Образы выведения мертвых клеток из организма

Мы уже говорили, что способ представления процесса выведения мертвых и уми­рающих клеток из организма отражает то, насколько вы доверяете естественному функционированию своего тела. Некоторые из наших пациентов включают в ви­зуализации что-то вроде волшебства или чуда, благодаря которому мертвые рако­вые клетки выводятся из их организма. Это тоже одна из форм проявления веры в могущество рака, поскольку даже когда раковые клетки мертвы, они все-таки продолжают обладать такой силой, требующей вмешательства потусторонних сил.

Представить себя здоровым

Ваша главная задача — выздороветь, и поэтому очень важно то, как вы представ­ляете себе возвращение здоровья, жизненной силы и энергии. Если вам удается увидеть, что белые кровяные тельца и проводимое лечение побеждают рак, но трудно вообразить себя здоровым, вполне вероятно, что вы не очень верите в возможность выздоровления. Попробуйте представить себе, как вы занимаетесь чем-то, что сейчас не можете сделать из-за болезни, или постарайтесь почувство­вать себя так, как если бы вы были здоровы. Выберите какой-то момент своей жизни, когда вы чувствовали себя максимально здоровым. Постарайтесь вспом­нить это ощущение и перенесите его на настоящее.

Достижение поставленных целей

Постановка целей — очень существенный этап работы с воображением (мы под­робнее обсудим его в четырнадцатой главе). Если вам трудно представить себя здоровым и занятым какими-то интересными и приятными делами, это может свидетельствовать о ваших сомнениях в возможности поправиться. Постарайтесь вообразить, что вы достигаете поставленных целей, и это доставляет вам удоволь­ствие.

Рисунки и их интерпретации

Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуализации образы по од­ной простой причине. Рисунок фиксирует представления, свойственные вам в определенный момент времени, так что позже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов сделать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем рассказать. Сравнивая символы, изображенные во время первого сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развиваются отношения наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем менялись визуализации и представления отдельных пациентов.

Бетти

Впервые у Бетти обнаружили рак груди в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну грудь. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй груди, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, лечилась она с помощью химиотерапии.

Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале нашей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что белые кровяные тельца победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку «как пираньи» - знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о силь­ной злобе и враждебности, и действительно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого времени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе белых кровяных телец.

Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у нас некоторое сомне­ние. Во-первых, раковые клетки нарисованы довольно большими, или же это рак изображен как однородная масса. Лучше, когда пациенты могут различать от­дельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно разглядеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое дей­ствует на них подавляюще. Второе, что смутило нас в визуализации Бетти — это изображение химиоте­рапии в виде заостренных стрел.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 2. Первая визуализация Бетти. Хорошо видны ее гнев и враждебность.

Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и нередко отражает страх перед лечением и представление пациента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии, оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в не­сколько другом виде, скажем, в виде «лекарственной мази», которая целенаправ­ленно втирается в каждую раковую клетку.

На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спустя (рис. 3), пира­ньи (белые кровяные тельца) все еще присутствовали, но их зубы стали несколь­ко меньше, хотя они и продолжали оставаться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рассказала группе, как все последнее время работала с этой проблемой.

Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, переплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в одиночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые болезнью на второй план.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 3 Визуализация Бетти шесть месяцев спустя

Бетти где-то усвоила неверные представления о предраковых клетках, и на этом рисунке изобразила их в виде штопоров. Кое-где даже кажется, что они нападают на белые кровяные тельца. Она решила, что предраковые клетки спо­собны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения — не­верно.

Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психо­логом-консультантом в своем родном городе.

Дженифер

У тридцатилетней Дженифер был обнаружен широко распространившийся рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая женщи­на, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные по­требности.

Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визу­ализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изобра­жен в виде ледяной глыбы, а белые кровяные тельца — в виде солнца, лучи которого растапливают этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, которым посыпался рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку «раковое чудовище». Очевидно, слово «чудовище» отражало ее страх перед раком и одно­временно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (белые кровяные тельца) способно растопить глыбу льда, оно все же является слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно растапливает рак.

Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощущении еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесоспла­ва, а один единственный человечек, символизировавший белые кровяные тельца, пытался устранить этот завал.

Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тогда они останутся не изме­ненными, то есть раковыми клетками, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего одно такое белое кровяное тельце, Дженифер вряд ли справится с образовавшимся завалом.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис4 Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи

Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы прорвать завал накопившихся в ее жизни проблем (люди, изоб­ражающие всего одно белое кровяное тельце, обычно ощущают, что если им предстоит что-то совершить, то делать это им придется в одиночестве, без посторонней помощи, и это еще больше усиливает их чувство беспомощности и безнадежности).

Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, потихоньку капавший на рак, опять-таки обозначенный «раковое чудовище» и, по всей видимости, не наносивший ему серьезного вреда. Само чудовище выг­лядело достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи

Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состоянии полного заме­шательства, ее образы постоянно менялись, и она не верила в то, что химиотера­пия или ее собственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак.

Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значи­тельные положительные изменения. Ее белые кровяные тельца теперь выглядели как злые акулы с острыми зубами. Для Дженифер проявление каких-то призна­ков злобы и агрессии — а акулы бесспорно агрессивны — было большим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо меньше и менее зловредны. К сожале­нию, между акулами и раковыми клетками не происходило никакого взаимодей­ствия, более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессив­ность на химиотерапию (которая удивительным образом напоминала «раковые бревна» с первого рисунка).

Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни:

Дженифер была явно враждебно настроена против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрес­сивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник, ее неприятностей. Несмотря на злость, которую она испытывала к химиотерапии, образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя назвать сильным лекарственным препара­том, что свидетельствовало о слабой вере в результаты лечения.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя

Хотя таблетки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодей­ствия между химиотерапией и раком.

По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на главный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед.

Гленн

Гленну было пятьдесят лет, и он работал психологом в клинике. У него был рак почки с метастазами в легкие, но уже в течение четырех лет болезнь не прогресси­ровала. Поскольку при этом виде рака химиотерапия не назначалась, он не полу­чал никакого лечения.

На своем первом рисунке Гленн изобразил рак, окруженный белыми кровя­ными тельцами. Под их воздействием рак постепенно уменьшался, пока от него не оставалась одна единственная клетка (рис. 7). Во время релаксации и работы с воображением Гленн никак не мог уничтожить эту последнюю клетку, но во время бега трусцой ему удавалось представить себе, как эту последнюю раковую клетку поглощает гигантский лейкоцит.

Хотя на рисунке и было показано, что в конце концов ему удавалось уничто­жить рак, образы Гленна все-таки выглядели недостаточно сильными. Казалось, что белые кровяные тельца располагались лишь по периметру рака, между ними и раком не видно было активного взаимодействия, лишь поверхностное соприкос­новение (такое стремление быть на поверхности часто свидетельствует о нежела­нии пациента подробно проанализировать причины возникновения рака).

Кроме того, уничтожение последней раковой клетки требовало от Гленна неимоверных усилий — для того, чтобы это произошло, ему непременно надо было бегать.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 7. Первоначальная визуализация Гленна

В последней раковой клетке было что-то почти магическое, почти что нежелание расставаться с болезнью и указание на то, что для избавления от болезни потре­буется невероятно большая белая клетка и какое-то сверхзначимое событие.

Шесть месяцев спустя его рисунок (рис. 8) говорил уже о наличии большего взаимодействия между белыми кровяными тельцами и раком, но относительные размеры опухоли и этих белых клеток не предполагали абсолютного перевеса в силе со стороны защитной системы организма. Внезапно, откуда ни возьмись, появлялась огромная белая клетка, которая разбивала опухоль, и ее осколки подбирали обычные белые кровяные тельца. Здесь снова рисунок показывал, что должно произойти что-то экстраординарное, что пока не произойдет чуда, рак будет оставаться цел и невредим. Мы в этом видели нежелание Гленна разбираться в составляющих главную проблему мелких обстоятельствах. Он, скорее, пред­почитал выжидать, пока не произойдет нечто, что все объяснят и все решит.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 8. Визуализация Гленна спустя полгода

Как это происходило и в визуализациях Гленна, его опухоль не уменьшает­ся, хотя общее самочувствие остается неплохим, он продолжает преподавать в университете и бегать трусцой.

Чарльз

Чарльз был успешным предпринимателем, у которого в шестьдесят два года, пос­ле выхода на пенсию, развилась множественная миелома — рак костного мозга. Поскольку заболевание было выявлено лишь на основании лабораторных анали­зов, а у самого Чарльза не наблюдалось никаких болезненных симптомов, его лечащий врач решил подождать с химиотерапией. С тех пор прошло три года, и анализы показывают, что болезнь значительно отступила, хотя он так и не полу­чал никакой химиотерапии. Еще до участия в нашей программе Чарльз в течение нескольких лет посещал частного психотерапевта, и одна из проблем, с которой они работали, состояла в том, что он испытывал трудности в выражении гнева.

Рисунки, которые Чарльз выполнил с промежутком в год, очень похожи друг на друга (рис. 9 и 10). На обоих белые кровяные тельца (акулы или круп­ные рыбы) очевидно сильнее рака, что отражает положительные ожидания паци­ента. Самое главное отличие рисунков заключалось в их размере: первый зани­мал почти весь лист, а второй — небольшую его часть. Это говорит о том, на­сколько меньше места занимает теперь рак в жизни Чарльза — анализы крови свидетельствуют, что рак уменьшается, физическое состояние пациента продол­жает оставаться отличным, и в свои шестьдесят лет он регулярно обыгрывает авторов этой книги в теннис.

Еще одним положительным знаком было то, что на первом рисунке рак был в большой степени отгорожен от внешнего мира организованными рядами белых кровяных клеток, иными словами, был изолирован, подобно тому, как Чарльз изолировал свои жизненные трудности.

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 9. Первоначальный мысленный образ Чарльза

Образы выведения мертвых клеток из организма - student2.ru

Рис. 10. Мысленный образ Чарльза спустя год

На втором рисунке такой ограниченности гораздо меньше. Мы связали эта образы с меньшим стремлением Чарльза эмоци­онально защищаться и его большей готовностью открыто рассматривать встаю­щие перед ним проблемы.

Об одной из таких проблем можно догадаться, глядя на второй рисунок: там у его акул или рыб нет пасти - их основного оружия. В то время, когда был сделан первый рисунок, Чарльз переживал сильную горечь и боль по поводу смерти близкого друга, и его злоба выразилась в острых, агрессивных зубах. Ко времени же выполнения второго рисунка он стал снова сдерживать свой гнев по поводу жизненных проблем, и нам пришлось еще раз вместе с ним работать над этой трудностью.

Наши рекомендации