Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го. Сказ­ка «Ве­рить и ста­рать­ся» яв­ля­ет­ся ито­го­вой

Сказ­ка «Ве­рить и ста­рать­ся» яв­ля­ет­ся ито­го­вой. Здесь пред­поч­ти­тель­нее об­су­ж­де­ние как мож­но ме­нее струк­ту­ри­ро­­ва­нное, с во­про­са­ми «Что по­нра­ви­лось?», «Бы­ло ли у те­бя по­хо­жее?» и т.п., для то­го что­бы ак­туа­ли­зи­ро­вать опыт де­тей и пре­дос­та­вить им воз­мож­ность по­го­во­рить о се­бе.

За­ня­тие 25. Ито­го­вое

Как и в пер­вом клас­се, ито­го­вое за­ня­тие хо­ро­шо бы про­­ве­сти празд­нич­но. Но фор­му для не­го луч­ше вы­брать дру­гую. На­при­мер, ес­ли в про­шлом го­ду вы иг­ра­ли в КВН на те­мы пси­хо­ло­ги­че­ских за­ня­тий, то те­перь мож­но уст­ро­ить Фес­ти­­валь игр. Пусть де­ти при­пом­нят все но­вые пси­хо­ло­ги­че­ские иг­ры, с ко­то­ры­ми они по­зна­ко­ми­лись в этом го­ду, вы­бе­рут са­мые ин­те­рес­ные и зре­лищ­ные и по­иг­ра­ют в них, при­вле­кая зри­те­лей из дру­гих клас­сов, учи­те­лей и ро­ди­те­лей.

Tpeтий класс

К на­ча­лу третье­го клас­са у ре­бен­ка уже сфор­ми­ро­ван от­­че­тл­ивый об­раз хо­ро­ше­го уче­ни­ка, он яс­но пред­став­ля­ет се­бе, что на­до де­лать, что­бы со­от­вет­ст­во­вать это­му об­ра­зу, од­на­ко в ре­зуль­та­те в ка­кой-то сте­пе­ни ут­ра­чи­ва­ет­ся дет­ская не­по­с­ре­дс­тве­нность, ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти ре­бен­ка не­сколь­­ко сти­ра­ют­ся, сни­жа­ют­ся твор­че­ские воз­мож­но­сти. Все это ос­лаб­ля­ет его кон­такт с той важ­ной со­став­ляю­щей лич­но­сти, ко­то­рую пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют «внут­рен­ним ре­бен­ком».

Взрос­лые в этот пе­ри­од обыч­но удов­ле­тво­рен­но от­ме­ча­ют ста­биль­ную спо­соб­ность де­тей вы­пол­нять стан­дарт­ные за­да­­ния, уме­ние дей­ст­во­вать по об­раз­цу. Но, как пра­ви­ло, они не за­ме­ча­ют, что эти ка­че­ст­ва ут­вер­жда­ют­ся в ре­бен­ке за счет обед­не­ния фан­та­зии, сни­же­ния изо­бре­та­тель­но­сти, ори­ги­наль­­н­ости вос­при­ятия. Ро­ди­те­ли, пе­да­го­ги и пси­хо­ло­ги кон­ста­ти­­р­уют уро­вень раз­ви­тия мыш­ле­ния, па­мя­ти, вни­ма­ния де­тей, упус­кая из ви­ду упа­док во­об­ра­же­ния, сни­же­ние креа­тив­ных спо­соб­но­стей. Од­на­ко это — яв­ле­ние вре­мен­ное и об­ра­ти­мое, ес­ли во­вре­мя на­чать ра­бо­ту по ак­туа­ли­за­ции твор­че­ских спо­­со­бн­остей де­тей. По­это­му важ­ней­шей те­мой пси­хо­ло­ги­че­ских за­ня­тий в треть­ем клас­се ста­но­вит­ся те­ма «Я — фан­та­зер», в хо­де про­ра­бот­ки ко­то­рой мож­но «реа­ни­ми­ро­вать фан­та­зию», Ут­вер­дить ее цен­ность в гла­зах де­тей и взрос­лых.

