Глава 7. Когда душа похищена
Таулипанский миф рассказывает о поисках души ребёнка, которую унесла луна и спрятала под горшком; шаман поднимается к луне и после многочисленных приключений находит горшок и освобождает душу ребёнка.
—Мирна Элиаде Шаманизм: архаические техники экстаза
Разыскивая души, я иногда сталкиваюсь с таким серьезным явлением, как похищение души другим человеком. Часто люди, пережившие инцест, даже ничего не знающие о шаманизме, говорят: «Мой отец похитил мою душу» или «Мой дядя похитил мою душу». То же можно услышать при жестоком обхождении любимого человека: «Мой любимый похитил мою душу».
Так как более подходящее слово в английском языке отсутствует, человека, похитившего душу, я называю вором, похитителем. Но я не вкладываю в это слово ни осуждения, ни обвинения. Похищение души чаще совершается по неведению, чем с намерением причинить вред. Многим из нас очень трудно понять, что такое «похищение души».
Почему кто-то идет на такую страшную кражу на человеческом уровне?
Как можно это объяснить?
И как можно проявлять сострадание в вопросах, связанных с похищением душ?
Когда совершается похищение души, в большинстве случаев вор сам является жертвой похищения души. Благодаря открытиям современной психологии мы знаем, что люди, совершающие насилие, как правило, сами когда-то подвергались насилию. Таким образом, похищение души — как бы наследственное явление, следовательно, осуществление возвращения души для человека, чья душа была похищена, может положить конец семейной карме. Возвращение души клиенту и разъяснение ему понятий похищения и утраты души предотвращает передачу такого типа поведения последующим поколениям.
Но зачем похищать чью-то душу? Одна из причин — сила, власть. Вор может позавидовать силе какого-то человека и попытаться отнять её для себя, чтобы стать сильнее жертвы. Как это ни печально, но очень часто человек, ощущающий собственное бессилие, пытается доказать свою силу. Например, отец ощущающий бессилие, поскольку не способен сделать собственную жизнь целостной, может похитить душу своего беззащитного ребёнка, изнасиловав или избив его или жену. Этим он утверждает: «Я сильнее тебя», создавая таким образом ложное ощущения своего я.
В нашем обществе под словом сила обычно подразумевается власть над другим человеком. Оба слова как бы спаяны. Поскольку люди обычно понятия не имеют, что значит личная сила, большинство моих клиентов, особенно женщины, не понимают, как можно не отдавать свою личную силу другому человеку. Отсутствие понимания того, что такое сила, идет рука об руку с похищением души. Человек, готовый отдать свою личную силу другому человеку, становится уязвимым для похищения души. Особенно легко похитить душу у ребёнка, который обычно не знает, как защитить себя физически.
Другая причина похищения души — ошибочное убеждение, что можно использовать сущность, жизненную силу и энергию другого человека. Так, я работала с женщиной, чья душа была похищена в трехмесячном возрасте её матерью. Мать чувствовала столько света и энергии в малышке, что решила: если она сможет обладать хотя бы частицей своего ребёнка, она восстановит собственные жизненные силы. Общей особенностью всех клиентов, у которых часть души была похищена в раннем возрасте, является их склонность к хроническим заболеваниям с детства. Утратив часть жизненных сил, они уже не обладают необходимой энергией или волей, чтобы сопротивляться болезни. После возвращения души не так уж и редко перечеркивается внушительный список детских болезней.
Во время путешествий перед моими глазами постоянно предстает одна и та же сцена: защищаясь в психическом поединке от родителей, дети отказываются от своей воли. В результате я вижу сдавшегося ребёнка — унылого, ссутулившегося, замкнувшегося в себе. Когда эти люди становятся взрослыми, последствия похищения души в раннем возрасте у них проявляются аналогичным образом. Они всячески пытаются защитить свою энергию и жизненные силы и выглядят очень «замкнутыми», как будто они вынуждены скрывать свой «свет» или жизненные силы, чтобы больше никто не попытался их отнять. Такие клиенты обычно жалуются на отсутствие надежды и воли.
Вера в то, что можно использовать силу, энергию, свет или сущность другого человека, является заблуждением. Конечно, мы можем отражать чей-либо свет или силу, но их нельзя использовать в качестве источника собственной энергии. Каждый из нас должен отправляться внутрь себя, чтобы найти собственные источники силы.
