Нуж­на ли ре­лигия об­щес­тву?

Ре­лигия для куль­ту­ры — это в пер­вую оче­редь имен­но эти­чес­кая сис­те­ма. Об­щес­тво в це­лом без­различ­но к та­ким ин­тимным ве­щам, как ве­ра каж­до­го от­дель­но­го че­лове­ка во что бы то ни бы­ло, но ес­ли эта ве­ра как-то свя­зана с об­щес­твен­ной эти­кой, она не­из­бежно ста­новит­ся частью со­ци­аль­ной струк­ту­ры. На ис­то­рию всег­да ока­зыва­ет вли­яние ли­бо та ве­ра, на ко­торой ос­но­выва­ют­ся эти­чес­кие нор­мы, ли­бо ве­ра, ко­торая их под­ры­ва­ет, все ос­таль­ные ве­рова­ния для об­щес­тва без­различ­ны. По су­ти де­ла, для со­ци­аль­ной сис­те­мы без­различ­на да­же при­рода ве­ры — ре­лигия, по­лити­чес­кая иде­оло­гия, тра­диции — не­важ­но, что слу­жит обос­но­вани­ем тех или иных норм, ва­жен их смысл. Лю­бое об­щес­тво всег­да на­ходит­ся в ат­мосфе­ре идей (пусть иног­да и раз­ре­жен­ной) но в фор­му нор­ма­тив­ных цен­ностей идеи мо­гут быть об­ле­чены толь­ко тог­да, ког­да со­ци­аль­ная сре­да в этом нуж­да­ет­ся.

Как пра­вило, об­щес­тво нуж­да­ет­ся в ста­биль­нос­ти, и эти­чес­кие нор­мы лишь ук­репля­ют её. В со­ци­оло­гичес­ком смыс­ле нет боль­шой раз­ни­цы меж­ду во­ром в за­коне в 90-х го­дах в Рос­сии или ар­хи­епис­ко­пом поз­дне­го сред­не­вековья — и тот и дру­гой яв­ля­ют­ся частью не­кой струк­ту­ры, до­пол­ня­ющей офи­ци­аль­ные го­сударс­твен­ные ин­сти­туты и в зна­читель­ной сте­пени га­ран­ти­ру­ющей об­щес­твен­ный по­рядок. Ка­кое-то со­об­щес­тво жи­вёт «по по­няти­ям», ка­кое-то — сог­ласно ре­лиги­оз­ным пред­пи­сани­ям, но в обо­их слу­ча­ях су­щес­тву­ет не­кото­рая нор­ма­тив­ная сис­те­ма, поз­во­ля­ющая раз­ре­шать кон­фликтные и прос­то спор­ные си­ту­ации.

В пе­релом­ные мо­мен­ты, ког­да со­ци­аль­но-по­лити­чес­кая струк­ту­ра об­щес­тва пре­тер­пе­ва­ет из­ме­нения, на этой вол­не час­то воз­ни­ка­ет но­вая иде­оло­гия, ко­торая не толь­ко не слу­жит оп­ло­том ста­биль­нос­ти, но и на­обо­рот, приз­ва­на её унич­то­жить. Хрис­ти­ане в ка­таком­бный пе­ри­од про­воз­гла­шали поч­ти те же ло­зун­ги, что и нам­но­го поз­же со­ци­алис­ты и ком­му­нис­ты до при­хода к влас­ти — те же сво­бода, ра­венс­тво и братс­тво. Ког­да же иде­оло­гия пе­рехо­дит из раз­ря­да про­тес­тных в раз­ряд нор­мо­об­ра­зу­ющих, она тут же склон­на прев­ра­щать­ся в ана­лог пред­шес­тву­ющей ей кон­серва­тив­ной сис­те­мы.

Та­ким об­ра­зом, от­но­ситель­но ре­лиги­оз­ной эти­ки су­щес­тву­ет, как и в от­но­шении ком­му­низ­ма, две ос­новных по­зиции — апо­логе­тичес­кая, опи­ра­юща­яся на из­на­чаль­но про­воз­гла­ша­емые цен­ности, и кри­тичес­кая, опи­ра­юща­яся на ре­аль­ную прак­ти­ку им­пле­мен­та­ции этих норм. И сно­ва (бог лю­бит тро­ицу) име­ет смысл об­ра­тить вни­мание на точ­ку зре­ния, ко­торая от­сто­ит от обе­их этих по­зиций: ре­лиги­оз­ная мо­раль — как в её идей­ном, так и в её прак­ти­чес­ком воп­ло­щении — раз­ви­тому об­щес­тву не нуж­на.

