Основныехарактеристикииособенностикомплекснойработыдляитоговойаттестациивыпускниковначальнойшколы.Спецификацияработы

Цельработы

Однимизпланируемыхрезультатовобучениявначальнойшколеявляетсяспособностьучащих-сякрешениюучебно-практическихиучебно-познавательныхзадачнаоснове:

— комплексазнанийипредставленийоприроде,обществе,человеке,знаковыхиинформаци-онныхсистемах;

— уменийучебно-познавательнойипредметно-практическойдеятельности;

— обобщённыхспособовдеятельности;

— коммуникативныхумений.

Всвязисэтимцельюкомплекснойитоговойработыявляетсяоценкауровнясформирован-ностиучебнойкомпетентностивыпускниковначальнойшколы,т.е.ихспособностиработатьсин-формацией,представленнойвразличнойформе(литературныхинаучно-познавательныхтекстов,таблиц,диаграмм,графиковидр.),ирешатьучебно-практическиеиучебно-познавательныезада-чинаосновесформированныхпредметныхзнанийиумений,атакжеуниверсальныхучебныхдей-ствий.Сформированныеуменияинавыкиучебнойдеятельностиявляютсяосновойдляпродолже-нияобразованиявосновнойшколе.

Структураисодержаниеработы

Всоответствиисцельюработыеёструктураисодержаниеопределяютсядвумямеждисци-плинарнымипрограммами:«Чтение.Работастекстом»и«Программаформированияуниверсаль-ныхучебныхдействий».

Дляитоговойоценкивпрограмме«Чтение.Работастекстом»1выделяютсяследующиетриблокаучебныхдействий(умений):

— блок«Поискинформацииипониманиепрочитанного»:находитьвтекстеконкретныесведе-ния,факты,заданныевявномвиде;определятьтемуиглавнуюмысльтекста;делитьтекстынасмысловыечасти,составлятьплантекста;вычленятьсодержащиесявтекстеосновныесобытияиустанавливатьихпоследовательность;упорядочиватьинформациюпозаданномуоснованию;сравниватьмеждусобойобъекты,описанныевтексте,выделяядва-трисущественныхпризнака; пониматьинформацию,представленнуювнеявномвиде;пониматьинформацию,представленнуюразнымиспособами:словесно,ввидетаблицы,схемы,диаграммы;пониматьтекст,опираясьнетольконасодержащуюсявнёминформацию,ноинажанр,структуру,выразительныесредстватекста;

— блок«Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты собщей идеейтекста,устанавливатьпростыесвязи,непоказанныевтекстенапрямую;формулироватьнеслож-ныевыводы,основываясьнатексте;находитьаргументы,подтверждающиевывод;сопоставлятьиобобщатьсодержащуюсявразныхчастяхтекстаинформацию;составлятьнаоснованиитекстанебольшоемонологическоевысказывание,отвечаянапоставленныйвопрос;

— блок«Оценкаинформации»:высказыватьоценочныесужденияисвоюточкузренияопро-читанномтексте;оцениватьсодержание,языковыеособенностииструктурутекста;определятьместоирольиллюстративногорядавтексте;наосновеимеющихсязнаний,жизненногоопыта

Основныехарактеристикииособенностикомплекснойработыдляитоговойаттестациивыпускниковначальнойшколы.Спецификацияработы - student2.ru

1 См.:Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммаобразовательногоучреж-дения.Начальнаяшкола.—2-еизд.,перераб.—М.:Просвещение,2010.

подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,пробелывинформацииинаходитьпутивосполненияэтихпробелов.

Каждыйизперечисленныхблоковможетбытьвключёнвкомплекснуюработукакобъектитого-войоценки.Очевидно,чтовсепланируемыерезультаты,входящиевданнуюпрограмму,немогутбытьохваченыформализованнойитоговойоценкой,осуществляемойввидеписьменнойработы.Наитоговуюоценкувыносятсятолькоумения,которыенеобходимыдляпродолженияобучениявосновнойшколеикоторыеможнопроверитьврамкахписьменнойработы.

Времязавершенияобучениявначальнойшколехарактеризуетсятем,чтопроисходитпереходотобучениячтениюкчтениюдляобучения.Поэтомуосновойдляоценкиявляютсятекстыразно-госодержания.Содержаниечаститекстовнедолжновыходитьзапределыжизненногоопытавы-пускниковначальнойшколы.Однакобо2льшаячастьтекстовдолжнавключатьразнообразныеучеб-ныеипрактическиеситуации,выходящиезапределыдетскогоопыта,посколькувосновнойшколеученикампредстоитработатьименностакимитекстами.

Средиуниверсальныхучебныхдействий,составляющихосновудляпродолженияобучения,для комплекснойоценкивыбраныследующиегруппыдействий:

— всферерегулятивныхуниверсальныхучебныхдействий—способностьприниматьисохра-нятьучебнуюзадачу,планироватьеёреализацию,втомчислевовнутреннемплане,контролиро-ватьиоцениватьсвоидействия,вноситьсоответствующиекоррективывихвыполнение;

— всферепознавательныхуниверсальныхучебныхдействий—использоватьзнаково-симво-лическиесредства,втомчислемоделирование,владетьширокимспектромлогическихдействийиопераций,включаяобщиеприёмырешениязадач;

— всферекоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий—адекватнопередаватьинфор-мацию,выражатьсвоимысливсоответствииспоставленнымизадачамииотображатьпредмет-ноесодержаниеиусловиядеятельностивречи.

