Приемы психологического воздействия, осуществляемые в сектах

Во-первых: лидеры секты осуществляют жесткий контроль за каждым членом секты (его социальными связями, окружением). Постепенно происходит «выдавливание» человека из его привычной среды и изоляция от людей, не принадлежащих секте (родные, друзья и т. д.).

Во-вторых: во время собраний и совместных молитв духовные лидеры той или иной секты используют определенные психовоздействия, изменяющие состояние сознания людей по типу гипнотического транса. Также происходит мощное воздействие на подсознание человека. Для этих целей используется, к примеру, нейролингвистическое программирование. То есть личностью манипулируют, а эффекты психотехник выдают за «нисхождение благодати».

В-третьих: почти в каждой секте имеется свой специфический язык, термины. Такой язык затрудняет общение с адептами секты и делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными словами.

В-четвертых: принцип «доктрина выше личности». То есть не поощряется и даже запрещается анализировать личный опыт. Главное – твердо и непоколебимо верить в то, что является догмами секты.

В-пятых: «свои – друзья, чужие – враги». Смысл этого тезиса, думаю, понятен.

Существует и множество других уловок, удерживающих человека в секте. Это лишь краткий перечень возможных механизмов «зомбирования» личности.

Ко всему сказанному добавим, что часто имеют место материальные «привязки»: либо в секте одолжили какие-то деньги на жизнь (что бывает нечасто) и нет возможности вернуть долг, либо – сам человек добровольно пожертвовал свое имущество и порвать с сектой означает для него оказаться на улице.

«Яблоко от яблони недалеко падает»

Отдельный разговор о мировоззрении и нравственности лидеров основных психотерапевтических направлений. Зигмунд Фрейд покончил жизнь самоубийством, попросив доктора Шора дать ему яд. Его последователь Юнг был страстным поклонником оккультных опытов и практик. Фредерик Перлз, основатель гештальт-психотерапии в своей автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» пишет, что гештальт-терапия имеет много сходного с дзен-буддизмом, одним из главных постулатов которого является вседозволенность. Основоположник трансперсональной психотерапии, которая представляет собой откровенный шаманизм, Станислав Гроф, предложил метод усиленного дыхания под ритмическую музыку. Как следствие наступал транс, подобный шаманскому. Доктор Милтон Эриксон, разрабатывая приемы так называемого недирективного гипноза, описывает эффективные способы зомбирования. Основополагающим руководством адептов нейролингвистического программирования является книга «Структура магии». Этот перечень можно продолжать и продолжать.

О грехе курения

Святые отцы о курении

Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, – и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения.

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.

Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни…» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Из истории распространения греха

…Когда двенадцатого октября 1492 года Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор, то он и его спутники были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа!… Дело было в том, что индейцы справляли священный праздник, на котором курили особую траву (свернутый высушенный лист ее – род теперешней сигары – назывался у них «табако», отсюда и пошло нынешнее название) до полного одурения, надо прибавить, причем в этом состоянии они входили в общение с демонами и после рассказывали, что им говорил «Великий Дух».

По приезде на родину наших мореплавателей те, которые нашептывали в уши индейцам, шепнули и этим, чтобы они познакомили европейскую публику с новым «удовольствием».

И вот, при благосклонном участии и тайном возбуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, – ничего не помогало!

Епископ Варнава (Беляев)

О вреде курения для здоровья

О вреде курения сказано и написано много. Как врач, я лишь напомню, что табак содержит около тридцати вредных для здоровья веществ. Самым опасным из них считается алкалоид никотина. Среди курильщиков особенно много больных бронхолегочными заболеваниями. И, пожалуй, самым грозным последствием курения является рак легких. Дело в том, что табачный дым содержит канцерогены (вызывающие раковую опухоль вещества). Это, например, бензопирен и его производные.