Нес­ложно за­метить, что во всех час­тях пла­неты не­зави­симо друг от дру­га эти­чес­кая эво­люция про­ис­хо­дит в од­ном и том же нап­равле­нии. Мож­но спо­рить с мар­ксист­ской те­ори­ей фор­ма­ций и вы­делять боль­шее ко­личес­тво эта­пов, ли­бо нес­коль­ко ина­че оп­ре­делять раз­ные ста­дии струк­турных из­ме­нений, но, на­вер­ное, все сог­ла­сят­ся с тем, что эти­ка в зна­читель­ней­шей сте­пени за­висит от об­щес­твен­ной струк­ту­ры, ко­торая, в свою оче­редь, ме­ня­ет­ся вмес­те с раз­ви­ти­ем тех­но­логий и эко­номи­ки. Эти вза­имос­вя­зи очень и очень слож­ны, и раз­ви­тие про­ис­хо­дит не­линей­но, но ка­кие-то ме­гат­ренды, опять же, оче­вид­ны. Ска­жем, от­ри­цание ин­ди­виду­ализ­ма, не­тер­пи­мость к ина­комыс­лию, при­ем­ле­мость пы­ток и по­каза­тель­ных каз­ней, неп­ре­река­емый ав­то­ритет ре­лиги­оз­ных норм — то, что иног­да от­но­сят к му­суль­ман­ской куль­ту­ре или да­же ши­ре к вос­точной — не бо­лее чем прос­то ста­дия раз­ви­тия куль­ту­ры, ко­торой пе­ребо­лела и За­пад­ная Ев­ро­па. Мо­жет быть, ра­дикаль­но­му ис­ла­мис­ту дос­та­точ­но этих строк, что­бы на­чать про­тив ав­то­ра свя­щен­ный джи­хад, но факт ос­та­ёт­ся фак­том — та­кие уни­вер­саль­ные (приз­на­ва­емые во всех куль­ту­рах) кри­терии, как дет­ская смер­тность, гра­мот­ность, уро­вень ме­дицин­ско­го об­слу­жива­ния, уро­вень прес­тупнос­ти и про­чие по­каза­тели зна­читель­но раз­ли­ча­ют­ся в стра­нах, ос­но­ван­ных на вы­шепе­речис­ленных куль­тур­ных цен­ностях, и го­сударс­твах, по­ощ­ря­ющих ин­ди­виду­ализм, де­мок­ра­тичес­кие сво­боды и то­леран­тность, что и да­ёт ос­но­вание го­ворить не прос­то о раз­ли­чии куль­тур, но и о раз­личных ста­ди­ях раз­ви­тия.

Да­же те араб­ские стра­ны, ко­торые «си­дят на неф­ти», не мо­гут со­четать пат­ри­ар­халь­ный строй с проц­ве­тани­ем и не по­пада­ют в пер­вые де­сят­ки ин­декса раз­ви­тия че­лове­чес­ко­го по­тен­ци­ала. А кто за­нима­ет в этом ин­дексе пер­вые мес­та? На­ибо­лее раз­ви­тые стра­ны уж точ­но ни­как нель­зя от­нести к на­ибо­лее ре­лиги­оз­ным. Сог­ласно ис­сле­дова­нию, опуб­ли­кован­но­му Washington Profile в 2006 го­ду, са­мыми ате­ис­тичны­ми стра­нами ми­ра, по оп­ро­сам, ока­зались Шве­ция, Вь­ет­нам, Да­ния, Нор­ве­гия, Япо­ния, Че­хия, Фин­ляндия, Фран­ция, Юж­ная Ко­рея и Эс­то­ния. Вь­ет­нам по­пал в этот ряд лишь толь­ко по­тому, что ре­лигия в этой стра­не вы­тес­не­на то­тали­тар­ной иде­оло­ги­ей, а все ос­таль­ные из этих го­сударств от­но­сят­ся к чис­лу на­ибо­лее раз­ви­тых, при­чём пять из ос­тавших­ся де­вяти вхо­дят в пер­вую де­сят­ку стран по ин­дексу раз­ви­тия че­лове­чес­ко­го по­тен­ци­ала О­ОН. И на­обо­рот, стра­ны, где ре­лиги­оз­ная эти­ка стро­го рег­ла­мен­ти­ру­ет все сто­роны че­лове­чес­кой жиз­ни, по­чему-то от­но­сят­ся к чис­лу бед­ных, а ес­ли не по­вез­ло с за­лежа­ми неф­ти — то и к бед­ней­шим. На­водит на раз­мышле­ния, не так ли?

Иног­да мож­но ус­лы­шать ар­гу­мент, сог­ласно ко­торо­му в проц­ве­та­ющих за­пад­ных стра­нах, где ре­лигия не оп­ре­деля­ет эти­чес­кие ори­ен­ти­ры, бла­гопо­лучие ил­лю­зор­но и по­вер­хностно. Сто­рон­ни­ки та­кой вер­сии пы­та­ют­ся её под­тверждать вы­соким уров­нем са­мо­убий­ств в этих стра­нах… Эта ло­гика выг­ля­дит дос­та­точ­но стран­ной. Во-пер­вых, как из­вес­тно, че­ловек не скло­нен к са­мо­убий­ствам в ус­ло­ви­ях борь­бы за вы­жива­ние — но мож­но ли на­зывать об­щес­тво, где че­ловек всю жизнь бо­рет­ся за еду и бе­зопас­ное су­щес­тво­вание, бо­лее бла­гопо­луч­ным? Во-вто­рых, в ре­лиги­оз­ных стра­нах са­мо­убий­ства счи­та­ют­ся боль­шим гре­хом, и страх об­щес­твен­но­го по­рица­ния удер­жи­ва­ет мно­гих от по­доб­ных пос­тупков. С бла­гопо­лучи­ем об­щес­тва это ни­как не свя­зано. В-треть­их, в ин­дус­три­аль­ных ус­ло­ви­ях, свой­ствен­ных раз­ви­тым стра­нам, по­кон­чить с жизнью ку­да про­ще — мно­гие са­мо­убий­цы в ми­нут­ном по­мут­не­нии рас­судка бро­са­ют­ся под по­езд или из ок­на, в то вре­мя как в про­вин­ции жизнью кон­ча­ют те, кто соз­на­тель­но на это ре­шил­ся, и та­ких ко­неч­но мень­ше. Да и са­ма ста­тис­ти­ка не об­на­ружи­ва­ет здесь пря­мых вза­имос­вя­зей. Ска­жем, сре­ди ли­деров по чис­лу са­мо­убий­ств в Ев­ро­пе нет стран, при­ведён­ных вы­ше как при­мер на­ибо­лее ате­ис­тичных. В пер­вую пя­тёр­ку на­ибо­лее су­ици­даль­ных стран Ев­ро­пы вхо­дят Лит­ва, Рос­сия, Ка­зах­стан, Бе­лорус­сия и Лат­вия. Шве­ция, воз­глав­ля­ющая спи­сок на­ибо­лее ате­ис­тичных стран ми­ра, в «су­ици­даль­ном спис­ке» Ев­ро­пы толь­ко на 27-м мес­те.