Дру­гая важ­ная осо­бен­ность это­го воз­рас­та — ка­че­ст­вен­ные Из­ме­не­ния во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях де­тей со зна­чи­мы­ми взрос­лы­­ми — учи­те­лем и ро­ди­те­ля­ми. К это­му вре­ме­ни учи­тель в со­­зн­ании де­тей во мно­гом ут­ра­чи­ва­ет свой иде­аль­ный об­раз. Де­ти на­чи­на­ют смот­реть на не­го бо­лее реа­ли­стич­но, од­на­ко при этом «иде­ал» мо­жет пол­но­стью раз­ру­шить­ся, ус­ту­пив ме­сто пре­неб­ре­жи­тель­но­му от­но­ше­нию, свое­об­раз­но­му «ни­ги­лиз­­му». Внут­рен­нее от­да­ле­ние от ав­то­ри­те­та учи­те­ля мо­жет выз­вать в ду­ше ре­бен­ка страх пе­ред ним ли­бо злость и оби­ду. По­это­му уси­лия пси­хо­ло­га долж­ны быть на­прав­ле­ны на то, что­бы под­дер­жать в ре­бен­ке ре­аль­ный об­раз учи­те­ля, не сни­жая при этом его цен­но­сти.

Сход­ный про­цесс идет и в от­но­ше­нии ро­ди­те­лей. Де­ти долж­ны нау­чить­ся вос­при­ни­мать их как жи­вых лю­дей со все­ми дос­то­ин­ст­ва­ми и не­дос­тат­ка­ми, не пе­ре­ста­вая лю­бить. Ре­­б­енок при­вы­ка­ет к то­му, что са­мые близ­кие лю­ди име­ют пра­во ино­гда ус­та­вать или сер­дить­ся, мо­гут по­рой до­пус­тить не­­спр­аве­дл­ивость, не­ча­ян­но оби­деть, быть нев­ни­ма­тель­ны­ми. Но при этом они лю­бят ре­бен­ка не мень­ше, чем в бла­го­при­ят­ные мо­мен­ты. Ведь они, как пра­ви­ло, спо­соб­ны во­вре­мя про­стить ре­бен­ка и са­ми по­про­сить про­ще­ния. Де­ти то­же по­нем­но­гу учат­ся на­ла­жи­вать от­но­ше­ния, де­лать ша­ги на­встре­чу близ­ким лю­дям при труд­но­стях в об­ще­нии, до­ро­жить цен­но­стью ус­та­­н­ови­вши­хся при­вя­зан­но­стей.

Важ­ной ос­та­ет­ся и те­ма взаи­мо­от­но­ше­ний со свер­ст­ни­ка­­ми, друж­бы и со­труд­ни­че­ст­ва в клас­се. От­но­ше­ния с друзь­я­­ми ста­но­вят­ся в этот пе­ри­од бо­лее зна­чи­мы­ми, не­же­ли в пер­вые два школь­ных го­да, мень­ше за­ви­сят от оце­нок учи­те­ля и школь­ных ус­пе­хов. Фор­му­ла «ко­го лю­бит учи­тель, то­го и я люб­лю» ут­ра­чи­ва­ет свою ак­ту­аль­ность. Са­мо­оцен­ка ре­бен­ка те­перь в боль­шей сте­пе­ни стро­ит­ся на от­но­ше­ни­ях с друзь­я­­ми: «Я хо­ро­ший, ес­ли у ме­ня есть дру­зья, ес­ли ме­ня ува­жа­ют в клас­се». За­ня­тия на те­му друж­бы не­из­мен­но вы­зы­ва­ют у третье­класс­ни­ков жи­вой ин­те­рес и во­оду­шев­ле­ние.

К окон­ча­нию третье­го учеб­но­го го­да де­ти спо­соб­ны брать на се­бя роль ве­ду­ще­го в зна­ко­мых пси­хо­ло­ги­че­ских иг­рах и уп­раж­не­ни­ях, быть вни­ма­тель­ны­ми к ос­таль­ным уча­ст­ни­кам, уметь до­го­ва­ри­вать­ся с ни­ми об ус­ло­ви­ях иг­ры, да­вать внят­ные ин­ст­рук­ции, кон­тро­ли­ро­вать ход вы­пол­не­ния за­да­ний. Взрос­лый ве­ду­щий ста­ра­ет­ся про­вес­ти че­рез ли­дер­ские ро­ли как мож­но боль­ше де­тей груп­пы, что­бы ка­ж­дый ощу­тил пси­­х­ол­ог­ич­ескую раз­ни­цу ме­ж­ду по­ло­же­ния­ми ли­де­ра и ис­пол­ни­­т­еля на са­мом се­бе.

Те­ма I. Я — фан­та­зер

Це­ли:

по­мочь де­тям осоз­нать цен­ность уме­ния фан­та­зи­ро­вать;

раз­ви­вать креа­тив­ные спо­соб­но­сти де­тей.

Наши рекомендации