Курильщиков много. Среди них все возрастные категории: от детей до престарелых. Курят мальчики и девочки, курят женщины, курят даже некоторые беременные…

В Москве, по данным исследования, возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Прискорбная реальность…

Надо сказать, что на детский организм курение оказывает особо пагубное воздействие. Кроме всего прочего, у подростка формируется комплекс нервно-психических отклонений. Страдают внимание, память, сон, «скачет» настроение.

У курильщиков развивается никотиновый синдром. Это та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для здоровья. Хотя как сказать: ведь рак легких – аргумент не в пользу безобидности (по мнению некоторых) этого пагубного пристрастия.

Кстати упомянуть и о том, что по новой классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. А мы добавим – греховным. Так как курение – это потворство своим прихотям, это вид самоуслаждения. Правильно сказано, что курить – бесам кадить.

Как избавиться от курения

Необходимо твердое желание избавиться от этой пагубной, греховной привычки. Имея сокрушение сердечное, надо покаяться в этом грехе на исповеди.

«Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет» (Мф. 7, 7),- глаголет нам Господь.

«Но чтобы так усиленно и искренно просить избавления себе от беды душевной, от пагубных навыков и пристрастий, необходимо их усмотреть в себе, рассудить и увидеть весь вред их и всю тяжесть греха от последования им. Тогда только будет искреннее желание и молитва, и собственное тщание есть необходимое условие Божией помощи.

Господь помогает только тем, которые всеусильно ищут Его помощи, но и сами не поддаются страстям своим. Худо самонадеяние, и безрассудно, и бесполезно; но и излишне надеяться на помощь Господа при своем добровольном умедлении в грехе и сознательной уступке греховным навыкам – это оскорбляет Господа».

(Из книги «Порок курения. Греховная привычка»)

* * *

«Петербургский житель, Алексей Степанович Майоров, чрезмерно пристрастясь к курению табака, чувствовал от этого вред для своего здоровья. Когда советы петербургских его друзей противу этой страсти оказались безуспешными, тогда он письменно обратился к старцу Амвросию, прося заочно у него совета, как бы отстать от этой страсти. В ответ на эту просьбу Старец прислал Майорову письмо от 12 октября 1888 года, в котором написано было следующее. «Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь св. Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет, и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Получив с почты это письмо, Алексей Степанович прочитал его и закурил папироску, как объяснял о сем в особой своеручной записке; но вдруг почувствовал сильную боль в голове, а вместе и отвращение к табачному дыму, и ночью не курил. На другой день принимался, по привычке, но уже машинально, закурить папиросочку четыре раза, а дым глотать не мог от сильной боли в голове. И отстал от курения легко. Между тем, как в предшествовавшие два года, как ни принуждал себя отвыкнуть от курения, не мог; и хотя сделался болен, но все-таки курил по 75 раз в день. «Вот тогда-то, когда стал чувствовать свою болезнь и познал свое бессилие к искоренению этой страсти, обратился я, – пишет Майоров, – заочно, по совету добрых людей, к старцу о. Амвросию, с искренним раскаянием и просьбой его молитв обо мне. Затем, когда я приехал к нему, чтобы легче его благодарить, он коснулся палочкою больной головы моей, и я, с тех пор, боли в голове не чувствую никакой»

(Из собрания писем оптинского старца Амвросия. Ч. I. Сергиев Посад, 1908 г.)

* * *

В качестве некоторых психологических рекомендаций могут быть полезны следующие.

1. Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об этом.

2. Старайтесь выкуривать как можно меньше сигарет, вести подсчет выкуриваемых за день сигарет, стремясь к тому, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера. Можно и резко прекратить курение, но эта рекомендация подходит не всем.

3. Выделите самые «важные» сигареты дня, проанализируйте психологические и ситуативные причины их выкуривания. Попробуйте противопоставить стрессам что-нибудь менее вредное.

4. Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

5. Возникло желание закурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки хотя бы несколько минут. В это время займите руки, сделайте несколько физических упражнений, подышите поглубже.

6. Не курите на голодный желудок.