Са­ма по се­бе идея ре­лиги­оз­ной эти­ки весь­ма сом­ни­тель­на. Ве­рить в то, что нель­зя, к при­меру, бить жен­щин и де­тей, это всё рав­но что ве­рить в таб­ли­цу ум­но­жения или во вра­щение зем­ли вок­руг сол­нца. Ес­ли для че­лове­ка прос­тые ис­ти­ны — пред­мет ве­ры, а не зна­ния, он ста­новит­ся сле­пым ра­бом сво­их ве­рова­ний, во имя ко­торых жен­щи­ны и их де­ти иног­да ока­зыва­ют­ся жер­тва­ми охо­ты на ведьм.

Пред­по­ложим, что свя­тая ин­кви­зиция и про­чие при­меры «за­щиты ре­лиги­оз­ной мо­рали» — это пе­реги­бы. Но есть ли во­об­ще смысл в оп­ре­деле­нии эти­чес­ких цен­ностей че­рез ре­лигию? Дей­стви­тель­но ли ре­лигия ук­репля­ет об­щес­тво, а не ме­ша­ет ему раз­ви­вать­ся?

Для при­мера, в оп­ре­делён­ных мо­лодёж­ных суб­куль­ту­рах прак­ти­ку­ет­ся сво­бод­ная лю­бовь по вза­им­но­му сог­ла­сию, со­от­ветс­твен­но за­поведь «не воз­же­лай же­ны ближ­не­го сво­его» там на­руша­ет­ся. Или вот мань­як с но­жом схва­тил на ули­це де­воч­ку, а по­дос­певший па­паша дос­тал пис­то­лет и на­рушил за­поведь «не убий». Ис­хо­дить из пре­зум­пции о том, что их по­веде­ние гре­хов­но прос­то по­тому, что так ска­зал гос­подь — это зна­чит доб­ро­воль­но от­ка­зывать­ся от собс­твен­но­го соз­на­ния, ста­новить­ся ра­бом чь­их-то суж­де­ний. Ве­ру­ющий, ко­неч­но, ска­жет — «не су­дите и не су­димы бу­дете», но как же не су­дить, ес­ли на­до по­нять для се­бя — мож­но так вес­ти се­бя или нет? И ког­да ве­ру­юще­му че­лове­ку пре­под­но­сят не­кие за­пове­ди в го­товом спис­ке, как инс­трук­цию по поль­зо­ванию те­леви­зором, это ли­ша­ет че­лове­ка глав­но­го — са­мос­то­ятель­но­го фор­ми­рова­ния цен­нос­тных пред­став­ле­ний че­рез ос­мысле­ние и чувс­твен­ное пе­режи­вание ок­ру­жа­юще­го ми­ра.

Нет, че­ловек спо­собен и сам осоз­нать мо­раль­ные прин­ци­пы, при­чём имен­но осоз­нать, а не толь­ко по­чувс­тво­вать. Уни­вер­саль­ный ал­го­ритм пред­ла­га­ет Им­ма­ну­ил Кант в сво­ём ка­тего­ричес­ком им­пе­рати­ве: «Пос­ту­пай сог­ласно та­кой мак­си­ме, ко­торая мог­ла бы стать все­об­щим за­коном». Че­ловек сам оп­ре­деля­ет, что он хо­тел бы ви­деть все­об­щим за­коном (рас­простра­ня­ющим­ся и на не­го са­мого), а при­мирять субъ­ек­тивные воз­зре­ния на все­об­щие за­коны и вы­раба­тывать со­ци­аль­ные нор­мы приз­ва­на уже за­коно­датель­ная сис­те­ма. При та­ком под­хо­де че­ловек сох­ра­ня­ет сво­боду, сти­мул для поз­на­ния ми­ра и од­новре­мен­но ли­ша­ет­ся воз­можнос­ти рас­простра­нять свою сво­боду за счёт ущем­ле­ния прав дру­гих граж­дан. За­чем же вам, ве­ру­ющие, тут ещё и «спу­щен­ные свы­ше» ре­лиги­оз­ные прин­ци­пы мо­рали?

Из ска­зан­но­го вы­ше яс­но, что не­кото­рые об­щес­тва (или да­же куль­ту­ры, на оп­ре­делён­ной ста­дии раз­ви­тия) нуж­да­ют­ся в цер­кви и ре­лиги­оз­ной эти­ке, но нуж­да­ют­ся толь­ко по­тому, что стра­да­ют от не­дос­татка со­ци­аль­но­го ка­пита­ла. Сов­ре­мен­ные раз­ви­тые плю­ралис­ти­чес­кие об­щес­тва поп­росту мо­гут се­бе поз­во­лить боль­ше из­ме­рений сво­боды и тог­да, де­лая тот или иной нравс­твен­но зна­чимый вы­бор, че­ловек, вмес­те со сво­ей сво­бодой, бе­рёт за не­го и от­ветс­твен­ность. На­личие не­ко­ей все­об­щей нор­ма­тив­ной эти­чес­кой сис­те­мы поз­во­ляло ког­да-то уй­ти от пер­со­наль­ной от­ветс­твен­ности, удач­но сос­лавшись на сло­ва И­ису­са или (в за­виси­мос­ти от эпо­хи) Кар­ла Мар­кса. Сов­ре­мен­ный че­ловек сос­лать­ся мо­жет и на то­го, и на дру­гого, но мо­раль­ная от­ветс­твен­ность ос­та­нет­ся на нём са­мом. Че­ловек, ко­неч­но, под­вержен сла­бос­тям, нет-нет да и поз­во­лит се­бе ка­кую-ни­будь га­дость, а об­щес­тво — ли­бераль­ное и то­леран­тное — иног­да это­го да­же не за­метит. Ос­та­вит без­на­казан­ным. И тут, на­вер­ное, хо­телось бы, что­бы гос­подь его осу­дил, сей­час или хо­тя бы на Страш­ном су­де. Но хо­телось бы по­нять, кто по­том бу­дет су­дить са­мого бо­га?