Восстановление света (Анжела)
Когда Анжела обратилась ко мне с просьбой о возвращении души, она пожаловалась на то, что её все время одергивают. Она не чувствовала в себе сил выстоять перед трудностями или проявить свои таланты. Кроме того, она чувствовала, что ей нужно преодолеть ощущение покинутости. Из её рассказа я узнала, что в возрасте четырех лет она попала в больницу по поводу пневмонии. Исходя из того, что теперь было известно Анжеле из психологии, она подозревала, что это чувство покинутости поселилось в ней именно тогда. Она считала, что не могла не испугаться и не почувствовать себя покинутой, когда её оторвали от родителей.
Я начинаю своё путешествие, отправляясь в Нижний мир — через ствол своего дерева, в свой туннель, и из него —в сосновый лес, где обитает моё животное силы. Я рассказываю ему об Анжеле и спрашиваю у него, есть ли здесь какая-то информация и могу ли я сделать для неё что-нибудь полезное.
Вместе мы перемещаемся через время и пространство в Средний мир. Перед нами возникает белый дом с высоким забором. Мы открываем калитку, входим через парадную дверь и попадаем в гостиную, уставленную множеством вещёй. Когда мы проходим через гостиную, я слышу запах чего- то сладкого, что печется в духовке. Стоит прекрасный солнечный день и через окна льются потоки солнечного света.
Я иду на доносящийся из кухни запах, моё животное силы идет рядом со мной. Для обычного взгляда сцена, которую я вижу в кухне, — счастливое общение между матерью и дочерью. Трех- или четырехлетняя златокудрая Анжела, одетая в зеленое платьице, играет на полу со своим игрушечным медвежонком. Мама старательно месит тесто. Но проницательному взгляду ясно, что происходит психологическая борьба. Мать Анжелы устала от скучной и тяжелой домашней работы, приготовления пищи, уборки и ухода за детьми и выглядит подавленной. Анжела же, наоборот, полна жизненных сил, энергии и твердой воли.
Анжела упорно сопротивляется попыткам матери посадить её на психический поводок — использовать часть энергии ребёнка для себя. Она любит свою маму, но подсознательно знает, что мать хочет получить её жизнь или её свет. Она борется против нее, но в конце концов не выдерживает. Психическое желание взрослого человека — слишком много для ребёнка, чтобы этому противостоять.
Анжела сдается психически и позволяет своей душе уйти к матери. После этого для непосвященного взгляда в кухне ничего не меняется. Но для тех, кто могут видеть то, что скрыто, Анжела становится другой: у неё забрали её сущность. Вскоре после этого Анжела заболевает пневмонией и, оказавшись в больнице, начинает бороться за свою жизнь.
Я стою на кухне и наблюдаю за происходящим. Я подхожу к матери Анжелы. Это приятная женщина, типичная мама. Она действительно любит Анжелу. Она не завидует своему ребёнку, что мне иногда приходится замечать за родителями: просто жизнь высосала из неё все силы.
Я говорю ей: «Нужно вернуть Анжеле её душу». Она испуганно смотрит на меня: её поймали с поличным. Я продолжаю: «Анжела не сможет вести здоровую, продуктивную жизнь, пока ты будешь держать её душу. Если ты действительно любишь Анжелу, верни ее, пожалуйста, обратно».
Она плачет, вытирая слезы испачканным передником. Она говорит: «Простите меня. Конечно, вы можете взять её обратно». Она дает мне душу Анжелы, я возвращаюсь и передаю ей прекрасный золотой шар, и она сразу наполняется радостью. Сущность света обменялась с сущностью света.
Я вернулась в обычную реальность с душой Анжелы и вдохнула в неё эту душу. Я поздравила её с возвращением души домой, и мы обсудили пережитое. Мне моё путешествие показало, что, потеряв душу в возрасте трех-четырех лет, она погрузилась в себя и обрела самозащиту, так что никто больше не мог украсть тот свет, который в ней остался. И, показывая миру себя, свои таланты, свой свет, она все время боялась, что кто-то их у неё отнимет.
Я объяснила Анжеле, что теперь она уже достаточно взрослая, чтобы защитить себя, не скрывая, что она из себя представляет: она может быть, кем пожелает. Если она почувствует, что чье-то присутствие её опустошает, она просто должна будет визуализировать себя окруженной белым светом или поместить себя внутрь голубого яйца, которое будет её защищать. (Этому методу меня научила чумашская* знахарка, с которой я познакомилась на встрече в Bay Area в Сан-Франциско. Мы обсуждали различные методы, которыми мы пользовались для защиты от энергий других людей. Эта женщина рассказала нам, что она визуализирует себя помещённой в голубое яйцо. Я попробовала делать то же самое, и вот уже много лет использую этот метод, когда чувствую, что кто-то пытается войти в моё поле.)
