Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия. Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

О му­равь­иш­ке (О. Са­на­чи­на)

В ле­су ти­ши­на. Толь­ко ли­стья шур­шат и суе­тят­ся лес­ные жи­те­ли. А у вы­со­кой ели рас­тет му­равь­и­ный го­род. В од­ной му­равь­и­ной квар­ти­ре жи­вет на­стоя­щая му­равь­и­ная се­мья: ма­ма, па­па и маль­чиш­ка-му­равь­иш­ка. Со­всем не­дав­но он на­чал учить­ся му­равь­и­ной ра­бо­те. Но у не­го ма­ло что по­лу­ча­­лось: по­мо­гая не­сти ело­вую игол­ку дру­гим му­равь­ям, он все­гда вы­би­вал­ся из строя, ес­ли ему по­ру­ча­ли пе­ре­та­щить 5 кро­шек зем­ли, он оши­бал­ся и при­но­сил 3, кро­ме то­го, он был не­по­во­рот­лив и не­ряш­лив. Ве­че­ра­ми, за­би­ра­ясь в уго­лок, му­­рав­ьи­шка пла­кал, вы­ти­рая уси­ка­ми сле­зы: «Я ни­че­го не умею, я пло­хой. Все му­ра­вьи та­кие спо­соб­ные к тру­ду, уме­лые, а я ма­лень­кий не­лов­кий му­равь­иш­ка». В боль­шом му­ра­­ве­йн­ике ни­кто не слы­шал пе­чаль­ных всхли­пов на­ше­го дру­га. Дни бе­жа­ли. Ма­ма и па­па му­ра­вьи на­ча­ли бес­по­ко­ить­ся за му­равь­иш­ку.

— Сы­нок, что с то­бой про­ис­хо­дит? Ты не уме­ешь де­лать эле­мен­тар­ных му­равь­и­ных ве­щей! Му­ра­вей-во­жак жа­лу­ет­ся на те­бя.

Му­равь­иш­ка опус­кал го­ло­ву и брел в не­из­вест­ном на­прав­­л­ении. Од­на­ж­ды, при­би­вая пы­лин­ки ка­пель­ка­ми слез, му­ра­в­ьи­шка за­ду­мал­ся: — «По­че­му я счи­таю се­бя пло­хим? Я, как и все, поя­вил­ся из обыч­но­го му­равь­и­но­го яй­ца, я нор­маль­ный крас­ный му­ра­вей, я люб­лю сво­их ро­ди­те­лей, люб­лю те­п­лое доб­рое сол­ныш­ко. Я ред­ко ко­го оби­жаю. Я про­сто еще мно­го­­го не умею».

— Жжж... жжж... Жжут­ко хо­ро­ший му­равь­иш­ка, — про­­жу­жжал ши­кар­ный май­ский жук, — хо­чет­ся жжжуж­жать в его честь без­ос­та­но­воч­но. Ж-жаль, что он пе­ча­лит­ся, ведь уне­го столь­ко ин­те­рес­но­го впе­ре­ди. Он обяж­жатс­ль­но ста­нет му­равь­ем-умель­цем! — И жук уле­тел.

А му­равь­иш­ка, хло­пая рес­ни­ца­ми ши­ро­ко от­кры­тых глаз, про­во­жал его дол­гим за­дум­чи­вым взгля­дом.

— Я хо­ро­ший, хо­ро­ший!

Вско­ре по­сле стран­ной встре­чи с жу­ком му­равь­иш­ки­на жизнь на­ча­ла ме­нять­ся. Он стал мно­го тру­дить­ся, за­ни­мать­ся му­равь­и­ны­ми де­ла­ми. И хо­тя он по-преж­не­му до­пус­кал ошиб­ки, ве­ра в то, что он хо­ро­ший, не по­ки­да­ла его. По­сте­пен­но наш ге­рой нау­чил­ся не вы­би­вать­ся из рит­ма со­вме­ст­ной му­ра­в­ь­иной ходь­бы, стал ак­ку­рат­ным и пы­тал­ся к ка­ж­до­му за­да­­нию под­хо­дить вдум­чи­во и вни­ма­тель­но.

При­хо­дя до­мой, му­равь­иш­ка го­во­рил:

Па­па, ма­ма, я ведь и вправ­ду хо­ро­ший, я по­нял, что мо­гу­нау­чить­ся очень мно­го­му, ес­ли бу­ду ста­рать­ся.