Ро­ман Доб­ро­хотов,

ма­гистр по­лито­логии МГИ­МО,

ас­пи­рант Выс­шей шко­лы эко­номи­ки,

пред­се­датель пра­воза­щит­но­го дви­жения «МЫ»,

ате­ист и не­опо­зити­вист, г. Мос­ква

Ба­боч­ка в ла­дони

От­вет на статью Ро­мана Доб­ро­хото­ва «Не­задан­ные воп­ро­сы»

Ува­жа­емый Ро­ман, Вы пра­вы: объ­яс­нить свою ве­ру в ка­тего­ри­ях ра­зума дей­стви­тель­но труд­но. Од­на­ко ни­чуть не лег­че объ­яс­нить по­доб­ным об­ра­зом собс­твен­ное не­верие. Ан­тон Пав­ло­вич Че­хов в 1897 го­ду пи­сал в сво­ем днев­ни­ке: «Меж­ду «есть Бог» и «нет Бо­га» ле­жит це­лое гро­мад­ное по­ле, ко­торое про­ходит с боль­шим тру­дом ис­тинный муд­рец. Рус­ский же че­ловек зна­ет ка­кую-ни­будь од­ну из двух этих край­нос­тей, се­реди­на же меж­ду ни­ми ему не­ин­те­рес­на, и он обык­но­вен­но не зна­ет ни­чего или очень ма­ло».

По мо­ему, Ва­ша статья — доб­ро­совес­тная по­пыт­ка вый­ти на это са­мое по­ле из сво­ей ате­ис­ти­чес­кой край­нос­ти. И я рад воз­можнос­ти от­ве­тить Вам, по­тому что и с Ва­шей, и с мо­ей сто­роны та­кой об­мен мне­ни­ями — шаг навс­тре­чу друг дру­гу.

Вни­матель­но про­читав Ва­ши со­об­ра­жения, я уви­дел в них очень мно­го об­ще­го со сво­им опы­том не­верия. Ар­гу­мен­ты, из­ло­жен­ные в Ва­шей статье, до­воль­но дол­го бы­ли ос­но­вани­ем и для мо­ей собс­твен­ной уве­рен­ности в том, что Бо­га нет и что ре­лигия все­го лишь — пе­режи­ток древ­не­го мра­кобе­сия, сов­ре­мен­но­му ду­ма­юще­му че­лове­ку со­вер­шенно не нуж­ный и да­же вред­ный.

Но — стран­ное де­ло: где-то очень глу­боко в ду­ше я осоз­на­вал та­кую уве­рен­ность не как при­об­ре­тение, а ско­рее как неп­ре­одо­лимую прег­ра­ду, ко­торую мой ра­зум за­чем-то пос­тро­ил меж­ду мной и Бо­гом. Ни­какой ра­дос­ти это соз­на­ние не при­носи­ло, бы­ло лишь глу­хое раз­дра­жение от­то­го, что ря­дом жи­вут лю­ди, для ко­торых по­доб­ной прег­ра­ды поп­росту не су­щес­тву­ет.

Фор­маль­но все по­луча­лось так, как пи­шете Вы, но сер­дце от­ка­зыва­лось сог­ла­шать­ся с хо­лод­ны­ми до­вода­ми рас­судка. Же­лание ус­тра­нить это про­тиво­речие и ста­ло на­чалом мо­его пу­ти к ве­ре.

Я, так же как и Вы, знаю си­лу рас­сужде­ний, от­ри­ца­ющих бы­тие Бо­га. Но, в от­ли­чие от Вас, те­перь хо­рошо знаю и сла­бые мес­та в этих рас­сужде­ни­ях.

С на­уч­ной точ­ки зре­ния, на­вер­ное, дей­стви­тель­но мож­но ска­зать, что дет­ская ве­ра в Де­да Мо­роза ос­но­вана на яв­ной фаль­си­фика­ции и по­это­му яв­ля­ет­ся заб­лужде­ни­ем. Ут­вер­ждать всерь­ез, буд­то по­дар­ки, по­ложен­ные ро­дите­лями под елоч­ку в но­вогод­нюю ночь, яв­ля­ют­ся не­ос­по­римым до­каза­тель­ством су­щес­тво­вания доб­ро­го бо­рода­того ста­рика в крас­ной шу­бе, так же не­лепо, как и ве­рить в то, что де­тей ро­дите­лям при­носит а­ист.

Но де­ло тут вов­се не в на­уч­ности фак­та, а в осо­бен­ностях дет­ско­го вос­при­ятия. На све­те есть мно­жес­тво ве­щей, ко­торые ре­бен­ку до оп­ре­делен­но­го воз­раста прос­то удоб­нее вос­при­нимать че­рез сим­во­личес­кий об­раз. Взрос­лея, де­ти, ко­неч­но же, пой­мут, что ни­како­го Де­да Мо­роза нет, и тог­да тай­на но­вогод­них по­дар­ков рас­кро­ет­ся пе­ред ни­ми как еще од­но про­яв­ле­ние ро­дитель­ской люб­ви и за­боты.

