Глава 3 реабилитация инвалидов

глава 3 реабилитация инвалидов - student2.ru 3.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Формирование и терминология концепции социальной реаби­литации берут свое начало в англосаксонских странах, где реаби­литация приобрела свое современное содержание в годы Второй мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабили­тации появились гораздо раньше — в XIX в. Впервые определение понятия «реабилитация» дано Ф.И.Р. фон Бусом в 1903 г. В бук­вальном переводе термин «геИаЫШайоп» обозначает «восстановле­ние прав, способностей, доброго имени». Термин «реабилитация» используется и в юридическом смысле, например реабилитация репрессированных, применение к подсудимым мер воспитатель­ного характера. В отношении больных людей и инвалидов термин «реабилитация» в отдельные исторические периоды и в разных странах имел различный смысл. В Скандинавских странах больше говорили о принципе нормализации, во Франции — о реадапта­ции. Некоторые под реабилитацией понимали восстановление боль­ного человека как личности, как члена общества.

Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале исхо­дила из идей физической медицины. Впервые понятие «реабили­тация» в медицине было применено к больным туберкулезом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела ста­тус самостоятельной специализации. Цель ее заключалась в оказа­нии помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.

С увеличением числа больных с хроническими формами сома­тических заболеваний, детей, родившихся с генетически обус­ловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случа­ев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Встал вопрос о необходимости перехода от меди­цинской (пассивной) реабилитации к более активной, ориентиро­ванной на реинтеграцию указанных групп населения в общество. Создавались специализированные учреждения для реабилитации отдельных категорий инвалидов и больных (например, для глу­хих, слепых, лиц с психическими нарушениями, с расстройства­ми опорно-двигательного аппарата). В 1958 г. была создана между-

народная система организации реабилитации, в 1960 г. — между­народное общество по реабилитации инвалидов, которое являет­ся членом ВОЗ и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Меж­дународным рабочим бюро (МРБ).

Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положе­ниями социальной гигиены, психологии, педагогики, социоло­гии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицин­скую, педагогическую, психологическую, профессиональную ре­абилитацию.

В 1969 г. в Дублине на XI Международном конгрессе по реаби­литации были приняты директивы о социальном компоненте ре­абилитации. Основой концепции социальной реабилитации по­служил подход к человеку как к биопсихосоциальному субъекту, который существует в конкретной социальной среде. Поэтому со­циальная реабилитация охватывает как социальные, социально-психологические аспекты жизни человека, так и общественные условия.

В 1982 г. ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, в которой предусматривались следующие направления:

- раннее обнаружение патологии диагностика и вмешательство;

- медицинское обслуживание;

- консультирование и оказание помощи в социальной области;

- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, не­
зависимому образу жизни;

- обеспечение вспомогательными техническими средствами,
средствами передвижения, социально-бытовыми приспособления­
ми и пр.;

- специальные услуги в области образования;

- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособ­
ности (включая профессиональную ориентацию, профессиональ­
но-техническую подготовку, трудоустройство).

Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления — меры медицинской реаби­литации, профилактику ухудшения здоровья и усилия по его вос­становлению; реабилитацию личности, восстановление социо-функциональных способностей индивида; максимально скорое и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспе­чение внешних возможностей для интеграции инвалидов в обще­ство; создание системы реабилитации, объединяющей централи­зованные (государственные) и децентрализованные ресурсы. Со­циальная реабилитация в настоящее время признается неотъем­лемым правом инвалида и обязанностью общества перед инвали­дом.

Достижение основной цели реабилитации — восстановления человека как личности, включая физиологические, физические,

психологические и социальные его функции, — возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитаци­онных мероприятий.

Современное понимание реабилитации включает в себя комп-к'кс социально-экономических, медицинских, психологических, педаго-.•ических, юридических, профессиональных и других мер, целью кото­рых является скорейшее и наиболее полное восстановление утрачен­ных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов — реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и-ресоциализации.

Реконвалесценция — это этап выздоровления с восстановлени­ем нарушенных биологических и психологических функций орга­низма. Процесс активного лечения направлен на устранение бо­лезненных биологических (физиологических) патологических про­явлений. Но это не всегда удается. При хроническом заболевании патология полностью не устраняется, при травме тела остает&я физический дефект. Это влечет за собой дезадаптацию, парциаль­ную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на ка­кую-либо определенную область жизнедеятельности. При тоталь­ной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни м деятельности — работу, образование, интерперсональные от­ношения в семье и обществе и пр. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и соци-;шьной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, спо­собные к восстановлению функции.

Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстано-нительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям су­ществования. Причем адаптация может происходить в виде пас­сивного приспособления потребностей личности к реальным об­стоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целе­направленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации — обоюдовы­годному сотрудничеству между личностью и воздействующей со­циально-реабилитационной средой.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жиз­ни на новом функциональном уровне с использованием резерв-пых, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту,труду, обучению и другим различным средам обитания.

Заболевание и инвалидность изменяют социальное положение человека и выдвигают перед ним новые проблемы психологиче­ского, личностного и социального плана. Человек с инвалидное-| ью оказывается перед необходимостью переосмысления своей





•I 1очуля



роли и значимости в жизни, приспособления к дефекту, пере­оценки жизненных ценностей, возможно, изменения профессии и установления новых взаимоотношений с окружающими. Эти про­блемы сопряжены со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитации — ресоциализацией. Если под социализацией пони­мается особый процесс включения индивида в общество, резуль­тат усвоения и активного воспроизводства личностью социально­го опыта, социальных норм и ценностей, осуществляемый в об­щении и деятельности, то ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида смакро- и микросредой. Это заключительный этап, который опре­деляет эффективность всего предшествующего периода реабили­тации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества — от бытовой до политической.

В отношении детей с врожденными дефектами или рано при­обретенными нарушениями функций организма употребляют тер­мин «абилитация». Абилитация направлена на формирование но­вых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций, которые по тем или иным причинам оказались нераз­витыми у растущего ребенка.

Таким образом, различные формы реабилитации соответству­ют трем классам последствий болезни (разработанным ВОЗ), ко­торые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

-органном, или биологическом, что выражается в отклонени­ях от нормального морфофункционального статуса и вызывает на­рушения органов исистем;

- организменном, вызывая ограничение способности к пере­движению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и само­обслуживания;

-социальном, вызывая социальную недостаточность, наруше­ние связей с семьей и обществом.

В соответствии с этой концепцией последствий болезни про­сматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилита­ции — функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологиче­ского процесса, предупреждение осложнений, обострений и ре­цидивов заболевания. Людям с инвалидностью, с уже сложивши­мися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патоло­гическими изменениями, нарушениями функций органов и сис-

тем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности.

Основное, что является общим для реабилитации и лечения, — гго личность больного как высший уровень интеграции жизнедея­тельности. Цель лечения — устранение угрозы жизни больного, ликвидация острых проявлений заболевания или травмы, предуп­реждение осложнений. В фазе выздоровления закрепляются достиг­нутые результаты лечения, осуществляются компенсация утрачен­ных функций и подготовка больного к профессиональному труду, т.е. реабилитация. Медицинская реабилитация выступает началь­ным звеном в системе общей реабилитации и может продолжаться параллельно с любыми другими видами реабилитации. От эффек­тивности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адап­тацию больных и инвалидов к социальному окружению, повыше­ние самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение спо­собностей к решению психологических проблем, налаживанию вза­имоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

Многие заболевания, особенно споражением центральной нерв­ной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к кос­метическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьезному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухуд­шают состояние и могут усугубить развитие болезни. Человек, став­ший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но с социально-психологическими проблемами в семье и на работе. Воз­никают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встает необходимость решения многих проблем, касающих­ся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрица­тельно сказывается на психическом состоянии и обусловливает необходимость оказания психологической помощи.

Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личнойзаинтересованности и вовлеченности индивида в реаби-митационный процесс. Поэтому социально-психологическая по­мощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех папах реабилитации.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обу­чающего, развивающего и воспитательного характера, направлен­ные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и •к ичненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекцион-





ная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, зат­рудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.

В компенсаторно-адаптационной образовательной области учи­тывается специфика дефекта. Коррекционное обучение предпола­гает усвоение социального опыта специальными методами, кото­рые учитывают недостатки психического или физического разви­тия, исправляют эти недостатки и совершенствуют физические ипсихические функции и механизмы компенсации дефекта.

Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод пси­хосоциального воздействия.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвали­дом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.