Другой способ, который мог помочь Анжеле защитить себя и сохранить свою энергию и свет, — это позвать к себе собственное животное силы. Она решила сама научиться совершать путешествия. Выйдя из своего туннеля в Нижний мир, она обнаружила большую белую медведицу, которая сказала ей, что она должна остаться с нею. Медведица поддержала Анжелу, помогла ей стать собой и открыться свету и силе. Теперь она обладала необходимыми инструментами, чтобы делать это, не причиняя себе вреда.
Анжела почувствовала, что теперь ей необходимо заняться той своей частью, которой было четыре года отроду, чтобы она знала: её больше не покинут. Хотя теперь Анжела ощущала свет и открытость, стоило ей вспомнить, как ей трудно было защитить себя в течение стольких лет, из её глаз полились слезы. Теперь Анжела могла дышать глубже, и тело её при этом не сжималось от страха. Это дало ей возможность ощутить себя свободной и в то же время слегка переполненной.
На следующую ночь после возвращения души Анжела почувствовала тревогу и позвала меня. Она сказала, что её беспокоят ощущения её тела. В нём слишком много энергии. Я спросила ее, нет ли у неё ощущения, будто с неё содрали кожу, и она ответила, что это как раз то, что она чувствует. Я объяснила, что так бывает у всех. В течение многих лет, одержимая страхом, она сжималась и не позволяла энергии течь через её тело. Чтобы защитить себя, она вынуждена была блокировать свои чувства, что отсекало её от всякой жизненной силы.
Теперь она открыта и в ней пульсирует жизненная сила. Ей кажется, как она говорит, будто с неё содрали кожу, её нервы словно охвачены огнем. Я объяснила ей, что это хороший признак, и научила её проверенному методу, к которому я прибегаю в случае подобных ощущений у себя и у других. Я сама его открыла много лет назад, когда через моё тело проходило слишком много энергии. Она просто должна сказать себе следующее: «Я прошу соединить меня с моим высшим сознанием. Я прошу высшее сознание дать моему телу только то количество энергии, с которым оно может справиться в настоящее время». Для Анжелы этот метод сработал в течение нескольких минут.
В зависимости от того, насколько мы заблокированы, мы иногда можем сдерживать количество проходящей через нас энергии и информации. Конституция человека, которая часто связана с диетой и выполняемыми физическими упражнениями, определяет, с каким количеством энергии человек может справиться. Анжела воскресила себя к жизни, пропуская с каждой неделей через своё тело все больше и больше энергии. её уже не захлестывали чувства, она научилась успокаивать их. Она начала наслаждаться ощущением нетронутой энергии земли.
Похищение и утрата души
Как ещё может быть похищена душа? При одностороннем разрыве отношений или разводе, к которому стремилась только одна из сторон, убитый горем партнер может попытаться сохранить связь, забрав часть души своего бывшего возлюбленного (возлюбленной). Для другой стороны это означает вытягивание жизненной силы, у человека остается чувство опустошенности, ему начинает казаться, что кто-то вмешивается в его попытки создать новые плодотворные ситуации в своей жизни. В результате обе стороны сохраняют связь с бывшим партнером и невозможность нового выбора.
Когда кто-то из партнеров умирает, он может сильно тосковать по тому, кто остался. В этом случае умерший может забрать сущность того, кто остался в живых. Эффект такой утраты души будет таким же, как в случае её похищения бывшим партнером: усталость и неспособность установить новые любовные отношения. В некоторых случаях жертва даже начинает серьезно болеть и пытается присоединиться к умершему. Проблема здесь в том, что, поддерживая связь с оставшимся в живых, умерший не может отправиться в своё путешествие к свету. Обе души оказываются как бы в чистилище.
Когда Дэвид пришел ко мне, его физическое состояние было очень плохим. Он был поражен вирусом Эпштейна-Барра, а также множеством других инфекций. Рассказывая о себе, он упомянул, что перед тем, как он начал болеть, его девушка, Сюзанна, покончила жизнь самоубийством.
Я отправилась в диагностическое путешествие, чтобы посмотреть, чем можно помочь Дэвиду в данный момент. Я опять посетила Нижний мир, где встретилась со своим животным силы и рассказала ему о цели своего путешествия. моё животное силы совершенно ясно объяснило мне, что душу Дэвида похитила его девушка. Я вернулась из своего путешествия и сделала обычные приготовления к возвращению души, подготовив себя и Дэвида.
