Пищевая добавка от солнечных ожогов.
Правильно подобранная диета снижает воспаление и окислительный стресс. А ведь эти две напасти сопровождают не только ожирение и метаболический синдром, но и многие другие процессы, например, солнечные ожоги
Коже вредно ультрафиолетовое излучение. Оно бывает двух типов: А и В. UVB обжигает кожу, а UVA проникает в более глубокие ее слои и оказывает долговременное действие, вызывая сухость, морщины, потерю эластичности, то есть комплекс признаков, называемый фотостарением (рис. 4). И ожоги, и фотостарение сопровождаются воспалением и образованием активных форм кислорода (АФК). Поэтому резонно предположить, что антиоксиданты защитят кожу от ультрафиолета. Эту гипотезу уже несколько лет проверяет группа итальянских и испанских ученых [3].
Рисунок 4. Ультрафиолетовое излучение вызывает ожоги и старит кожу.
Сначала исследователи показали, что экстракты розмарина и цитрусовых снижают окислительный стресс и уровень повреждения ДНК в культуре клеток, облученных UVB. В качестве маркера окислительного стресса они использовали малондиальдегид, который образуется в результате реакции АФК с кожными липидами. Затем ученые провели небольшое исследование на добровольцах и убедились, что комбинация экстрактов увеличивает дозу облучения, вызывающую ожог. Они запатентовали свои экстракты и продолжили исследования.
Ученые провели два эксперимента, краткосрочный и длинный. В обоих участвовали здоровые женщины европейского типа. Во время эксперимента их просили избегать искусственных и естественных ультрафиолетовых лучей и не принимать препараты, содержащие антиоксиданты. У дам предварительно определили минимальную эффективную дозу (МЭД), вызывающую ожог. Для этого кожу на внутренней стороне облучали возрастающими дозами ультрафиолета и отмечали минимальную, при которой спустя сутки-двое возникает ожог. Исследователи тестировали экстракт грейпфрута и розмаринасодержащий 35 эквивалентов галловой кислоты (меру антиоксидантного потенциала), более 7% фенольных соединений розмарина и более 20% флавоновых соединений грейпфрута на 100 г сухого веса.
В краткосрочном исследовании изучали влияние экстракта на возникновение солнечного ожога. В нем приняли участие пяь женщин, средний возраст 31 год. В первый день участницы приняли 100 или 250 мг экстракта, а спустя 15 —30 минут их облучали ультрафиолетом в минимальной эффективной дозе и определяли, через какое время покраснеет кожа. На четвертый день все пять участниц получали плацебо и те же дозы облучения. В третьем раунде, на седьмой день, те, кто раньше получал 100 мг экстракта, теперь получали 250, и наоборот. Оказалось, что прием экстракта в обеих дозах смягчает действие ультрафиолета: кожа меньше краснеет, краснота быстрее проходит. Разница между действием экстракта и плацебо особенно заметна спустя сутки.
В долгосрочном исследовании проверяли влияние экстракта на состояние кожи. В нем участвовали 90 женщин, средний возраст 52 года. Их разделили на три равные группы, принимавшие 100 и 250 мг экстракта или плацебо ежедневно на завтрак в течение дух месяцев. По окончании курса у них повторно определили МЭД, а также содержание малондиальдегида в верхнем слое кожи, глубину морщин и эластичность кожи. Оказалось, что толерантность кожи к ультрафиолетовому излучению выросла: МЭД увеличилась на 27— 30%. Глубина морщин уменьшилась на 15%, эластичность кожи возросла на 4—5 %. Экстракт доз-зависимо уменьшал как фоновый уровень малондиальдегида в крови, так и его содержание после облучения: доза 100 мг — на 19 и 20%, соответственно; 250 мг — на 33 и 22%.
Это масштабное исследование подтвердило предыдущие результаты: экстракт улучшает состояние кожи, снижает фоновый уровень АФК, ослабляет окислительный стресс и уменьшает восприимчивость кожи к УФ-излучению. Однако эффект может зависеть от оттенка кожи, и этот аспект его действия пока не изучен.
Исследователи отмечают, что кратковременное действие экстракта слабее долговременного. Он лучше подготавливает кожу к возможным повреждениям, чем восстанавливает уже полученные. Но и долговременный эффект относительно небольшой. Скажем, участница могла пробыть на солнце, не обжигаясь, 20 минут, а спустя два месяца этот срок увеличивается до 26 минут. Кроме того, экстракт не защищает от образования морщин, они просто стали менее глубокими. Так что экстракт пока не заменит солнцезащитный крем — средство более мощное, к тому же лучше изученное, а, следовательно, и более надежное. При желании экстракт можно использовать в дополнение к крему.
Не будет ли экстракт действовать сильнее, если увеличить дозу? Вряд ли. Во всяком случае, ощутимой разницы между дозами 100 и 250 мг экстракта нет. К тому же больше не значит лучше: избыток антиоксидантов может повредить. Ученые предполагают, что имеет смысл увеличивать не дозу экстракта, а срок его приема, эту гипотезу им предстоит проверять.
В ожидании результатов некоторые люди интересуются, не стоит ли им ежедневно есть розмарин и грейпфрут. Если им нравится, то пожалуйста. Для достижения аналогичного эффекта нужно ежедневно съедать щепотку розмарина и выпивать стакан свежеотжатого грейпфрутового сока — количество, вполне доступное.
1. Vlassara H. et al., «Oral AGE restriction ameliorates insulin resistance in obese individuals with the metabolic syndrome: a randomised controlled trial». Diabetologia. 2016. 59. 2181-92. doi: 10.1007/s00125-016-4053-x.
2. Rock Ch. L. et al., « Effects of diet composition on weight loss, metabolic factors and biomarkers in a 1-year weight loss intervention in obese women examined by baseline insulin resistance status». Metabolism. 2016. 65. 1605–13. doi: 10.1016/j.metabol.2016.07.008
3. Nobile V. et al., «Skin photoprotective and antiageing effects of a combination of rosemary (Rosmarinus officinalis) and grapefruit (Citrus paradisi) polyphenols». Food Nutr Res. 2016. 60:31871. doi: 10.3402/fnr.v60.31871.
Заболевания / Нарушения, Здоровье, Питание
fitness-pro.ru