Часть третья ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ

ЭФФЕКТ ЦЕЛЕБНОГО ПИТАНИЯ

Глава X ТУПИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Утопающий хватается за... экстрасенса

Успехи классической медицины в борьбе с инфекцион­ными заболеваниями неоспоримы. Но в настоящее время пышным цветом расцвели хронические болезни, которые косят людей не менее успешно, чем инфекционные. Прав­да медицинская статистика долгое время баюкала нас данными, которые, казалось бы, свидетельствовали о ро­сте средней продолжительности жизни людей. Однако стоит посмотреть вокруг, сняв розовые очки статистики, и вы убедитесь, что положение если и меняется в лучшую сторону, то такими черепашьими шагами, которые несо­измеримы с гигантскими затратами на развитие медици­ны. Фактически люди так и не вышли из своего 70— 80-летнего предела даже в самых цивилизованных стра­нах. Отражение этого факта в общественном сознании нагляднее всего проявляется в нарастающем недоверии к официальной медицине и массовом увлечении нетради­ционными ее направлениями. Героями дня стали сегодня экстрасенсы, колдуны, шаманы, народные целители, предлагающие быстрые и эффективные методы лечения.

При всем моем глубоком уважении ко многим из них я не могу не видеть, что не им суждено стать первопро­ходцами на долгом пути к духовному, психическому и физическому здоровью человечества. В них больные люди видят ту соломинку, которая даст им возможность спастись, не поступаясь ни одной из своих привычек, ни одним из своих пристрастий, удовлетворение которых дает им ощущение психологического комфорта. На этих привычках и пристрастиях веками паразитируют многие недобросовестные политики, которые чаще всего адресу­ются не к разуму человека, а к его желудку, поскольку слишком часто головной мозг является не более чем придатком желудка и используется лишь для изыскания средств к удовлетворению нездоровых прихотей и при­страстий.

Должна огорчить таких «мыслителей»: вы можете обмануть себя, но не природу, законы которой просты, разумны и исключительно целесообразны. Любые ваши излишества, в какой бы сфере жизни они ни проявлялись, будут оплачиваться съеживанием и без того крошечного лоскутка шагреневой кожи, которому уподобил наше земное бытие великий писатель. Мы должны понять до смешного простую истину: свобода человека определяет­ся не нашими земными конституциями и сводами зако­нов, а великими предписаниями природы. Следуйте им, и рухнут «берлинские стены», отделяющие нас от окружа­ющего мира. Человек станет свободным, здоровым, счастливым гражданином Вселенной.

Но путь к действительно светлому будущему, а не к тому «земному раю», в котором, по обещаниям поли­тиков, получат материальное воплощение все наши меч­ты и желания, произрастающие чаще всего из деформи­рованного быта, лежит только через единение с приро­дой, через познание ее законов. Здесь первое слово принадлежит ученым, прежде всего ученым-биологам, влияние которых на развитие цивилизации сегодня нич­тожно. Не потому, что им нечего сказать людям. Беда в другом. В том, в частности, что, открывая все новые факты, расширяющие наши представления об «устройст­ве» живой материи, законах и принципах, определяющих ее развитие, одни ученые считают своим долгом популя­ризировать их, а другие предпочитают отмахиваться от нового. Забывая при этом, что знания (подчеркиваю — знания), а не идеи, овладевшие массами, становятся не просто материальной, а единственной в мире силой, ко­торая способна остановить все ускоряющийся бег со­временной цивилизации к пропасти небытия. И с этой точки зрения открытие упоминавшегося в предыдущих главах явления саморегуляции, свойственного живым ор­ганизмам, а также использование законов видового пита­ния неизмеримо важнее для развития человечества, чем самые сверхбыстрые поезда и самолеты, автомобили и морские лайнеры, сверкающие пылесосы, полотеры и многое другое, что порой ассоциируется в нашем созна­нии с прогрессом человечества.

В свете этого открытия тускнеет многоцветье ярких упаковок с мертвыми, лишенными целебных свойств про­дуктами питания, утратившими свои биологические свойства после обработки в котлах и агрегатах «фабрик смерти»—современных предприятий пищевой промыш­ленности.

А в каком тупике оказывается вся наша медицина, построенная на медикаментозном лечении симптомов бо­лезней, если вспомнить о последних исследованиях фи­зиологов, неопровержимо свидетельствующих о том, что природа при создании бактерии и кита, земляного червя и человека—всех живых организмов вообще—использу­ет очень небольшое число однотипных функциональных блоков, процессов и механизмов. Это относится и к чело­веческому телу. Сердце, почки, печень, кишечник, мозг— все живые ткани, составляющие в совокупности организм человека, представляют собой конструкции, в которых использованы однотипные элементы. Поэтому лекарства, применяемые для лечения, скажем, «зашалившего» серд­ца, неминуемо окажут отрицательное воздействие и на другие, пока еще здоровые органы.

Поэтому я всегда утверждала и утверждаю: надо не лечить болезни, а устранять их причины. О них я тоже говорила более, чем достаточно.

Главная из причин—нарушение природного равнове­сия в такой сложно организованной, саморегулируемой и самообновляемой системе, как наш организм. И здесь самое время вернуться к началу этой главы, где обраща­лось внимание на тот факт, что ныне пальму первенства в уничтожении людей «перехватили» хронические заболе­вания, сильно потеснившие в этом плане инфекционные.

