Зависимость и процесс исцеления
Эта глава посвящается миллионам, а может быть, и миллиардам людей, страдающих от всевозможных видов зависимости — алкогольной, наркотической, пищевой, сексуальной и т.д. По сути дела, каждое живое существо страдает от сильнейшей зависимости того или иного рода, и, пока мы не достигнем освобождения, мы будем оставаться «наркоманами».
Духовный кризис
Даже далекие от духовности люди постепенно начинают признавать существование такого явления, как духовный кризис. В качестве примера можно привести пробуждение премы, происходящее в ходе занятий йогой, когда энергия начинает подниматься по позвоночнику. Такой человек неожиданно переходит в более высокое состояние сознания или развивает совершенно иное восприятие мира, и при этом он зачастую не может понять, что с ним происходит. В результате такие люди нередко оказываются в психиатрических больницах. Таким образом, некоторые пациенты психиатрических клиник, а также многие наркоманы пребывают в со стоянии духовного кризиса, с которым они не способны справиться.
Грань между безумием и духовным прозрением очень тонка. Человек, развивший глубокое духовное понимание, начинает иначе относиться к окружающим, меняется его видение мира и образ мыслей. В некоторых случаях, если ему Н( удается обрести внутреннее равновесие, человек может начал вести себя подобно безумцу. В ближайшем будущем психологи и психиатры будут все чаще сталкиваться с этим явлением поскольку люди, контактировавшие с пришельцами или пережившие какой-то необычный опыт, просто не способны осмыслить его. Кроме того, есть люди, пережившие духовны? опыт, в результате которого они утратили отождествление с телом или ощутили воздействие непривычной энергии.
В действительности одним из признаков серьезного трансценденталиста является наличие определенной доли отвращения к обычной мирской жизни. До тех пор, пока человек считает материальную жизнь чем-то замечательным и прекрасным, он не сможет добиться серьезного духовного прогресса.
бхогаишварйа-прасактанам
тайапахрита-четасам
вйавасайатмика буддхих
самадхау на видхийате
«Тем, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству и чей ум из-за этого все время пребывает в заблуждении, не хватает решимости посвятить себя преданному служению Верховному Господу»
«Бхагавад-гита», 2.44
Такой человек будет сталкиваться с огромным количеством препятствий, поскольку в его жизни постоянно присутствует желание соприкасаться с объектами, приносящими удовлетворение чувствам. Поэтому зачастую люди, испытывающие дискомфорт в материальной атмосфере, являются наилучшими кандидатами для духовной жизни, поскольку они готовы в корне изменить свое сознание, даже если при этом им не удается сохранить внутреннее равновесие. Если они получат надлежащие наставления, их кризис станет трамплином, помогающим подняться до более высокого уровня сознания.
В поисках экстаза
В шестидесятые годы духовный кризис затронул многих молодых людей. Они употребляли психоделические наркотики и испытывали измененные состояния сознания, что подтолкнуло некоторых из них к духовным поискам. И хотя кто-то действительно получил определенный мистический опыт, из этого не следует делать вывод, что искусственные стимуляторы представляют собой какую-то ценность. Мы ни в коей мере не поощряем использование наркотических средств с целью развития экстрасенсорных способностей; просто мы признаем тот факт, что подобный опыт может способствовать развитию у отдельных людей интереса к духовной жизни. При этом зачастую оказывается, что те, кто обращается к психотропным стимуляторам, ранее уже испытывали интерес к духовной жизни. Иными словами, человека в действительности меняют не наркотики; просто люди с определенным Уровнем сознания ищут духовного экстаза и альтернативу обыденной жизни.
И правда, жажда приятных ощущений заставляет людей Придумывать бесчисленные способы одурманивания себя. Они готовы на все, лишь бы уйти от страданий, присущих материальной жизни. В некоторых местах люди лижут жаб и от этого испытывают «кайф». Дело в том, что, пытаясь защититься, жаба выделяет особые вещества, которые вводят человека в измененное состояние сознания. Есть люди, которые в тех же целях нюхают клей или едят определенные виды грибов. Эти вещества воздействует не только на ум, но и на тело, вызывая зависимость. Алкоголь — это отвратительный напиток, получаемый в результате брожения, однако люди заливают внутрь эту жидкость, чтобы испытать некоторый подъем. Некоторые одурманивают себя с помощью жидкости, используемой для бальзамирования трупов. Только представьте, какое сознание присуще такой деятельности!
