Бузина и селеника (бузник) 4 страница

1415 Выпитый так, говорят, лихорадки смиряет на диво.

Также сверх прочего он, если выпить, при спазмах поможет,

Принятый часто, смиряет он лютую также подагру.

Принятый тем же путем, он обычно падучую лечит

И усмиряет еще в животе непомерные боли;

1420 И паралитик себя пусть принятьем его облегчает.

Дым его, как говорят, изгоняет демонов злобных,

Дети же, как сообщают, от дыма его веселятся.

Фистулы лечат корнями подобной травы, очищая

Тщательно их и затем заполняя полости ими;

1425 Принятый, как говорят, кирказан усмиряет икоту.

Все, что о круглом сказал я, сумеет исполнить и длинный

Вид кирказана, но этот по силам слабее, чем круглый;

И потому, если вдруг не окажется круглого вида,

Длинного столько ж кладут и еще половину впридачу;

1430 Длинного вида отвар помогает прекрасно в припарке,

Жирные влаги собой утончая при матки страданьях;

Если ж его принимать,— очищается матка отваром.

Плиний сказал, что трава, вместе с мясом быка формирует

Мальчика, если ее приложить по зачатии к матке.

1435 Круглый же —рыб убивает, когда он с известкою смешан;

«Ядом земли» этот вид окрестили по этой причине.

ШАНДРА БЕЛАЯ

«Прасион» греки назвали траву эту, шандрою — наши

Медики передают, что горячая, как и сухая,

Степень вторая у ней; и отвар из растения или

Только из семени лечит в питье превосходно чахотку;

Это питье от различных недугов груди применяют,

Но эффективней оно, если с ним сочетается ирис;

Взятое так, помогает астматикам, гонит и кашель.

Может ускорить и роды, а также послед изгоняет;

1445 Если же мед примешать к белой шандре,— очистятся раны,

Способом тем же она лечит язвы, что ткань разъедают;

Шандра, коль выпить ее, боль в боку, говорят, унимает.

Этим страданиям всем сок сушеный от шандры поможет;

Сок из нее, если смешан он будет с вином или медом,

1450 Помощь дарует глазам, обессиленным темной завесой;

Так он желтушным больным помогает, в ноздри введенный,

И, говорят, исцеляет он боль жесточайшую в ухе,

Если в ухо его вместе с розовым маслом вливают.

Белую шандру тому принимать, говорят, не полезно,

1455Кто иль пузырь мочевой или почки имеет больные.

ИРИС

Ирису имя его цвет его же цветов сообщает:

Ведь и дветы его цветом подобны небесной Ириде.

Он иллирийским зовется, поскольку родится обильно

В крае Иллирии. Сила горячая, как и сухая,

1460 В том и другом, говорят, ему степень вторую дарует.

Большая сила в корнях у травы заключается этой;

Высушив их и затем разрубив на круглые дольки,

Ты их на нить нанижи, чтоб друг друга они не касались,

Сделай, чтоб в месте сухом и в тени подвешены были,

1465 Иначе вряд ли сумеешь сберечь их в течение года.

Кашель с вином унимают и сон доставляют глубокий;

Если, сокрывшись внутри, сукровица вредит подреберью,

Выгонишь, вместе с вином порошок из корней принимая;

Выпитый с сытой медовой, выводит он желчи избыток;

1470 Колики с уксусом вместе такой порошок унимает,

Тем же путем, говорят, исцеляет от принятых ядов;

Кто селезенкой страдает, кого и свело, и от хлада

Кто пострадал,—исцелится с вином порошок принимая;

Принятый способом тем же, он регул замедленность чистит.

1475 И затвердения матки отвар из корней размягчает,

Если снизу ее часто теплым греют отваром;

Если ж в прямую кишку он клистиром введен, то поможет

Этот отвар, говорят, от жестокой в седалище боли;

Мазь из подобных корней в сочетании с медом готовят,

1480Что изгоняет послед, если к матке ее прилагают,

И, заполняя свищей углубления, их исцеляет.

