Организация воображаемых диалогов

Случается, что прямой диалог с другим человеком уже не возможен (на­пример, если тот умер) или причиняет чрезмерные страдания (напри­мер, когда этот человек внушает страх). В таких ситуациях может помочь воображаемый диалог в состоянии транса (Dowd, 1997b). Он чем-то на­поминает технику двух стульев, которая применяется в гештальт-тера-пии. Клиенты могут играть либо себя, либо значимую фигуру из своей жизни, либо чередовать обе роли. Сам терапевт тоже может сыграть одну из ролей. В когнитивной гипнотерапии это очень гибкая техника.

Организация воображаемых диалогов - student2.ru Организация воображаемых диалогов - student2.ru |>Л I I

Часть II

Лечение психологических

расстройств

Глава 5__

Введение

Наверное, не было в прошлом и не существует сейчас психологического или соматического расстройства, которое кто-то где-то как-то не попы­тался бы вылечить при помощи гипноза. Более того: гипноз применялся или упоминался как применявшийся в связи с множеством оккультных и сомнительных феноменов, таких как сатанинские обряды и нагово­ры, регрессия к былым воплощениям и исследование множественно­сти личности. В общественном сознании гипноз по сей день ассоцииру­ется с магией и оккультизмом, придавая таким утверждениям оттенок правдоподобия. Несмотря на то что эта чушь обычно является вотчиной сомнительных деятелей, были случаи, когда к признанию этих феноме­нов склонялись и гипнотизеры более традиционного толка, вместо того чтобы отнестись к ним с соответствующим научным скептицизмом. Та­кое необдуманное и доверчивое отношение вредит окончательному при­знанию гипноза уважаемой психологической лечебной техникой. Гип­ноз — когнитивная техника, которая, при соблюдении соответствующих условий, способна модифицировать когнитивные: содержание, процес­сы, структуры.

Бывает также, что отдельные практические работники прибегают к гипнозу, скрыто или явно считая, будто сам по себе он является доста­точным средством для получения лечебного результата. Это означает, что гипноз превращается в саму терапию, вместо того чтобы быть вспо­могательной техникой, которая применяется в контексте общих тера­певтических режимов. Например, рекламой некоторых «центров гип­ноза» служат обещания того, что клиенты смогут значительно снизить свой вес или навсегда бросить курить в результате одной или двух гип­нотических сессий, выступающих в роли единственного метода лечения. Такие обещания основываются на вековом стремлении человека найти быстрое (и, конечно, дешевое) решение, которое потребовало бы незна­чительных усилий по преодолению застарелых проблем. Неизбежное




Глава 5 Введение 63

Организация воображаемых диалогов - student2.ru разочарование, которым заканчивается неудача, также подрывает дове­рие к гипнозу как к надежной и валидной технике. Иногда случается, что такой взгляд на гипноз разделяют специалисты общей практики.

В этом разделе предлагается описание использования гипноза с це­лью оказания помощи в преодолении множества психологических про­блем, с которыми обычно сталкиваются клиницисты. Однако сначала мы должны описать различные типы когнитивных явлений, которым может быть адресован гипноз.

Мейхенбаум и Гилмор (Meichenbaum and Gilmore, 1984) описали три аспекта человеческого когнитивного функционирования, которые обра­зуют концептуальную основу для интервенций и примеров, представ­ленных в данной книге. Они предлагают описание различий между ког­нитивными событиями, когнитивными процессами и когнитивными структурами. Когнитивными событиями являются осознанные, легко доступные мысли, самоутверждения и образы. К когнитивным событи­ям относятся, например, такие сиюминутные мысли клиентов, как: «Ну и болван же я, что сделал такую глупую ошибку!» или «Я никогда не справлюсь с этой задачей!». Точно так же когнитивным (образным) со­бытием является собственный образ, когда человек представляет себя глубоко встревоженным, потеющим и забывающим слова во время вы­ступления перед публикой. Когнитивные события сравнительно легко идентифицируются, к ним легко подобраться с посторонней помощью, и они считаются поверхностными когшщиями. Добраться до когнитив­ных событий помогают стандартные вопросы: «О чем вы думаете пря­мо сейчас?» или: «О чем вы думали, когда произошло X?», или: «Опи­шите, каким вы видите себя в момент выступления».

Когнитивные процессы лучше всего описать как способы мышления. Примерами дисфункциональных когнитивных процессов являются, на­пример, когнитивные ошибки, идентифицированные Беком и его колле­гами (Beck et al., 1979), такие как сверхобобщающее, драматизирующее и дихотомическое («черно-белое») мышление. Аналогичным образом, иррациональные убеждения, идентифицированные Эллисом и Драйде-ном (Ellis and Dryden, 1997), являются примерами ошибок когнитивных процессов. К таким убеждениям относится «нагнетание страха» (когда ужасным считается простое неудобство), «неизбежность» (когда счита­ется, что нечто обязано случиться или не случиться, тогда как это собы­тие всего лишь предпочтительно) и выводы о собственной никчемности, сделанные на основании заурядных ошибок. К другим распространен­ным примерам относятся преуменьшение хороших событий и преуве-




64 Часть II. Лечение психологических расстройств

Организация воображаемых диалогов - student2.ru личение плохих. Можно сказать, что дисфункциональные когнитивные процессы подразумевают селективное внимание к негативной информа­ции и отсев позитивной. Когнитивные ошибки могут совершаться и всторону положительного настроя, хотя они менее свойственны психо­логическому страданию. В этом случае индивиды могут интерпретиро­вать события в излишне позитивном ключе, что приводит к установке Полианны1, что тоже может оказаться проблематичным. Обычно у нас нет непосредственного доступа к нашим собственным когнитивным процессам, хотя мы, как правило, гораздо лучше идентифицируем чу­жие ошибки. Однако при помощи опытного психотерапевта мы можем научиться распознавать ошибки собственного мышления. В этом состо­ит один из аспектов когнитивной психотерапии.