В конечном счете, каждый из нас стремится развить высшее сознание, что является нашим естественным правом. Мы видим, что практически каждый хочет испытать какие-либо удивительные переживания или экстаз. Все мы понимаем, что жизнь должна быть чем-то большим, чем обычные материальные стереотипы, и поэтому испытываем глубокую неудовлетворенность. Некоторые люди ощущают внутри такую пустоту, что готовы использовать любые искусственные способы, лишь бы ощутить немедленное удовлетворение. И поэтому они либо обращаются к наркотикам, либо становятся жертвой какой-либо другой формы зависимости, приносящей временное удовлетворение. Например, некоторые чувствуют себя настолько отверженными, что пытаются компенсировать это пищей. Ощущение пустоты заставляет их есть и есть без конца, и еда превращается в зависимость. Стремясь обрести удовлетворение, они пытаются сделать это, наслаждая язык и желудок. Если проанализировать различные виды зависимости, то окажется, что практически все страдают от той или иной формы зависимости. Разумеется, наркотики и алкоголь — наиболее мощные формы зависимости, но следует признать, что все мы движимы чувственным удовлетворением.
Процесс исцеления
На самом деле все мы подсознательно чувствуем, что существует настоящий, духовный экстаз, просто мы еще не обрели доступа к нему. В каком-то смысле никто не понимает природы чуда лучше алкоголика, поскольку бутылка постоянно совершает с ним чудо. Конечно, он попадает во все большую зависимость от спиртного, но каждый раз происходит чудо: сознание человека меняется, и он получает временное, искусственное облегчение. Чтобы избавиться от зависимости, необходимо заменить чудо бутылки или наркотика на истинное чудо, пройдя через процесс исцеления. И чтобы добиться этого, человеку необходимо принять прибежище высших сил.
Двенадцать Шагов «Анонимных алкоголиков» содержат много глубоких и действенных идей, касающихся процесса исцеления. Этот метод настолько эффективен, что, если люди всего мира воспользуются этими Двенадцатью Шагами, это приведет к глобальным изменениям в сознании человечества. Зависимость имеет глубокие корни, и правильное лечение также представляет собой весьма серьезный процесс. Время от времени в этот мир приходят люди, наделенные полномочиями изменять сознание миллионов людей. Они организуют программы, способные произвести значительные изменения на всей планете. «Анонимные алкоголики» - одна из таких мощных программ. Она содержит множество положений, позволяющих людям добиться колоссальных изменений в своем сознании и ускорить процесс самопознания.
Двенадцать Шагов
В процессе освобождения от зависимости человек проходит через несколько стадий. «Анонимные алкоголики» предлагают Двенадцать Шагов, которые мы сейчас перечислим, а затем обсудим.27 На первой стадии, стадии избавления, человек должен, в первую очередь, осознать, что он (или она) страдает от зависимости. Первые три шага помогают понять серьезность проблемы и обрести веру в могущество Бога:
1. Мы признаем, что бессильны перед алкоголем — наша жизнь стала неуправляемой.
2. Мы верим, что существует Сила, более могущественная, чем мы, которая способна вернуть нам здравый рассудок.
3. Примите решение отдать свою волю и свою жизнь во власть Бога, как вы Его понимаете.
Чтобы осознать необходимость отдать свою жизнь под опеку Бога, страдающий от зависимости должен, в первую очередь, понять свою крайнюю беспомощность. В ходе любого трансформационного процесса, включая духовную жизнь, необходимо сначала понять природу проблемы и то, в каких областях нам необходимо усовершенствоваться. До тех пор, пока людей устраивают обычные жизненные стереотипы, основанные на удовлетворении чувств, у них нет шансов для духовного роста. Они будут оставаться в рабстве зависимости, лишающей их всякой свободы воли. До тех пор, пока они не отдадут свою волю Богу, им не удастся вырваться из оков зависимости.
Далее необходимо развивать смирение и постоянно подвергать тщательному анализу свои мысли и поступки:
4. Подвергните себя бесстрашному нравственному анализу.
5. Признайте перед Богом, перед самими собой и перед другим человеком свои недостатки.