С медом его порошок осушить в состоянии раны,

Мясом, наложенный сверху, он голые кости оденет.

Треть порошка чемерицы, что белой зовут, сочетают

1485 С тонким корней порошком, применяя в удвоенном весе;

Тот и яругой порошок после этого с медом мешают,

Их на лицо наложив, ты избавишь его от веснушек,

Папулы также с лица исчезают от этой припарки.

ДЕВЯСИЛ

То, что «элениум» греки и «эльна» еще называют,

Врач девясилом зовет и растенье известно любому.

Влажная в нем, говорят, и горячая сила таятся;

Влажная— степени первой и степень вторая — горячей.

Регулы он очищает, когда выпивается, средство —

Он мочегонное также и плод недоношенный гонит,

1495 И, говорят, девясил в животе размягчает завалы.

Боль, что в чреслах сидит, лечит тертый приложенный корень;

Листьями этой травы, что варилась в винном нектаре,

Почки укутать полезно тому, кто страдает нефритом.

Если из корня его порошок приготовить и с медом

1500 Съесть, — прекращается кашель, а также еще и одышка;

Если же сок из него принимается с соком из руты,

То, утверждают, питье исцелить помогает разрывы.

ИССОП

Есть и сухой, и горячий иссоп, и в качествах этих

Степень он третью имеет. Отвар из него приготовив,

Так, чтобы вместе варились и мед, и сушеная смоква,

Пьют, и страдающим он облегчает катар непомерный;

Как полоскание он помогает при голосе хриплом,

Принятый, помощь дает он при всяких страданиях в легких;

Выпитый, он же из чрева и круглых глистов изгоняет.

1510 Если же из головы истечение в грудь просочится,

Что за собою и кашель нередко влечет, и чахотку,

Тот же отвар помогает, когда принимается часто;

С медом хорош порошок в перечисленных случаях этих.

Если же уксус и мед вместе с тертым зеленым иссопом,

1515 Вместе смешав, дать в питье, он расслабит желудка завалы,

С вредными ветрами прочь изгоняя и клейкую флегму;

К ним примешав кардамон, ты сильнее очистишь желудок.

Если питье из иссопа зеленого или сухого

Пить, и почаще, лицо, говорят, от него расцветает.

1520 Если иссоп разотрешь вместе с натром и смоквой сухою,

На селезенку, что вспухла, наложишь лекарство припаркой,

Иль при водянке, —она, осушая, болезнь изгоняет.

Выпитый вместе с вином, напряженность мягчит подреберья

Всякой припухлости вред, что внутри проявляется, гонит;

1525 Уксусом зуб согревая, в котором иссоп отварили,

Чисто избавишь его, говорят, от мучительной боли.

Дымом иссопа, когда он горит, звон в ушах унимают.

Если отвар приложить, — синяки просветляет любые;

Так помогает желтушным отвара введение в ноздри.

1530Как творят, исцеляет он в ухе жестокие боли,

Если вливается внутрь в сочетании с розовым маслом.

СУХОЙ ВОДОЛЕЙ (КОПЫТЕНЬ)

Греки «азарум» зовут, по-латыни зовется «вульгаго»

Эта трава. Говорят, что сухую и теплую силу

Равно имеет она и ей третья отводится степень.

Так, вызывает мочу; если выпить ее, очищает

Регулы, способом тем же и печень она унимает,

Лечит водянку и частым принятием исхиас гонит,

А при страданиях матки отвар из нее помогает.

Выпьешь ее, и изгонит она,—сообщают, — желтуху;

1540Рвотою, как чемерица, очистит она подреберье,

Но очищенье такое отнюдь не жестоко, и даже

Вовсе не страшно, когда очищение так совершают:

Прежде всего ты прими во внимание возраст и силы

Тех, кого хочешь очистить, и время учитывай года,

1545 Знойная ль местность иль слишком она холодна, иль меж ними Посередине лежит и умеренный климат имеет;

Ведь понемногу давать ее надо и старцам, и детям,

Больше давать молодым, как и возраста среднего людям,

Тучным и сильным давать надо более, чем худощавым

1550 И слабосильным мужам, и в холодных пределах дается

Больше, чем в теплых, и всем закаленным работой любою

Больше ее удели, чем расслабленным праздностью вялой.