А вот мож­но ли так же уве­рен­но ска­зать, что и ве­ра в Бо­га яв­ля­ет­ся следс­тви­ем ана­логич­ной фаль­си­фика­ции? Кто и за­чем об­ма­ныва­ет че­лове­чес­тво на про­тяже­нии всей его ис­то­рии? Мож­но, ко­неч­но пред­по­ложить, буд­то ре­лигия воз­никла как следс­твие не­дос­та­точ­ности на­уч­ных зна­ний о ми­ре. Но па­радокс здесь зак­лю­ча­ет­ся в том, что фун­да­мен­таль­ные ос­но­вы на­уки за­ложи­ли как раз лю­ди глу­боко ре­лиги­оз­ные. Га­лилей и Кеп­лер, Нь­ютон, Мен­дель, Пас­каль, Мен­де­ле­ев…

Боль­шинс­тво уче­ных, сфор­ми­ровав­ших су­щес­тву­ющие се­год­ня ме­тоды на­уч­но­го ис­сле­дова­ния, бы­ли глу­боко ве­ру­ющи­ми людь­ми.

Тем не ме­нее, свою статью о не­на­уч­ности ве­ры в Бо­га и Де­да Мо­роза Вы по­чему-то, на­чали с ос­кор­бле­ния в ад­рес поч­ти всех ос­но­вопо­лож­ни­ков сов­ре­мен­ной на­уки. Ве­ру­ющий уче­ный пос­тавлен Ва­ми в один смыс­ло­вой ряд с рас­путным мо­нахом и про­воро­вав­шимся чи­нов­ни­ком — что ж, да­вай­те пос­мотрим, нас­коль­ко это со­пос­тавле­ние спра­вед­ли­во.

Блуд­ли­вый мо­нах на­руша­ет свои обе­ты, во­рова­тый чи­нов­ник — при­сягу и уго­лов­ное за­коно­датель­ство. Но ка­кой обет, за­кон или хо­тя бы прин­цип на­уч­но­го ми­ровоз­зре­ния на­руша­ет ве­ру­ющий уче­ный? Не ду­маю, что­бы у Вас на­шел­ся на это убе­дитель­ный от­вет.

На­ука не мо­жет до­казать бы­тие Бо­га, но так же не мо­жет до­казать и Его не­бытие, преж­де все­го по­тому, что ни­ког­да не ста­вила пе­ред со­бой по­доб­ных за­дач. Она изу­ча­ет мир, его ус­трой­ство и за­коны, по ко­торым этот мир су­щес­тву­ет. Для доб­ро­совес­тно­го уче­ного дей­стви­тель­но нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы — сот­во­рен ли мир Бо­гом или су­щес­тву­ет веч­но, пос­коль­ку за­коны при­роды не из­ме­ня­ют­ся в за­виси­мос­ти от ми­ровоз­зре­ния их ис­сле­дова­теля.

Но ес­ли все-та­ки пред­по­ложить, что Бог — Тво­рец это­го ми­ра, не­из­бежно при­дет­ся приз­нать, что Он не мо­жет быть частью Сво­его тво­рения, как ху­дож­ник не ста­новит­ся частью на­писан­ной им кар­ти­ны, да­же ес­ли это — ав­то­пор­трет. Бог су­щес­тву­ет за пре­дела­ми ми­роз­да­ния, и пос­ту­лиро­вать Его бы­тие или не­бытие в рам­ках на­уч­но­го ме­тода поп­росту не­воз­можно, пос­коль­ку этот ме­тод не ох­ва­тыва­ет тран­сцен­ден­тных яв­ле­ний.

Не­воз­можно пой­мать зо­лотую рыб­ку, за­кинув не­вод в кар­то­фель­ное по­ле, но это сов­сем не до­казы­ва­ет, что зо­лотых ры­бок не су­щес­тву­ет за его пре­дела­ми. По­это­му, ког­да Вы пи­шете: «…ма­ло кто бе­рет­ся ут­вер­ждать, буд­то не­сущес­тво­вание Бо­га — на­уч­ный факт. Да­же сре­ди ате­ис­тов эта точ­ка зре­ния счи­та­ет­ся мар­ги­наль­ной», — я с Ва­ми аб­со­лют­но сог­ла­сен. Прав­да, при этом я не сов­сем по­нимаю, по­чему в сво­их рас­сужде­ни­ях Вы сво­дите на­уч­ный ме­тод имен­но к этой мар­ги­наль­ной точ­ке зре­ния.

Вы пи­шете: «Ста­тус су­щес­тву­юще­го за­рабо­тать в на­уке неп­росто — для это­го раз­ра­ботан слож­ней­ший ме­ханизм ве­рифи­кации и фаль­си­фика­ции ги­потез, от­шли­фован­ный опы­том ты­сяче­летий. Ни­како­го дру­гого ме­ханиз­ма раз­ли­чия су­щес­тву­ющих яв­ле­ний от во­об­ра­жа­емых че­лове­чес­тво не зна­ет».

Это неп­равда. И де­ло тут да­же не в том, что ме­ханизм ве­рифи­кации и фаль­си­фика­ции ги­потез ну ни­как не мог быть от­шли­фован опы­том ты­сяче­летий, пос­коль­ку был изоб­ре­тен ан­глий­ским фи­лосо­фом Кар­лом Поп­пе­ром лишь в прош­лом ве­ке. Прос­то Вы за­были упо­мянуть о том, что на­уч­ный ме­тод су­щес­тву­ет в ис­то­рии че­лове­чес­тва па­рал­лель­но с дру­гими ви­дами поз­на­ватель­ной де­ятель­нос­ти: обы­ден­ным, ху­дожес­твен­ным, ре­лиги­оз­ным, ми­фоло­гичес­ким, фи­лософ­ским. И что на­ука вов­се не пе­речер­ки­ва­ет опыт, по­лучен­ный дру­гим спо­собом, она лишь оп­ре­деля­ет со­от­ветс­твие или не­со­от­ветс­твие это­го опы­та сво­им, на­уч­ным кри­тери­ям.