6. Будьте готовы к тому, что Бог устранит эти недостатки характера.
7. Смиренно попросите Его избавить вас от этих недостатков.
8. Составьте список всех, кого вы оскорбили, и приготовьтесь искупить свою вину перед каждым из них.
9. Делайте это открыто при каждой удобной возможности, за исключением тех случаев, когда это может причинить беспокойство им или другим людям.
10. Продолжайте анализировать свои поступки и сразу же признавайте совершенные ошибки.
Как правило, перемены происходят тогда, когда алкоголики или наркоманы встречаются и обсуждают свою жизнь. Они делятся друг с другом самыми ужасными событиями своей жизни, и таким образом происходит процесс исцеления. Когда человек развивает смирение, он понимает, что нужно перестать изображать из себя Бога. Эта мысль снова и снова повторяется в литературе «Анонимных алкоголиков». Больной должен оставить представления о себе как о Боге и понять, что своими собственными силами он не сможет победить искушение. Осознав это, он (или она) поймет, что для избавления от зависимости необходима помощь высшей силы.
Смирение — не то же самое, что комплекс неполноценности, когда мы просто скорбим о своем жалком состоянии, лишенные всякой надежды на улучшение. Напротив, низко пав и полностью утратив контроль над своей жизнью, мы хотим установить связь с высшей природой и сознательно позволить ей управлять нами. Смирение играет исключительно важную роль в духовной жизни, поскольку, оказавшись в самом низу, человек обретает сильное желание выбраться из этого состояния и готов сделать все, что для этого необходимо.
Последние шаги процесса исцеления включают развитие терпения и благодарности:
11. Посредством молитвы и медитации постоянно старайтесь улучшить сознательный контакт с Богом, как вы Его понимаете. Молитесь лишь о том, чтобы познать Его волю и исполнить ее.
12. Пережив духовное пробуждение благодаря этим шагам, мы стремимся передать это послание алкоголикам и следовать вышеизложенным принципам во всей своей деятельности.
Итак, человек изменил как свое внешнее поведение, так и внутренний диалог, что наиболее важно. Он начинает активно делиться своим опытом с другими, помогая им пережить такое же перерождение. Он обретает способность терпимо относиться к людям, не обращая внимания на расовую или религиозную принадлежность. Он перестает считать себя жертвой и понимает, что все, кто страдает от зависимости, имеют проблемы и нуждаются в помощи. Таким образом, выздоравливающий алкоголик стремится найти возможность помочь другим избавиться от подобного недуга.
К этому моменту человек испытывает естественную благодарность за полученную милость. Чувство благодарности дает человеку возможность осознать, что любовь Господа и Его милость проявились в его жизни, несмотря на то, что он этого не заслуживал. И это немедленно приводит к столь разительным переменам в сознании, что человек, считавший себя Божьим даром человечеству, а свои желания — сутью всего, понимает, что является слугой Бога и слугой всего человечества. Тогда он стремится вновь стать свидетелем милости Господа.
Для того, чтобы закрепить успех, нам нужно заменить свою прежнюю культуру, образ мыслей и окружение тем, что способно оказать нам поддержку. Кроме того, простое осознание серьезности своего положения убедит нас в необходимости такой дополнительной поддержки. Это, естественно, означает обращение за помощью к высшей силе и людям, способным оказать нам такую поддержку.
Несмотря на существование некоторых общих представлений о лечении физической зависимости, к сожалению, лишь немногие врачи в мире знают, как лечить духовные кризисы.
И все же некоторые из них постепенно начинают понимать, что острая потребность в стимуляторах, которую испытывают алкоголики или наркоманы, в действительности является потребностью в возвышенной любви и духовном опыте.
До тех пор, пока мы не достигнем освобождения, мы будем продолжать зависеть от всевозможных чувственных наслаждений. И все же данная программа исцеления от алкоголизма может оказать существенную помощь. Меняя внешнее поведение, мы должны одновременно развивать свое сознание и углублять внутренний диалог.