Тщательно взвесив все это, и в случаях прочих подобных

С пользою эту траву и любые используешь травы,

1555 Те, что нам слабят кишечник и рвотою чистят желудок.

Но так как здесь обобщенно сказал я о всяческих травах,

В частности, я сообщу, как обычно дается «вультаго».

Листьев свежих травы ты сорви три десятка, добавив

Чистого столько вина, чтобы все они в нем погрузились;

1560 Пусть они целую ночь в этом мокнут вине, а на утро

Вместе с вином, где лежали, ты их разотри, растирая;

Зелень затем отварив вместе с жирной и свежей свининой,

Дай ты больному ее поначалу в достаточной мере,

Крепкого белого пусть и вина он возьмет но желанью;

1565 Сок водолея, что так приготовлен, ты дай ему выпить,

Сильным и рослым довольно такого количества листьев,

Но остальным его надо (как мы сообщили) уменьшить

С возрастом, силой больного и временем года считая.

МЯТА

Степень вторая у мяты по силе сухой и горячей.

Пищеварительной силе шитье из нее помогает.

Мята желудок крепит, прекращает, коль принята, рвоту

Способом тем же глистов, говорят, изгоняет округлых

При всевозможных болезнях тестикул трава помогает

Мяты, коль их согревают водою, где мята варилась;

1575 Тертой приложишь к грудям,—молоко разжижает густое,

С медом закапаешь в уши,—страданье изгонишь оттуда;

Часто язык натирать, — и шершавость она изгоняет,

Выпить с сиропом ее, — ускоряются роды обычно;

Лечит укусы собаки, коль тертой наложена с солью.

1580 С уксусом вместе поможет тому, кто харкает кровью;

Если же сок из нее поместить до соития в матку,

Женщина в случае этом от средства зачать не сумеет.

И небольшие сыры не гниют от мятного сока,

Если его примешать иль покрыть их золеной травою.

СИТНИК

Мненье врачей, что сухая и теплая ситника сила

Степень имеет вторую. Питье из него изгоняет

Камешек, тем для мочи расчищая пути выведенья.

Аполлодор говорит, что у женщины выкидыш будет.

Если омоет себя той водою, где ситник варился;

1590 Он же еще подтверждает, что дым от него селезенку

Может унять, если ртом его часто вдыхает страдален;

Если ж здоровый себя окурит ситника дымом, —

Аполлодор говорит, — то он станет проворней и крепче

И при болезнях подмышек с оливковым маслом мешают

1595 Ситника сок. Так намазав, опрелости ты уничтожишь.

Влаги чрезмерные сок, если пить его часто, осушит

Только сдан порошок в сочетании с медом сумеет, —

Диву даешься, — очистить ишь грязные язвы, иль раны,

Но порошок эффективней для язв, что во рту поместились.

1600 Если пить порошок, обессиленный крепнет желудок.

Принятый часто, больным, что страдают водянкой, поможет,

Через мочу выводя водянистые влаги болезни.

Если же с ситником тертым ты уксус крепчайший смешаешь.

Язвы лекарством смиришь, что имеют названье «ползучих».

ПИОН

Теплый пион и сухой, — утверждают врачи, и второю

Степенью в том и другом, говорят, обладает растенье.

Помощь с медовой водой селезенке, печени-, почкам

Даст он, коль грубо растертый миндаль сочетают с пионом;

Регулы так очищает, смиряет теченье желудка.

1610 Винный пиона отвар, если часто его принимают,

Принятый так, в пузыре укрощает жестокие боли,

Глаз темноту исцеляет, а также и боли в желудке,

Он и желтухой больным хорошо помогает, и почкам.