Такимобразом,комплекснаяработабудетоцениватьсформированностьотдельныхунивер-сальныхучебныхспособовдействий(регулятивных,познавательныхикоммуникативных)входерешенияразличныхзадачнамежпредметнойоснове,чтопозволитполучитьинтегрированную оценкууровнясформированностиучебнойкомпетентности.

Дляпроведениякомплекснойоценкиразработаныспециальныекомплексныезадания.Вкаж-домзаданиипредлагаетсяоднаситуация,описаннаяводномилинесколькихтекстах,вкоторых информацияможетбытьпредставленавразнойформе,с привлечением рисунков, диаграмм,схем,таблицидр.Каждоекомплексноезаданиесостоитизотдельныхвопросовилизаданий.

Дляданнойкомплекснойитоговойработыбылоразработано7отдельныхкомплексныхзада-ний,основныехарактеристикикоторыхпредставленывтаблицах1.1—1.2.

Вариант1

Таблица 1.1


  Структура   Объектоценки   Связьсучебны-мипредметамиипрограммами Числоотдельныхвопросов(заданий)   Времявыполнения(мин) Макси-маль- ный балл
ЧАСТЬ1
Комплексноеза-дание«Добрыйсовет» Чтениелитературного текста.Работасинфор-мацией Чтение,русскийязык,окружающиймир,УУД
ЧАСТЬ2
Комплексноеза-дание«Поездка вСанкт-Петербург» Решениеучебно-практи- ческихзадач Математика,УУД
Комплексноеза-дание«Витамины издоровье» Чтениенаучно-популяр- ныхтекстов.Работасинформацией. Решениеучебно-практическихзадач Окружающиймир,чтение,УУД
Итого    


Вариант2

Таблица 1.2


    Структура     Объектоценки   Связьсучебнымипредметами ипрограммами Числоотдель-ныхза-даний   Времявыполнения(мин) Макси-маль- ный балл
ЧАСТЬ1
Комплексноезадание«Путе-шествуйтепогородам России» Чтениенаучно-попу- лярныхилитературныхтекстов.Работасин-формацией Чтение,математи-ка,русскийязык,УУД
ЧАСТЬ2
Комплексноеза-дание«Спортивнаяплощадка» Решениеучебно-практи- ческихзадач Математика,УУД
Комплексное зада-ние«Экскурсия» Решениеучебно-практи- ческихзадач Математика,УУД
Комплексноезада-ние«Минеральныесоли» Чтениенаучно-популяр- ныхтекстов.Работасинформацией. Решениеучебно-практическихзадач Окружающиймир,чтение,УУД
Итого    

Каквидноизтаблиц1.1—1.2,структуравариантовнеявляетсяпараллельной.Нетточногосоот-ветствиямеждузаданиями,стоящимипододнимиитемиженомерамивдвухвариантах(см.планкомплекснойитоговойработы).Такойподходкформированиювариантов(егоможноназватьсба-лансированным)являетсянаиболееоптимальнымдляоценкиучебнойкомпетентности.

Вариантыработысостоятиздвухчастей,каждаяизкоторыхнаправленанаоценкудостиженияпланируемыхрезультатовпооднойизоцениваемыхмеждисциплинарныхпрограмм.Выполнениезаданийвкаждомвариантепредполагаетиспользованиеосновныхметапредметныхуменийиспособовдействий,атакжепредметныхзнанийиумений,сформированныхуучащихсяначаль-нойшколывпроцессеизученияпрактическивсехпредметов(математики,русскогоязыка,чтения,окружающегомира),требованияккоторымневыходятзарамкипланируемыхрезультатоввчасти

«Выпускникнаучится».

Привидимомструктурномисодержательномотличиивариантовнаэтаперазработкиобеспе-ченаихравноценностьпостатистическимхарактеристикам.

Характеристиказаданий

Особенностиоценкисформированностикомплексныхумений работысинформацией,а такжеуниверсальныхучебныхдействийопределяютхарактеристикизаданий,которыеиспользуютсявработе.Восновекаждогокомплексногозаданиялежитреальнаяситуация,представленнаявтек-стахразноготипа:сплошныхинесплошных(таблицах,рисункахидр.).

Вработе используютсяразнообразныетипыиформызаданий.Поформеответаможновыде-литьследующиетипызаданий:

— заданиясвыборомодногоилинесколькихправильныхответов;

— заданиясосвободнымкраткимответом(требуетсязаписатькраткийответввидечислаили слова(слов)наотведённомместе,указатьместоположениепредмета);

— заданиясосвободнымразвёрнутымответом(требуется записать полный ответ, решениеилиобъяснениекответу,сделатьрисунок).

Распределениезаданийсучётомформыпредставленияответаприведеновтаблице2.Следуетобратитьвниманиенато,чтодлякаждогокомплексногозаданиябылиразработаныименнотеформыимоделизаданий,которыенаиболееадекватнопозволяютоценитьпроверяемоеумениеилиспособдействий.Исследованияпоказывают,чтовданномвозрастеучащиесясодинаковымуровнемподготовкипочтисодинаковымуспехомсправляютсясовсемитипамизаданий(свыбо-ромответа,краткимответомилиразвёрнутымответом).



Наши рекомендации