7. Время от времени устраивайте перерывы в курении («не курю до понедельника», «до конца месяца»).

8. Если вы бросили курить вовсе, то помните о том, что некоторое время (2-3 недели) может быть дискомфорт по типу абстинентного синдрома, так как организм лишился одного из продуктов потребления, который уже вкрался в глубинные процессы обмена веществ.

Пережить «синдром отмены» (первые дни или недели после прекращения курения) помогут несильные транквилизирующие средства, такие, как валокардин, корвалол, ново-пассит, экстракт валерианы, персен, успокоительные сборы. Эти средства отпускаются в аптеках без рецепта.

Можно порекомендовать полоскание полости рта раствором пищевой соды (одна чайная ложка на полстакана воды), слабым раствором марганцовки или отваром ромашки. Полоскание в первые 7-10 дней после прекращения курения следует повторять каждые 3-4 часа.

Неплохо помогает препарат анабозин, пластырь «никотинел». Эти медикаменты обеспечивают организм небольшой дозой никотина и помогают бывшим курильщикам расставаться со своей пагубной привычкой.

Душеполезное чтение

В биографии известного православного писателя С. А. Нилуса есть повествование об исцелении его супруги от тяжкого недуга и связанного с этим другого чуда, а именно – его избавления от многолетнего порока курения.

«…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! – это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. О. Варсонофий запретил мне даже и делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…».

Это было сказано в 1-й ч. «На берегу Божьей реки», стр. 230. Теперь следует посланная рукопись № 32. «Придет ваш час,- сказал о. Варсонофий,- и куренью настанет конец». «Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь»,- по поводу того же куренья, от которого я никак отстать не мог, сказал мне о. Иосиф. И чудо это, по слову обоих старцев, надо мной совершилось. А было это так.

Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так, что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в таинство брака, к которому мы оба в свое время приступали со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 г. жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 °С температура. И так и неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, тает, как восковая свечечка и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерно великой тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не могу, а не исполнить – грех великий, так Ты Сама мне помоги!» Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий – крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! Наутро температура 36,5 °С, вечером – 36,4 °С и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты. Это ли не чудо Одигитрии?»

Аминь.

Не участвуйте в делах тьмы

«Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи».

Из молитвы св. Иоанна Златоуста

Годы атеизма и гонений на Православие не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. Сегодня мы переживаем очень трудное время. К большой скорби, духовный вакуум у части наших соотечественников (и не такой малой) заполняется лжеучениями, ересями, всевозможными сектами, увлечением оккультизмом.

С помощью этих суррогатных средств кто-то пытается обрести спасение, иные – хотят исцеления от недугов, другие – оказываются жертвой обмана, психологической обработки или собственного религиозного невежества.

Людям, не имеющим настоящей веры, угрожают суеверия, всевозможные эрзац-ценности (магия, оккультизм, фетишизм и т. д.). Найдутся и «духовные» наставники, готовые несколькими пассами «исцелить» души и тела страждущих. Их рекламные плакаты или объявления в прессе свидетельствуют об умопомрачительных «эффектах». Например: «Всего за два сеанса лечу гипертонию, астму, рак, диабет и т. д.». Через запятую перечисляются десятки заболеваний, которые должны исчезнуть после нескольких мановений рук какого-нибудь экстрасенса или колдуна.

Для этих «экстраординарных» личностей не существует разницы между незначительным и кратковременным облегчением, возникающим в силу известных психофизических законов, выздоровлением или духовной прелестью. Люди втягиваются в своеобразную «игру», шансов на выигрыш в которой нет.

Православный мирянин и писатель Н. Д. Гурьев в своей книге «О добре и зле» задает себе и всем нам тяжелые вопросы: «Может быть, это те, кто пришел «во имя свое» и которым будут верить и уже верят погибающие? Может быть, разница между ними и Антихристом только в том, что он попытается прельстить и избранных, а эти – соблазняют «заурядных?» Трудные вопросы. Ответы на них даст нам Господь.