Жить одним днем
Мне хотелось бы поделиться с вами одной медитативной зарисовкой из моей книги «Нищий II», которая называется «Жить одним днем». В этой зарисовке начинающий преданный сравнивается с алкоголиком, бросившим пить. Все знают, что алкоголизм -- очень серьезная проблема, но не следует думать, что она неразрешима. Если цель кажется нам недосягаемой, мы не сделаем даже первого шага по направлению к ней. Однако, двигаясь шаг за шагом, мы будем постепенно подниматься все выше и выше. Процесс исцеления включает в себя концепцию, о которой сейчас пойдет речь, — жить одним днем.
Такой подход побуждает нас сосредотачивать все свое внимание на следующем шаге, не думая о том, что произойдет через неделю, месяц или через несколько лет, ибо это может лишь сбить нас с толку. Живя сегодняшним днем, мы можем сделать максимум возможного сейчас, что позволит нам наилучшим образом подготовиться к завтрашнему дню.
«Дорогой Господь, есть ли какая-либо существенная разница между мной и человеком, бросившим пить? В течение многих лет этот алкоголик отрицал свою зависимость от спиртного, считая, что все под его контролем, и он может перестать пить в любой момент, если пожелает.
Так происходит всегда. Алкоголик вначале думает, что пьет за компанию или для того, чтобы расслабиться. Он отрицает тот факт, что живет ради бутылки, и вся его жизнь — ежедневное поклонение спиртному.
Так чем же я отличаюсь от него? Ты знаешь, что я отрицал свою зависимость на протяжении сотен жизней, а не нескольких лет. Я находил прибежище у своей слабой природы, считая при этом, что способен все контролировать. Но когда пришло время вышвырнуть весь мусор из своего ума, оказалось, что я ни на что не способен.
Таков образ мыслей материалиста. Он думает, что все находится под его контролем. Начинающий преданный думает также. Это — всего лишь одна из форм неприятия реальности, не позволяющая добраться до глубинной сути. Порой мы искренне считаем, что у нас нет проблем, но, как только мы предпринимаем попытку изменить свое поведение, выясняется, что это совсем не так. К сожалению, до тех пор, пока мы не поймем всей серьезности проблемы, нам не удастся ничего изменить. Только признав проблему, можно начать работать над ее разрешением.
Мой дорогой Господь, потому я спрашиваю Тебя, существует ли какая-то разница между мной и человеком, бросившим пить? Бывший алкоголик постоянно вспоминает о своих пьяных похождениях, и часто ему хочется вновь испытать этот вкус, однако его страшно пугают последствия. Если он и избегает спиртных напитков, то лишь из трусости, а не благодаря владению собой или самодисциплине. Он просто слишком боится последствий употребления алкоголя.
Иными словами, иногда мы на какое-то время отказываемся от дурной привычки, опасаясь последствий, но само желание остается. Вместе с тем, если следовать процессу правильно, со временем страх перерастает в глубокое понимание, и мы сознательно отказываемся от греха.
Взять, например, меня, так называемого преданного. Семена греховности глубоко укоренились в моем сознании, и, хотя внешне я не занимаюсь греховной деятельностью, прежние желания постоянно преследуют меня. Каждый день я пытаюсь бороться с призраками этих желаний, которые удобно расположились в моем сердце и не собираются его покидать.
Мы хотим прекратить грешить, но греховные желания в течение какого-то времени по-прежнему остаются в нашем сердце. Но развив более глубокое понимание, мы не только навсегда прекратим внешнюю греховную деятельность, но и уничтожим семена этих желаний. Тогда и произойдет истинная трансформация.
вишайа винивартанте
нирахарасйа дехинах
раса-варджам раса 'пи асйа
парам дриштва нивартате
«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более высокий вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании»
(«Бхагавад-гита», 2.59)
Алкоголики на стадии излечения прекрасно осознают это семя желания. Иногда от кого-то из них можно услышать: «Я не пью уже двадцать лет». Это означает, что, хотя на протяжении двадцати лет он не употреблял спиртное, при определенных обстоятельствах это может произойти снова. Всегда существует шанс снова стать жертвой пьянства.
Мой дорогой Господь, поэтому я прошу Тебя, скажи — существует ли какая-нибудь разница между мной и бывшим алкоголиком?
Когда бывшие алкоголики слишком тесно общаются другом с другом, они иногда снова попадают в рабство к своему некогда любимому напитку. Вместе или врозь они снова начинают поклоняться ему, медитировать на него и непрестанно размышлять о его разнообразных формах. В разлуке с бутылкой мгновение кажется им подобным двенадцати годам и даже более.