Цель социальной реабилитации — ресоциализация с восстанов­лением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Осуществление реабилитационных мероприятий возможно толь­ко при условии обеспечения социальной защиты, т. е. системы гаран­тированных государством постоянных и долговременных экономи­ческих, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниче­ний жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвали­дов имеет социальная помощь, которая представляет собой перио­дические или регулярные мероприятия, способствующие устра­нению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспече­ния необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.

Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законода­тельством права и льготы подразделяются на группы в зависимо­сти от формы и периодичности предоставления, от причин инва­лидности, категории предоставляемых льгот и т.п.

Льготы по форме предоставления:

- имеющие «моральную» форму (преимущественное право или
первоочередное право в чем-либо);

- имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекар­
ствами или бесплатное пользование поликлиниками);

- имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление ав­
тотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топ­
ливом).

Льготы по периодичности предоставления:

- имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль­
шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь­
ный ремонт жилой площади);

- имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимо­
сти жилой площади, коммунальных услуг);

- имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в
год или раз в два года в междугороднем транспорте, санаторно-
курортное лечение или его компенсация).

Льготы, предоставляемые в зависимости от причины инвалид­ности:

- инвалидам войны и приравненным к ним категориям;

- инвалидам по зрению;

- инвалидам в результате Чернобыльской катастрофы;

- другим.

Льготы по охвату определенного числа инвалидов:

- предоставляемые всем категориям инвалидам;

- предоставляемые отдельным категориям инвалидов.
Льготы по категориям льгот:

- по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате
пособий;

- получению, приобретению, строительству и содержанию
жилых помещений;

- коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;

- медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию,
санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения;

- обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

- трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

- пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ­
ных и спортивно-оздоровительных учреждений;

- получению услуг учреждений социального обслуживания,
социальной и юридической помощи.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посто­ронней помощи в связи с частичной или полной утратой возмож­ности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осу­ществляемое в государственном, муниципальном и негосударствен­ном секторах системы социального обслуживания.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому (с предоставлением услуг по хозяйству, организации питания, патронажа), при помещении в специальное учреждение (стацио­нар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем

лицами, а также в форме полустационарного обслуживания. При отсутствии признаков социальной недостаточности и при возмож­ности индивида активно участвовать в решении поставленных за­дач, использовании им элементов самоподдержки для ликвида­ции и нейтрализации жизненных критических ситуаций прибега­ют к оказанию адресной кратковременной социальной поддерж­ке одиноких инвалидов.

Важным составным элементом социальной защиты выступает правовая защита инвалидов. Концепция совершенствования про­филактики инвалидности и реабилитации инвалидов может быть реализована только при наличии действенных законодательных основ социальной и правовой защиты инвалидов, осуществлении формирования и регулирования системы реабилитации и трудо­устройства, разработки механизмов деятельности и ответствен­ности руководителей реабилитационных служб и предприятий.

Профессиональная реабилитация ставит целью приобретение но­вой профессии или восстановление профессиональной трудоспо­собности лиц, утративших ее в той или иной степени. Професси­ональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает пере­обучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-про­изводственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего ме­ста к его функциональным возможностям на прежнем предприя­тии; организацию специальных цехов и предприятий с облегчен­ными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

На первых этапах своего развития реабилитация не решала про­блем профилактики инвалидности. Позднее, когда в структуре инвалидности начали преобладать хронические заболевания (со­ставляющие до 70 %), реабилитация приобрела профилактическое направление. Ее объектом стали больные с высоким риском раз­вития инвалидизации. В настоящее время профилактика и реаби­литация относятся к единой системе и неразрывно связаны, так как определенные реабилитационные мероприятия одновремен­но носят и профилактический характер.

Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупрежде­ние развития заболевания, производственных травм, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. При этом обра­щается внимание на наследственность, протекание беременности и родов у матери (профилактика детской инвалидности), условия жизни и работы, вредные привычки. С социальной точки зрения этот вид реабилитации наиболее перспективен. Экономически он более рентабелен, так как позволяет перераспределять финансы с лечебной работы на профилактическую, менее затратную.

Вторичная профилактика проводится после завершения остро­го периода заболевания или лечения последствий травмы, в пе­риод ремиссии хронического заболевания. Ее цель — снижение темпов развития хронических патологических процессов, предот­вращение инвалидизации и осложнений. Медико-социальная реа­билитация будет более эффективна у больных до наступления инвалидности, особенно среди детей. Своевременно проведенные реабилитационные мероприятия позволяют улучшить состояние здоровья и функционирование у 50 —60 % детей.