Когда начался барабанный бой, я четко сформулировала свою цель: я ищу любую часть Дэвида, возвращение которой сможет ему помочь. Это намерение привело меня в необычную реальность, в Средний мир. Я обнаружила, что стою в лесу, напоминающем Восточный лес. Вокруг меня растут дубы, с которых облетели листья. Земля покрыта кучами листьев, некоторые из них ещё сохранили цвета ранней осени — красный, оранжевый, желтый, другие уже стали бурыми, они шуршат у меня под ногами, когда я иду по ним. Учитывая весь шум, который я создаю, моё появление нельзя назвать незаметным. Воздух прозрачен и свеж, я глубоко дышу. Я поднимаю глаза вверх и вижу яркое голубое небо с проплывающими по нему облаками. Я люблю осень и начинаю чувствовать себя погрузившейся в красоту того, что меня окружает.
Чтобы сфокусироваться, я повторяю своё намерение. Я иду дальше и вижу Дэвида, который привязан веревкой к стволу дерева. Он выглядит очень несчастным и духовно разбитым. Голова его свисает вниз, душа не подает признаков жизни. Мне не нравится то, что я вижу, в глубине моего солнечного сплетения появляется чувство опасности.
Я громко зову своё животное силы, чтобы оно явилось и помогло мне. Не успеваю я закричать, как оно появляется. Оно приходит как раз вовремя! Из-за ствола дерева выскакивает женщина и бросается на меня, стремясь впиться ногтями в моё лицо. моё животное силы становится передо мной, создавая вокруг нас поле силы, которое она не в состоянии разорвать. Она несколько раз в гневе бросается на поле, но оно её отбрасывает назад. Наконец, когда она выдыхается, мы осторожно уменьшаем поле и подходим к ней ближе. Она разражается слезами. Это Сюзанна.
— Тебе известно, что ты умерла? — спрашиваю я. Она отвечает утвердительно. Тогда я говорю:
— Если ты согласишься пойти со мной, я могу помочь тебе отправиться в приятное место. Но ты должна отпустить душу Дэвида, иначе мы не сможем идти.
— Никогда, —упрямится она.
— Это будет нелегко, говорю я себе. Я обращаюсь к своему животному силы за подсказкой.
— Продолжай уговаривать, —говорит оно.
— Дэвид умирает в обычной реальности, потому что ты держишь его душу в плену.
— Это хорошо, — отвечает она. — Я хочу, чтобы он умер, тогда он будет здесь со мной. Я хочу, чтобы он остался со мной навсегда.
Так трудно иметь дело с похищением душ. Хотя меня переполняет гнев и отчаяние, я не могу причинить Сюзанне вреда. Я опускаю руку в карман, достаю кристалл кварца и протягиваю его девушке. Ей нравится искрящийся свет, который начинает виться вокруг неё и проходить внутрь. Она явно впитывает его.
Я могу увести тебя туда, где все время сияет этот свет, он будет заботиться о тебе.
— Как я могу туда попасть? — спрашивает она.
— Верни мне душу Дэвида, и я отведу тебя туда.
— Сюзанна смотрит на кристалл, потом на Дэвида, потом на меня. Проходят секунды, которые кажутся мне часами, наконец она соглашается отпустить Дэвида.
Я отвязываю Дэвида от дерева. Он соскальзывает на землю и остается лежать неподвижно; дыхание его едва слышно. Я оставляю Дэвида на попечение своего животного силы.
Я обвиваю Сюзанну рукой, и мы плывем вверх. Мы продолжаем двигаться из этого места и проплываем через космическое пространство в окружении планет и звезд. Внезапно мы приближаемся к кожаной оболочке и разрываем ее. Наша скорость увеличивается, мы продолжаем подниматься, проходя облака слой за слоем. Впереди мы видим яркий, слепящий свет. Я знаю: дальше мне идти нельзя.
—Сюзанна, иди на свет, — говорю я девушке, подталкиваю её вверх и она исчезает среди золотых лучей.
Я возвращаюсь туда, где оставила Дэвида. Состояние его критическое, и я с большой неохотой несу его Дэвиду, поджидающему нас в обычной реальности.
Наконец мне является тигр, показывается четыре раза, что, я знаю, сигнал того, что он готов помочь Дэвиду. Тигр направляется к душе Дэвида и наполняет её энергией и жизнью. Я спрашиваю Дэвида, готов ли он вернуться домой. Он кивает и садится на спину тигра. Я благодарю своё животное силы за оказанную помощь.