Камешек прочь у детей изгоняет питье из пиона;

1615 Тяжесть кошмаров, что ночью обычно несут сновиденья,

Семя его отражает, когда выпивается часто.

Корень пиона на шее детей, пораженных падучей,

Им помогает, как это Гален утверждает ученый;

Он повествует, что видел больного падучей ребенка,

1620 Возрастом был он восьми или около лет, этот мальчик

Корень пиона обычно носил как лекарство, на шею

Средство повесив; но корень однажды случайно сорвался, —

Тотчас же мальчик упал, а когда привязали на место

Корень, — он сразу поднялся; Гален, досконально желая

1625 Дело проверить, вторично сорвал его с шеи ребенка,

Вновь тот упал и воспрял, лишь на шею повесили корень;

Так с очевидностью сила подобной травы проявилась.

Диоскорид говорит, что для всех, кто страдает падучей,

Эта годится трава, если пить иль повесить на шею.

1630 Трижды по пять красноватых пиона семян принимают

Вместе с вином и они усмиряют течения матки;

Черное семя болезни различные гонит из маток,

Если пятнадцать семян выпить ночью с вином в сочетанье.

Два его вида известны: один называют «мужчиной»,

1635 Меньший из видов—второй—название «женщины» носит:

Большего корень с двумя ответвленьями длинными, с пальцем

Схож толщиной; говорят, корень меньшего вида на много

Делится мелких корней; это он хорошо очищает

Матки после родов, если пьется с вином в сочетанье;

1640А в остальном, говорят, он по силе подобен большому.

МЕЛИССА

Эту траву, что у греков зовется «мелиссофиллон»,

Наши зовут в просторечье «баррокус», она перед всеми

Травами, как говорят, предпочтенье у пчел заслужила.

Радости большей для них, чем цветок ее, право, не сыщешь;

1645 Если же ульи намажешь мелиссы листвою растертой,

Пчелы не улетят, но смешать с молоком — еще лучше:

Мазью такой пчеловоды рои удержать в состоянье;

И при укусах различных немедля трава помогает,

Если тотчас же укус покрывается тертой травою;

1650 Так же она паука иль осы исцеляет укусы.

Тертая с солью она застарелый зоб умеряет,

Этим путем, говорят, и седалища лечит недуги;

Женщина соком ее очищается с солью вареным,

Вредное вздутье рассеять такое питье помогает;

1655 Если ж отвар из травы выпивается часто зеленой,

Дизентерийным больным и больным животом помогает,

Он же при астме хорош и одышкой страдающих лечит;

Язвы отвар очищает, суставам несет облегченье.

С солью траву наложить,—исцеляет собачьи укусы

1660 Эта припарка; отвар очищению месячных служит;

Если во рту подержать, он с зубною оправляется болью;

Плиний сказал, что глаза от завесы очистятся темной,

Если их соком травы умастить в сочетании с медом.

КРЕСТОВНИК

Греки — «эригерон», мы — «сенеции» крестовнику имя

Дали за то, что цветок волосам поседевшим подобен;

Он вырастает на стенах, в садах и на кровлях домовых,

Силой холодной трава, говорят, отличается эта;

Корень ее в медицине себе не нашел примененья.

С листьями вместе цветы растолки и, добавив немного

1670 Сладкого после вина, это все приложи подогретым

К вспухшим тестикулам либо к припухлостям в заднем проходе;

К ним ты добавь фимиама, — и жилы любые, и раны

Ими легко исцелишь, налагая такую припарку.

В тертых его «волосках» заключается действие то же.

