Избегайте чрезмерных беспокойств

аханкара-критам бандхам

атмано 'ртха-випарйайам

видван нирвидйа самсара-

чинтам турйе стхитас тйаджет

«Шримад-Бхагаватам», 11.13.29

«Ложное эго живого существа ввергает его в рабст­во и награждает прямо противоположным тому, что оно желает. Поэтому разумный человек дол­жен беспокоиться не о том, как наслаждаться ма­териальной жизнью, а о том, чтобы постоянно пребывать в Господе, находящемся вне сферы действия материального сознания».

Не бойтесь

В древнем ведическом писании, которое называется «Бхагавад-гита», Господь говорит Арджуне:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам ширинам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

«Оставь все религиозные обязанности и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.» («Бхагавад-гита», 18.66)

В конце беседы с Арджуной Господь призывает Своего слугу отбросить страх и беспокойство, и это наставление важно для всех нас. Почему Господь призывает Арджуну бес­страшно отбросить все религиозные обязанности и просто предаться Ему? Описав карма-йогу, хатха-йогу, гъяга-йогу и аштанга-йогу, Господь говорит, что все это — лишь подготовительные ступени, что нужно принять суть и отка­заться от поверхностных, второстепенных соображений. При­знание Господа нашим истинным благожелателем, лучшим другом и высшим покровителем основывается на глубоком знании и составляет суть духовной жизни. Если мы сможем осознать эти истины, для беспокойств не будет оснований.

В «Шримад-Бхагаватам», самом возвышенном ведичес­ком тексте, говорится, что из четырех видов деятельности (еды, сна, совокупления и страха) страх — самый труднопре­одолимый, поскольку он присутствует и в трех остальных. Беспокойство препятствует развитию любви и преданности, ибо беспокойство и страх несовместимы с любовью и пре­данностью. Любовь и страх плохо сочетаются. Любая дея­тельность попадает в одну из двух категорий: кома (вожделе­ние) или према (любовь). Поэтому идущий по пути любви и преданности должен освободиться от страха и сомнений. Как же преданному удается этого добиться и что этому меша­ет? Мы надеемся получить ответ на все эти вопросы, рассмо­трев беспокойство с психологической, социальной и духов­ной точек зрения. Настоящий духовный воин никогда не оказывается во власти чрезмерных беспокойств, ибо он постоянно поглощен тем, что отдает или получает любовь.

Беспокойство умаляет положение Господа

Как Верховного Повелителя

если внимательно изучить жизнь великих ачаръев — ду­ховных учителей и пророков — мы обнаружим, что они ни­когда не отдавались во власть чрезмерных беспокойств, пре­пятствующих развитию ростка преданности в сердце и мешающих человеку полностью предаться Богу. Чрезмер­ное беспокойство подразумевает потерю контроля над дея­тельностью ума. Это означает, что мы не способны в полной мере воспринять милость Бога и осознать Его как всеведущую Верховную Личность Бога, управляющую всем, - кришнас ту бхагаван сваям.

Другими словами, беспокойство — это неспособность по­нять положение Бога как того, кто во всей полноте обладает шестью достоинствами (красотой, силой, знанием, славой, богатством и отречением). Охваченный беспокойством чело­век слишком поглощен мыслями о своей судьбе и считает Господа недостаточно милосердным. Он начинает считать се­бя ответственным за все происходящее и не верит в то, что Господь пребывает в его сердце. Из поколения в поколение, из века в век беспокойство затрудняет нам доступ к милости Господа. Оно закрывает нам доступ к могуществу Бога, кото­рое проявляется в Его аватарах, воплощениях, нисходящих в этот мир ради уничтожения негодяев, защиты Своих пре­данных и утверждения чистого преданного служения.

Господь призывает нас отбросить всякое беспокойство и занять ум позитивной деятельностью:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру мам эваишйаси йуктваивам

атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Пол­ностью сосредоточившись на Мне, ты непремен­но придешь ко Мне.»