Душа Дэвида и тигр возвращаются со мной в обычную реальность. Ухватив их своим сердцем, я вдуваю их обоих в сердце Дэвида, а затем в его макушку. Погремев трещоткой вокруг Дэвида, чтобы плотно закрыть его и приветствовать с возвращением домой, я рассказываю ему свою историю.
Я объясняю Дэвиду, что его любимая похитила его душу. Лишив себя жизни, она не захотела оставаться без него. Но, когда люди умирают, они не могут лететь к свету, пока держат чью-то душу. В результате они остаются привязанными к Среднему миру.
У Дэвида возвращение души вызвало прилив энергии. Его глаза сияли. Меня всегда восхищает сияние глаз моих клиентов после возвращения души. Мой друг, врач, объяснил мне, что это явление вызывают выделяемые телом эндорфины. После того как Дэвиду была возвращена душа, он постепенно стал набирать силу. Через несколько месяцев все признаки усталости и наличия инфекции исчезли, и с тех пор он наслаждается прекрасным здоровьем.
История Дэвида —пример того, как похищение души приводит к заболеванию. Но это не всегда бывает единственной причиной, и шаману обычно приходится продолжать свою работу по исцелению.
Возвращение похищенной души
Возвратить похищенную душу сложно. Обычно похитители душ уверены, что они могут выжить только за счет жизненной силы другого человека. Они, как правило, не соглашаются вернуть душу или, будучи сильно привязанными к человеку, не хотят её отпускать. Кроме того, шаман в своей практике должен действовать в согласии с гармонией Вселенной, а это означает, что он не должен причинять вред человеку, похитившему душу другого человека. Я уже обучила сотни людей тому, как возвращать похищенные души. Похоже, в наших путешествиях просматриваются два общих способа возвращения души.
Первый — уговорить похитителя, объяснив ему, какой вред причиняет его поступок и поведение другому человеку. Мы часто просим похитителя вернуть душу в обмен на какой-нибудь подарок. Обычно подарком служит шар золотого света. Иногда практикующий может дать похитителю животное силы, духа-хранителя, который явится источником энергии и силы для этого человека. Эти методы обычно хорошо работают, позволяя похитителю отпустить захваченную душу.
Если посмотреть на похитителя глазами шамана, можно заметить, что он тоже страдает от утраты души. Поэтому очень эффективный способ решить этот вопрос — вернуть душу похитителю. Как только похититель получит личную силу и жизнеспособность, у него отпадет необходимость в использовании чужой души.
Ещё один способ освободить похищенную душу — прибегнуть к определенному обману. Например, моё животное силы отвлекает похитителя, а я в это время хватаю душу. Это область работы с похищенной душой, которая вызывает у меня внутреннюю борьбу. Как далеко можно заходить, забирая душу у похитителя? Занимаясь шаманизмом, я не могу разрушать душу похитителя или наносить ей вред. Закон причины и следствия имеет силу для шамана. Если я в необычной реальности нанесу вред душе похитителя, такое же действие может быть направлено против меня.
Но при работе с душой похитителя шаманы, как правило, прибегают к хитростям. Это означает, главным образом, похищение у вора похищенной души. С другой стороны, можно сказать, что воры заслуживают эту хитрость с похищением того, что им не принадлежало. Но я знаю, что похититель тоже страдает от утраты души, и это вызывает у меня сострадание.
Однажды я подняла этот вопрос на своем семинаре. Одна из учениц прервала меня, заявив, что, по её мнению, я попалась в психологическую ловушку и что шаманы должны использовать любые средства для получения души обратно, не обращая внимания на чувства пациента или похитителя. её точка зрения вполне обоснованна, но я считаю, что мы должны постоянно обновлять древние техники, приспосабливая их к тому месту, которое занимает человечество на нынешнем этапе эволюции. Сознание постоянно меняется. То, что считалось психологически полезным для пациента в Сибири сотни лет назад, может оказаться совсем не полезным в наше время, в нашей культуре. Поэтому я всегда пытаюсь успокоить душу похитителя, независимо от того, использую я хитрость, любовь или уговоры для того, чтобы он освободил украденную душу.
Одной из моих клиенток, Мэри, пришлось пройти через очень трудный бракоразводный процесс. Когда я отправилась в путешествие, чтобы установить, в чем её проблемы, то увидела, что между нею и её бывшим мужем идет настоящая война. Борьба шла за свет, представляющий душу Мэри. В необычной реальности я громко закричала Мэри, чтобы она уступила. Она послушалась, и её муж отлетел назад с такой силой, что ослабил свою хватку. Тогда подбежало моё животное силы, схватило выпущенный им из рук свет, и мы с ним побежали, чтобы вернуть этот свет Мэри. После этого я вернулась к её мужу и вручила ему подарок.