Нап­ри­мер, ут­вер­жде­ние «со­бака — друг че­лове­ка» со­вер­шенно не­на­уч­но. Но оно опи­сыва­ет не­кий впол­не ре­аль­ный опыт че­лове­чес­ко­го поз­на­ния, ко­торый мо­жет ста­вить под сом­не­ние лишь тот, кто ни­ког­да не дру­жил с со­бакой.

Ко­неч­но, на­ив­но пы­тать­ся уви­деть Бо­га или, на ху­дой ко­нец — Де­да Мо­роза сквозь ды­ры в на­уч­ном ми­ровоз­зре­нии. Но так же на­ив­но ду­мать, буд­то на­ука мо­жет под­тверждать или оп­ро­вер­гать яв­ле­ния, от­но­сящи­еся к ми­фоло­гичес­ко­му, ре­лиги­оз­но­му или ка­кому-ли­бо ино­му спо­собу пос­ти­жения дей­стви­тель­нос­ти.

Да­же наш пов­седнев­ный опыт мо­жет впол­не спра­вед­ли­во про­тиво­речить на­уч­но­му зна­нию. При­мером то­му мо­жет слу­жить курь­ез­ный слу­чай, про­ис­шедший во Фран­ции в XVIII ве­ке: осел, зап­ря­жен­ный в кресть­ян­скую по­воз­ку, был убит в ог­лоблях упав­шим ме­те­ори­том. Па­риж­ская же Ака­демия на­ук в то вре­мя ка­тего­ричес­ки от­ри­цала са­му воз­можность па­дения кам­ней с не­ба. И ес­ли бы ка­кой-ни­будь ака­демик взял­ся тог­да впол­не на­уч­но объ­яс­нить «факт не­сущес­тво­вания» не­бес­ных кам­ней вла­дель­цу уби­того ме­те­ори­том ос­ла, кресть­янин, на­вер­ное, прос­то от­хо­дил бы его пал­кой.

Ка­рама­зов­ские рас­сужде­ния о «сле­зин­ке ре­бен­ка» под­креп­ленные ре­аль­ной тра­геди­ей де­тей Бес­ла­на и ужа­сами гит­ле­ров­ских кон­цла­герей, в раз­го­воре о Бо­ге мо­гут по­казать­ся не­ос­по­римым до­каза­тель­ством Его не­бытия. По­это­му я не ста­ну спо­рить, и про­веду не­боль­шой мыс­ленный эк­спе­римент: сог­ла­шусь с Ва­ми.

Доб­ро­совес­тно и ста­ратель­но я по­пыта­юсь пред­ста­вить, буд­то жес­то­кая нес­пра­вед­ли­вость в от­но­шении ни в чем не по­вин­ных де­тей убе­дили ме­ня в том, что Бо­га нет. Вот, я уже от­бро­сил вздор­ную ше­луху ре­лиги­оз­ных фан­та­зий, по­нял, что в ми­ре нет си­лы, ог­ра­ничи­ва­ющей че­лове­чес­кую зло­бу и бе­зумие, и со спо­кой­ной уве­рен­ностью смот­рю на жизнь об­новлен­ным взо­ром. Ну и что? Раз­ве от соз­на­ния то­го, что Бо­га нет и ни­ког­да не бы­ло, мень­ше ста­ло в ми­ре стра­даний, кро­ви и дет­ских слез? Да, нет — ров­но столь­ко же, сколь­ко и бы­ло. Ста­ло ли мне лег­че слы­шать обо всех тво­рящих­ся вок­руг мер­зостях? Чес­тно го­ворю — ни­чуть.

«Сле­зин­ка ре­бен­ка» — эмо­ци­ональ­но очень силь­ный ар­гу­мент для те­оре­тичес­ких пос­тро­ений, но на прак­ти­ке он со­вер­шенно неп­ри­годен, пос­коль­ку, от­ри­цая бы­тие Бо­жие, че­ловек тем са­мым фак­ти­чес­ки приз­на­ет аб­со­лют­ную сво­боду под­ле­цов, не­годя­ев и кро­вавых мань­яков, ко­торые в ми­ре без Бо­га ока­зыва­ют­ся ни­чем и ни­кем не ог­ра­ниче­ны в сво­ем бе­зумии. Ис­поль­зо­вать чу­жое го­ре как ма­тери­ал для пос­тро­ения сил­ло­гиз­мов, объ­яс­ня­ющих свое не­верие, на­вер­ное, мож­но, но лишь при од­ном неп­ре­мен­ном ус­ло­вии: нуж­но быть к это­му го­рю пол­ностью рав­но­душ­ным. И здесь, на мой взгляд — глав­ная неп­равда Ка­рама­зов­ско­го рас­сужде­ния.

Ну поп­ро­буй­те, к при­меру, по­дой­ти к ма­терям Бес­ла­на и уте­шить их сво­ими вы­вода­ми, ска­зав: «Вот ви­дите, ва­ши де­ти стра­дали и по­гиб­ли в му­чени­ях, зна­чит, Бо­га нет». Не ду­маю, что у Вас хва­тит ду­ха пов­то­рить свои ло­гич­ные рас­сужде­ния пе­ред те­ми, на чей тра­гичес­кий опыт Вы так уве­рен­но ссы­ла­етесь в сво­ей статье.

