ЗАУЧИТЕ весь словообразовательный материал
Te homĭnem esse memento. – Помни, что ты человек. Ubi сoncordia – ibi victoria. – Где согласие, там победа. Usus est optimus magister. – Опыт – наилучший учитель. |
Дополнительные упражнения для самостоятельной работы
Задание 1. Проанализируйте и переведите следующие термины:
cancer papillaris; hepar cystosum; fractura transversa; hernia lineae albae; ileus duodenalis acutus; spasmus bronchialis; cysta traumatica; abscessus palati duri; morbus respiratorius acūtus; cancer pulmonis; 10
Задание 2. Постройте термины по полной схеме:
Варикозная язва, острая кишечная непроходимость, старческая глаукома, аллергический отек мозга, инфекционная желтуха, детская болезнь, диффузный отек, абсцесс лимфатических желез, злокачественная опухоль печени, простой кариес. 10
ЗАНЯТИЕ 13.
ТЕМА: 1) Словообразование в клинической терминологии.
Многословные клинические термины.
ЦЕЛЬ:
· знать начальные и конечные терминоэлементы данного занятия, знать терминоэлементы, обозначающие методы лечения, патологические состояния;
· уметь определять значение и конструировать однословные термины;
· владеть переводом греко-латинских ТЭ и навыками построения терминов.
Вопросы для рассмотрения:
Основные понятия темы:
Рекомендуемая литература:
Бухарина Т.Л., Михина Т.В. Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии. М., Медицина, 2004. - 230 с.
Самостоятельная работа студентов к занятию.
Задание 1.Заучите слова в словарной форме:
aegrotus, i m – больной amputatio, onis f – ампутация asthma, ǎtis n – астма diagnosis, is f – диагноз dilatatio, onis f – расширение glaucōma, ǎtis n – глаукома gravida, ae f – беременная habĭtus, us m – габитус, общий вид hydrops, opis m – водянка neoplasma, atis, n – новообразование perforatio, onis f – перфорация, прободение punctio, onis f – пункция stenōsis, is f – стеноз, сужение syndromum, i n – синдром vulnus, ěris n – рана | acquisītus, a, um – приобретенный aegrotus, a, um – больной asthmaticus, a, um – астматический cerebrospinalis – спинномозговой complicātus, a, um – осложненный congenītus, a, um – врожденный haematogenus, a, um - гематогенный latens, ntis – латентный, скрытый primarius, a, um – первичный progressivus, a, um - прогрессирующий secundarius, a, um – вторичный toxicus, a, um – токсический viralis, e – вирусный |
Задание 2. Продолжите составление таблицы № 3 при выполнении задания 1 из Занятия 5 (стр.97).
Задание 3. Выполните письменно упр. 2-3 из Занятия 5 (стр.97-98).
Заучите словообразовательный материал.
Задание 4. Выпишите из сводной таблицы конечных терминоэлементов (стр.84-85) в свою тетрадь (табл. № 4) следующие:
знание; наука удар, паралич
относящийся к движению течение, истечение жидкости, секрета
действие; реактивность чувство, ощущение; чувствительность
слабость, ослабление выработка, творение
кровотечение (из органа) рождение, образование
дыхание глотание, поедание, поглощение
любовь, склонность боязнь; болезненное отвращение
кровь, состояние крови гидростатическое давление
Задание 5. Выполните письменно упр. 4-7 на стр.98-99. Подберите примеры к таблицам 3 и 4, заучите их.
2) Продолжите работу по построению контрольных терминов к III ЦКР:
Проанализируйте термины, переведите: 1. dyspnoe pulmonalis 2. dystrophia hepatis flava 3. avitominosis chronica | Постройте термины: 1. восходящая дилатация сердца 2. язвенный гингивит 3. острая постгеморрагическая анемия 4. тахикардия левого желудочка 5. меланома кожи 6. старческий диабет 7. юношеский прогрессивный паралич 8. рак легкого |