могут входить подразделения, обеспечивающие решение задач по информации и консультированию по вопросам реабилитации, социаль­но-бытовой адаптации и ориентации, включая обучение пользованию техническими средствами реабилитации, творческой реабилитации. Блок подразделений по профессиональной реабилитации обеспечивает про­ведение профессиональной ориентации, включая профессиональное пси­хофизиологическое тестирование, проведение профессиографии, проф-консультирования и профотбора. Кроме того, в состав учреждений мо­жет входить учебно-воспитательный комплекс с подразделениями, обес­печивающими процесс общего и профессионального обучения, а также структуры профессионально-производственной адаптации и содействия трудоустройству инвалидов. Соответствующие подразделения создаются для проведения восстановительного лечения, реконструктивной хирур­гии, протезирования и ортезирования. В состав учреждений могут вхо­дить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению технических средств реабилитации, а также культурно-досуговый, спортивно-оздо­ровительный комплексы и вспомогательные службы.

Срок пребывания в учреждении определяется индивидуальной про­граммой реабилитации инвалидов, выдаваемой органами государствен­ной службы медико-социальной экспертизы.

Учреждения размещаются в зданиях, имеющих помещения для про­ведения комплекса реабилитационных мероприятий, отвечающие сани­тарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и должны располагать всеми видами коммуналь­ного благоустройства.

III. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ

Учреждения должны быть обеспечены учредителем в соответствии с установленными нормативами помещениями и оборудованием, отвеча­ющими санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и располагать иными необходимы­ми объектами инфраструктуры. Все помещения должны обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и располагать необходимым транс­портом и техническими средствами реабилитации инвалидов.

Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за учреждениями на правах оперативного управления выделенное им иму­щество. Учреждения несут ответственность за его сохранность и эффек­тивное использование по назначению.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов уч­реждений являются:

- средства Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (в зависимости от уровня учреждения);

-средства государственных внебюджетных фондов, которые согл<

Наши рекомендации