Особенности взгляда сщмч Серафима на причины болезней и их лечение

Сам Чичагов дает такое определение своей медицинской системе: «Создав особую систему лечения..., я желал бы доказать, что медицина как наука... должна более всякой другой науки опи­раться на религию и изыскивать средства в при­роде, созданной Самим Творцом на пользу человечества, - не забывая, однако, что врачу не­обходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и верней­шую помощь».

Он считал, что первопричиной многих болез­ней и эпидемий являются греховные страсти, что грех доводит нас до болезни.

Как верующий человек, Леонид Михайлович указывал на вредное влияние страстей на орга­низм человека и находил этому подтверждение в Священном Писании. Он не сомневался, что стра­сти приводят к «вредному образу жизни, увлече­ниям, необузданности характера» и сопровождаются нарушением деятельности орга­нов и тканей; «болезнь же есть не что иное, как ви­димое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса» (4, с. 33). «Что грех до­водит нас до болезни, и страсть - единственный корень недугов, - это неопровержимо, - писал он.

- Конечно, в обществе нельзя услышать, что гово­рили: от дурной жизни у меня отнялись ноги или сохнет спиной мозг; от страсти к охоте в болотах - у меня астма, от бессонных ночей за карточным столом - у меня головные боли, от страсти к вину

- у меня болит печень, от страсти к еде - у меня рак на языке или в желудке и т.д. Никто так не вы­ражается, и не потому, что совестно признаться в причине болезни, но вследствии непризнания слова «грех», так как оно выброшено из употреб­ления» (4, с. 27).

Заболев, праведники молятся, пьют святую воду, причащаются, «зачем им другие средства, когда они знают, что спасение зависит от воли Гос­подней и от их веры» (4, с. 50). Для лечения верой, продолжает автор, необходимо всецело предаться в руки Божии. Через самоотвержение. И через не­сение своего креста: «Крест есть совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий и т.д.» (4, с. 52). Л. М. Чичагов проводит духовную границу: «Вся разница между праведниками и нами в том, что они предались всецело в руки Божии, а мы боимся этого решительного шага и не хотим отказаться от своего разума и воли» (4, с.51).

Серафим Чичагов заявляет, что он - горячий поклонник предохранительной медицины. Го­раздо лучше предупредить болезнь, чем искоре­нять её, когда она уже появилась. Поэтому он советовал лечить по своей системе детей от рож­дения, когда есть подозрение, что их здоровье не может быть хорошим вследствие наследственных условий. Рост и развитие детей будут иными при поддержании правильного кровообращения и об­мена веществ.

Л.М. Чичагов считал, что врач должен посвя­тить себя лечению всего человека, как неразрыв­ного целого, а также напоминал изречение из «Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова: Гос­подь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать им» (гл. 38, 4).

В своей системе Л.М. Чичагов использует ос­новные гомеопатические принципы:

1. Закон подобия - подобное лечится подоб­ным.

2. Закон малых доз динамизированных пре­паратов.

3. Индивидуальный подход к больному.

4. Для создания своей фармакологии за­имствует в ряде случаев знания из гомеопатиче­ской фармакологии.

Знание трудов Л.М. Чичагова высоко оцени­вает в своем письме, обращенном к внучке святи­теля (будущей игумении Серафиме), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «И так хотелось бы, чтобы всё, что осталось от трудов митрополита Сера­фима, получило вторую жизнь для пользы тех, кто входит сейчас в Церковь». «Время коротко, и труды Ваши нужны не столько ему, сколько нам, и живущим с нами, и тем, кто будет жить после нас. Они-то уже во свете неприступном, а малый свет нашей любви к ним не привлечет ли в сгущаю­щуюся тьму земной жизни нашей лучи присносущего Божественнаго света».

Применял ли свои медицинские знания Л.М. Чичагов после принятия священнического сана?...

Святителя Серафима с 1928 года связала тес­ная дружба со старцем иеросхимонахом Серафи­мом Вырицким. В течении двух лет они взаимно исповедовались и окормляли друг друга. В 1930 году в связи с ухудшением здоровья старца Сера­фима митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, как правящий архиерей и как врач, благословил переезд старца в Вырицу, где был хо­роший климат, полезный для его здоровья.

Неслучайно «Медицинские труды» святителя Серафима вернулись к нам спустя сто лет. Эффек­тивность и безопасность этого метода вызывают несомненный интерес к изучению его системы ме­дицины и применению ее в практике врача XXI века.

Источник:

1. Что служит основанием каждой науки? Беседа Л.М. Чичагова. М: Типолитогр. т-ва И.Н. Кушнерева, 1890.

2. Г.И. Котощук. Святитель Серафим: врач и уче­ный. Медицинское наследие священномученика мит­рополита Серафима (Чичагова). М: Сретенский м-рь, 2007.


Тропарь, глас 5:

Воинство Царя Небеснаго паче земнаго воз­любив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго па­стыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства Церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Акафист священномученику

Наши рекомендации