Расстройства голоса при врожденных незаращениях нёба
Врожденные незаращения нёба вызывают тяжелое речевое расстройство — ринолалию, — при котором ряд симптомов (и в первую очередь нарушение звукопроизношения) сочетается с ринофонией. Причем расстройство тембра голоса может сохраняться и после пластической операции дефекта нёба и исправления звукопроизношения.
Известно, что при врожденных незаращениях нёба голос, помимо избыточной открытой назализации, бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным. Чешский ученый М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в самостоятельное и назвал palatophonia.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что голос детей с незаращениями нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом.
Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок—• проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.
В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными незаращениями нёба говорят (как при отсутствии пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым оттенком, иногда из-за особенностей поведения тихим, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электроглоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография — нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба.
После семи лет голос детей с врожденными незаращениями нёба начинает ухудшаться: падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается расширение его диапазона. При миографии обнаруживается несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглоттограмме появляются изменения, свидетельствующие о неравномерной работе правой и левой голосовых складок, т. е. налицо все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростковому возрасту.
Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных незаращениях нёба.
Это, во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический механизм смыкания усиливается врожденной асимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгенограммах и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата.
Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трением воздуха о края голосовых складок. В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.
В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения лиц с ринофонией и ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.
Известно, что коррекция ринолалии — сложного речевого расстройства — ведется по нескольким направлениям. Это нормализация дыхания, развитие нёбно-глоточного смыкания, коррекция звукопроизношения, воспитание фонематического слуха и устранение носового оттенка голоса. В этот комплекс необходимо включить и профилактику расстройств голоса, исправление его недостатков и обучение правильному голосоведению.
Работа над улучшением голоса входит в систему всех коррекционно-воспитательных мероприятий по исправлению ринолалии и ринофонии с первого до последнего дня обучения.
К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, можно отнести постановку физиологического и речевого дыхания, профилактику дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекцию звукопроизношения.
После операции работа над голосом будет состоять из дыхательной гимнастики, развития полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, логопедических упражнений для расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также для компенсации расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, если оно уже имеется.
Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении дыхания, преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объем утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30 %. По продолжительности выдох бывает равен вдоху и даже короче его. Отсутствуют дифференцированный ротовой и носовой выдох.
Ввиду значительной утечки воздуха при выдохе в нос начинать работу по коррекции дыхания приходится с выработки направленной через рот воздушной струи, которая в дальнейшем обеспечит также достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных фонем. Поскольку дети с незаращениями нёба часто заменяют направленное дутье резким выдохом из глотки при открытом рте, их обучают вначале поплевыванию, а затем легкому дутью холодной струей. Дуют на ватку, пух, полоски бумаги. Дуть в дудочки, надувать шарики и т. п. нецелесообразно, так как подобные упражнения требуют от детей значительных физических усилий и иррадиируют общее напряжение.
Обучая поплевыванию и дутью, на первых занятиях можно зажать пальцами крылья носа или ограничить поток воздуха из носовых ходов, прижав к ним снизу указательный палец. Делают это для усиления кинестезий, чтобы ребенок смог ощутить, запомнить и воспроизвести это ощущение.
После овладения направленным дутьем можно переходить к постановке косто-абдоминального (диафрагмально-реберного) дыхания. Оно позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать с помощью диафрагмы скорость выдоха, использовать при фонации грудной резонатор, что также удлиняет выдох и уменьшает носовой оттенок.
Начинают постановку дыхания с упражнений лежа. Ребенка укладывают на кушетку на спину. Одну ладонь он кладет на живот, другую на грудь. На счет 1—2 ребенок делает вдох носом, на счет 3—4—5—6 — выдох ртом с усиленным дутьем, на счет 7 — пауза. Упражнение выполняют 3—4 раза в день по 10 дыхательных циклов подряд. В дальнейшем аналогичные упражнения делают сидя, стоя и на ходу.
После овладения основными приемами косто-абдоминального дыхания ребенка направляют в кабинет лечебной физкультуры, где он занимается гимнастикой, нацеленной на автоматизацию косто-абдоминального дыхания с удлиненным выдохом под руководством врача или методиста. Приступая к дыхательной гимнастике, обязательно разъясняют ребенку и родителям важность этого вида работы, указывают, что без нормализации дыхания невозможны в дальнейшем коррекция звукопроизношения и устранение носового оттенка голоса. Примерный комплекс упражнений для постановки косто-абдоминального дыхания с удлиненным выдохом приведен на с. 105.
Параллельно с постановкой дыхания с первых занятий проводят тренировки по активизации мускулатуры нёба и глотки.