Не могу не сказать о жертвах тоталитарных сект, в которых люди губят свои души. Имена «вождей» этих сект известны. Некоторые из них находятся под следствием (лидеры Белого братства, Аум Сенрике); иные – в таежной глуши создают изолированные общины и калечат людей, доводя их до истощения или умопомешательства (секта Виссариона). Есть и такие, которые прикрываются внешней интеллигентностью и обходительностью. Результаты деятельности названных и иных сектантов для большинства их учеников примерно схожи – духовное разложение, психические нарушения, материальный ущерб и подрыв здоровья. К сожалению, далеко не просто вырвать заблудшую душу из этого омута. Иногда все заканчивается очень печально.

Как христианин и врач, я с определенностью заявляю, что люди, втянутые в секты или ставшие жертвами оккультных воздействий, часто переживают психологические срывы, испытывают сильнейший душевный дискомфорт, а порой и заболевают психически.

А то, что со многими людьми (особенно крещеными в Православии) начинают твориться неладные вещи, то может быть наказание или вразумление Господне за вероотступничество.

Священник и профессор-невропатолог о. Анатолий (Берестов) в своей книге «Число Зверя» подробно описывает синдромы так называемой «оккультной болезни», в числе которых: фобический (появление стойких страхов); психотический (по типу псевдогаллюцинаторного синдрома Кандинского-Клерамбо); психосоматические синдромы, а также иммунологические нарушения, делающие организм человека, ставшего жертвой оккультных влияний, уязвимым ко многим заболеваниям (частые простуды, отиты, пневмонии и др.). Особенно выделяется склонность к возникновению и прогрессированию онкологических заболеваний. Там, где оккультизм, там, зачастую, и наркотики, и разврат, и другие тягчайшие грехи.

Если у человека имелись отклонения в психике, то оккультное «целительство» их резко усилит. А сколько скорби заблудшие приносят своим близким! Рушатся семьи, прахом идет нажитое трудом имущество – все это реальные плоды многих оккультных и сектантских воздействий. Приведу несколько примеров.

На прием обратился И., 32 года, военнослужащий. Его супруга, будучи крещеной в Православии, перешла в секту «свидетелей Иеговы». Все свободное время посвящает секте. Избегает общения с близкими и друзьями, которые не являются ее единоверцами. Постоянно грубит И., всем раздражается. Последнее время ушла в себя, днями не разговаривает с домашними, психологически накаляет обстановку. Неоднократно склоняла супруга к переходу в их секту. Все его доводы о губительности секты злобно парировала. Пытается проповедовать ребенку.

З., 19 лет. Страдает психическим заболеванием, но длительное время наблюдалась ремиссия и был социально адаптирован. В течение двух недель обманным путем удерживался группой людей, которые «исповедовали какую-то восточную религию». Эти люди заставили его снять крест, молиться по-своему, медитировать. В результате произошла резкая декомпенсация психического состояния и З. была рекомендована госпитализация.

М., 25 лет, крещеная. Была в секте «Белое братство». Со слов М., вела себя, как одержимая. Была агрессивна, напориста, раздражалась по любому поводу. Отдала в секту все свое имущество. Мать М. обратилась за помощью в один из женских монастырей с просьбой молиться о заблудшей дочери. М. рассказывает, что во время одной из поездок в Москву на организационное собрание (к этому времени она уже превратилась в одного из региональных лидеров «Белого братства») почувствовала, что как будто пелена с глаз сошла, и в голове все прояснилось. Сразу же вернулась домой и прекратила сектантскую деятельность. Уверенно говорит, что ее отмолили матушка-игуменья и сестры монастыря.