Третичная профилактика адресована лицам, у которых появи­лись необратимые последствия после перенесенных заболеваний, и инвалидам. Основная профилактическая задача на данном этапе заключается в приостановлении роста и уменьшении инвалиди-зирующих симптомов, поддержании максимального уровня со­циальной полноценности, на которую инвалиды способны в рам­ках существующего заболевания или дефекта.

Лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса — звенья одной непре­рывной цепи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Дайте определение реабилитации, адаптации, ресоциализации.

2. Что собой представляет медицинская, психологическая, педагоги­
ческая, социальная и профессиональная реабилитация?

3. Дайте определение понятиям «социальная защита», «социальная
помощь», «социальная поддержка».

4. В чем заключается профилактика как составная часть реабилита­
ции? Какие существуют виды профилактики?

Литература

1. Зайцев В. П. Психологическая реабилитация больных // Медицин­
ская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Пермь, 1998. — Т. 1.

2. Инвалид и реабилитационный процесс // Социальное обеспече­
ние. - 1998. - № 3.

3. Николаева Л. Ф. Основы медико-социальной реабилитации // Ме­
дицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Пермь, 1998. — Т. 1.

4. ОсадчихА.И. Проблемы инвалидности и реабилитации в Россий­
ской Федерации // Медицина труда и промышленная экология. — 2002. —
№ 4.

5. Паныч П. Б., Синюков Р.Х. Новые социальные технологии реабилита­
ции и адаптации молодых инвалидов // Проблемы и перспективы соци­
ально-экономического развития Самарской области. — Самара, 1997. — Т. 1.

6. Ренкер К. Основы реабилитации: научный обзор: Пер. с нем. — М.,
1980.

7. Смычек В. Б. Основы реабилитации: Курс лекций. — Минск, 2000.

8. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста /
Под ред. Е. И.Холостовой, А. И.Осадчих. — М., 1996.

9. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспо­
собных граждан. — М., 1991.

10. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

С позиций системного подхода к процессу реабилитации пред­полагается две его составляющих: с одной стороны, восстановле­ние здоровья и возможностей социального функционирования самого человека, с другой — готовность и возможность общества признать жизнеспособность инвалида, обеспечить реализацию его прав на равноправное участие в труде и жизни общества.

Системный подход в реабилитации, как указывает П.К.Ано­хин, учитывает клинико-биологический, социально-психологиче­ский, социально-экономический и другие аспекты. Основной эле­мент клинико-биологической подсистемы может быть выражен такими понятиями, как «адаптация», «компенсация». Основным элементом социально-психологической подсистемы принято счи­тать понятия «общение», «отношение», «взаимоотношение». Пси­хологический аспект подразумевает также изучение влияния раз­нообразных психологических факторов на процесс комплексной реабилитации. Социально-экономический аспект реабилитации тес­но связан со стоимостью затрат, экономической рентабельностью проводимых мероприятий. Объединение медицинской, психологи­ческой и социальной моделей реабилитации служит методологи­ческой установкой современной концепции реабилитации и обус­ловливает правильный подход к определению ее целей и задач. С по­зиций системного подхода к реабилитации были разработаны схе­ма этапов и основные принципы реабилитации больных.

Организационно-методические аспекты реабилитации отражены в основных ее принципах:

-единство психосоциальных и биологических методов воздей­ствия;

-раннее начало реабилитационных мероприятий;

- ступенчатость, преемственность и комплексность оказывае­
мой помощи;

- непрерывность и завершенность;

- целесообразность и индивидуальный подход в проведении
реабилитации;

- гибкость в системе реабилитационных воздействий.

На заре реабилитации, при медицинском подходе к ней, недо­статочно учитывались проблемы целостной личности во всех ее многообразных отношениях и связях с окружающей социальной

средой. В последнее пятидесятилетие произошла переориентация большинства профессионалов на восприятие человека как психо­биосоциального существа, на развитие и формирование которого илияют биологические, социально-средовые и психологические факторы. Причем под термином «социальное» понимают все то, что окружает человека в обществе и с чем ему приходится сталки­ваться в жизни.

