Напутствие нетерпеливому читателю

Если вы, осилив почти половину этой книги, по-преж­нему считаете, что отступления, которых в ней немало, не имеют прямого отношения к теме и только снижают динамику повествования, то должна с огорчением кон­статировать, что вы так ничего и не поняли. Точнее, не поняли главного: эта книга не о вкусной и здоровой пище. И не о том, как с помощью кратковременных диет или чудодейственных методик, включающих в себя неко­торые временные ограничения в питании, восполнять ущерб, нанесенный вашему здоровью десятилетиями пре­дыдущей жизни.

В общепринятом смысле этого слова методики Шата­ловой нет, есть система Шаталовой—Система Естествен­ного Оздоровления. Чтобы вам яснее стало различие между этими двумя понятиями, приведу пример из близ­кой мне области хирургии.

Если бы вам хоть раз довелось побывать в современ­ной операционной, вы бы увидели, какое множество хит­роумных аппаратов окружает хирургов. Одни из них предназначены для обезболивания, другие контролируют важнейшие показатели жизнедеятельности организма, третьи в любой момент готовы заменить тот или иной орган человеческого тела, если тот вдруг остановится или будет работать не в полную силу.

Сколько сверкающих никелем хирургических инстру­ментов лежит под руками медицинской сестры, которая готова по первому вашему слову или жесту выбрать и подать нужный.

А теперь представьте на минуту, что вы сами и хи­рург, и одновременно больной. Вам, и только вам надо выбрать инструмент, с помощью которого можно было бы привести ваш заболевший организм в норму. Таких инструментов в вашем распоряжении если не тысячи, то сотни наверняка.

Это те самые методики, с которыми все большее число людей связывает свои надежды на здоровье. И дей­ствительно, многие из них, известные человечеству с не­запамятных времен, могут принести и приносят людям исцеление от болезней. Но все они страдают одним недо­статком: они помогают организму в трудную минуту, тогда как главное—не мешать ему.

Человеческий организм—совершеннейшая саморегу­лирующаяся и самообновляющаяся целостная система. Не мешайте ему своим нездоровым, идущим вразрез с предписаниями природы образом жизни, и он отблаго­дарит вас гармонией полного духовного, психического и физического здоровья.

И свою задачу я вижу не в том, чтобы натолкнуть вас на какую-то неизвестную методику или «изобрести» соб­ственную—самую чудодейственную. Я хочу одного — чтобы вы поняли, наконец, что ваше здоровье в ваших руках. И по мере своих сил стараюсь дать вам знания о том, в каких условиях нуждается ваш организм, чтобы жить и работать в строгом соответствии с заложенными в него природой программами.

Эта книга о Человеке, его месте в живой природе, о ее законах, нарушение которых карается сурово и неотв­ратимо. Работая над книгой, я ставила своей целью предостеречь вас от излишней самонадеянности и по­спешности, показать, к каким печальным последствиям приводит нас незнание, которое, как и в юриспруденции, не освобождает от ответственности за нарушение законов и предписаний природы.

Слепая вера в чудеса беспредметна, так как подлин­ным чудом можно считать лишь то, что не укладывается в рамки законов, управляющих жизнью Вселенной, всего сущего в ней. И если подобное «чудо» вдруг обнаружит­ся, то век его будет недолгим. Сказанное в полной мере можно отнести к «чудесной» человеческой цивилизации, провозгласившей свой суверенитет по отношению к при­роде. По космическим меркам она, цивилизация, пребы­вает в младенческом возрасте, из которого вряд ли успеет выйти, если не отвыкнет от соски-пустышки расхожих стереотипов и беспочвенных притязаний на свою исклю­чительность. Мы действительно не можем ждать мило­стей от природы, но наша задача не вырывать их у нее силой, а добиваться всего своим законопослушанием.

Повторяю эту истину еще и еще раз, поскольку без осознанного ее принятия как руководства к неукоснитель­ному исполнению на протяжении всей оставшейся жизни вам действительно останется лишь уповать на чудо. Ни­какие методики, рецепты и рекомендации, никакая «жи­вая» вода, ни черная, ни белая магии вам не помогут. «Порчу», которую вы наводите сами на себя, ни один колдун, ни один шаман с вас не снимет.

А теперь, после такого вот бодрящего напутственного слова перейду непосредственно к рассказу о лечебно-профилактическом эффекте целебного питания. И начну с его профилактического эффекта. Но не потому, что с благоговейным трепетом отношусь к изрядно обветша­вшей от частого употребления мысли, призванной убе­дить нас в том, что «болезнь легче предупредить, чем излечить». Если исходить из этого утверждения, то неиз­бежно придешь к логическому заключению, что един­ственной целью праведной жизни является предупрежде­ние болезни. Признаться от одной этой мысли бросает в дрожь.