Вредные привычки настолько сильны, что, просто общаясь с бывшими друзьями или оказавшись в соответствующей обстановке, человек может опять к ним вернуться. Алкоголик, чьи родители также были алкоголиками, страдает от более сильной зависимости, ибо она уже заложена в его генах. Тонкое, а также грубое тело такого человека уже несет в себе предрасположенность к определенному виду алкогольной зависимости. Например, известно, что алкоголизм стал очень серьезной проблемой для американских индейцев. Родители-алкоголики оказывают такое сильное влияние на детей, поскольку все, что пьет или ест мать, а также то, о чем она думает, непосредственно влияет на ребенка.
Моим наркотиком было кино. Я помню, как заходил в магазин видео-кассет и выходил оттуда с кучей кинофильмов. Даже один вечер без видео был для меня подобен долгому тюремному заключению. Потому я спрашиваю Тебя, дорогой Господь, есть ли какая-нибудь разница между мной и бывшим алкоголиком?
Бывший пьяница пытается отстраниться от всего, что может помешать его трезвому образу жизни, и с радостью принимает все, что этому способствует. Однако при этом он забывает о том, что большая часть его жизни невыносимо трудна, потому что, живя в постоянном страхе и постоянно сопротивляясь влиянию старых привычек и прежнего общения, он живет, как в аду. Я нахожусь в похожем положении, поскольку должен отказываться от многого из того, что обычно приносило мне наслаждение. Теперь я пониманию, насколько порабощающей была эта деятельность.
В каком-то смысле процесс излечения напоминает ад, так как больной должен постоянно опасаться тех ситуаций и людей, которые могут вновь вызвать в нем пагубную зависимость.
Какая же тогда, о Господь, разница между мной и бывшим алкоголиком, который целый день притворяется нормальным человеком? Хотя со стороны кажется, что так оно и есть, внутренне он постоянно плачет и терзается, поскольку его тяга к спиртному затмевает все прочие желания. Даже когда он выглядит вполне счастливым, внутренне его не оставляет вопрос: «А вдруг я вновь окажусь в неблагоприятной ситуации и опять стану жертвой старых привычек?»
Не все алкоголики имеют ярко выраженные отклонения в поведении. Многие из них каждый день ходят на службу и выполняют там огромный объем работы, однако их стимулом является алкоголь, и со временем он может вытеснить все прочие желания. Показателен в этом отношении пример наркоманов, у которых жажда наркотиков начинает перевешивать даже потребность в пище, крове и сексе.
Дорогой Господь, я искренне прошу Тебя сказать мне, есть ли хоть какая-то разница между мной и бывшим алкоголиком? Для многих бывших пьяниц некоторые дни тянутся бесконечно, а пробуждение на следующее утро воспринимается как кошмар. Весь день они на каждом шагу сталкиваются с проблемами и испытаниями лишь для того, чтобы завтра снова столкнуться с теми же проблемами, и так изо дня в день.
Хотя мы с вами не проходили через этот процесс исцеления, у всех нас был подобный опыт в трудные времена. Мы ложились спать в отчаянии, а подняться утром было еще труднее, ибо не было видно никакой надежды. Жизнь превращалась в мрачное, тоскливое существование. Кстати, одной из причин, по которой люди обращаются к алкоголю или наркотикам, является сильное чувство тоски и разочарованности. Независимо от того, есть ли у человека работа, семья и деньги или он все потерял, он чувствует себя ужасно. Дело заканчивается либо быстрой смертью в результате самоубийства, либо медленной смертью от алкоголя или наркотиков, разрушающих тело и сознание.
Когда бывшие пьяницы заглядывают в будущее, они понимают, что впереди их ждут новые трудности и испытания. Некоторые из них странствуют повсюду и рассказывают нынешним алкоголикам о том, как Высшая Сила помогла им отказаться от алкоголя, и о том, как другие тоже могут справиться с этой трудной задачей. Иногда они даже хвастаются тем, что не пьют уже пять, десять, двадцать или двадцать пять лет. И все же никто лучше их самих не знает, что эти десятилетия пролетели как один день, и всего одна рюмка может свести на нет все их достижения. Один глоток может снова превратить их в людей, на алтаре сознания которых находится бутылка вина или виски — их почитаемое божество.