Многие клиенты, услышав, что кто-то похитил их душу, вместо того, чтобы почувствовать ненависть к похитителю, начинают сильно беспокоиться о его благополучии. Я заверяю клиента, что вор получит какой-то подарок или лечение, и, если я могу, я организую путешествие клиента к вору для решения их незавершенных дел. Прелесть этого метода в том, что оба получают то, в чем они нуждаются, чтобы с новыми силами продолжить собственный жизненный путь или путешествие своей души.
Похититель души и любовь
Многие из нас забирают часть другого человека, чтобы почувствовать связь с ним. Нужно проявить сострадание к себе, чтобы понять, почему мы делаем это, и найти другой, менее разрушительный способ чувствовать любовь и связь с другим человеком. Во время моих семинаров ученики часто спрашивают: «О Боже, я владею душой своего любимого. Что мне делать?» Все мы должны найти способ отпустить эти части чужих душ и дать людям возможность любить нас, не приковывая их к себе цепями.
Предложения по работе над этой проблемой будут обсуждаться в главе 11. Я искренне верю, что, когда мы замечаем нечто подобное за собой, это не наказание, а подарок. Осознавая свои поступки, сознательные или бессознательные, мы можем их изменять.
И прямо противоположное представление, которое часто высказывают ученики на моих семинарах, заключается в том, что не существует невольных жертв, или, простите за избитую фразу, «Чтобы станцевать танго, необходимы двое». Я твердо убеждена в том, что это так и есть. Итак, что же превращает человека в добровольную жертву похитителя его души? Для этого может быть много причин, и развитие событий часто оказывается очень сложным. Что касается детей, то их психическая защита сплошь и рядом может быть просто недостаточно сильной, чтобы противостоять превосходящим силам старших членов семьи — брата, сестры, кого-то из родителей — в борьбе за душу, и они, пытаясь выжить или устав от борьбы, передают часть своей души кому-то из них. Для некоторых детей передача части души — это попытка заслужить или испытать любовь со стороны данного члена семьи: часть души взамен на любовь. Когда Ребёнок не получает любви никаким другим образом, он может прибегнуть к этому оскорбительному подкупу, чтобы её получить.
То же самое случается и со взрослыми, между любовниками, друзьями и даже в процессе производственных отношений. Они как будто говорят: «Вот часть моей души — моей сущности, моей жизнеспособности, моей силы. Теперь ты будешь меня любить? Теперь я буду тебе нужен? Теперь ты признаешь меня?» Когда мы не уверены в себе или у нас отсутствует прочное ощущение своего «я», мы часто не понимаем, что существуют другие пути, чтобы заслужить чью-то любовь и признание, не продавая свою душу. После того как у человека забрали часть души, его защита ослабевает, и человек может и дальше расплачиваться частями своей души вместо того, чтобы научиться методам психической защиты. Такого рода отношения приводят к серьезной проблеме нашего общества — проблеме взаимозависимости.
Обратная сторона похищения души — действительно добровольная передача её части другому человеку. Например, когда умирает любимый человек, душа оставшегося в живых, охваченная горем и любовью, может попытаться присоединиться к умершему. Или же один из любовников может отдать часть своей души партнеру, чтобы тот его не бросил. Когда мне приходится иметь дело с людьми, охваченными горем в связи с потерей близкого человека, я часто вижу, что часть души моего клиента все ещё находится с человеком, который ушел.
Однажды я работала с разведенной женщиной, Лаурой, которая никак не могла пережить того, что её брак распался. Занявшись возвращением души Лауры, я оказалась в Среднем мире, где обнаружила, что часть души Лауры, которая так тоскует по своему бывшему мужу, все ещё находится с ним. Я увидела, что эта часть души сидит с ним в доме, где они жили вместе. Когда я объяснила им, в какое состояние привел Лауру развод, отделившаяся часть согласилась вернуться, чтобы Лаура опять могла ощутить себя цельной и продолжать свой жизненный путь. Лаура рассказала мне, что до возвращения души она чувствовала себя опустошенной, как будто внутри образовалась дыра, и что когда я вдула в неё душу, она на самом деле почувствовала, как её заполняет её собственная сущность. После сеанса Лаура ощутила личную силу, то есть энергию и способность к творчеству.
Наша задача при возвращении души — заполнить человека его собственным «я», чтобы у него появилась энергия сделать свою жизнь содержательной. Забирая душу другого человека или отдавая свою, мы не способствуем чистоте своего жизненного пути.