Зо­ло­той ты наш, ко­неч­но! Мы с па­пой ко­гда-то мно­го­го не зна­ли и не уме­ли, но усер­дие, ста­ра­ние и тру­до­лю­бие по­­мо­гли нам стать му­равь­я­ми, ко­то­рые при же­ла­нии мо­гут ре­шать все­воз­мож­ные жиз­нен­ные за­да­чи и труд­но­сти.

Му­равь­иш­ки­иы сча­ст­ли­вые гла­за све­ти­лись от ра­до­сти, он бе­жал к сво­им друзь­ям. А на сле­дую­щий день вновь с жа­ром при­сту­пал к не­лег­кой уче­бе.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния

Как по­мог­ла му­равь­иш­ке ве­ра в то, что он хо­ро­ший?

Бы­ва­ли ли у вас си­туа­ции, в ко­то­рых ве­ра в то, что вы­хо­ро­шие, про­па­дайа?

Что та­кое «жиз­нен­ные за­да­чи»? Раз­ве в жиз­ни бы­ва­ют­за­да­чи, не толь­ко в ма­те­ма­ти­ке?

Ка­кие вол­шеб­ные сло­ва про­из­нес­ли па­па и ма­ма? (Усер­дие, ста­ра­ние, тру­до­лю­бие.)

По­че­му эти ка­че­ст­ва об­ла­да­ют си­лой?

Что в сказ­ке по­ка­за­лось близ­ким и ин­те­рес­ным?

«Зо­ло­тая рыб­ка».Де­ти па­ра­ми ста­но­вят­ся «ру­чей­ком», креп­ко взяв­шись за обе ру­ки. Од­но­му из уча­ст­ни­ков нуж­но за­га­дать же­ла­ние и сме­ло «рыб­кой» прыг­нуть со сту­ла на ру­ки ре­бят (ве­ду­щий обя­за­тель­но страху­ет). Его не­множ­ко ка­ча­ют «на вол­нах», за­тем опус­ка­ют на пол.

За­ня­тие 24. До­маш­ние труд­но­сти

(Про­дол­же­ние)

Раз­мин­ка

«Раз­ные ла­дош­ки».По­вто­ри­те уп­раж­не­ние (см. за­ня­тие 23), при­ду­мы­вая но­вые об­ра­зы: роб­кая ла­дош­ка, ви­но­ва­тая ла­дош­ка, ве­се­лая ла­дош­ка и т.п.

«Ес­ли я от­лич­ник...»Сти­хо­тво­ре­ние, над ко­то­рым де­ти ра­бо­та­ли на пре­ды­ду­щем за­ня­тии (см. уп­раж­не­ние «Ес­ли я улит­ка...»), чи­та­ет­ся сно­ва. Те­перь уча­ст­ни­ки по­сле­до­ва­тель­­но пре­вра­ща­ют­ся в от­лич­ни­ка, ко­то­рый уве­рен в том, что по­­л­учит «от­лич­но»; в дво­еч­ни­ка, то есть по­сто­ян­но не­до­учи­ваю­­щ­его уче­ни­ка; в уче­ни­ка, не­уве­рен­но­го в сво­их си­лах.

«Изо­бра­зи­те си­туа­цию».Уп­раж­не­ние (см. за­ня­тия 22, 23), вы­пол­ня­ет­ся так же, но с но­вы­ми за­да­ния­ми на кар­точ­­ках (по­ка­зать труд­ные до­маш­ние си­туа­ции). Мож­но пред­ва­­рить иг­ру бе­се­дой с деть­ми, в хо­де ко­то­рой они вы­ска­жут ва­­р­иа­нты до­маш­них труд­но­стей, за­пи­сать эти си­туа­ции на кар­­то­чки, а по­том пред­ло­жить вы­тя­нуть по од­ной и ра­зы­грать.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