Согласно этой концепции в реабилитации должны в единстве использоваться психосоциальные и биологические методы воздействия. Реабилитационные усилия должны быть направлены и на орга­низм, и на личность, и на социум.

Принцип раннего начала реабилитации. Реабилитационные ме­роприятия должны начинаться еще на этапе лечения и дополнять его. Вследствие несвоевременного оказания помощи острая пато­логия, дисфункция переходят в хронические формы, а это чрежа-го отрицательными медицинским, трудовым и экономическим ре­зультатами. У детей с врожденной патологией реабилитация должна начинаться буквально с первых дней их жизни. Цель раннего вме­шательства — уменьшить осложнения, предотвратить развитие не­обратимых органических, психологических и функциональных из­менений, воздействие неблагоприятных влияний на трудовые на­выки или потенциальные возможности и тем самым обеспечить максимальную результативность реабилитации.

Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений независимо от места нахождения субъекта — в домашних условиях, в стационаре или учреждении первичной медицинской помощи, в реабилитационном центре, интернате или других социальных учреждениях. В зависимости от сроков болезни или наличия физического дефекта выделяют ран­нюю, этапную и позднюю реабилитацию.

Ранний, или начальный, этап реабилитации имеет целью предотвращение формирования физического и психиче­ского дефекта, явлений «госпитализма». Своевременность ре­абилитационных мероприятий и введение социотерапевтических методов работы с пациентом способствуют сокращению сроков госпитализации, предотвращают развитие иждивенческих, пас­сивно-потребительских стереотипов поведения.

На выбор комплекса реабилитационных мероприятий влияют клиническое, функциональное и психологическое состояние, сте­пень сохранности социальной компетентности индивида. Содер­жание и объемы терапевтических воздействий, цели и методы определяются также типом лечебного или социального учрежде­ния, в котором проводится реабилитация.

При острых заболеваниях или обострении хронических болез­ней первостепенное значение отводится биологической терапии. По мере затухания остроты процесса и редукции болезненной симпто-

матики подключают психосоциальные методы воздействия. Послед­ние, в свою очередь, носят постепенный и нарастающий характер с присоединением различных реабилитационных мероприятий.

На втором этапе реабилитации биологическая терапия обычно ограничивается «поддерживающими» дозами лекарствен­ных средств, а на первое место выступает психосоциальная кор­рекция. На данном этапе основное внимание уделяется обучению жизни с инвалидностью, повышению активности в обычной жиз­ни, восстановлению трудоспособности, привычных социальных ролей.

Поздняя реабилитация используется для инвалидов с много­летним стажем и направлена на поддержание или восстановление навыков самообслуживания, социальной ориентации в быту и средовом окружении, простейших трудовых навыков.

Принцип многоплановой преемственности и комплексности подра­зумевает проведение реабилитационных мероприятий специали­стами разного профиля и на разных уровнях — внутриведомствен­ном или межведомственном. Организация мероприятий строится по принципу «звезды»: медицинская, психологическая, соци­альная, педагогическая, профессиональная реабилитация. Эффек­тивность реабилитационных мероприятий во многом будет опре­деляться возможностью проведения необходимого в каждом кон­кретном случае комплекса медицинских и социотерапевтических приемов и осуществления полипрофессионального бригадного подхода к оказанию помощи.

Идеальным является возможность проведения комплексной реабилитации в одном учреждении (например, реабилитационном центре) с использованием знаний и опыта не одного профессио­нала, а команды, бригады специалистов. В бригаду включаются специалисты, необходимые для ведения каждого конкретного че­ловека с его индивидуальными потребностями. Обычно это врач, психолог, методист по лечебной физкультуре, массажист, физио­терапевт, социальный работник, окуппациональный терапевт (тру-дотерапевт, культтерапевт), при необходимости — логопед, со­циальный педагог и т.д. Бригадный подход обоснован, прежде всего, тем, что ни один участник терапевтической команды не в состоянии в одиночку воспринимать всю полноту информации о подопечном в окружающей его действительности. Каждый член бригады дополняет усилия других, и совместно принимается оп­тимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения — биологический, личностный и соци­альный. Важно в такой работе совместное обсуждение проблем подопечного с участием в этом его самого и желательно членов его семьи. Такая тактика позволяет не только выработать единый для всех членов команды взгляд на объект и процесс реабилита­ции, найти общий язык между специалистами, но и включить в

активную работу самого реабилитируемого и его ближайшее ок­ружение. Бригадная работа не только улучшает обслуживание по­допечного, но и способствует личностному и профессиональному росту занятых в ней специалистов, стимулирует их творчески, фор­мирует своеобразный стиль взаимоотношений между собой и с субъектом реабилитации.