В наши дни взаимозависимость —общая проблема. У меня на семинарах бывает множество людей, которые пытаются избавиться от зависимых отношений и поведения. Я считаю, что взаимозависимость — это другой способ уже описанной утраты души. Пытаясь спасти другого человека или потворствуя жестокости, люди отдают свою душу, чтобы сохранить отношения. В результате мы видим слабых, несчастных людей.
В книге «Healing the Shame that Binds You»* Джон Брэдшоу пишет, что «взаимозависимость — это состояние, когда человек лишен внутренней жизни. Счастье снаружи». Он использует понятие отравляющий стыд, приравнивая его к духовному банкротству, возводя таким образом отравляющий стыд в духовную проблему. Он идет дальше, утверждая, что этот стыд является причиной отдаления себя от своего «я», в результате чего человек «становится другим»1. Чтобы заполнить пустоту, которую он ощущает, человек обращается к внешним источникам.
Взаимозависимость часто развивается в семье или при любых взаимоотношениях, когда имеет место зависимость или жестокое обращение. Брэдшоу замечает:
Наше общество страдает от всякого рода зависимостей. У нас 60 миллионов жертв сексуальных преступлений. 75 миллионов страдают от алкоголизма, не говоря уже о том, сколько человек привязаны к наркотикам. Мы даже не представляем, какой вред наносят нашей экономике миллиарды не облагаемых налогом долларов, которые приносит нелегальная торговля наркотиками. Больше 15 миллионов семей стали жертвами насилия. Более 60% женщин и 50% мужчин неправильно питаются. У нас нет подлинных данных о зависимости от работы или сексуальных зависимостях. Недавно мне попалось сообщение о том, что у нас 13 миллионов приверженцев азартных игр. Если топливом зависимости служит отравляющий стыд, перед нами огромная проблема стыда в нашем обществе2.
То, что Брэдшоу называет отравляющим стыдом, я называю утратой души. Мой опыт говорит мне об угрожающе широком распространении похищения душ, особенно в тех семьях и при тех взаимоотношениях, где имеет место жестокое обращение или вредная зависимость. Эта дисфункциональная система может привести к увековечиванию благоприобретенной взаимозависимости в последующих поколениях. Я уверена, что возвращение души может найти множество применений для тех пар или семей, которые обращаются за советом, и в связи со столь широким распространением похищения душ эта работа по возвращению похищенных душ словно создана для нас, практикующих шаманов!
Хождение в Царство Мертвых
В Приложении А пойдет речь о болезни с шаманской точки зрения: болезнь, и даже смерть, могут явиться результатом утраты души. Иногда душу человека могут похитить злые духи и даже мертвец, и они обычно уносят её в Царство Мертвых. Когда это происходит, человек умирает, хотя его ещё может излечить шаман, душа которого с большим риском входит в Царство Мертвых, чтобы вернуть душу этого человека.
Согласно Аку Хулткранцу, шаманские истории полны рассказов о битве не на жизнь, а на смерть между шаманами и обитателями иного мира, когда они ведут борьбу за пропавшие души. Шаманы, возвращающие души из Царства Мертвых, должны быть очень сильными и опытными.
В случае болезни в результате утраты души больного может вылечить особо умелый целитель, шаман. Согласно диагнозу, душа заболевшего человека, обычно свободная душа, по его собственному желанию или насильственно покинула тело. Иногда она может блуждать где-то поблизости; в других случаях её могут унести злые духи, в частности мертвец. Тогда шаман посылает собственную душу или, реже, одного из своих духов-хранителей, чтобы вернуть убежавшую душу.
Может случиться, что душа, унесенная мертвецом, уже пересекла границы Царства Мертвых, и, если это произошло, больной умирает. Того, кто «усоп» при таких обстоятельствах, то есть предстал перед живыми в облике мертвого, может вернуть к жизни опытный шаман. Тогда задача шамана войти в Царство Мертвых, где существует опасность, что его схватят, и принести назад душу, несмотря на сопротивление мертвых. Рассказы о шаманах из разных мест описывают битвы не на жизнь, а на смерть между шаманами и обитателями иного мира и о том, как их преследуют мертвые, когда они возвращаются обратно3.
Когда я одиннадцать лет назад впервые начала работать с шаманскими путешествиями, я была по-настоящему очарована Царством Мертвых. моё животное силы отказалось показывать мне дорогу: оно сказало, что я ещё не готова. Другой дух-помощник попытался объяснить мне, что у входа в Царство Мертвых стоит охрана и что я должна научиться обманным путем проходить незамеченной. Проблема, убеждали меня, заключается в том, что сердце — моё уязвимое место. Из-за моего «слабого» сердца меня сразу же заметят и убьют.