И если я с такой настойчивостью отстаиваю идею здорового образа жизни, каким его себе представляю, исходя из добытых наукой фактов, то потому лишь, что для меня здоровье—это не просто отсутствие болезни, а такое состояние организма, при котором наиболее пол­но раскрываются все таланты и способности человека, реализуются его потребности в любви, дружеском обще­нии, творчестве. И если я говорю о лечебно-профилак­тическом эффекте Системы Естественного Оздоровления и входящего в нее целебного питания, то имею в виду прежде всего профилактику эгоизма, бездуховности, рав­нодушия, черствости, злобы, жестокости, зависти, жад­ности— всего, что отравляет и укорачивает жизнь чело­века и окружающих. Избавьтесь от червоточин, разъеда­ющих вашу душу, от поклонения своему желудку, и вы никогда не будете знать страданий, связанных с самыми распространенными и безжалостными болезнями—сер­дечно-сосудистыми и онкологическими.

Глава XI ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Два слова о саморегуляции

На предыдущих страницах я упоминала о том, что главная причина хронических заболеваний сводится к на­рушению естественной, природной саморегуляции орга­низма. Поэтому прежде всего, как вы догадываетесь, важно не допустить такого нарушения. А для этого необ­ходимо усвоить некоторый минимум знаний об условиях, которые помогут нам решить столь непростую в об­становке тотального пренебрежения законами и интере­сами природы задачу.

Для начала несколько слов о том, что такое саморегу­ляция организма вообще и как она осуществляется.

Даже в простейшем одноклеточном организме су­ществует множество систем, обеспечивающих его жиз­недеятельность. Одни из них дают ему возможность извлекать из окружающей среды энергию и вещество, другие—утилизировать их. Третьи обеспечивают удале­ние из клетки так называемых шлаков—твердых, жидких и газообразных, образующихся в процессе обмена ве­ществ. Четвертые «ответственны» за размножение клет­ки. И все эти системы должны не только действовать предельно четко, слаженно, но и своевременно откли­каться на любые изменения в окружающей клетку среде, т. е. обладать гибкостью, пластичностью, способностью менять характер и интенсивность происходящих в них химических реакций, физических и физиологических про­цессов.

А теперь представьте, как усложняется задача саморе­гуляции в человеческом организме, состоящем из милли­ардов таких клеток, образующих отдельные органы на­шего тела, которые, в свою очередь, объединяются в сложнейшие системы. Если же учесть, что человеку приходится работать в запыленных забоях угольных шахт, в отравленном воздухе химических цехов, в пятиде­сятиградусные морозы и в пятидесятиградусную жару, в разреженном воздухе высокогорья или в водолазном скафандре при давлении в десятки атмосфер, то нетрудно понять, что без совершеннейшей системы саморегуляции мы просто не могли бы существовать. При этом ис­пользуется все многообразие средств, имеющихся в рас­поряжении природы,—регуляция с помощью закодиро­ванных информационных программ, энергетического, хи­мического и физического воздействия на системы, принимающие адресованные им сигналы-команды. Если бы нам удалось подсчитать количество таких сигналов-команд, подаваемых в минуту в организме одного только человека, то их, вероятно, оказалось бы неизмеримо больше, чем тех, которые отдаются за сутки в таком огромном многомиллионном городе, как Москва, со все­ми его учреждениями, конторами, фабриками, заводами, школами, учебными и научно-исследовательскими инсти­тутами, транспортными коммуникациями и средствами связи, миллионами используемых в них ЭВМ и других управляющих устройств.

А теперь попробуйте ответить на такой вопрос: поче­му при производстве относительно простых полупровод­никовых деталей для ЭВМ мы создаем стерильно чистые цеха, где ведется строгий учет каждой лишней пылинки в кубометре воздуха, поддерживается определенная тем­пература и влажность, и совершенно не заботимся о соб­ственном организме, мельчайшая клетка которого уст­роена в десятки тысяч раз сложнее, чем самая быстродей­ствующая вычислительная машина? Можно только поражаться тому, что механизмы, регулирующие его дея­тельность, выходят из строя лишь через четыре-пять десятков лет, а не в первые же годы жизни. Впрочем, и онкологические заболевания, особенно рак крови, стре­мительно молодеют и все чаще поражают детей, распла­чивающихся за ошибки своих родителей.

Все это я говорю для того, чтобы вы осознали, нако­нец, что здоровье, как и честь, надо беречь смолоду. Здоровье духовное, психическое и физическое. Причем духовному здоровью придаю первостепенное значение. Настолько большое, что, если за помощью ко мне об­ращается человек духовно ущербный, неполноценный, я отказываю ему. Потому что злоба, зависть, ненависть, мелочность, жадность, господствующие в его душе, разъедают здоровье с постоянством кислоты, растворяющей самый прочный металл. И любое лечение в таких услови­ях не принесет исцеления.

Наши рекомендации