Ультразвуковые воздействия оказались наиболее опасными и высоко мутагенными, учитывая, что мутагенность фактора прямо пропорциональна количеству ионизированных им атомов в организме.
Сегодня много говорится о необходимости активации ферментативного окисления в клетках для «улучшения» обмена. При этом не учитывается, что огромное количество атомов может превратиться в лавину агрессивных радикалов, способных взвинтить неуправляемые реакции присоединения и породить клеточные мутации. Конечно же, активируется обмен, только какой ценой…
В сознание врачей должно прийти понимание всех типов повреждений тканей человека и ответственности за них. Понимание, что сегодняшний инкурабельный больной, умирающий от рака, - это тот же больной, который несколько лет назад «успешно» вылечил тонзиллит, гайморит, бронхит с помощью СВЧ-, УВЧ-, УЗТ- и других «прогреваний».
Б-я Л., 35 лет, обратилась с надеждой облегчить состояние после очередной операции по удалению опухоли и реконструкции лица. Л. в прошлом - профессиональная спортсменка, 20 лет занималась легкой атлетикой. Из-за регулярных тренировок под открытым небом в любой сезон страдала постоянными простудами, хроническим ринитом, тонзиллитом, гайморитом. Врачи спортивной медицины лечили заложенность носа, «прогревая» носоглотку и гайморовы пазухи на УВЧ- и СВЧ- аппаратах. Количество процедур, назначаемых на один курс, доходило до 24, курсовое лечение проводилось неоднократно. В 33 года больной был поставлен диагноз: рак лицевых костей черепа. В течение 2-х лет она перенесла две тяжелые операции по иссечению участков лицевых костей, обезобразившие лицо. Опухолевые разрастания прогрессировали со стороны неба, в полости носа и глотки...
Больной У., 67лет, обратился за консультацией. У. несколько лет страдает дрожательным параличом. Болезнь прогрессирует. Стала неуверенной походка, иногда ноги становятся неуправляемыми настолько, что невозможно ходить...
При тщательном исследовании анамнеза выяснилось, что для восстановления голоса (У. – актер, профессия предполагает постоянное напряжение и перенапряжение голосовых связок, что периодически приводило к осиплости, изменению голоса) врачи неоднократно назначали физиотерапевтические процедуры на область шеи и лица, в основном, УВЧ-«прогревания». Отдаленные последствия проявились в виде нарушений проводящих путей спинного мозга.
Полтора столетия назад сочетание врач-физик было весьма плодотворным. Профессор медицины Л. Гальвани открыл явление гальванизации и положил начало исследованиям «живого электричества». Вождь французской буржуазной революции Марат, врач по образованию, в 1738 г. представил сочинение по электротерапии на конкурс, объявленный Руанской академией, на тему: «Насколько и в каких условиях можно рассчитывать на э л е к т р и ч е с т в о как п о л о ж и т е л ь н о е в л е ч е н и и б о л е з н е й». В действительности электричество в лечебных целях начали использовать гораздо позже, тем не менее, поиски способов такого применения уже в XVIII веке играли стимулирующую роль в развитии исследований электрических явлений.
Формулировку темы конкурса Руанской академии можно взять за эталон бережного отношения к больному при рекомендации ему не только физиотерапевтических, а и любых других средств.
Сегодня используется большое количество приборов под названием «э л е к т р о с т и м у л я т о р» различных модификаций в физиотерапии и стоматологии, кардиологии, неврологии и рефлексотерапии, хирургии и спортивной медицине. Отличаясь по внешнему виду, по мощности, форме импульсов и частотам модуляции, в сущности, они все идентичны. Необходимо рассмотреть их свойства, чтобы оценить реальные возможности.
Подобные приборы - низковольтные. Энергия импульса, посредством которого они воздействуют, в основном (на 90 %) уходит на преодоление электрокожного сопротивления, вызывая раздражение кожи и возбуждение д в и г а т е л ь н ы х р е ф л е к с о в. Этими механизмами исчерпываются возможности традиционных электростимуляторов. Воздействие на внутреннюю среду организма остается за пределами их реальных возможностей.
Кроме того, при создании подобных приборов ввиду жестких ограничений по амплитуде остается возможность манипулировать только токовой нагрузкой, больше или меньше смягчая ее разными частотными модуляциями. Но внутренняя среда организма содержит большое количество растворенных в воде ионов: солей металлов и других включений - и представляет собой э л е к т р о л и т ы, состоящие из анионов и катионов. Пропорционально амплитуде импульса на анионы и катионы действует электродвижущая сила, вынуждая их двигаться к электродам противоположного знака.
Этот процесс - развитие ионного тока - большой недостаток электрических воздействий на ткани. Он неизбежно нарастает, если длительность стимулирующих импульсов превышает значение t организма. При прохождении электрического тока через ткани большая часть энергии затрачивается на их э л е к т р о л и з.
К л е т о ч н а я с т р у к т у р а - это у п о р я д о ч е н н а я, ж и в а я, в ы с о к о д и ф ф е р е н ц и р о в а н н а я с и с т е м а, имеющая свои ритмы биений, потенциалы действия, регулируемые уровни метаболизма, изолирующую полупроницаемую мембрану.
Вэлектрохимическом отношении каждая клетка - биоаккумулятор, заряд и активность которого зависят от количества метаболических реакций внутри клетки и количества метаболитов цитоплазмы, диссоциированных в ионы. Следовательно, удаление из цитоплазмы ионов в виде анионов и катионов парализует метаболизм и другие процессы жизнедеятельности.
Происходит разрушение клеточных структур (ионный демонтаж, повреждаются ДНК (хромосомный аппарат), происходят мутации. Нарушается статус – кво внутренней среды. Разрушается цитолемма.