К., женщина средних лет, к счастью, принесшая покаяние о занятиях оккультизмом, поведала, что в течение ряда лет она усиленно изучала оккультные явления и распространила свои увлечения на членов семьи. Она прошла: «посвящение на Шамбалу (высшая магия), окончила курсы экстрасенсов, вызывала духов, видела НЛО, лечилась «заряженной» водой, гадала у зороастрийцев и еще многое другое. Результат: у мужа и у сына развиваются тяжелые психотические состояния. Может быть, эти люди и были склонны к их возникновению. Но, как утверждает К., связь оккультной пагубы и их семейных бед была явной.

Из письма В., 30 лет: «…Пребывание в секте (сайентология) крайне негативно отразилось на моих отношениях с окружающими меня людьми, и в первую очередь – на близких. Мое мышление стало приобретать «правильную» компьютерную форму, американизироваться… Мое существование превратилось в настоящий хаос и кошмар. Самое тяжелое для меня также видеть, что моя болезнь заразна. У всех, кто со мной общается, повышается давление, начинают происходить негативные явления и всякие расстройства…».

Т., 49 лет, рассказала следующее. Более 15-ти лет тому назад ее мужу кто-то из знакомых сказал, что у него «порча» и надо ехать за помощью к экстрасенсу, что он и предпринял. После каких-то манипуляций и нашептываний экстрасенс (им была женщина) сказала, что «порча» снята. Затем она дала какие-то снадобья и заставила побрызгать по всей квартире. После поездки к экстрасенсу, со слов жены, муж был растерянным, безучастным к семейным делам, его все время тянуло опять побывать на «лечении». Вскоре он вновь уехал к экстрасенсу. Вернулся он, как говорит Т., совершенно измененным: отрешенный взгляд, поведение скорее напоминало робота, а не человека… Некоторое время спустя он исчез, и о нем ничего не было известно в течение нескольких лет (до этого был хороший семьянин и любящий отец). После долгих поисков жена разыскала его. Он работал помощником все того же экстрасенса. Как утверждает Т., он совершенно психически изменился и был как подчиняемый робот. С момента своего «лечения» он оставил семью, работу, не общался со своими родителями.

И еще. Отец психически больного молодого человека обратился за помощью и советом. Сын попал к экстрасенсу, все личные средства тратит на встречи с ним, пренебрегает необходимым лечением, стал полностью зависим от него. Состояние его здоровья ухудшается.

Женщина 50-ти лет, крещеная в Православии, перешла в секту. Ее сын, до этого послушный, спокойный юноша, становится наркоманом.

Прошли телесеансы Кашпировского, Чумака и других «целителей». Сколько людей пострадало?! Сколько душ было втянуто в эту страшную «игру», шансов на выигрыш в которой нет!

Экстрасенсы и иные оккультные «целители» используют в своей практике особые состояния сознания. Более того, считают их непременным условием для успешного результата. Отец Анатолий (Берестов) и академик нейрофизиолог С. В. Крапивин, исследовав работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации (гипноза, самогипноза) пришли к такому выводу: «Полагают, что состояние медитации благотворно сказывается на здоровье человека, поскольку при этом снижаются ритм дыхания, частота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация. Считается даже, что такое необычное состояние есть лучший отдых. Однако при подробном рассмотрении электроэнцефалограмм ясно, что это никакой не отдых, а совсем особое и странное состояние мозга – опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга».

Так вот, через это особое состояние сознания, когда «ворота» души раскрыты, гипнотизер или оккультист становится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, № 12, 1989).

Ответы на вопросы

Эта глава составлена из ответов на вопросы, которые наиболее часто звучат во время врачебного приема и могут представлять интерес для других людей.

В нашей семье есть психически больной. Как нам лучше вести себя?

Надо вести себя по-христиански, с любовью. Психически больной человек нуждается в особом терпении, заботе. Дома, по возможности, следует создать щадящий психологический климат. Не стоит паниковать, нагнетать напряженность или слишком драматизировать ситуацию, ибо настроение и тревога домочадцев передается и болящему.

За душевнобольного человека необходимо усердно молиться, так как его душевные силы и воля расстроены недугом. Хорошо, если семью духовно окормляет священник, знакомый с больным и характером его патологии.