Дж. С. Бек (J. S. Beck, 1995 ) составил следующий перечень главных когнитивных искажений.

1. Мышление по типу «все или ничего»:понимание ситуаций не в
целом, а с точки зрения «или—или».

2. Драматизация:предсказание будущего в совершенно негативных
тонах.

3. Дискредитация позитивных моментов:позитивные переживания
не учитываются.

4. Эмоциональная аргументация:считать нечто верным на том ос­
новании, что вы «чувствуете» это верным, не принимая в расчет
факты, подтверждающие обратное.

5. Навешивание ярлыков:навешивание общего и постоянного яр­
лыка на себя и других людей.

6. Преувеличение/преуменьшение:преувеличение негативного и
преуменьшение позитивного событий.

7. Ментальный фильтр:большее внимание не к позитивной, а к не­
гативной информации.

8. Чтение мыслей:необоснованная вера в знание чужих мыслей.

9. Сверхобобщение:выведение широких негативных заключений,
исходя из ограниченного количества данных.

10. Персонализация:неоправданное видение себя причиной поведе­ния других людей.

11. Употребление императивных утверждений:неизменное и необо­снованное понимание должного поведения для себя и других,

Организация воображаемых диалогов - student2.ru Имя героини одноименной повести Г. Портера. — Примеч. пер.

Глава 5. Введение 65

Организация воображаемых диалогов - student2.ru которое отражается во многих утверждениях по типу «должен» и «обязан».

12. Туннельное видение:способность видеть лишь негативные аспек­ты ситуации.

Когнитивные структурыбыли названы когнитивными схемамии

представляют собой скрытую систему правил и допущений, зависящую от опыта индивида. Они определяют предрасположенность мыслить, интерпретировать и реагировать определенным образом и находятся вне сознательного осмысления. Когнитивные структуры могут быть весьма адаптивными, что позволяет людям стремительно обрабатывать информацию (Beck and Emery, 1985). Однако результатом такой обра­ботки могут оказаться укоренившиеся неадекватные структуры. В свя­зи с тем, что они закладываются в раннем возрасте и являются элемен­том скрытого знания (Dowd and Courchaine, 1996), индивиду трудно оценить или принять их в случае обсуждения данных структур окружа­ющими. Обычно люди переживают схемы по типу «так устроен мир и точка!». Попыткам помочь им взглянуть на вещи иначе оказывается, как правило, ожесточенное сопротивление. Они могут быть функциональ­ными и дисфункциональными и являются основными когнитивными конструктами в том, что обычно называется типом личности.Дисфунк­циональные схемы прочно привязаны к расстройствам личности. Кто-то, например, может обладать схемой личной некомпетентности, из-за которой его действия постоянно интерпретируются как «недостаточно хорошие». У другого может быть схема недоверия, в силу которой все межличностные инициативы других отвергаются как подозрительные. Третий может носить в себе схему зависимости, из-за которой ощущает в себе неспособность функционировать в одиночку и без посторонней помощи. Четвертый может обладать схемой дефектности и постоянно чувствовать себя нелюбимым. Однажды установленные, эти схемы дей­ствуют подобно трафарету, который пропускает согласующиеся данные, и отфильтровывает отличные, поддерживая тем самым свою неизмен­ность. Если принять во внимание раннее происхождение и силу этих долгосрочных схем, то остается удивляться, что люди вообще изменя­ются!

Янг (Young, 1994) разработал общую классификацию ранних не­адекватных схем (РНС), выделив четыре их вида. РНС — стабильные и устойчивые когнитивные темы, которые развиваются в детстве, после чего не претерпевают существенных изменений, а только развиваются. На их основе формируется наш взгляд на себя, мир и наше место в мире. Эти темы не обусловлены убеждениями и сами себя питают. Они ак-

3 3». 106

66 Часть II. Лечение психологических расстройств

Организация воображаемых диалогов - student2.ru тивизируются под действием внешних событий, связаны с высокого уровня аффектами и являются результатом ранних дисфункциональ­ных переживаний из-за опекунов и сверстников. Янг выявил следующие РНС, выделив пять ведущих тем (январь 1994). Разобщение и отвержение

1.Заброшенность/непостоянство: убежденность в том, что в буду­
щем окружающие не смогут продолжать обеспечивать постоян­
ную поддержку и защиту.

2. Недоверие/ущерб: ожидание того, что другие обидят или обманут.

3. Эмоциональная депривация: убежденность в невозможности по­
лучать в будущем от других эмоциональную поддержку, что, в
свою очередь, подразделяется на лишение заботы, лишение эмпа-
тии и лишение защиты.

4. Дефектность/стыд: убежденность в своей дефектности, негодно­
сти или несовершенстве в важных отношениях. Изъяны могут
быть внутренними или наружными.

5. Социальная изоляция/отчуждение: убежденность в отъединении
от остального мира или в отличии от других людей.

Наши рекомендации