Повышенная нагрузка на мышцы глотки увеличивает их объем и препятствует дистрофии. Особенно важны подобные тренировки при подготовке детей к накладыванию функционального глоточного обтуратора или к операции нёбно-глоточным клапаном, когда смыкание обеспечивается главным образом за счет активности глоточной мускулатуры. Увеличение мышц в объеме усиливает нёбно-глоточное смыкание после операции даже при укорочении нёбной занавески, что также уменьшает носовой оттенок голоса.
Благодаря тесной функциональной связи нёба, глотки и гортани тренировки нёба и глотки активизируют двигательную мускулатуру гортани и служат профилактическими мерами по предупреждению двигательной недостаточности голосообразующего аппарата при незаращениях нёба.
Для тренировок мускулатуры глотки целесообразны позевывание, имитация свиста и глоточного рефлекса. Как показывают рентгенокинематограммы актов глотания, кашля, позевывания, сосания, жевания, свиста, движения и объем мышц, участвующих в нёбно-глоточном смыкании, наиболее близки к речевым актам при позевывании и свисте. При голоточном же рефлексе наблюдается наибольшая двигательная активность мускулатуры нёба.
Имитировать свист, позевывание и глоточный рефлекс рекомендуется по 2—4 раза подряд 6—8 раз в день. Если ребенок не умеет воспроизвести движение, подобное глоточному рефлексу, логопед вызывает рефлекс прикосновением шпателя к задней стенке глотки.
Такие упражнения, как покашливание, глотание капель, поперхивание, не оказывают положительного влияния на речь, поскольку механизм смыкания в них значительно отличается от речевого. Разработанная же этими упражнениями активность мышц глотки стимулирует смыкания корня языка с глоткой в фарингеальных артикуляциях.
Упражнения для развития подвижности нёбной занавески до операции заключаются в произнесении гласных а и э и их сочетаний:
а — э | а — э — а | аэ — э — э |
э — а | э — а — э | эа — а — а |
Ребенок произносит их 2—3 раза подряд голосом средней громкости, открыв широко рот и придвинув кончик языка к нижним резцам. Упражнения повторяют 6—8 раз в день. Приступать к ним можно с первого же занятия.
Применение данных гласных объясняется особенностями их артикуляционного уклада. Звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко, а глотка принимает наименьший объем. Звук э среднего подъема, но переднего ряда. Поэтому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном ее подъеме. Глотка несколько шире, чем при звуке а, но меньше, чем при и, ы, у. Позиция языка при актикуляции этих фонем приводит к меньшему числу контактов его с глоткой по сравнению с у и о. Оба звука нелабиализованные. Их можно произносить с широко открытым ртом, что обеспечивает визуальный контроль. Нёбная занавеска менее плотно по сравнению с другими гласными примыкает к задней стенке глотки. Этим объясняется наименьшая выраженность назального оттенка гласных а и э при слуховом восприятии.
Тренировки нёбной занавески одновременно с фонацией вырабатывают условнорефлекторную связь движений нёба и звукообразования, что наиболее физиологично для речи.
Достаточно длинный направленный речевой выдох, активная мускулатура глотки и нёба, смещение тела языка в полости рта вперед позволяют при ринолалии на фоне врожденных незаращений нёба еще до пластической операции исправлять звукопроизношение. Перевод на правильные артикуляционные уклады даже при приближенном звучании фонемы затормаживают патологические фаринго-ларингеальные (гортано-глоточные) смыкания и тем самым освобождают гортань от несвойственных ей функций, что в конечном итоге уменьшает вероятность развития голосового расстройства с возрастом.
После операции уранопластики речь ребенка с врожденным незаращением нёба обычно ухудшается, носовой оттенок усиливается из-за отека нёба, длительного режима молчания и охранительного торможения. Сформированная нёбная занавеска при фонации бывает практически неподвижной, чувствительность отсутствует. Исходя из этого, задачами послеоперационного этапа становятся развитие подвижности максимального нёбно-глоточного смыкания, пригодного в будущем обеспечить изоляцию ротовой полости при речи, восстановление направленной воздушной струи и воспитание навыков правильного голосоведения.
Развитие подвижности нёбной занавески в послеоперационном периоде не терпит отлагательств. Чем быстрее удастся растормозить мягкое нёбо и включить его функцию в артикуляции, тем эффективнее будет результат всего курса логопедических занятий. Подвижная нёбная занавеска обеспечивает наиболее плотное нёбноглоточное смыкание, улучшает изоляцию носовой полости от ротовой и тем самым является базой для улучшения тембра голоса — уменьшения в нем носового оттенка.
