Лекарственные средства, блокирующие м-холинорецепторы (антихолинергические средства)

Нередко их называют холинолитиками. Наверное, это не со­всем так, так как они не вызывают лизис ацетилхолина, а делают М-холинореактивные структуры (постсинаптические мембраны) нечувствительными к действию ацетилхолина и других М-холиномиметиков. В результате этого временно прекращается передача нервного импульса на клетки эффекторных органов в области холинергических нервных окончаний (адаапсов). И тогда создается впечатление полного отсутствия влияния холинергических ней­ронов, а так как эффекторные клетки (органы и ткани) обеспе­чиваются двойной иннервацией, то в таком случае проявляется

преимущественно адренергическое влияние вегетативной иннер­вации.

Некоторые вещества, которые блокируют М- и Н-холинорецепторы, не всегда действуют избирательно, а потому малоактив­ны, в связи с чем применяют их весьма ограниченно.

Типичными веществами, блокирующими (экранирующими) периферические М-холинорецепторы, являются атропин и атропиноподобные вещества.

Атропина сульфат— Atropini sulfas. Алкалоид, содержащийся в растениях семейства пасленовых, таких, как белладонна (красав­ка, сонная одурь), дурман, белена и др. Порошок без запаха, легко растворим в воде. Растворы стерилизуют кипячением (100 °С) в течение 30 мин. В растениях содержится левовращающий изомер гиосциамин,который примерно в 2 раза активнее атропина. Одна­ко при химическом выделении алкалоида он в основном превра­щается в атропин.

Растворы легко всасываются как из подкожной клетчатки, так и через слизистые оболочки, не раздражая рецепторы чувстви­тельных нервных окончаний. Напротив, подобно новокаину, он вызывает слабо выраженную местную анестезию.

В организме травоядных животных разрушается быстрее, у плотоядных — медленнее. У тех и других животных выводится в основном через почки.

После всасывания атропин резко снижает секрецию всех желез и в меньшей степени моторную функцию ЖКТ и других гладкомышечных органов, расширяет зрачок (мидриаз), повышая внут­риглазное давление, и вызывает паралич аккомодации (дально­зоркость). Секреция желез понижается настолько сильно, что это действие нельзя снять даже такими сильно увеличивающими со­коотделение средствами, как пилокарпин и карбахолин. Слизис­тые оболочки ротовой полости становятся сухими и животные с трудом проглатывают грубый корм, а их голос становится сиплым (хриплым). Отделение желудочного сока уменьшается в 10 раз, и поскольку количество щелочной слизи не уменьшается, то происходит снижение кислотности желудочного сока в 2...3 раза. Ки­шечная секреция уменьшается несколько меньше. Снижение желудочной секреции уменьшает раздражение желудочным соком слизистой оболочки при язвенной болезни желудка и двенадцати­перстной кишки. Секреция бронхиальных желез лишь ослабевает, а желчевыделение уменьшается только в том случае, если оно было усилено. Потоотделение прекращается через 10... 15 мин после подкожной инъекции атропина и восстанавливается через 1,5...2ч. Это обстоятельство нужно учитывать, если при отравле­нии животных токсичные вещества выделяются через потовые же­лезы. Функцию молочных желез препарат изменяет мало.

У всех животных от оптимальных (лечебных) доз резко по­нижается тонус и ослабляются движения желудка и кишечника, а у жвачных животных и преджелудков. В малых дозах атропин существенно не влияет на сфинктеры, в средних — сужает их, а в больших может привести к полному их закрытию, что вызовет разрыв желудка или кишечни­ка при их переполнении и метеоризме.

Гладкие мышцы селезенки, желчного и мочевого пузырей, мо­четочников, матки расслабляются незначительно.

Раствор атропина всегда восстанавливает деятельность изоли­рованного сердца лягушки, остановленного раствором ареколина. При внутривенном введении атропина экспериментальным или под кожу домашним животным сокращения сердца всегда учаща­ются, поскольку влияние холинергической иннервации временно прекращается и адренергическое действие остается без физиоло­гического антагониста. По этой же причине резко сужаются арте­риальные сосуды, что сопровождается повышением кровяного давления. Такое же действие особенно выражено у собак при внутривенном введении; у лошадей это влияние намного слабее.

Зрачок максимально расширяется через 30...40 мин после ин­сталляции (нанесении) раствора на роговицу на срок до несколь­ких дней вследствие того, что круговые мышцы радужной оболоч­ки, иннервируемые холинергическими нейронами, утрачивают тонус, и тогда радиальные мышцы, которые иннервируются адренергическими нервными окончаниями, сокращаются и зрачок расширяется. Уплотнившаяся радужная оболочка сдав­ливает фонтановые щели, что затрудняет отток внутриглазной жидкости, и внутриглазное давление повышается. Ресничные (целиарная и аккомодационная) мышцы, прикрепленные боковой

поверхностью, расслабляются, а потому уплощаются, циннова связка натягивается и кривизна хрусталика уменьшается, поэтому видение становится дальнозорким. При параличе аккомодации глаз находится в состоянии полного функционального покоя, что используют при лечении глазных заболеваний.

В малых дозах атропин возбуждает деятельность многих цент­ров ЦНС, особенно дыхательного, вследствие чего дыхание уча­щается и углубляется, газообмен в легких существенно повышает­ся. Нередко атропин используют при пе­редозировке прямых и косвенных холиномиметиков; как стимулятор дыхательного центра; для восстановления сердеч­ной деятельности при отсутствии органических пороков и в це­лях предотвращения рефлекторной остановки сердца при при­менении ингаляционных средств для наркоза; для уменьшения спазмов бронхиальных мышц и болей при энтероспазмах, инва­гинации кишечника; при отравлении ФОС (БОВ) типа зарина, зомана с реактиваторами холинэстеразы.

В офтальмологии атропин (0,5...1%-ный раствор) применяют с диагностической целью для расширения зрачка и исследования глазного дна. Однако для этой цели целесообразнее использовать го­матропин или платифиллин, которые расширяют зрачок на 1...2 сут и 5..,6 ч соответственно. Используют также (1...1,5%-ные раство­ры) для предупреждения образования спаек между хрусталиком, ресничной мышцей и радужной оболочкой и в целях обеспечения функционального покоя мышц глаза.

При отравлении атропином (сухость слизистой оболочки рта и носоглотки, сиплый голос, сухая кожа, расширенные зрачки и другие симптомы) в случаях поедания на пастбище или с грубым кормом (сеном) растений, содержащих атропин, делают промыва­ние желудка или преджелудков и назначают 5%-ный раствор та­нина, активированный уголь и солевые слабительные; при воз­буждении — неингаляционнные средства для наркоза и снотвор­ные, а при угнетении — стимуляторы ЦНС (кофеин, камфору). В случае передозировок атропина или повышенной чувствительнос­ти к нему можно использовать пилокарпин, применяя его в малых дозах до появления секреции желез.

В свежих растениях наряду с атропином содержится значитель­ное количество гиосциамина, который в процессе сушки и обра­ботки сырья превращается в атропин.

Дозы атропина внутримышечные в форме 0,1...1%-ного раство­ра (г): коровам — 0,01...0,05; лошадям — 0,02...0,04; овцам -

0,005...0,015; свиньям — 0,005...0,01; собакам (крупным) — 0,002...0,003; курам — 0,001...0,002.

Выпускают таблетки по 0,0005 г; порошок по 1 г в капсулах; 0,05...0,1%-ный раствор в ампулах и шприцах-тюбиках по 1 мл; 1%-ные глазные капли и мазь: глазные пленки. Хранят по списку А.

Наши рекомендации