Если болен ребенок, то родители должны помнить, что его самочувствие и психическое состояние во многом будет зависеть от их благочестия.

Также необходимо следить за тем, чтобы больной выполнял рекомендации психиатра. Об изменениях в поведении или ухудшении психического состояния нужно сообщать лечащему врачу.

Помните, что с любовью служа больному, мы не только облегчаем его скорби и страдания, но и сами сподобляемся милостей от Господа. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Можно ли лечиться у неверующего, неправославного врача-психиатра?

Конечно лучше лечиться у православного врача. Но если такой возможности нет (верующих врачей, к сожалению, явное меньшинство), то можно обратиться на прием к специалисту, который не придерживается православного вероисповедания. Однако следует иметь в виду, что его помощь должна быть строго профессиональной, основанной на современных достижениях науки и практики. Эта помощь выражается в проведении необходимых исследований, назначении медикаментов, решении вопросов трудоспособности больного, выдачи официальных справок и тому подобное. К тому же психиатрическая помощь в нашей стране, за исключением неотложной, оказывается по месту жительства. Консультации и лечение, при наличии страхового медицинского полиса, бесплатные. Укажу еще на то, что вторжение психиатра с целью «навести порядок» в сферу религиозных убеждений больного недопустимо. Это положение закреплено законодательно. Если доктор крещеный, то за него нужно помолиться, подать записочку на проскомидию, помянуть на молебне. Это будет очень хорошо. Надеясь на врачебное искусство, больному и его родственникам надлежит прежде всего уповать на помощь Врача Небесного, Его милость и человеколюбие. А вот обращаться за помощью к неправославному психотерапевту я бы не рекомендовал, так как в основе деятельности специалиста такого рода лечение словом, душевная поддержка, утешение скорбящего человека. И в этом случае врачуется не столько тело, сколько душа. Врач-атеист (или, каких сейчас немало, оккультист) принесет больше вреда, а пользы не будет.

Какими видами лекарственных препаратов лечат психические заболевания?

П сихические заболевания лечат различными группами лекарственных средств (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и др.), которые принимаются исключительно по назначению врача. В аптеках их выдают строго по рецептам.

Можно ли пить психотропные средства православному человеку?

Психотропные препараты могут употребляться для лечения различных нервно-психических расстройств только после консультации с врачом. Мнение о том, что верующему человеку эти лекарства употреблять нельзя – ошибочно. Цель приема указанных медикаментозных средств – нормализация расстроенного сна; стабилизация фона настроения, процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, устранение симптомов тревоги и т. п. Описанные болезненные симптомы могут наблюдаться у человека ввиду различных обстоятельств, как изолированно, так и в сочетании с соматическими проявлениями. Профессионально подобранное лечение не повредит здоровью, и, напротив, – улучшит самочувствие.

В случае невротических состояний, когда симптомы постигшего недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане – смирение и покаяние.

Когда речь идет о более тяжелой психической патологии, то, как правило, без лекарств обойтись не удается. Но и в этом случае, конечно же, надо и лечиться и молиться.

Чем отличаются душевные болезни от духовных?

Известный психиатр и глубоковерующий человек, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов говорил: «Человек может болеть душевной болезнью, но может болеть духовным заболеванием, это совершенно разные заболевания. Люди, больные духовными заболеваниями, – это бесноватые; они одержимы жаждой убийств, непреодолимым желанием совершать зло, пытать, истязать, оскорблять, вся их духовная сущность пропитана злом, они могут покланяться злу – демоническим силам. Вспомните двух бесноватых, живших во гробах (Мф. 8, 23), их одержимость. Вспомните следователей НКВД, проводивших допросы с применением ужасающих пыток, надругательствами над допрашиваемыми, их превосходящие понимание о человечности издевательства над женщинами. Эти следователи были тяжело духовно больны, силы зла – демонизм захватил их души, но многие из них совершенно не болели душевными заболеваниями, я встречал таких духовно тяжело больных не один раз. Этих людей психиатрия не может лечить, это – одержимость…»

Вы часто ссылаетесь в своих выступлениях на работы профессора Д. Е. Мелехова. Расскажите о нем.

