Примеры тестов для определения исходного уровня знаний.

Задания.1. Форма острого гастрита: а) атрофический, б) гипертрофический; в) катаральный; г) поверхностный; д) токсический.

2. Какое изменение характерно для хронического атрофического гастрита с перестройкой: а) изъязвление; б) кровоизлияния, в)обилие слизистого экссудата; г) эитерализация слизистой оболочки, д) фибринозный экссудат.

3. Какой патологический процесс характерен для обострения хронической язвы желудка? а) гиалиноз; б) кровоизлияния, в) воспа­ление; г) некроз; д) регенерация

4. Наиболее частая локализация хронической язвы желудка à) малая кривизна, б) кардиальный отдел; в) дно желудка, г) большая кривизна; д) тело желудка.

5. Изменение мышечного слоя в дне хронической язвы: а) замещение соединительной тканью; б) дистрофия; в) атрофия; г) воспаление; д) обызвествление.

6. Осложнение, которое может возникнуть при обострении хронической язвы: а) деформация желудка; б) стеноз привратника, в) малигнизация г); кровотечение; д) образование полипа.

7. Общие факторы, имеющие значение в патогенезе язвенной болезни а) инфекционный, сосудистый; б) нервный, гуморальный;

в) токсический, травматический, г) химический, физический; д) экзогенный, эндогенный

8. Местный фактор, имеющий значение в патогенезе язвенной болезни а) инфекционный; б) пептический; в) нервный; г) гуморальный, д) токсический.

9. Деструктивная форма аппендицита: а) простой; б) флегмонозный, в) поверхностный; г) катаральный; д) серозный.

10. Осложнение аппендицита: а) перфорация; б) петрификация; в) организация; г) рубцевание; д) стеноз червеобразного отростка.

Эталоны. 1 — в, 2 — г, 3 — г, 4 — а, 5 — а, 6 — г, 7—6, 8—6. 9—6, 10—а.

УЧЕБНАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ (для самостоятельной работы)

1. Диагностировать катаральный серозный гастрит по макроскопической картине. Изучить и записать наз­вание макропрепарата «Катаральный серозный гастрит». Обратить внимание на утолщение складок слизистой оболочки, ее гиперемию, большое количество мутного вязкого экссудата на ее поверхности (см. «Учебник», с. 344).

2. Диагностировать острый катаральный гастрит по микроскопической картине. Изучить микропрепарат «Острый катаральный гастрит» (окраска гематоксилином и эозином). Записать название препарата. Слизистая оболочка желудка покрыта серозно-слизистым экссудатом с примесью полиморфно-ядерных лейкоцитов. Наблюдается слущивание покровного эпителия. Цитоплазма эпителия желез вакуолизирована. Собственный слой слизистой оболочки полнокровен с очаговыми скопле­ниями преимущественно нейтрофильных лейкоцитов (см. «Учебник» с. 344; «Атлас», с. 100, рис. 101). Решить задачу, аналогичную задаче № 1.

3. Диагностировать хронический поверхностный гастрит по микроскопической картине. Изучить микропрепарат «Хронический поверхностный гастрит» (окраска гематоксилином и эозином). Записать название препарата. Поверхностный эпителий местами уплощен, слущен, железы не изменены. Собственный слой слизистой обо­лочки отечен, инфильтрирован лимфоидными, плазматическими клетками, полиморфно-ядерными лейкоцитами (см. «Учебник», с. 346, рис. 267, а).

4. Диагностировать хронический атрофический гастрит с перестройкой по микроскопической картине. Изучить и описать микропрепарат «Хронический атрофический гастрит с перестройкой» (окраска гематоксилином и эозином). При малом увеличении микроскопа отметить толщину слизистой оболочки желудка, уменьшение количества желез. При большом увеличении обратить внимание на характер изменений желез: отсутствие главных, добавочных, париетальных (обкладочных) клеток, появление светлых кубических клеток, свойственных пилорическим железам, и эпителия кишечного типа, бокаловидных клеток (см. «Учебник», с. 346-347; «Ат­лас», с. 278, рис. 290).

5. Диагностировать эрозии и острые язвы желудка по макроскопической картине. Изучить макропрепарат «Множественные эрозии и острые язвы желудка». Записать название препарата. Слизистая оболочка желудка с множественными поверхностными дефектами преимущественно на малой кривизне, в антральном и пилорическом отделах. В этих же отделах имеются более глубокие дефекты стенки - острые язвы. Они имеют округлую или овальную форму, дно их образовано мышечным слоем. Дно эрозий и язв окрашено в грязно-серый или черный цвет вследствие образования соляно-кислого гематина (см. «Учебник», с. 349).

6. Диагностировать хроническую язву желудка по макроскопической картине. Изучить и описать макропрепарат «Хроническая язва желудка». Обратить внимание на локализацию язвы, ее форму, края, глубину, плотность стенок, характер дна. Определить и описать, какой край обращен к пищеводу, какой - к привратнику (см. «Учебник», с. 350-351, рис. 268; «Атлас», с. 281, рис. 293).

7. Диагностировать хроническую язву желудка по микроскопической картине. Изучить микропрепарат «Хроническая язва желудка с обострением» (окраска гематоксилином и эозином) и зарисовать его. При малом увеличении микроскопа найти кардиальный и пилорический края и дно язвы. Определить глубину дефекта. При большом увеличении отметить послойные изменения в дне язвы, характеризующие хроническое течение и обострение процесса (см. «Учебник», с. 351; «Атлас», с. 282, рис. 294). Решить задачу, аналогичную задаче № 2.

8. Диагностировать язву, рак желудкапо макроскопической картине. Изучить и записать название макропрепарата «Язва-рак желудка». Обратить внимание на разрастание плотной белесовато-серой опухолевой ткани в краях язвы (см. «Учебник», с. 356, рис. 271).

9. Диагностировать флегмонозный аппендицит по макроскопической картине. Изучить и описать макро­препарат «Флегмонозный аппендицит». Обратить внимание на величину отростка, состояние серозной оболочки (внешний вид, степень кровенаполнения), толщину и вид его стенки на разрезе, характер содержимого в просвете («см. «Учебник», с. 372).

10. Диагностировать флегмонозно-язвенный аппен­дицит по микроскопической картине. Изучить и описать микропрепарат «Флегмонозно-язвенный аппендицит» (окраска гематоксилином и эозином). Обратить внимание на степень сохранности слизистой оболочки, характер экссудата, его распространение в слоях стенки (см. «Учебник», с. 372, рис. 281; «Атлас», с. 289, рис. 300). Решить задачу, аналогичную задаче № 3.

Наши рекомендации