Ве­рить и ста­рать­ся

Жи­ла-бы­ла се­мья из трех че­ло­век: па­па, ма­ма и ма­лень­кий маль­чик. Мо­жет быть, это бы­ла де­воч­ка, я точ­но не пом­ню. Но ка­жет­ся, маль­чик. Маль­чик этот очень хо­тел быть хо­ро­­шим. Он очень хо­тел хо­ро­шо учить­ся, но бу­к­вы час­то пе­ре­­п­ут­ыв­ались друг с дру­гом, ошиб­ки в сло­ва са­ми вска­ки­ва­ли, за­дач­ки по­че­му-то ре­шать­ся не хо­те­ли, а сти­хо­тво­ре­ния ни­как не за­по­ми­на­лись. За­то ему то ла­дош­ки, то но­ги, то гор­ло час­тень­ко на­чи­на­ли ще­ко­тать «вер­тун­чи­ки». И то­гда маль­чик то на­чи­нал все кру­тить-вер­теть, то со сту­ла сва­ли­­ва­лся, то вы­кри­ки­вал гром­ким го­ло­сом, ко­гда все ре­бя­та ти­хо си­де­ли. Очень хо­тел маль­чик хо­ро­шо учить­ся, но то и де­ло за­ме­ча­ния да двой­ки по­лу­чал. Ма­му огор­чал, учи­тель­­н­ицу огор­чал. А как сам огор­чал­ся! «По­че­му я та­кой? По­че­­му у ме­ня не по­лу­ча­ет­ся? Как стыд­но! Очень стыд­но! — ду­мал маль­чик и во вре­мя обе­да, и в ма­ши­не, и пе­ред сном. — Я же очень хо­чу хо­ро­шо учить­ся!» Так силь­но огор­чал­ся маль­чик, что учил­ся все ху­же и ху­же. Де­лал ошиб­ки все боль­ше и боль­ше. Учи­тель­ни­ца толь­ко стро­гим го­ло­сом к не­му об­ра­ща­лась: «Опять не ус­пел... Опять не вы­учил...» А ма­ма да­же за­бо­ле­ла.

«Ка­кой я не­сча­ст­ли­вый», — ве­че­ром, ле­жа на ди­ва­не, ду­мал маль­чик, ду­мал, ду­мал и ус­нул. И при­снил­ся ему сон. А во сне он, маль­чик, уже вы­рос, стал вы­со­ким, кра­си­вым муж­чи­ной. Си­дит он во сне за сто­лом, тол­стые кни­ги бы­ст­­ро, бы­ст­ро про­чи­ты­ва­ет, сам тол­стую кни­гу пи­шет да еще в ком­пь­ю­те­ре ка­кие-то слож­ные за­да­чи ре­ша­ет. И под­хо­дит к не­му, к боль­шо­му, во сне ма­лень­кий маль­чик и спра­ши­ва­ет: «Дя­дя, а как ты вы­рос та­ким ум­ным, так пи­шешь кра­си­во, за­да­чи слож­ные ре­ша­ешь? Ты, на­вер­ное, в шко­ле на од­ни пя­тер­ки учил­ся?!» И от­ве­тил он: «Что ты, ма­лыш! По­лу­чал я в шко­ле и двой­ки, и трой­ки. Пи­сал не все­гда чис­то, да еще и не­кра­си­во. Но я все­гда ве­рил, что ко­гда-ни­будь и у ме­ня по­лу­чит­ся хо­ро­шо. Глав­ное — ве­рить и ста­рать­ся...»

«Ве­рить и ста­рать­ся», — про­шеп­тал наш уче­ник 2-го клас­са, про­сы­па­ясь. Ве­рить и ста­рать­ся. Ве­рить, что все по­лу­чит­ся, ста­рать­ся и не очень огор­чать­ся. Под­прыг­нул маль­чик три раза на пра­вой но­ге, один — на ле­вой и еще один раз на двух сра­зу и по­бе­жал рас­ска­зы­вать сон ма­ме. «На­до, что­бы и она пе­ре­ста­ла огор­чать­ся, — ду­мал он — те­перь-то я знаю, что у ме­ня обя­за­тель­но все по­лу­чит­ся. Я ведь очень ста­ра­юсь!»

«Зо­ло­тая рыб­ка».Де­ти па­ра­ми ста­но­вят­ся «ру­чей­ком», креп­ко взяв­шись за обе ру­ки. Од­но­му из уча­ст­ни­ков нуж­но за­га­дать же­ла­ние и сме­ло «рыб­кой» прыг­нуть со сту­ла на ру­ки ре­бят (ве­ду­щий обя­за­тель­но страху­ет). Его не­множ­ко ка­ча­ют «на вол­нах», за­тем опус­ка­ют на пол.

Наши рекомендации