Законодательные и инные нормативные акты

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Одним из важных инструментов эконом. политики гос-ва всегда были и остаются налоги. Налог явл-ся эконом. категорией, т.к. денежные отношения между государством и орг-ями (физ. лицами) носят объективный характер и имеют специфическое назначение - мобилизация денежных средств в распоряжении государства.
НАЛОГ – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ии и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведение или оперативного управления ден. средств в целях финансового обеспечения деят-ти гос-ва и (или) муницип. образований.
СБОР – обязательный взнос, взимаемый с орг-ии и физ. лиц, уплата кот. явл-ся одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоупр-ия и иными уполномоченными и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опред. прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ)

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ (ст. 3 НК):


1. Законность взимаемых налогов и сборов
2. Равенство перед законом и всеобщность налогообложения, его соразмерность
3. Н. и сб. не должны иметь дискриминационного хар-ра
4. Н. и сб. должны иметь эконом. обоснование
5. Н. и сб. не должны нарушать права граждан
6. Н. и сб. не должны нарушать единое эконом. пространство государства
7. Акты законодательства о н. и сб. должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить
8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о н. и сб. толкуются в пользу налогоплательщика


3. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ:


1. Фискальная. Налоги – важнейший источник финансирования гос. бюджета (пополнение гос. казны)
2. Регулирующая (эконом.). Путем изменения ставок, введение льгот осущ-ся воздействие гос-ва на отдельные виды деят-ти, темпы роста производства, изменение покупательной способности и как следствие уровня жизни.
3. Распределительная. Изымая часть дохода в бюджет, гос. затем перераспределяет их на реализацию эконом. и соц. программ.
4. Контрольная. Гос. контролирует доходы юрид., физ. лиц, фин-ые потоки и разрабатывает рекомендации по совершенствованию системы налогообложения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.


В соответствии со ст. 1 НК законодательство о н. и сб. РФ состоит из кодексов и принятых в соответствии с ним федер. законов о налогах и сборах.
НК устанавливает систему налогов с боров, взимаемых в федер. бюджет, а также общие принципы налогообложения, в т.ч.:
1. Виды налогов и сборов, взимаемых в РФ
2. Основание возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате
3. Принципы введения в действие, установление, прекращение раннее введенных налогов и местных налогов
4. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников отношений
5. Формы и методы налогового контроля
6. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
7. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их долж. лиц.
Законод-во субъектов РФ о н. и сб. состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о н. и сб. субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.
Местные налоги регулируются в части предоставленных в НК прав нормативно-правовыми актами органами местного самоупр-я о местных налогах в соответствии с НК.
Нормативно-правовой акт о н. и сб. признается незаконным, если при его принятии нарушаются положения НК (орган, не имея право принимать этот акт, либо ограничивая права субъектов, изменяет обязанности, содержание проекта и др.)
Признание нормативного акта, не соответствующее НК, осуществляется в судебном порядке. Орган, принявший данный акт вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

5.УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ст.9 НК):


1. Налогоплательщики и плательщики сборов – орг-ии и физ. лица в т.ч. индивид. предприниматели, на кот. в соответствии с законод-ом возложена обязанность уплачивать н. и сб.
2. Налоговые агенты – лица, на кот. в соответствии с законод-ом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет
3. Налоговые органы – гос. орган по контролю за порядком исчисления и уплаты налогов и сборов Министерства РФ, его региональные, межрегиональные, городские, районные и межрайонные управления и инспекции (фед. налог. служба России – ФНС)
4. Органы гос. власти и органы местного самоуправления.

Наши рекомендации