(«Бхагавад-гита», 9.34)

Господь призывает нас не беспокоиться о результатах на­шей деятельности. Это утверждение можно сопоставить с про­цитированным выше стихом 18.66, в котором Господь призы­вает Арджуну отбросить сомнения и страх. Вместо того, чтобы беспокоиться, он должен просто предаться, и Господь поможет ему соответственно степени его преданности. В следующий раз, когда вы будете охвачены беспокойством, примите во внимание эти соображения и подумайте о том, что ваша тре­вога в действительности умаляет положение Бога как Верхов­ного Повелителя и нашего благожелателя и занимает в вашей душе место любви и преданности.

Самоанализ

Мы должны пользоваться любой возможностью, чтобы взглянуть на свой ум со стороны и еще больше утвердить его в служении Господу. Первым делом необходимо определить, до какой степени беспокойство проникло в нашу жизнь. Это поможет нам определить уровень нашей веры. Садху, святой, должен быть дридха-вратой, т.е. обладать твердой верой и ре­шимостью, а также дхирой, очень серьезным и сосредоточен­ным. Таков ли наш образ мыслей?

Глубоко проанализировав свое поведение, многие люди осознают, что тревоги и беспокойства пронизывают все их существование. Эти беспокойства чаще всего связаны со здо­ровьем или экономическими проблемами, но порой бывают совершенно бессмысленными. Например, люди думают, что надеть, куда отправиться на выходные, чем там заниматься, или о том, что о них думают другие. Все эти беспокойства це­ликом основаны на телесных представлениях, на представле­нии о себе как о центре вселенной. Слишком большая обес­покоенность приводит к чрезмерному акценту на теле, на материи. Преданный не должен так мыслить. Всевышний Господь настоятельно рекомендует нам отбросить колебания, страх и тревоги, несмотря на постоянные нападки материаль­ной энергии.

Предложим четыре различных аспекта, чтобы углубить и расширить наш анализ. Дадим определение беспокойству, предложим практические методы решения проблемы, разберем ряд цитат из священных писаний, связанных с данной темой, и, наконец, расскажем о выдающихся личностях, упо­мянутых в писаниях, которые избегали состояния чрезмер­ного беспокойства.

Что такое беспокойство?

Мы можем дать беспокойству следующие определения:

1. Беспокойство — это наш выбор, зачастую продиктован­ный желанием избежать перемен. Порой мы находим прибежище в беспокойстве, поскольку оно создает у нас чувство занятости и дает возможность оправдать отсутст­вие конкретных действий. Вместо того, чтобы предпри­нять необходимые шаги, мы живем в иллюзорной дея­тельности, порожденной беспокойством.

2. Беспокойство — это неадекватная замена подлинной любви. Это искусственная деятельность, которой мы при­крываемся, чтобы не заниматься тем, что правильно и благотворно. Результатом являются одни лишь беспо­койства. И поскольку мы столько времени тратим на бес­покойства, у нас остается мало времени для прославления Господа. Если же мы потратим на беспокойства всю свою умственную и физическую энергию, у нас вообще не ос­танется сил на служение Богу.

3. По сути дела чрезмерное беспокойство всегда связано с ощущением беспомощности. Садху, или святой, не дол­жен быть надменным или эгоцентричным; он должен быть очень смиренным. Осознавая собственную беспо­мощность, он в то же время понимает, что для Господа нет ничего неосуществимого. Поэтому садху обретает ог­ромное могущество, представляя возможность шакти (энергии) Господа действовать через него. Чрезмерное беспокойство лишает нас силы, а также мешает энергии Бога действовать через нас.