В течение двух следующих лет я готовилась к походу в Царство Мертвых. Мой дух-помощник, прекрасная богиня лесов с длинными волосами, всегда одетая в голубое, помогла мне с моим сердцем. Она обладает теми же качествами, что и добрая колдунья Юга из книг о Волшебнике из страны Оз. Два года она занималась лечением моего сердца, пока не заменила его сердцем из чистого золота.
Два года трое из моих хранителей обучали меня тому, как с помощью хитростей проходить в необычную реальность, как становиться невидимой и как вести борьбу в случае необходимости.
Прошло два года, и я наконец получила бургундский плащ, чтобы надевать его во время путешествий в Царство Мертвых. Теперь, много лет спустя, я нахожу все эти приготовления весьма важными, потому что иногда я вынуждена отправляться на эту легендарную территорию, чтобы вернуть чью-то утраченную душу.
Войдя в Нижний мир, я обнаруживаю, что нахожусь на берегу реки, где меня поджидает лодка. Рядом с лодкой стоит хранитель, который будет сопровождать меня в Царство Мертвых. Это скелет. Я надеваю свой плащ и сажусь в лодку,
полную скелетов-хранителей, они ведут нашу лодку через темные мрачные воды к острову, который я ищу. Мы плывем сквозь туман в полном молчании. Я пытаюсь по возможности успокоиться, так как для того, чтобы пройти через Царство Мертвых невредимой, я вынуждена принять вид кого-то из умерших. Я должна прятать свой свет и придать коже серый цвет, свесить голову и подавить все жизненные функции. Когда мы проплываем через арку в виде гигантской грудной клетки, я знаю, что мы уже близко.
Путь в Царство Мертвых
Лодка касается берега, скелет со своей армией будет ждать меня здесь. Ссутулившись и опустив голову, я начинаю пробираться к калитке, обходя тех, кто охраняет Царство Мертвых. Меня окружают высокие каменные стены. Рядом с ними все усыпано костями. В центре я вижу сотни других существ, которые бродят по кругу, каждый сам по себе, подавленные, полностью утратившие представление о времени. Они просто ходят взад и вперед, утратив всякую надежду. Я тоже некоторое время бреду рядом с ними и начинаю чувствовать, как силы меня покидают. Я слишком долго подавляла свою жизненную силу и теперь начинаю терять волю к жизни. Я знаю, что должна идти быстрее, или я пропаду. Здесь мне не может помочь моё животное силы. Я здесь одна и черпать могу только из собственных ресурсов.
Все ещё не поднимая головы, я как можно сильнее смещаю зрение. Единственное, что может мне помочь узнать Диану среди этих серых, безжизненных лиц, —это моё намерение. Теперь моё внимание привлекает нечто напоминающее девочку-подростка, которая выглядит такой же унылой, как и все остальные. Я пробираюсь к ней и останавливаюсь у неё за спиной. «Ты Диана?» — очень медленно произношу я, мои слова едва слышны из-за полного отсутствия сил. Она кивает. Я беру её за руку и закутываю в свой плащ. Этот плащ, который я получила перед началом своих путешествий в Царство Мертвых, делает нас обеих невидимыми. Пока я подавляю свой свет, мы можем проскользнуть через ворота незамеченными. Единственное, чем я могу пожертвовать, — это мой свет.
Я немного ускоряю шаг, таща за собой Диану, у которой нет сил идти быстрее или передвигаться самостоятельно, и наконец мы оказываемся в безопасности, за воротами Царства Мертвых. Я падаю на колени и глубоко дышу, вдыхая жизнь, питая свои клетки кислородом, визуализируя свой свет. Я благодарю духов за то, что они сохранили мне жизнь. Скелет, который никогда не говорит, кивает мне в ответ, и мы садимся в лодку, чтобы отправиться в долгий путь домой.
Когда я выхожу из лодки вместе с Дианой, я машу рукой своему хранителю и его армии. Мы идем, вернее я тащу душу Дианы к моему месту силы. Я сажусь у лагуны и смотрю на своё отражение в воде. Появляется моё животное силы и садится рядом со мной и Дианой. Внезапно оно толкает меня в воду, и холодная вода заставляет меня проснуться. Я плыву к водопаду, вода падает на меня и смывает мои переживания. Я плыву обратно, к тому месту, где сидят моё животное силы и Диан