Даже человек, вставший на духовный путь, подсознательно сохраняет привязанность к определенным вещам. Если начинающий трансценденталист не будет соблюдать осторожность, определенные ситуации могут подтолкнуть его (или ее) снова принять прибежище у старых вредных привычек.
Дорогой Господь, лишь благодаря Твоему великому посланию, принесенному Твоими доверенными слугами, я смог очистить свое сердце и выбраться из этой помойной ямы. Как же мне не стать снова жертвой этого помойного мышления, способного снова ввергнуть меня в помойное существование?
В этот момент я услышал мягкий смех слуги моего возлюбленного Господа. Голос был женским, исполненным глубокой любви.
У Кришны, Бога, есть много слуг и представителей, которые всегда стараются помочь тем, кто хочет изменить свое сознание. Мы можем обратиться за помощью к ним.
«Мой дорогой друг, — сказала она. — Как и твой приятель, бывший алкоголик, ты должен научиться жить одним днем. Искушения будут, но ведь тебе уже не раз удавалось справляться с ними в прошлом. Поэтому ты должен продолжать остерегаться этих демонических желаний, чтобы в конце концов достичь полного духовного совершенства.
А теперь, дитя мое, — продолжал мелодичный голос, — сохраняй и оберегай то, что у тебя уже есть. Вместо того, чтобы скорбеть о трудностях, наслаждайся своим успехом. Ты захотел достичь высшего уровня, поэтому тебе придется выдержать серьезные испытания. Однако, дорогой мой, можешь быть уверен, что, искренне стараясь сохранять трезвость и здравомыслие, ты очень скоро удостоишься приглашения нашего Божественного Господина и сможешь в полной мере испытать духовное опьянение!
К сожалению, ты еще не развил достаточного рвения к такой жизни, поэтому твое восхождение несколько замедлилось. Но я уверена, что в скором времени ты испытаешь сильнейшую духовную жажду и стремление к достижению высшей цели.
А пока просто продолжай твердо придерживаться своего нового образа жизни и углубляй свое понимание вещей. Не трать ни мгновения на бессмысленную деятельность. Будь очень внимателен и тщательно избегай общения, способного ослабить твою решимость. И всегда помни, что мы ведем тебя. Все мы безумно пьяны от любви к Богу! Но наше блаженство возрастет еще больше, когда ты присоединишься к нам.
Всегда помни о том, что мы очень любим тебя. Нет ничего постыдного в стремлении испытать опьянение. Единственное, о чем прошу тебя: не пытайся имитировать это состояние в материальном измерении. Вместо этого неустанно стремись насладиться истинной сладостью духовного опьянения, даруемого трансцендентным состоянием чистой любви к Богу. Это состояние придет к тебе само, но лишь тогда, когда ты без колебаний решишь с любовью служить нашему Божественному Господину и станешь неистово танцевать для Его наслаждения».
Духовное опьянение и экстаз
Опьянение — это естественное состояние, присущее душе. Душа есть сач-чид-ананда-виграха -—она вечна, исполнена знания и блаженства. В своем чистом состоянии душа испытывает восхитительное духовное опьянение, и подсознательно мы знаем это, поэтому многие обращаются к искусственным стимуляторам, дабы пережить этот опыт. Кроме того, поскольку все больше и больше людей чувствуют раздражение и неудовлетворенность от повседневной жизни, они ищут средство для быстрого снятия напряжения, что заставляет их обращаться к всевозможным видам искусственной стимуляции.
По мере того, как мир погружается в хаос, люди начинают все больше зависеть от этих искусственных средств. Демоны пытаются захватить власть и втянуть в наркотическую зависимость всю человеческую цивилизацию. А многие даже не осознают, какое пагубное влияние это оказывает на их физическое и тонкое тело, а также на их духовную эволюцию. И, наконец, зависимость делает их более беззащитными перед духами и другими тонкими сущностями. Не следует недооценивать этих явлений, даже в социальном плане, ибо пьянство и наркомания разрушают тонкое тело и делают человека жертвой всевозможных негативных влияний.
