СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ. 1. Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных системах.

1. Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных системах.

2. Функциональные свойства и особенности проводникового и коркового отделов сенсорной системы.

3. Зрительная сенсорная система.

4. Понятие поля зрения и остроты зрения. Понятие рефракции, акко модации и адаптации глаза. Зрачковый рефлекс.

5. Слуховая сенсорная система.

6. Костная и воздушная проводимости звука. Бинауральный слух.

7.Соматосенсорная система: тактильная, температурная и болевая сенсорные системы.

8. Классификация тактильных, температурных и болевых рецепторов.

9. Методы исследования соматосенсорной системы. Пространственный порог тактильной чувствительности.

10. Условные рефлексы. Правила их выработки, классификация. Отличия условных и безусловных рефлексов.

11. Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.

12.Торможение в ВНД. Виды торможения и механизмы.

13. Типы ВНД, их классификация.

14. Высшие психические функции, методы их исследования.

15. Целенаправленное поведение. ФУС поведенческого акта.

16. Сенсорная функция полости рта. Особенности сенсорной функции полости рта. Градиенты различных видов чувствительности в полости рта.

17. Вкусовая сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.

18. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка, их морфологические и функциональные различия.

19. Роль взаимодействия обонятельной и других сенсорных систем в формировании вкусовых ощущений.

20. Соматосенсорная система полости рта: тактильная, температурная и болевая сенсорные системы.

21. Методы исследования сенсорной функции полости рта.

22. Системные механизмы восприятия. Акцептор восприятия.

23. Боль, классификация боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.

24. Теории и механизмы возникновения боли .

25. Боль как интегративная реакция организма на повреждающее воздействи­е раздражителя. Компоненты болевой реакции.

26. Место боли в ФУС сохранения целостности организма. Функции боли.

27. Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Компонен­ты, уровни и функции АНЦС.

28. Болевой порог. Алгометрия.

29. Целостность тканей как константа организма. Функциональная система сохранения целостности тканей челюстно-лицевой области.

30. Боль как компонент функциональной системы сохранения целостности тканей организма, ее физиологическое значение.

31. Виды болей в челюстно-лицевой области (одонтогенные, лицевые, отраженные, фантомные).

32. Физиологические основы различных видов обезболивания в стоматологии

33. Носовое и ротовое дыхание, их особенности.

34.Функциональная связь процессов дыхания, же­вания и глотания.

35. Речевое дыхание.

36.Речь, ее виды и функции. Активные и пассивные органы, участвующих в звукообразовании.

37. Понятие фонемы, фонации и артикуляции.

38. Значение органов полости рта для фонации и речеобразования.

39.Функциональная система, обеспечивающая формирование слова или фонемы.

40. Дислалии, виды дислалий.

41. Роль мимики в коммуникативной функции.

42. Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и др. сенсорных систем.

43. Значение афферентации с рецепторов полости рта в формировании активирующих влияний на различные отделы центральной нервной системы.

44. Механизмы влияния раздражения рецепторов полости рта на висцеральные органы.

45. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

46. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически-динамического действия пищи.

47. Висцеролингвальные отношения (гастролингвальный рефлекс).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

А. ОСНОВНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 517-712.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.

3.Физиология челюстно-лицевой области (под ред. С.М. Будылиной, В.П.Дегтярева). – М., «Медицина», 2001, с. 87-161.

Б. Дополнительная

1. Физиология человека (под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.), М., Медицина, 2003, с. 585-638.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М. Высшая школа, 2008, – 256 с.

3. Дегтярев В.П., Раевская. Физиология боли. Нейрофизиологические и нейрохимические аспекты. Учебное пособие. М., 2011, 102 с.

3. Будылина С.М., В.П. Дегтярев и др. Физиология сенсорных систем в вопросах и ответах. Учебное пособие. М. МГМСУ, 2010, 75 с.

4. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М. Медицинская книга, Н. Новгород. Изд. НГМА, 2001, – 524 с.

5. Смит К. Биология сенсорных систем. М. «БИНОМ. Лаборатория знаний». 2005 – 583 с.

6. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. 1990.

7. В.П. Дегтярев, А.Ю. Шишелова. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие, 2008 г, стр. 247-332.

8. Нормальная физиология, под ред. К.В. Судакова. М.: «ГЭОТАР-Медиа». 2012. - 875 стр.

Наши рекомендации