Организация воображаемых диалогов
Случается, что прямой диалог с другим человеком уже не возможен (например, если тот умер) или причиняет чрезмерные страдания (например, когда этот человек внушает страх). В таких ситуациях может помочь воображаемый диалог в состоянии транса (Dowd, 1997b). Он чем-то напоминает технику двух стульев, которая применяется в гештальт-тера-пии. Клиенты могут играть либо себя, либо значимую фигуру из своей жизни, либо чередовать обе роли. Сам терапевт тоже может сыграть одну из ролей. В когнитивной гипнотерапии это очень гибкая техника.
|>Л I I
Часть II
Лечение психологических
расстройств
Глава 5__
Введение
Наверное, не было в прошлом и не существует сейчас психологического или соматического расстройства, которое кто-то где-то как-то не попытался бы вылечить при помощи гипноза. Более того: гипноз применялся или упоминался как применявшийся в связи с множеством оккультных и сомнительных феноменов, таких как сатанинские обряды и наговоры, регрессия к былым воплощениям и исследование множественности личности. В общественном сознании гипноз по сей день ассоциируется с магией и оккультизмом, придавая таким утверждениям оттенок правдоподобия. Несмотря на то что эта чушь обычно является вотчиной сомнительных деятелей, были случаи, когда к признанию этих феноменов склонялись и гипнотизеры более традиционного толка, вместо того чтобы отнестись к ним с соответствующим научным скептицизмом. Такое необдуманное и доверчивое отношение вредит окончательному признанию гипноза уважаемой психологической лечебной техникой. Гипноз — когнитивная техника, которая, при соблюдении соответствующих условий, способна модифицировать когнитивные: содержание, процессы, структуры.
Бывает также, что отдельные практические работники прибегают к гипнозу, скрыто или явно считая, будто сам по себе он является достаточным средством для получения лечебного результата. Это означает, что гипноз превращается в саму терапию, вместо того чтобы быть вспомогательной техникой, которая применяется в контексте общих терапевтических режимов. Например, рекламой некоторых «центров гипноза» служат обещания того, что клиенты смогут значительно снизить свой вес или навсегда бросить курить в результате одной или двух гипнотических сессий, выступающих в роли единственного метода лечения. Такие обещания основываются на вековом стремлении человека найти быстрое (и, конечно, дешевое) решение, которое потребовало бы незначительных усилий по преодолению застарелых проблем. Неизбежное
Глава 5 Введение 63
разочарование, которым заканчивается неудача, также подрывает доверие к гипнозу как к надежной и валидной технике. Иногда случается, что такой взгляд на гипноз разделяют специалисты общей практики.
В этом разделе предлагается описание использования гипноза с целью оказания помощи в преодолении множества психологических проблем, с которыми обычно сталкиваются клиницисты. Однако сначала мы должны описать различные типы когнитивных явлений, которым может быть адресован гипноз.
Мейхенбаум и Гилмор (Meichenbaum and Gilmore, 1984) описали три аспекта человеческого когнитивного функционирования, которые образуют концептуальную основу для интервенций и примеров, представленных в данной книге. Они предлагают описание различий между когнитивными событиями, когнитивными процессами и когнитивными структурами. Когнитивными событиями являются осознанные, легко доступные мысли, самоутверждения и образы. К когнитивным событиям относятся, например, такие сиюминутные мысли клиентов, как: «Ну и болван же я, что сделал такую глупую ошибку!» или «Я никогда не справлюсь с этой задачей!». Точно так же когнитивным (образным) событием является собственный образ, когда человек представляет себя глубоко встревоженным, потеющим и забывающим слова во время выступления перед публикой. Когнитивные события сравнительно легко идентифицируются, к ним легко подобраться с посторонней помощью, и они считаются поверхностными когшщиями. Добраться до когнитивных событий помогают стандартные вопросы: «О чем вы думаете прямо сейчас?» или: «О чем вы думали, когда произошло X?», или: «Опишите, каким вы видите себя в момент выступления».
Когнитивные процессы лучше всего описать как способы мышления. Примерами дисфункциональных когнитивных процессов являются, например, когнитивные ошибки, идентифицированные Беком и его коллегами (Beck et al., 1979), такие как сверхобобщающее, драматизирующее и дихотомическое («черно-белое») мышление. Аналогичным образом, иррациональные убеждения, идентифицированные Эллисом и Драйде-ном (Ellis and Dryden, 1997), являются примерами ошибок когнитивных процессов. К таким убеждениям относится «нагнетание страха» (когда ужасным считается простое неудобство), «неизбежность» (когда считается, что нечто обязано случиться или не случиться, тогда как это событие всего лишь предпочтительно) и выводы о собственной никчемности, сделанные на основании заурядных ошибок. К другим распространенным примерам относятся преуменьшение хороших событий и преуве-
64 Часть II. Лечение психологических расстройств
личение плохих. Можно сказать, что дисфункциональные когнитивные процессы подразумевают селективное внимание к негативной информации и отсев позитивной. Когнитивные ошибки могут совершаться и всторону положительного настроя, хотя они менее свойственны психологическому страданию. В этом случае индивиды могут интерпретировать события в излишне позитивном ключе, что приводит к установке Полианны1, что тоже может оказаться проблематичным. Обычно у нас нет непосредственного доступа к нашим собственным когнитивным процессам, хотя мы, как правило, гораздо лучше идентифицируем чужие ошибки. Однако при помощи опытного психотерапевта мы можем научиться распознавать ошибки собственного мышления. В этом состоит один из аспектов когнитивной психотерапии.