4. Беспокойство — это способ отрепетировать плохой ис­ход. Другими словами, оно порождает такие же эмоции, как и сам негативный результат. Если тщательно проана­лизировать последствия беспокойства, то окажется, что оно приводит как раз к тому, чего мы больше всего стре­мимся избежать. Поскольку человек фактически живет в состоянии психологической травмы или несчастья, он может получить соответствующий результат. Если вы бу­дете продолжать медитировать на эту «мантру», то може­те воплотить свои страхи не только в своем уме, но и в физической реальности.

5. Перестать беспокоиться (ма шучах) не означает перестать планировать. Не следует проявлять безразличия, видя не­правильные действия; напротив, необходимо строить планы, мыслить масштабно и делать то, что необходимо. Что вы станете делать, если увидите, что в вашем доме по­жар? Вы немедленно выбежите оттуда. Вы не будете про­сто сидеть на диване и беспокоиться. Ясно, что возникла проблема, и нужно незамедлительно предпринять прак­тические действия.

Как избежать беспокойств

Как же разрушить в себе привычку к постоянной обеспоко­енности? Почему даже люди, обретшие высшее прибежище, все еще охвачены беспокойством? Мы можем без конца волно­ваться и считать, что зависим от милости обстоятельств, но ведь нам известно, как действует карма: каждое действие вы­зывает определенные последствия, привязывая нас к этому миру. Мы также знаем, что всем управляют высшие силы — полубоги (ангелы) и Всевышний Господь. Насколько искренне мы предаемся Кришне, настолько Он и защищает нас.

Итак, откуда же проистекает беспокойство? Может быть, проблема в том, что мы считаем Господа лжецом или обманщиком? Может быть, мы считаем, что Он хочет держать нас в постоянном страхе и эксплуатировать нас? Может быть, мы считаем Бога надзирателем, цель которого — держать нас в тюрьме материального мира? Если мы будем помнить о блаженстве Божественной Четы и о том, что Господь следит за каждым нашим действием и мыслью, уровень нашего бес­покойства никогда не повысится настолько, чтобы мы пере­стали чувствовать божественное покровительство, занимаясь праведной деятельностью. Мы никогда не должны считать, что Бог лишил нас поддержки и бросил одних, не оставив ни малейшей возможности выбраться из майи или разрешить свои проблемы.

Мы должны найти пути, которые помогут разрушить привычку беспокоиться, пока она не разрушила нас. Если нам не удастся этого сделать, наши страхи могут полностью завла­деть нами и привести к хронической депрессии, фобиям, при­ступам паники, одержимости и даже самоубийству. Все мы встречали людей, которые беспокоятся по любым мелочам. Если вы представите на их суд какую-нибудь идею, они сразу же попытаются доказать вам ее несостоятельность. Они стра­дают комплексом незащищенности. Они терпят неудачу еще до того, как начали что-то делать. Они могут даже использо­вать воспоминания о прошлых неудачах как подтверждение своего образа мыслей, но никогда не станут полагаться на Бо­га. И поскольку они не умеют рисковать, их жизнь исполнена скуки, разочарований и посредственности, что подразумевает отсутствие ручи, духовного вкуса. Нам не хотелось бы стать жертвой такого деструктивного образа мыслей, поэтому да­вайте рассмотрим ряд методик, помогающих защитить созна­ние от подобного негативного умонастроения.

Не бойтесь будущего

Нужно стараться избегать любых беспокойств, связанных со страхом будущего. Каждый день мы должны делать все, что от нас зависит сегодня, предоставляя будущему самому поза­ботиться о себе. Если мы слишком беспокоимся о будущем, то нам зачастую не удается предпринять необходимых дейст­вий, чтобы сделать его благоприятным. Будущее во многих отношениях является продолжением настоящего плюс по­следствия — прошлого. К несчастью, иногда мы превраща­емся в своего собственного злейшего врага. Наш ум способен создать как раз ту ситуацию, которой мы хотим избежать, а нездоровая культура мышления блокирует действие боже­ственной силы внутри нас. Тревожась о будущем, мы не уде­ляем должного внимания настоящему.

Наши рекомендации