Для нас, начинающих трансценденталистов, очень важно постоянно помогать духовно расти другим, не замыкаясь на себе. Усвоив данную информацию, мы сможем помогать людям, переживающим духовный кризис, вызванный воздействием высшей энергии, с которой они ранее не соприкасались. Понимание природы духовных кризисов поможет нам правильно воспринять это кажущееся безумием состояние, при котором у нас постепенно раскроется высшее видение, и мы начнем контактировать с высшими сферами. Если неофиту выпадает удача общаться с высокодуховным существом, ему передается часть чистой энергии. Порой такой неофит может испытывать возвышенный экстаз благодаря энергии, полученной от носителя этого экстаза. Точно так же, как вирус воздействует на людей, соприкасающихся с зараженной средой, общение с возвышенными личностями оказывает сильное воздействие на сознание.
Существа из высших духовных сфер сдерживают свои эмоции, когда спускаются сюда. Если бы они не делали этого, то показались бы нам безумцами. Когда кто-то напоминает им о том блаженстве, которое они обычно испытывают, их физическое тело оказывается неспособным вместить духовный экстаз. Их духовные эмоции внешне напоминают приступ эпилепсии, ибо такого рода энергию невозможно удержать в теле. Поскольку физическое тело не справляется с духовными эмоциями, из глаз такого человека потоками льются слезы, сердце начинает бешено колотиться, и иногда он даже теряет сознание. Такое состояние глубокого экстаза может показаться окружающим безумием или алкогольным опьянением.
В каком-то смысле все мы безумны. Мы либо безумно гонимся за материальными наслаждениями, либо безумно стремимся испытать духовный экстаз. Тогда можно задаться вопросом: «А что же означает быть нормальным?» На самом деле ни одна культура в мире не дает четкого определения нормальности. Это определение меняется в зависимости от места и времени; поэтому все социальные нормы поведения относительны. Каждый по-своему безумен, но те, кто сильнее привязаны к материальному, больше сбиты с толку, так как временный материальный мир не способен в полной мере удовлетворить нас. Люди принимают прибежище в алкогольной или наркотической зависимости просто потому, что хотят экстаза и смены стереотипов. Однако даже хорошие намерения могут привести к деградации.
Вопросы и ответы
Вопрос:В своей медитативной зарисовке Вы объясняли, что иногда бывший алкоголик боится очутиться в месте, где он может поддаться искушению выпить. Относится ли эта аналогия также и к преданным, испытывающим навязчивое влечение к определенным грубым или тонким материальным вещам, могущим повредить их преданному служению?
Ответ: Да, неофит должен избегать тех вещей, которые раньше оказывали на него неблагоприятное влияние, чтобы снова не стать жертвой старых привычек. Однако, когда духовное сознание глубже проникнет в него, он сможет вернуться в прежнюю обстановку, не подвергаясь ее воздействию. Что касается экстрасенсорики, то это тоже может превратиться в своего рода зависимость. Порой мистические поиски зачаровывают людей до такой степени, что вся их жизнь начинает вращаться вокруг этой ментальной гимнастики. Они тратят массу времени на то, чтобы рассматривать ауры, заниматься ченнелингом или изучать астральные проекции. Привязанность к тонким энергиям является еще одной формой опьянения. Такие люди постоянно чего-то ищут, присоединяясь ко все новым группам и пробуя новые практики. Они просто ищут блаженства. Они пробуют повторять разные мантры, используют разные техники, посещают различные семинары, надеясь найти формулу, которая решит все их проблемы. Вместо того, чтобы работать над собой и своим образом жизни, они думают, что какой-то амулет, талисман или мантра решит все их проблемы.
Вопрос: Недавно я прочитал журнальную статью об одной женщине, ставшей жертвой наркотиков. Меня поразило, насколько легко человек может стать наркоманом. Эта мать-одиночка работала полный рабочий день и в то же время растила ребенка, а также выполняла другие обязанности. Но ей не хватало сил на все это, и наркотик временно давал ей энергию, постепенно разрушая ее тело и сознание. Я понял, что наркотики одурачивают человека, сначала поднимая его вверх, а затем резко бросая вниз. Только в духовной жизни подъем никогда не кончается.