К глу­боко­му мо­ему со­жале­нию, я не мо­гу ис­клю­чить воз­можнос­ти то­го, что в бе­ду, по­доб­ную ужа­сам Бес­ла­на, мо­гут по­пасть и мои собс­твен­ные де­ти. Я не хо­чу пред­став­лять се­бе под­робнос­тей и прос­то до­пус­каю, что это бу­дет си­ту­ация, ког­да не толь­ко я сам, но и во­об­ще ник­то и нич­то на све­те не смо­жет им по­мочь. Но я ве­рю, что Бог лю­бит мо­их де­тей не­из­ме­римо силь­нее, чем я сам. Я ве­рю, что Он мо­жет их ос­во­бодить, ес­ли они по­падут в за­пад­ню; ве­рю, что Он мо­жет дать им си­лы пе­ренес­ти стра­дания, ес­ли они все же ос­та­нут­ся в ла­пах не­людей; на­конец, ве­рю, что Он при­мет их с лю­бовью, ес­ли соч­тет го­товы­ми к Жиз­ни Веч­ной.

И я сов­сем не хо­чу уга­дывать — что же имен­но Гос­подь в та­кой страш­ной си­ту­ации соч­тет для мо­их де­тей боль­шим бла­гом. Я прос­то мо­люсь о том, что­бы та­кого ни­ког­да не слу­чилось. Но слу­чись оно — и моя ве­ра в то, что Бог есть и Он не ос­та­вит мо­их де­тей в са­мой жут­кой бе­де, бу­дет для ме­ня единс­твен­ным ос­но­вани­ем жить даль­ше. По­тому что в ми­ре, где де­тям Бес­ла­на и Ос­венци­ма не мо­жет по­мочь да­же Бог, я не хо­чу жить и дня.

Вы не­до­уме­ва­ете — как Бог до­пус­ка­ет без­винные стра­дания, по­чему не пре­сечет ужас­ные прес­тупле­ния оз­ве­рев­ших мань­яков еще на ста­дии их за­мыс­ла, ес­ли Он дей­стви­тель­но добр и все­могущ?

Я не бу­ду го­ворить, что у Бо­га — свои ре­зоны (хо­тя для ме­ня са­мого это — впол­не дос­та­точ­ное объ­яс­не­ние). Да­вай­те прос­то по­дума­ем: с ка­кого уров­ня зла Бог дол­жен, по Ва­шему мне­нию, на­чать пре­секать че­лове­чес­кую сво­боду? Вы пред­ла­га­ете счи­тать та­ким кри­тери­ем стра­дания, при­чинен­ные де­тям.

Сог­ла­сен. При­веду прос­той при­мер. Нес­коль­ко лет на­зад Мос­ков­ская Пат­ри­ар­хия об­ра­тилась на би­оло­гичес­кий фа­куль­тет МГУ с прось­бой дать на­уч­ное оп­ре­деле­ние: что имен­но яв­ля­ет­ся на­чалом но­вой жиз­ни — вы­ход мла­ден­ца из ло­на ма­тери, пе­рере­зание пу­пови­ны, пер­вый вздох, на­чало фор­ми­рова­ния нер­вной сис­те­мы эм­бри­она, пер­вое де­ление яй­цек­летки или же прос­то оп­ло­дот­во­рение? От­вет был по­лучен со­вер­шенно од­нознач­ный: с на­уч­ной точ­ки зре­ния, на­чалом но­вой жиз­ни счи­та­ет­ся оп­ло­дот­во­рение яй­цек­летки, пос­коль­ку имен­но в этот мо­мент воз­ни­ка­ет уни­каль­ный, ни­ког­да преж­де не су­щес­тво­вав­ший на­бор хро­мосом. И это — уже но­вая жизнь. Так что и с точ­ки зре­ния на­уки, и с точ­ки зре­ния ре­лигии ис­кусс­твен­ное пре­рыва­ние бе­ремен­ности на лю­бой ста­дии яв­ля­ет­ся пред­на­мерен­ным убий­ством. Нас­коль­ко оно жес­то­ко по ис­полне­нию, мож­но уви­деть в шо­киру­ющем до­кумен­таль­ном филь­ме «Без­мол­вный крик», где ав­то­ры с по­мощью уль­траз­ву­ка сня­ли весь про­цесс абор­ти­рова­ния. На эк­ра­не хо­рошо вид­но, как ре­бен­ка бук­валь­но — рвут на кус­ки за­живо, как ему боль­но и страш­но, как он пы­та­ет­ся увер­нуть­ся от же­лезок, ко­торы­ми его вы­тас­ки­ва­ют из ма­мы по час­тям.

Ска­жите, Ро­ман, ко­го Бог дол­жен здесь ос­та­новить: вра­чей-убийц? ма­терей, от­давших сво­их еще не рож­денных де­тей на рас­терза­ние? от­цов, дав­ших сог­ла­сие на это убий­ство? или — всех сра­зу? А ведь есть еще це­лая ин­дус­трия про­из­водс­тва кон­тра­цеп­ти­вов абор­тивно­го дей­ствия, ко­торы­ми ре­бенок уби­ва­ет­ся ма­мой да­же без «по­мощи» вра­ча. Что­бы ос­та­новить всю эту мя­соруб­ку, Бо­гу нуж­но бы­ло бы па­рали­зовать по­лови­ну на­селе­ния зем­но­го ша­ра. Сот­ни мил­ли­онов че­ловек обы­ден­но, меж­ду де­лом гу­бят собс­твен­ных де­тей, а дру­гие сот­ни мил­ли­онов спо­кой­но жи­вут ря­дом с ни­ми и ни­чуть не тя­готят­ся про­ис­хо­дящим.

Зна­ете, я иног­да скло­нен ду­мать, что Бог по­пус­ка­ет тра­гедии по­доб­ные бес­лан­ской уже для то­го толь­ко, что­бы лю­ди со сто­роны уви­дели всю мер­зость и ужас де­то­убий­ства. Это­го зла, ко­торое ста­ло в на­шем ми­ре нор­мой.