1675Пить воспрещается их: «волоски», как одни уверяют,

Пьющего их удушают. Но Плиний, напротив, поведал,

Что назначали иные такое лекарство желтушным

Пить в сочетанье с вином, и подобным путем от болезней

Лечат пузырь мочевой, — и одобрено многими средство;

1680 Эту давали траву и от сердца, и печени также,

Также от колик — с вином из сухих виноградин, лечили

Много болезней, какими страдает у нас подреберье;

В уксусе смоченной съешь ты зеленую,— действует так же;

Тертая с солью, она затверденья рассеет на шее;

1685 Если же, круг очертив, ее выроет кто-то, не тронув

Вовсе железом, и в три прикоснется приема к больному

Зубу, и сплюнет, затем после каждого, после ж на место,

Где вырастала, снесет, чтобы жить трава продолжала,

То, как Плиний оказал, этот зуб не изведает боли.

ЧИСТОТЕЛ

Как сообщают врачи, у травы чистотела известны

Два ее вида и первый название носит «большого»,

«Малым» зовется второй; и глазам они оба целебны;

Ею ослепшим птенцам, пусть у них и проколоты глазки,

Зрение ласточка-мать, Плиний пишет о том, возвращает;

1695 Он говорит, что трава с их прилетом расти начинает

И засыхает, когда по привычке они улетают;

И «хелидонии» имя отсюда у ней: ведь «хелидон»

Эта крылатая птичка обычно зовется у греков.

Сок чистотела в цвету вместе с медом на воздухе варят,

1700 Варят на легком огне, пока пены не выпустит всей он

И густотою своей наподобие меда не станет;

Средства для глаз, говорят, не найдется полезней, чем это,

Тьмой пораженных, — и надо глаза им намазывать часто.

Корень его растирают, мешая с укропом, и вместе

1705 С белым вином принимают все те, кто страдает желтухой;

Как уверяют, растертый он боль прекращает зубную.

Если из листьев толченых его изготовить припарку

Вместе с вином, от нее говорят, истребляются пятна.

ЗОЛОТОТЫСЯЧНИК

Золототысячника вид большой существует и малый,

Как я о множестве трав сообщил, упомянутых выше;

Но так как с видом большим лишь немногие люди знакомы,

Мимо него я пройду и о малом поведаю виде, —

Виде, который, считают, в народе повсюду известен.

Он, говорят, наделен иссушающим свойством и это

1715 Склеивать свежие раны ему хорошо помогает,

А к застарелым приложен, — способствует их рубцеванью;

Кто исхиасом страдает, в отваре найдет исцеленье

Дивное, если ввести его в задний проход; отвлекая

Кровь на себя, он затем унимает и самые боли;

1720Тот же отвар, как припарка, и нервы излечит больные.

Принятый сок из него выделения регул выводит,

Гонит до времени плод; все несущие пагубу зелья,

Принятый вместе с вином, говорят, через чрево выводит;

Смешанный с медом, от глаз потемнение он отражает.

1725 Сок из него выжимают обычно порою осенней,

Высушив после, его помещают на солнце палящем,

Чтобы недуги целить, о которых мы выше оказали.

Ту, что обычно у греков издревле зовут «драконтея»,

Мы переступень-траву в просторечье зовем«колюбриной»,

Ибо она словно уж поднимается в коже пятнистой;

Мы полагаем — издревле врачами испытано было,

Что переступень такой изгонять в состоянии яды.

Каждый, кто корнем себя умастил переступеня тертым,

От нападения змей, говорят, в безопасности полной;

1735 Принятый вместе с вином, он от их исцеляет укусов.

Если же семени сок ты смешаешь с оливковым маслом,

В уши вливая лекарство, сумеешь ты боль успокоить;

Если ты шерсть, что подобным намочена соком, приложишь

К носу, — болезнь обуздаешь, носящую имя полипа

1740 Так и от раковых язв он обычно немалая помощь.

Соком из корня его потемнение с глаз изгоняют,

Как и другие недуги, которыми очи страдают,

Если намазать их соком,—иль чистым, иль смешанным с медом;

Также глазам помогает и корень, что съеден сушеным;

1745С поскою трижды по десять семян переступеня взятых,

Ясность глазам, говорят, возвращают, изгнав потемненье.

Если же запах цветка, к увяданию близкого, носом

Втянет носящая плод, говорят, что не выкинет плода;

Действие то же, коль корень растертым прикладывать к матке.

