Глава 8. Повреждения острыми орудиями и оружием

Общие положения

К острым орудиям относятся предметы, край или конец которых заострен. Все разнообразие острых орудий можно разделить на следующие группы:

1) режущие орудия (бритва, нож столовый, лезвие);

2) колющие орудия (шило, гвоздь, заточка, иголка);

3) колюще-режущие орудия (кинжал, штык-нож, финский нож);

4) рубящие орудия (топор, сабля, палаш);

5) колюще-рубящие (стамеска, долото);

6) пилящие орудия (пила, ножовка).

Повреждения, нанесенные каждым из перечисленных видов орудий, имеют свои особенности, которые дают возможность определить вид орудия, причинившего ранение. Вместе с тем имеются общие признаки, типичные для всех повреждений острыми орудиями, а именно:

§ наличие раны (в отличие от повреждений тупыми орудиями, которые далеко не всегда определяются видимой раной);

§ характер раны (ровные края, острые углы, отсутствие осаднений на краях и по окружности раны, отсутствие перемы­чек на дне, значительное зияние, обильное кровотечение).

Осмотр пострадавших с повреждениями от острых орудий следует начинать с осмотра одежды, сопоставления поврежде­ний одежды с повреждениями на теле. Предметы одежды, на которых имеются повреждения, должны быть изъяты и высуше­ны. О них сообщается следователю, который решает вопрос об экспертизе одежды или выдаче ее потерпевшему. Одежда явля­ется очень важным вещественным доказательством при повреж­дениях острыми орудиями. Экспертиза ее может выяснить многие важные для расследования обстоятельства.

Осмотр повреждений желательно производить как можно раньше с обычной или бинокулярной лупой, операционным микроскопом. Повреждение обязательно фотографируется. По­следующее увеличение снимка может выявить важные детали и особенности повреждения. Травмированная поверхность описы­вается: отмечается, имеется ли только основной или дополни­тельные разрезы,их расположение, направление, характер краев и углов раны, глубина повреждений и длина при сближенных краях. Особенности углов раны изучаются обязательно под лу­пой, лучше под бинокулярной. Характер углов может отражать особенности орудия, лезвия, обушка и др.

Края ран обычно иссекают хирургическим путем и скрепля­ют их хирургическими швами. Осмотр такой операционной ра­ны уже ничего не дает. Иссеченные же края раны должны со­храняться. Их исследование позволяет нередко ответить на ос­новные вопросы следователя. Ряд авторов предлагают система­тически исследовать иссеченные оперативным путем раны от острых орудий, что дает возможность ответить на многие вопро­сы следователя.

Иссеченные хирургом ткани помещают в 2%-ный раствор формалина. Длина ран в таком растворе при длительном хране­нии или не изменяется или уменьшается на 1—3мм. Исследуют не только раны кожи, но и раны мышц, внутренних органов, удаленных при операции. Их исследование позволяет устано­вить особенности орудия: ширину клинка, одно- или двусто­роннюю его заточку, форму обушка у колюще-режущих орудий; форму поперечного сечения у колющих орудий. Иссеченные ткани у лиц с любыми повреждениями нужно обязательно со­хранять в слабом растворе формалина и передать судебно-медицинскому эксперту для исследования.

При решении вопроса о направлении раневого канала, а следовательно, и о направлении, в котором двигалось орудие, необходимо тщательно исследовать одежду. Исследование одеж­ды в совокупности с исследованием ранений может помочь в решении вопроса о позах пострадавшего и нападающего в мо­мент происшествия. В частности, несоответствие уровня ране­ния на одежде и на теле помогает в ряде случае сказать, в какой позе находился пострадавший. Одновременно нужно учитывать возможность смещения одежды при подъеме рук, значительных поворотах туловища, приседаниях, во время борьбы и т.д.

Исследование подживающего или заживающего поврежде­ния дает уже меньшие возможности для выяснения особенностей орудия, причинившего повреждение. Если края раны при обработке не были иссечены хирургом, то измерение поврежде­ния и визуальный ее осмотр могут выяснить ширину клинка, был он односторонним или двусторонним, основной и дополни­тельный разрезы. Некоторое суждение об этих особенностях можно вынести и при осмотре рубцов.

На месте обнаружения трупа с повреждениями от острых предметов обычно имеется много следов крови, которые при необходимости изымаются по общим правилам. Следует только помнить, что отдельные следы крови могут происходить не от погибшего, а от преступника, который иногда получает резаные раны кисти или пальцев руки, державшей острый предмет без ограничителя рукоятки. Кровоточащие повреждения он может получать и при других обстоятельствах, в частности в процессе борьбы. При подозрении на такое происхождение следов крови они обязательно должны быть изъяты и упакованы отдельно.

Наши рекомендации