Враги или друзья?

Прежде чем продолжить разговор на предложенную тему, приведу один малоизвестный читателю факт. Лишь совсем недавно американские ученые установили, что гемолизирующий стрептококк, разрушающий эритроци­ты крови, одновременно является одним из эффективных средств борьбы с опухолевыми заболеваниями.

Попробуем осмыслить значение этого факта в более широком плане, безотносительно к теме лечения рака. Задумаемся, насколько разумны мы, объявив войну не на живот, а на смерть тем крошечным существам, которые густо заселили нашу планету. Мы вдыхаем их с атмо­сферным воздухом, впускаем в свой организм с пищей и водой, через мельчайшие изъяны в коже, не говоря уж о царапинах, ранах и ожогах—этих гостеприимно рас­пахнутых калитках и воротах для микробов. Мы без конца призываем бороться с ними: пить только кипя­ченую воду, мыть руки, овощи и фрукты перед едой и т. д., и т. п.

А теперь представьте, что по мановению волшебной палочки все микробы и бактерии исчезли с лица земли. Что произойдет? Может быть наступит рай земной и мы забудем все свои тревоги и заживем здоровой, счастли­вой жизнью? Да ничего подобного, мы погибнем, как только последний микроб отправится в мир иной. Даже тех ничтожно малых знаний о наших крошечных сограж­данах по планете Земля, которыми мы на сегодняшний день располагаем, достаточно, чтобы понять это. Начать с того, что мы с вами лишимся тех незаменимых амино­кислот и витаминов, которые вырабатываются микро­флорой нашего кишечника.

Мы потеряем и других наших микропомощников — азотфиксирующих бактерий, населяющих наши дыха­тельные пути и кишечник. Об их существовании здесь не подозревают даже многие специалисты, не говоря уж о подавляющем большинстве людей, далеких от науки. А ведь именно они, эти бактерии, круглосуточно постав­ляют нам тот самый связанный атмосферный азот, из которого в нашем организме вырабатываются драгоцен­ные белки, что снижает расходы энергии на поглощение, переваривание, всасывание питательных веществ пищи, сокращает наши потребности в ней.

Я умышленно не говорю здесь о других микроор­ганизмах, используемых при выпечке дрожжевого хлеба, производстве пива и горячительных напитков, кисломо­лочных продуктов, поскольку все это я отношу к тем «достижениям» человеческого разума, которые не добав­ляют нам ни разума, ни здоровья.

Так как же нам строить свои отношения с этим ог­ромным миром микроскопических живых существ? Про­должать делить их на полезные и вредные? Но ведь и сами понятия пользы и вреда порождены нашей не­способностью воспринимать мир в его диалектическом единстве, нашей привычкой все его многообразие «при­мерять» на себя и нужное нам, а тем более доставляющее чувство наслаждения, безоговорочно зачислять в разряд полезного, остальное же относить к категории вредных или нейтральных. Разваливать таким вот лихим сабель­ным ударом окружающий нас мир пополам, как гово­рится, «до седла»—дело достаточно привычное для мно­гих. Благо, большого ума и знаний для этого не тре­буется. Поэтому адресуюсь к тем, кто еще не утратил способности здраво мыслить. Их, думаю, все же боль­шинство.

Зададимся вопросом: полезна ли рыбам и другим обитателям озер и рек, морей и океанов вода? Конечно, скажете вы, это же среда их обитания, без нее они просто не смогли бы существовать. Но ведь и мы с вами не можем существовать без микроорганизмов—этой суб­станции живой материи, «затопляющей» всю Землю, со­ставляющей такую же оболочку планеты, как газообраз­ная атмосфера. Мы ее неотъемлемая часть и не можем отгородиться от нее никакими искусственно создаваемы­ми барьерами. А если и пытаемся, то неизменно терпим поражение, не всегда даже осознавая это.

Возьмем тот же пример с гемолизирующим стрепто­кокком. Не обрушивайся мы на него всей мощью фарма­цевтической промышленности, может статься, что его присутствие в нашем организме обернулось бы не бедой, а благом, и количество онкологических заболеваний за­метно поубавилось бы.

Но он же разрушает эритроциты крови, напомните вы. Конечно. Однако в природе нет ничего, что было бы всегда и безоговорочно полезно тому или иному отдель­но взятому биологическому объекту. Полезность обяза­тельно соседствует с вредностью, добро всегда проти­востоит злу, борется с ним. Причем нередко случается, что считавшееся еще вчера злом завтра может обернуться добром, что избыток добра тоже окажется злом. Все должно находиться в естественном равновесии. Но кто же обеспечивает такое равновесие? Сам живой организм. Правда, организм не искусственный, сформировавшийся и развивающийся в отрыве от природы (таких вы там, кстати, и не найдете, если не считать человека и его окружение), а естественный, безоговорочно подчиня­ющийся ее законам и уложениям. Для этого он рас­полагает весьма действенными средствами, главным из которых является система иммунной защиты. О том, что такое иммунитет, какова его роль в жизнедеятельности нашего организма, стоит поговорить подробнее.

Наши рекомендации