Бог не ос­та­нав­ли­ва­ет лю­дей на пу­тях зла, по­тому что поч­ти все на­ши пу­ти — зло пе­ред Бо­гом. Мы при­вык­ли са­ми се­бе ста­вить оцен­ки за по­веде­ние и на­ив­но ду­ма­ем, что ес­ли Бог су­щес­тву­ет, то ос­та­нав­ли­вать Он всег­да дол­жен ко­го-то дру­гого, но ни­как не нас са­мих. Это чувс­тво собс­твен­ной неп­ри­час­тнос­ти ко злу — са­мая страш­ная бо­лезнь че­лове­чес­ко­го ду­ха, имен­но здесь кро­ют­ся кор­ни са­мых ужас­ных прес­тупле­ний. И Гит­лер, и док­тор Мен­ге­ле, и бес­лан­ские от­мо­роз­ки то­же ведь на­вер­ня­ка бы­ли убеж­де­ны, что ни­чего осо­бо пло­хого в их «под­ви­гах» нет.

Бог не ос­та­нав­ли­ва­ет нас по­тому, что ждет на­шего по­ка­яния, ждет, ког­да нам са­мим ста­нет тош­но и страш­но от то­го, как мы жи­вем и что де­ла­ем друг с дру­гом в этой жиз­ни. Глу­по на Не­го оби­жать­ся за то, что Он не прев­ра­тил мир в ог­ромный кон­цла­герь, где все тво­рили бы доб­ро и воз­держи­вались от зла не по сво­ей сво­бод­ной во­ле, а из стра­ха по­лучить па­рали­зу­ющий раз­ряд от не­ко­его «бо­жес­твен­но­го шо­кера».

Я уве­рен, что Бог ог­ра­ничи­ва­ет зло в ми­ре. Ина­че мы дав­но име­ли бы по Бес­ла­ну в каж­дом рай­цен­тре. Но ме­ры это­го ог­ра­ниче­ния мне не да­но знать, по­тому что это — де­ло Божье. И сле­зин­ка ре­бен­ка не сму­ща­ет ме­ня по этой же при­чине. Прос­то я ве­рю, что Гос­подь рас­тво­рит эту сле­зин­ку в оке­ане Сво­ей люб­ви, ве­рю, что Он по­даст всем без­винно стра­да­ющим та­кое уте­шение, та­кую ра­дость, по срав­не­нию с ко­торы­ми лю­бое воз­можное стра­дание — прос­то нич­то. По­тому что лю­бовь Бо­жия не­из­ме­римо силь­нее че­лове­чес­ко­го зла.

Ве­ра и не­верие — два кон­ца ог­ромно­го по­ля, о ко­тором пи­сал Че­хов. Сам Ан­тон Пав­ло­вич, по собс­твен­но­му его приз­на­нию, свою ве­ру на этом по­ле рас­те­рял. Но мож­но ли рас­те­рять не­верие? Мож­но ли не­вери­ем по­делить­ся, или хо­тя бы — об­ла­дать им?

В свое вре­мя я был по­ражен еван­гель­ски­ми сло­вами о Хрис­те, в ко­торых уви­дел ис­черпы­ва­ющее объ­яс­не­ние мо­ему не­верию: свет при­шел в мир; но лю­ди бо­лее воз­лю­били ть­му, не­жели свет, по­тому что де­ла их бы­ли злы; ибо вся­кий, де­ла­ющий злое, не­нави­дит свет и не идет к све­ту, что­бы не об­ли­чились де­ла его, по­тому что они злы (Ин 3:19–20).Я как-то сра­зу вдруг по­нял тог­да, что все мои ате­ис­ти­чес­кие рас­сужде­ния и до­воды — все­го лишь шир­ма, за ко­торой я пы­та­юсь спря­тать­ся от све­та, по­нял, что я прос­то бо­юсь уви­деть се­бя и свои де­ла в этом све­те.

Есть вос­точная прит­ча: од­нажды уче­ник ве­лико­го муд­ре­ца ре­шил ис­пы­тать сво­его учи­теля. Он пой­мал ба­боч­ку и по­думал: «Вот мой учи­тель все зна­ет, сей­час по­дой­ду к не­му и спро­шу: «В мо­ей ру­ке ба­боч­ка, как ты ду­ма­ешь, жи­вая она или мер­твая? Ес­ли ска­жет, что жи­вая — я сож­му ку­лак, и она ум­рет, ес­ли ска­жет, что мер­твая — я ра­зож­му ку­лак, и она уле­тит»».

— Учи­тель, в мо­ей ру­ке ба­боч­ка. Как ты ду­ма­ешь, жи­вая она или мер­твая?

— Все в тво­их ру­ках, — от­ве­тил учи­тель.

Спор о бы­тии Бо­жи­ем чем-то на­поми­на­ет эту прит­чу. Од­ни и те же фак­ты, со­бытия, зна­ния о ми­ре, слов­но ба­боч­ку в ла­дони, мож­но ис­поль­зо­вать в ка­чес­тве ар­гу­мен­та как со сто­роны ве­ры, так и со сто­роны без­ве­рия. Все за­висит от на­шего же­лания, все в на­ших ру­ках.

Но вот по­чему че­лове­ку так хо­чет­ся по­рой, что­бы Бо­га не бы­ло? От­вет на этот воп­рос не нуж­но ис­кать слиш­ком да­леко. Дос­та­точ­но прос­то вни­матель­нее заг­ля­нуть в собс­твен­ную ду­шу.

Ан­тро­помор­физм — (греч. от anthropos — че­ловек и moprho — вид) на­деле­ние Бо­жес­тва че­лове­чес­ки­ми свой­ства­ми или пред­став­ле­ние его в об­ра­зе че­лове­ка. — Ред.

Наши рекомендации