1750 Корня его порошок, если принят он смешанный с медом,

Кашель смиряет, а также катар заставляет уняться

И кровохарканье лечит; такое лекарство нередко

Влаги в груди осушает и им не дает возродиться;

В этих недугах полезно принятье сушеного корня;

1755 Принятый корня отвар отличается действием тем же.

Выпитый вместе с вином, его корень любовь возбуждает.

Он вызывает мочу, очищает «грызущие» язвы,

Если брионию с корнем, что с медом растерт, сочетают;

В ранах он грязь очищает и лечит свищи, и умеет

1760 Пятна изгнать, сочетаясь единственно с уксусом только.

Ног существует недуг и зовется он «пернио» — гибель, —

Так от погибели места, которое сам поражает;

Холод — причина его, и народ его «жерновом» кличет;

Корни вари «драконтеи» и следствие обмороженья, —

1765 «Пернио» эту рассеешь, коль чаще водою согреешь.

ВАЙДА

Греки зовут «исатис», а в народе «гаисдо» зовется

Эта трава, доставляя красильщикам много дохода.

Тертые листья травы применяют, чтоб сделать припарку;

Раны (и даже большие) слепляет она, прекращая

1770 Кровотеченье из них, умеряет припухлость любую;

С медом ее разотрешь, загрязненные раны очистит;

Делает чистыми пятна, в «священном огне» помогает,

Если с яичным белком ты наложишь траву в сочетанье.

ЧЕМЕРИЦА БЕЛАЯ

Как утверждают, два вида имеет трава чемерица:

Белая — верхом дает очищенье, а черная — низом;

Обе имеют сухую и теплую силу, и третья

Степень у каждой из них, но белая неукротимей,

Как говорят, и сначала о ней рассказать подобает.

Делает выкидыш, если ее подложить как угодно;

1780Втянутый носом, чиханье ее порошок вызывает,

А от чиханья затем головы исчезают недуги;

К средствам его добавляют, что зрение делают ясным,

И, говорят, хорошо при глазных он поможет болезнях.

Смешанный с кашей из полбы, мышей порошок убивает,

1785А с молоком в сочетанье он мухам готовит погибель.

Принятый он, говорят, через рвоту выводит наружу

Влаги и старые тем, говорят, изгоняет болезни;

Давнее рвотою так очищают головокруженье;

Он — меланхоликам помощь, падучей больным и безумным;

1790 Часто принявший его, исцеленье находит лимфатик.

Прежде всего исцеляет водянкою он заболевших,

Он очищает проказу и тетанус гонит с подагрой,

И укрепляет дрожащих, целит вновь пришедшие схватки,

Исхиас лечит, желудка различного рода недуги,

1795 Кашель еще застарелый, но лучше всего — лихорадку

Четырехдневную, ту, что за много годов укрепилась.

Плиний советует, чтобы его с величайшей заботой

Брали и чтобы больной за семь дней до приема готовил

К этому тело свое, увлажненною пищей смягчая,

1800 Но не обедая поздно, коль утром обязан принять он

Средство, и выбрать велит для принятия день безмятежный,

Теплый, сверкающий день, совершенно ветра лишенный;

Если же кто-либо эту с презреньем отвергнет заботу,

Муки тому .предстоит, уверяет Плиний, изведать;

1805 И чемерицу вареной велит он лишь в каше из полбы

Иль в чечевичной давать; так трава не вредит, говорит он.

Средство давать запрещает он старцам и мальчикам нежным,

Людям и рыхлым, и робким, и с женственным духом мужчинам,

Да и не в меру худым, говорят, не показано средство;

1810 В соке отвара ячменя, в медовой воде или хлебе

Варят ее; и одни говорят, что полезно принятье. Как сообщают,

Филон описал в им составленной книге

Способы, коими мы принимать должны чемерицу;

И Гиппократ в «Афоризмах» единственно упоминает

1815 Только об этой траве, полагая, что очень полезна.