Авторитетнейший ученый-психиатр, сын священника Рязанской епархии, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979) является одним из основателей современной социальной психиатрии, т. е. той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь. Крупный ученый, автор более 170 научных работ по различным вопросам клинической и социальной психиатрии, реабилитации психически больных и организации психиатрической помощи, истории психиатрии и общеметодическим вопросам.

Талантливый педагог и тончайший клиницист, Дмитрий Евгеньевич пользовался огромным авторитетом у своих коллег и у тысяч страждущих, душевнобольных и их близких.

Профессор Д. Е. Мелехов остался в памяти как великолепный врач, никогда не отказывающий в помощи. Скольким он помог в трудную минуту! Выписанные из больницы старались встретиться с ним, только чтобы услышать от него ласковое слово. Имело большое значение не только точное понимание болезненных проявлений, но и глубокое уважение, которое он испытывал к каждому человеку, в каком бы искаженном облике тот ни представал перед ним – в каждом человеке заложен образ Божий. Он умел предвидеть и показать самому больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Дмитрий Евгеньевич неоднократно приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность, ее красоту и оказывался трудоспособным, и он знал случаи, когда духовное расстройство – прелесть – при упорствовании в нем вело к психическим расстройствам и деградации.

Это был человек деятельной любви к людям, разговор и встречи с которым всегда доставляли радость. Христианство он воспринимал как радостную полноту жизни во Христе. Любимыми молитвами его были молитвы благодарственные. 13 мая 1979 года в восьмидесятилетнем возрасте он почил христианской кончиной. До последних часов своей жизни он сохранял интеллектуальную ясность – светло-радостное восприятие жизни.

Излечимы ли психические заболевания?

Так называемые «пограничные» состояния, а также ряд острых психотических проявлений излечиваются более успешно нежели хронически протекающие психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.). В последних случаях целью лечения является достижение наиболее длительной ремиссии (отсутствие явных клинических проявлений) и максимальная адаптация больного к повседневной жизни.

Хочу также указать на то, что понятие «неизлечимость» скорее характеризует длительность заболевания и не всегда говорит о тяжести и степени опасности. Нет на Земле абсолютно здоровых людей. Все мы в той или иной мере больны и всю жизнь несем тяготы, скорби, потери, физические недуги. Таков наш удел. «Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

Слышал, что в учебных заведениях в настоящее время вводится предмет «валеология», который не «брезгует» оккультными психотехниками. Так ли это?

Да, это действительно так. Валеологи активно используют гипноз, субсенсорное воздействие (воздействие на подсознание человека), различные приемы внушения. Все эти психотехнологии губительны для души. Под маской этой «науки» скрывается огромная опасность.

Я слышал, что грехи могут как бы переходить в конкретные заболевания. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом.

Святые Отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет. Известно как «расплачиваются» блудники за свои грехи – у них возникают венерические заболевания, СПИД, бесплодие, гинекологические заболевания, простатит, импотенция. Наблюдения показывают, что у сребролюбивых и завистливых нередко развиваются нервно-психические заболевания. За сластолюбие мы страдаем болезнями кишечника, зубов, разными формами аллергии. У чревоугодников развиваются ожирение, болезни желудка, поджелудочной железы. За унынием следует депрессия. Гордость может стать духовной сущностью шизофрении. Гнев ускоряет появление болезней сердечно-сосудистой системы. Этот перечень можно продолжать и дальше. Разумеется, эти схемы должны восприниматься с осторожностью и применимы они лишь к части случаев. По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни.

В иных случаях Спаситель вразумляет нас страданиями. Болезнуя телом, человек может подвигнуться к покаянию и исправлению своей жизни. По слову с<

Наши рекомендации