Дж. С. Бек (J. S. Beck, 1995 ) составил следующий перечень главных когнитивных искажений.
1. Мышление по типу «все или ничего»:понимание ситуаций не в
целом, а с точки зрения «или—или».
2. Драматизация:предсказание будущего в совершенно негативных
тонах.
3. Дискредитация позитивных моментов:позитивные переживания
не учитываются.
4. Эмоциональная аргументация:считать нечто верным на том ос
новании, что вы «чувствуете» это верным, не принимая в расчет
факты, подтверждающие обратное.
5. Навешивание ярлыков:навешивание общего и постоянного яр
лыка на себя и других людей.
6. Преувеличение/преуменьшение:преувеличение негативного и
преуменьшение позитивного событий.
7. Ментальный фильтр:большее внимание не к позитивной, а к не
гативной информации.
8. Чтение мыслей:необоснованная вера в знание чужих мыслей.
9. Сверхобобщение:выведение широких негативных заключений,
исходя из ограниченного количества данных.
10. Персонализация:неоправданное видение себя причиной поведения других людей.
11. Употребление императивных утверждений:неизменное и необоснованное понимание должного поведения для себя и других,
Имя героини одноименной повести Г. Портера. — Примеч. пер.
Глава 5. Введение 65
которое отражается во многих утверждениях по типу «должен» и «обязан».
12. Туннельное видение:способность видеть лишь негативные аспекты ситуации.
Когнитивные структурыбыли названы когнитивными схемамии
представляют собой скрытую систему правил и допущений, зависящую от опыта индивида. Они определяют предрасположенность мыслить, интерпретировать и реагировать определенным образом и находятся вне сознательного осмысления. Когнитивные структуры могут быть весьма адаптивными, что позволяет людям стремительно обрабатывать информацию (Beck and Emery, 1985). Однако результатом такой обработки могут оказаться укоренившиеся неадекватные структуры. В связи с тем, что они закладываются в раннем возрасте и являются элементом скрытого знания (Dowd and Courchaine, 1996), индивиду трудно оценить или принять их в случае обсуждения данных структур окружающими. Обычно люди переживают схемы по типу «так устроен мир и точка!». Попыткам помочь им взглянуть на вещи иначе оказывается, как правило, ожесточенное сопротивление. Они могут быть функциональными и дисфункциональными и являются основными когнитивными конструктами в том, что обычно называется типом личности.Дисфункциональные схемы прочно привязаны к расстройствам личности. Кто-то, например, может обладать схемой личной некомпетентности, из-за которой его действия постоянно интерпретируются как «недостаточно хорошие». У другого может быть схема недоверия, в силу которой все межличностные инициативы других отвергаются как подозрительные. Третий может носить в себе схему зависимости, из-за которой ощущает в себе неспособность функционировать в одиночку и без посторонней помощи. Четвертый может обладать схемой дефектности и постоянно чувствовать себя нелюбимым. Однажды установленные, эти схемы действуют подобно трафарету, который пропускает согласующиеся данные, и отфильтровывает отличные, поддерживая тем самым свою неизменность. Если принять во внимание раннее происхождение и силу этих долгосрочных схем, то остается удивляться, что люди вообще изменяются!
Янг (Young, 1994) разработал общую классификацию ранних неадекватных схем (РНС), выделив четыре их вида. РНС — стабильные и устойчивые когнитивные темы, которые развиваются в детстве, после чего не претерпевают существенных изменений, а только развиваются. На их основе формируется наш взгляд на себя, мир и наше место в мире. Эти темы не обусловлены убеждениями и сами себя питают. Они ак-
3 3». 106
66 Часть II. Лечение психологических расстройств
тивизируются под действием внешних событий, связаны с высокого уровня аффектами и являются результатом ранних дисфункциональных переживаний из-за опекунов и сверстников. Янг выявил следующие РНС, выделив пять ведущих тем (январь 1994). Разобщение и отвержение
1.Заброшенность/непостоянство: убежденность в том, что в буду
щем окружающие не смогут продолжать обеспечивать постоян
ную поддержку и защиту.
2. Недоверие/ущерб: ожидание того, что другие обидят или обманут.
3. Эмоциональная депривация: убежденность в невозможности по
лучать в будущем от других эмоциональную поддержку, что, в
свою очередь, подразделяется на лишение заботы, лишение эмпа-
тии и лишение защиты.
4. Дефектность/стыд: убежденность в своей дефектности, негодно
сти или несовершенстве в важных отношениях. Изъяны могут
быть внутренними или наружными.
5. Социальная изоляция/отчуждение: убежденность в отъединении
от остального мира или в отличии от других людей.