При необходимости оказания помощи в различных учрежде­ниях, особенно принадлежащих разным ведомствам (здравоохра­нения, социального обеспечения, образования, культуры), важ­но обеспечить комплексный подход к удовлетворению потребно­стей реабилитируемого и единые терапевтические стратегии, со­гласовать действия отдельных лиц или органов.

Рационально параллельное проведение мероприятий с посто­янно увеличивающейся функциональной и смысловой нагрузкой, от простых процессов к сложным, т. е. поэтапно. Реабилитацион­ные мероприятия могут проводиться последовательно лишь при невозможности обеспечения параллельного процесса или при на­личии технологических его особенностей.

Каждый этап и вид реабилитации должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должен знать больной (инвалид) и к достижению которой он должен стремиться имеете со специалистами, так как неоправданный оптимизм или пессимизм могут дискредитировать реабилитацию как вид помо­щи и причинить ему вред. Достижение ожидаемого эффекта повы­шает уверенность в собственных силах и возможностях, позволяет успешно двигаться шаг за шагом к намеченной окончательной цели. Стратегической целью будут повышение самосознания лич­ности и ее социальной активности, адаптация к новым условиям жизни или возвращение к прежнему полноценному уровню соци­ального функционирования с восстановлением семейных, трудо­вых и других социальных связей.

Непрерывность реабилитации выступает краеугольным камнем эффективности. Длительность реабилитационного процесса опре­делятся потребностью в каждом конкретном случае — от несколь­ких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завер­шенной только тогда, когда личность во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня максимально возможно­го и приближенного к доболезненному.

На протяжении многих десятилетий в отношении инвалидов осуществлялась практика содержания их в специализированных больницах или интернатах. Это усугубляло стремление лиц с огра­ниченными возможностями к изоляции от общества. Установле­но, что в результате пребывания в течение нескольких лет в уч­реждениях закрытого типа, без естественного контакта с внешним миром, инвалиды обычно теряют навыки общения и жизнеобес­печения. Развивается явление «госпитализма», при котором паци-

енты боятся выйти из этих учреждений в обычную жизнь, не мо­гут найти свое место среди «здоровых», опасаются встречи с труд­ностями и неизвестностью.

Концепция психосоциальной реабилитации подразумевает ока­зание помощи вне стационарных учреждений, в естественном окружении. Взаимоотношения инвалида со средой являются важ­нейшим фактором реабилитации и социализации. В понятие «со­циальная среда» входят семья, лица, с которыми человек обща­ется на работе, учебе, в часы досуга, а также врачи, социальные работники, члены общественных организаций и групп самопо­мощи.

Особое значение имеет окружающая социальная среда для вос­питания и социализации ребенка. От того, каким способом осу­ществляется подготовка ребенка к взаимодействию с социумом, начиная от социально-ролевой игры и общеобразовательной уче­бы в период первичной социализации до формирования профес­сиональных намерений и ориентации, зависит готовность инди­вида к будущей профессиональной и общественной деятельности. Большое значение для ребенка с особыми нуждами имеет кон­такт со сверстниками. Он ведет к личному самоутверждению и формированию самосознания, через которое происходит самооп­ределение личности. Чтобы придать процессу социализации уп­равляемый характер, исключить элемент стихийности процесса, различными психолого-педагогическими приемами обеспечива­ют создание воспитывающей среды, организацию воспитатель­ной работы по развитию (или коррекции) личностных особенно­стей детей-инвалидов.

Характер общения и отношений инвалида с окружающими людь­ми во многом зависит не только от его личностных особенностей, но и от восприятия его окружением, готовности последнего ока­зать помощь и поддержку. Эффективность реабилитации заметно повышается, если она проводится в коллективе — в реабилитаци­онном центре, общественных организациях, а для детей — в до­школьных и образовательных учреждениях с интегративными фор­мами обучения (вместе с другими сверстниками).

Если человек длите

Наши рекомендации