Эластичность и подвижность мягкого нёба тесно взаимосвязаны. После закрытия дефекта нёбная занавеска обычно укорачивается за счет рубцевания раневых поверхностей. Ненормально высоко расположенные при врожденных незаращениях мышцы, поднимающие мягкое нёбо, ограничивают его подвижность. Движения же нёба растягивают рубцы, что предотвращает его укорочение. Упражнениями можно достичь удлинения мягкого нёба до 1 см. Причем двигательная активность развивается постепенно на протяжении 6—8 месяцев после операции.
Стимулирует подвижность мягкого нёба после операции непроизвольный подъем нёбной занавески при пении и проговаривании гласных а и э. Повторяют упражнения с гласными по схеме дооперационных занятий. Но следует помнить, что первое время после операции подвижность нёба быстро истощается. Повторение же упражнений с провисшей занавеской не приносит пользы, а приводит к закреплению патологического навыка. Поэтому необходимо определять допустимую нагрузку индивидуально для каждого ребенка.
Лучший эффект дает повторение гласных а и э по 2—3 раза подряд в течение дня (до 12—15 раз в день), чем выполнение этой же нагрузки в течение часа-полутора с перерывами по 5—10 минут.
Гласные произносят протяжно, голосом средней громкости. Громкое, короткое произнесение гласных на твердой атаке вызывает лишь резкий рывок нёбной занавески, которая тут же провисает.
При совершенно неподвижном нёбе можно начать со стимуляции глоточного рефлекса, а через 2—3 занятия перейти к проговариванию гласных.
Ускорить развитие подвижности нёба помогает массаж. Он вызывает прилив крови к раневой поверхности, улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичнее и обретает чувствительность. При массаже нёба применяются поглаживающие и надавливающие движения. Ребенок вначале поглаживает нёбо влажной подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1 минуты по 5 раз в день (ребенок один раз проглаживает и разминает нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (ребенок 10 раз в день с интервалом в 1 час проглаживает и разминает нёбо по 3 раза подряд).
При ограничении открывания рта носовой оттенок также усиливается. Это явление объясняется изменением направления звукового потока. Ротовая полость не излучает звук, а поглощает его, становится парным с носовой полостью резонатором. Нормальному открыванию рта в этих случаях препятствуют массивные рубцы в области нёбных дужек. Для предупреждения подобного симптома назначают жевательную гимнастику.
Важнейшее место в занятиях непосредственно послеоперационного периода занимают вокальные упражнения. Они сводятся к пению гласных. Начинают со звуков а и э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю и, последним у. (При ежедневных занятиях в стационаре сроки сокращаются.)
Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала, ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняют слуховые дифференцировки.
К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции с детьми и трезвучия со взрослыми.
Вокальные упражнения (СНОСКА: Вокальные упражнения для детей, женщин и мужчин даются в первой октаве) для детей 3—7 лет:
ми — соль — соль — ми
Вокальные упражнения для детей старше 8 лет и женщин-
ре — фа-диез — фа-диез — ре терции:
ми — соль-диез — соль-диез — ми
фа — ля — ля — фа
до — ми — соль — соль — ми — до
трезвучия: ре — фа-диез — ля — ля — фа-диез — ре '
ми — соль — си — си — соль — ми
Вокальные упражнения для мужчин:
си мал — ре-диез — ре-диез — си
терции: до —ми — ми — до
ре —фа-диез — фа-диез — ре
Ля я мал — до — ми — ми — до — ля мал
трезвучия: симал — ре — фа — фа — ре — симал
до —ми — соль — соль—ми — до
При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения гласных а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблениинёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.
Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при нарушениях слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие З'/2—4 тона.
Поют трезвучия не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления нёбно-глоточного затвора поют достаточно громко, но не форсируют звук, поскольку нёбо быстро утомляется и провисает, в результате звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.
Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Ермолаев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фразах, негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.
Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах:
3—4 лет —ми1— соль1 | |
5—6 лет - ми1 - си1 | первая октава |
7—10 лет —ре2 — ре2 | |
10-14 лет — ми1 — ре2 и ми2 | вторая октава |
При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает.
Артикуляционные и вокальные упражнения, массаж нёба, жевательная и дыхательная гимнастика проводятся параллельно и составляют содержание занятий непосредственно послеоперационного периода. Наблюдения показывают, что у занимавшихся до операции сохраняются выработанные ранее навыки, и упражнения для усиления воздушной струи обычно не вызывают затруднений. В остальных случаях приходится начинать обучение с дутья.
После активизации нёбно-глоточного смыкания, восстановления навыка косто-абдоминального дыхания и овладения умением произносить гласные без носового оттенка переходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с логопедическими упражнениями.
С детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях увеличивается постепенно до трех:
ааа | ээз | ооо | ууу | Иии |
аэ | эа | оа | уа | Иа |
ао | эо | оэ | уэ | иэ |
ау | эу | оу | уо | ио |
аи | эи | ои | уи | иу |
аэа | аоа | ауа | аиа | |
аэо | аоэ | ауэ | аиэ | |
аэу | аоу | ауо | аио | |
аэи | аои | ауи | aиy | |
эаэ | эоэ | эуэ | эиэ | |
эао | эоа | эуа | эиа | |
эау | эоу | эуо | эио | |
эаи | эои | эуи | эиу | |
оао | оэо | оуо | оио | |
оаэ | оэа | оуа | она | |
оау | оэу | оуэ | оиэ | |
оаи | оэи | оуи | оиу | |
уау | уэу | уоу | уму | |
уаэ | уэа | уоа | уиа | |
уао | уэо | уоэ | уиэ | |
уаи | уэи | уои | уио | |
иаи | иэи | иои | иуи | |
иаэ | иэа | иоа | иуа | |
иао | иэо | иоэ | иуэ | |
иау | иэу | иоу | иуо |
Упражняясь в произнесении гласных, нет необходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных проводится в том же порядке (а, э, о, у, и) с ориентацией на степень подъема и напряжения нёбной занавески.
Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая манере его фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» — в позиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Довольно трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию Важно обратить его внимание на широкое открывание рта. продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации.
В литературе неоднократно указывалось на уменьшение носового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр дошкольникам не стоит, поскольку подобное голосоведение нефизиологично для этого возраста и его редко удается ввести в спонтанную речь.
Для школьников со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса.
Начинают упражняться с протяжного произнесения звука м (см. с. 41), фиксируя внимание ребенка на носовом резонансе согласного (дети бывают склонны после операции заменять носовым м и н ротовыми).
Как только ребенок научится фонации «в маску», переходят к слоговым упражнениям с опорой на это звучание:
Впоследствии аналогичные упражнения выполняют со всеми сонорами и фрикативными звонкими согласными, вводя их в следующем порядке: м, н, й, л, р, в, з, ж. Если хорошо отработано правильное выполнение упражнения с м, то упражнения с другими согласными обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми согласными. На одном занятии можно упражняться с несколькими звуками, не прибегая к многократным повторениям одних и тех же сочетаний.
Затем переходят к повторению рядов слогов: равноударных и с перемещением ударения:
Аналогичные упражнения повторяют со всеми указанными выше согласными.
Громкое, звонкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они со слитного произнесения сочетаний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные м, н, й, л, р, в, з, ж.
зон | Валя | вон | мама | вон | Нина | вон | яма |
зон | Вова | вон | Мила | зон | номер | вон | ель |
вон | вилы | вон | малина | вон | налим | вон | юла |
вон | Вера | вон | мел | вон | Неля | вон | Юля |
вон | Валера | вон | мина | вон | иол-си к | вон | Емеля |
вон | винт | вон | мука | вон | нота | вон | елка |
вон | вода | вон | мак | вон | Ната | вон | еда |
БОН | ваниль | вон | масло | вон | ноль | вон | ящик |
вон | Лена | вон | рана | вон | Зина | вон | Женя |
зон | лимон | вон | Рома | вон | Зоя | вон | жила |
зон | лиман | вон | Римма | вон | зима | вон | Жанна |
вон | лен | вон | руль | вон | земля | вон | журнал |
БОН | липа | вон | рейка | вон | линза | вон | журавль |
ВОН | лодка | вон | Роман | вон | заноза | БОН | жир |
вон | Лера | вон | ремонт | вон | зубы | вон | жало |
Спряжение: Я ела
Образец: Я ел (а)
Ты ел (а) Он ел Мы ели Вы ели Они ели
Я мыл (а) Я молол (а) Я махал (а) Я ехал(а) Я вел (а)
Спряжение служит основой для увеличения количества слов в фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения:
Я мыл (а) Милу
Я мел(а) пол
Я ел (а) малину
Я вынул (а) занозу
Я нарезал(а) лимон Я вел (а) Вилю
Я вылил (а) воду
Я вымыл (а) пол
Я съел(а) сметану Я жалею Женю
Я живу на восьмом этаже
Я уехал (а) в ЖитомирРаспространение фразы проводится постепенно, например:
Я поливал (а).
Я поливал (а) левкои.
Я поливал (а) левкои водой.
Я поливал (а) левкои теплой водой.
Я поливал (а) левкои теплой водой из лейки.