Ответ: Это также демонстрирует опасность практичной - в мирском смысле — жизни. Известно, что правительство Соединенных Штатов разрешило производителям добавлять в определенные продукты животные компоненты и другие вредные вещества, не указывая их на этикетке. Кроме того, многие лекарственные препараты формируют в человеке сильную зависимость. Теперь многие люди страдают от зависимости, вызванной аллопатическими лекарствами, которые им прописывали врачи. В 90-х годах было громкое разоблачение в табачной индустрии, когда выяснилось, что производители сигарет добавляют в них специальные вещества, усиливающие зависимость.
Можно понять поэтому важность сознательной жизни, свободной от нездоровых влияний и зависимостей. Опьянение — наше естественное состояние, но духовное опьянение, а не материальное. Чтобы получить «настоящую вещь», нужно отказаться от подделок.
Вопрос: Появляется все больше и больше телевизионных передач, в которых рассказывается о пришельцах и похищениях НЛО, но эта информация в основном негативная. Я не помню ни одной передачи, где говорилось бы о положительных сторонах контактов с инопланетянами.
Ответ: Несколько лет назад я записывал в Институте прикладных духовных технологий программу о НЛО и пришельцах для Национального телевидения в Гане. Мы обсуждали феномены пирамид, НЛО и пришельцев в связи с религией бхакти, преданности Богу. Я также выступал с лекциями перед психиатрами в Мичиганском университете, а также перед сотнями психиатров в Сибири. Незадолго до этого я встречался с женщиной, которая сотрудничает с Американской ассоциацией психологов. Она написала книгу о похищениях, которая поразила меня.28 Во-первых, тем, что эти вопросы сегодня обсуждаются в столь ортодоксальных кругах. На самом деле эти темы сейчас обсуждаются повсюду, поскольку эту информацию уже невозможно скрывать. Есть основания полагать, что в ближайшие годы не только интерес к этим темам будет возрастать, но могут произойти и определенные события, благодаря которым люди больше узнают о нашей связи с другими мирами.
В настоящее время увеличивается активность существ, как из высших, так и из низших сфер. Появляется много медиумов: древние пророки воплощаются в этом мире снова. Некоторые из них жили тысячи лет назад, но сейчас они приходят снова, потому что планета проходит через период глобальных изменений. Практически каждую неделю в Америке происходит что-то необычное. При этом любое значительное явление имеет две стороны, и поэтому опыт части людей может быть неблагоприятным. Похищения не представляют собой ничего нового, поскольку похищение означает захват силой, то есть без любви. К тому же, мы живем во времена, когда грех шире распространен, чем благочестие. Если посмотреть, как живет большинство людей, то мы обнаружим преобладание греха.
Некоторые греховные люди хотят сбить людей с толку в вопросе о пришельцах. Однако мы знаем, что Земля всегда была планетой, о которой заботились высшие существа. Некоторые из них, те, кто несет непосредственную ответственность за прогресс землян, воплощаются здесь, чтобы помочь проводить кампанию по возвышению сознания человечества. В ближайшие годы мы увидим много чудес. Даже некоторые из вас, дорогие друзья, всегда чувствовали, что не вполне вписываетесь в обычную материальную жизнь, и у вас есть особая миссия. И это не простые выдумки. В грядущие годы люди станут гораздо более чувствительными. За последние пять лет можно видеть все возрастающий интерес к ченнелингу и медиумизму, что указывает на рост контактов между разными измерениями. Многие из телевизионных программ, посвященных НЛО и другим подобным темам, десять лет назад просто не могли бы появиться на телеэкранах. Если сегодня вы отправитесь в любой большой книжный магазин, то найдете там множество книг на данную тематику. И книги эти фактически наиболее популярны в Соединенных Штатах.
Около двадцати лет назад я выступал по радио, и когда я упомянул о НЛО, отношение аудитории ко мне резко изменилось. Люди звонили и говорили: «Свами, мне понравилось Ваше выступление, но, что касается НЛО, в это трудно поверить». Все звонки были похожи один на другой. А сейчас мы говорим об этих вещах открыто и даже выпускаем аудио-кассеты на эту тему. Последние три года самым большим спросом пользуются кассеты, на которых обсуждаются вопросы, связанные с бескорыстной любовью и пришельцами. В новых изданиях «Духовного воина» мы включили главу, посвященную НЛО, поскольку интерес к данной теме значительно вырос. В действительности, чем больше люди узнают о мистических явлениях, тем больше возрастает их вера в духовное существован