Многие люди писали о свойствах травы чемерицы

И поучали, и как, и кому принимать ее надо;

Все же не мог я найти, бесконечные томы листая,

Ни одного, кто бы вес для нее предписывал точный;

1820 Думаю я, что они полагали достаточным, если

Дали советы о силах, о возрасте, времени дачи;

Мне же такое надежным не кажется дело, какое

Часто опасность с собою приносит внезапно, и все же

Нет в предписаньях приема достаточно точного веса.

1825 Плиний писал, что обычно давал Темизон чемерицы

Драхму двойную и после, как он уверяет, давали

Также дважды по две, но, как кажется, сам не назначил

Веса, который больному он сам принимать приказал бы;

Но если черной назначил он драхму давать чемерицы

1830 Или же скрупулов дважды но два,—обозначил тем самым

Он, как мне кажется, вес половинный всего чемерицы

Белой, поскольку признаться, она необузданней черной.

ЧЕМЕРИЦА ЧЕРНАЯ

Черный вовсе не столь необуздан вид чемерицы

И он не должен страшить нас, как белый, что мы описали;

Древние также ее предписали варить в чечевице

Или в похлебке; и так, говорят они, взятая лечит

Тех, кто безумьем страдает, и помощь дает при подагре.

Прочь лихорадку изгнав, говорят, при водянке поможет;

Чувствует дивную помощь принявший ее паралитик;

1840 Выпить ее,—и она облегчает болезни суставов,

Желчи различные виды и флегму выводит желудком,

С глаз потемнение прочь изгоняет принятье отвара;

Сделав припарку, ты ею созреть затвердениям гнойным

Дашь и очистишь затем их; свищи избавляет от корки

1845Вставленный в полость свища корешка черенок невеликий, —

По истеченье двух дней удалить его надо оттуда.

С тертой смешай чемерицей муку, что ячмень доставляет, —

От наложения их иссушится надутость водянки.

Регулы, если подложишь, она очищает, выводит

1850 Плод недоношенный, слух возвращает оглохшим, коль в уши

Вложишь дня на два иль на три, а после исторгнешь оттуда;

Пятна припарка ее, если к ним приложить, изгоняет,

Сыпь очищает проказы и гонит чесотку любую.

Если же уксус, в котором варилась она, ты задержишь

1855 Долго во рту, говорят, боль зубную безмерную снимет.

Плиний еще предписал чемерицы черной одну лишь

Драхму давать, — так она стимулирует мягко желудок;

Сверх четырех — принимать он ее запрещает оболов.

ВЕРБЕНА

Греки «иероботанон» и «перистереон» вербене

Дали названье; она, говорят, два вида имеет

И у обоих почти одинаков эффект примененья.

Лечит желтуху она, если часто с вином выпивают,

Тертой наложишь с вином,— исцелить приносящие гибель

Может укусы (в течение дней четырех обновляют

1865 Это леченье); и раны во рту хорошо очищает

Сок подогретый вербены, коль он полосканием служит;

Свежий вербены отвар отличается действием тем же,

Он же гниенье любое еще изо рта изгоняет,

Если, его подогрев, им полощут с журчанием в горле.

1870 Свежую тертой наложишь,— и рану трава заживляет,

Примешь с вином,—и защиту получишь от яда любого.

И лихорадку, что к нам через день прибывает, лютуя,

Гонит она: принимают три корня вербены и листьев

Столько же и выпивают, водой разведенными прежде,

1875 Чем приближенье озноба больной ощущать начинает;

Четырехдневную так лихорадку она исцеляет,

Если и листья, и корни в числе четырех принимают.

Если же будет отвар из нее на вине приготовлен,

То, говорят, па пиру коль разбрызгать его, ликованье

1880 Будит она, как буглосса, которую мы описали.

Если ты спросишь больного, что держит рукою вербену:

«молви, как чувствуешь, брат?» И когда,—«хорошо» он ответит,—

Будет в живых; если ж «плохо», то, значит, больной безнадежен,

Наши рекомендации