При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучиться выполнять все логопедические речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры в «позиции резонатора». Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произносимые согласные (допустима одноударная или проторная артикуляция согласного р), в них должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных. Все скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры.
Примерами пригодных для тренировок скороговорок и стихов могут служит следующие:
На мели мы налима ловили.
Наловил Валерий два ведра форели.
Красно поле пшеном, а речь умом.
Нил поймал линей: один мал, два длинней.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
Дед Данила делил дыню.
Дольку — Диме, дольку — Дине,
Тили-тили
Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головка одна
Все черным-черна!
(И. Токмакова)
Ай да суп!
Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
(И. Токмакова)
Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон,
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
(И. Токмакова)
Крошка Вилли Винки
Крошка Вилли Винки
Ходит и глядит:
Кто не снял ботинки?
Кто еще не спит?
Стукнет вдруг в окошко
Или дунет в щель:
Вилли Винки-крошка
Лечь велит в постель.
(пер. И. Токмаковой)
Луна и валун
Речка луну
Завернула в волну
И покатила луну
К валуну.
Стукнулась звонко
Луна о валун
И раскололась
На тысячу лун.
(Н. Егоров)
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали.
У меня такая
Краска голубая,
Что волна морская
Словно как живая.
Я сижу тихонько
Около прибоя,
Окунаю кисточку
В море голубое.
(В. Орлов)
Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.
Если же ребенок произносит упражнения неправильно, сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину. Чаще всего ею бывают снижение артикуляционных речевых кинестезий, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограничение открывания рта, значительное укорочение нёбной занавески или ее недостаточная подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса дошкольников с врожденными незаращениями нёба бывают органические заболевания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вновь вернуться к начальным логопедическим упражнениям.
Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычания». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким по ритму рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на интервалах не меньше терции; 5) петь можно только в речевом диапазоне, т. е. песню транспонируют на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжения голосовых складок.
Первое время, чтобы выучить мелодию, фразировку песни, научиться брать дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поет только мелодию песни на гласные звуки и лишь потом переходит к пению со словами. При несоблюдении указанного порядка работы появляются следующие характерные ошибки: дети нечетко произносят слова, берут дыхание произвольно (иногда разбивая слово на слоги) через рот, выдыхают через нос, переходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к новому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения, которые усиливаются изменениями слухового восприятия.
Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни на гласных ребенок может спокойно сосредоточиться па правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на пройденные звуки. Пение дает возможность отключить внимание от послогового утрированного произнесения, задать необходимый ритм. Начинают петь медленно, но вскоре приближаются к темпу разговорной речи, поют, плавно переключаясь от звука к звуку. Не стоит браться за изучение нескольких песен одновременно. Это рассеивает внимание ребенка.
Так как ребенок одновременно нагружен постановкой и автоматизацией звуков, занимаются пением ограниченно — в течение одного занятия не более 15 минут—по 3—5 минут в один прием.
Детям можно рекомендовать пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша» (сл. и муз. С. Невельштейна), «Грибок» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской), «Неваляшки» (муз. 3. Левиной, сл. О. Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар., в обработке М. Иорданского). Взрослым — «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и сл. народные), «Ты, соловушко, умолкни!» (муз. М. Глинки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
Для заключительных вокальных упражнений подбирают песни, в фразах которых тона располагаются по звукоряду (т. е. интервалы между ними не превышают одного тона). Такое построение мелодии способствует более длительному удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подобные тренировки позволяют преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помогает сделать речь мелодичной и интонированной, избежать монотонности.
На заключительном этапе вокальных упражнений дети поют фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. и сл. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. и сл. народные), а подростки и взрослые — «Дубинушка» (муз. и сл. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен только при хорошо подвижном мягком нёбе.
Продолжение занятий пением после исправления голоса предотвращает рецидивы ринофонии, которые могут возникнуть у детей в результате функциональной слабости нёбной занавески после воспалительных заболеваний носоглотки. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, такие занятия помогают избежать оживления старых связей в определенных ситуациях.
Если у дошкольников с врожденными незаращениями нёба заболевания голосового аппарата встречаются редко, то подростки и взрослые, с которыми не были своевременно проведены логопедические занятия, почти в 80% случаев страдают голосовыми расстройствами.
Специфичны для них фонастения и парез внутренних мышц гортани, причинами которых, как указывалось выше, являются анатомические дефекты, неправильное голосоведение, нарушения дыхания, звукопроизношения, дистрофический процесс мышцах гортаноглотки. Для установления диагноза голосового расстройства необходим осмотр каждого обучающегося оториноларингологом по возможности с электростробоскопиче