В Государственном профессиональном образовательном учреждении

Положение

По ведению Журнала учебных занятий и Журнала учета учебной и производственной практики студентов

в Государственном профессиональном образовательном учреждении

«Макеевский политехнический колледж»

Настоящее Положение по ведению Журнала учебных занятий и Журнала учета учебной и производственной практики студентов в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Макеевский политехнический колледж» (далее - Положение), разработано в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 13 июля 2015 г. (далее - Закон), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Макеевский политехнический колледж» (далее - Колледж), Инструктивно-методическим рекомендациям по ведению Журнала учебных занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14.10.2015 г. письмо № 4619.

І. Общие положения

1.1. Журнал учебных занятий и Журнала учета учебной и производственной практики студентов (далее - Журнал) являются государственным нормативно-финансовым документом. Ведение Журнала обязательно для всех преподавателей Колледжа.

1.2. Все записи в Журнале ведутся на русском языке.

1.3. Все записи в Журнале должны вестись четко и аккуратно шариковой ручкой синего цвета, без исправлений. Аккуратное и своевременное ведение записей является обязательным правилом оформления журналов. Не допускаются помарки, исправления, использование корректирующей жидкости или ластика, заклеивание неверных записей, выставление точек, оценок со знаком «минус» или «плюс», записи карандашом.

1.4. В случае выставления преподавателем ошибочной оценки необходимо ее зачеркнуть, сделать запись на этой странице следующего содержания: «дата, ФИО обучающегося, ошибочно выставлена отметка «4» (хорошо), верной считать отметку «3» (удовлетворительно)». Данная запись фиксируется заместителем директора по учебной работе на основании объяснительной преподавателя-предметника и заверяется печатью Колледжа. Иной порядок оформления исправлений не допускается.

1.5. Каждая страница Журнала нумеруется арабскими цифрами в верхнем внешнем углу.

1.6. Преподаватель обязан регулярно отмечать отсутствующих, проводить оценку знаний обучающихся, своевременно выставлять результаты контроля знаний и аттестации обучающихся.

1.7. Категорически запрещается допускать обучающихся и родителей к работе с Журналом. Категорически запрещается уносить Журнал домой, выдавать на руки обучающимся и родителям.

1.8. В учебные часы Журналы находятся у преподавателя, во внеучебное время - хранятся в учебной части.

1.9. Журнал учебных занятий хранится в учебной части 5 лет, после чего подлежит списанию.

II. Требования к ведению Журнала

2.1. Журнал учебных занятий рассчитан на один учебный год, Журнал учета учебной и производственной практики студентов на весь период обучения группы.

2.2. На каждую учебную дисциплину, МДК, вид практики отводится необходимое количество страниц на весь учебный год.

2.3. В Журнале подлежит фиксации только то количество академических часов, которое соответствует учебному плану и рабочей программе и подлежит оплате.

2.4. Распределение страниц в Журнале осуществляется заместителем директора по учебной работе Колледжа в соответствии с количеством часов в неделю, выделяемых учебным планом специальности на изучение конкретной УД, МДК.

2.5. Разделы «Титульный лист» и «Перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов» заполняются учебной частью.

2.6. Разделы «Сведения об обучающихся группы», «Сводная ведомость об успеваемости за 1 (2) семестр», «Сводная ведомость посещаемости обучающихся за 1 (2) семестр» заполняются классным руководителем группы.

2.7. Наименования УД, МДК, ФИО преподавателей в разделах «Наименование учебной дисциплины, МДК», «Консультации», «Выполнение лабораторных работ, практических занятий», «Выпускные квалификационные работы (проекты)», заполняются учебной частью.

ФИО студентов в разделах «Наименование учебной дисциплины, МДК», «Наименование практики», «Групповые консультации», «Выполнение лабораторных работ, практических занятий, «Выпускные квалификационные работы (проекты)», «Регистрация вступительного инструктажа по безопасности жизнедеятельности (по Программе №1)», «Регистрация первичного инструктажа по безопасности жизнедеятельности (по Программе №2 и по Программе №3)» заполняются классным руководителем группы.

2.8. Разделы «Регистрация вступительного инструктажа по безопасности жизнедеятельности (по Программе №1)», «Регистрация первичного инструктажа по безопасности жизнедеятельности (по Программе №2 и по Программе №3)» заполняются классным руководителем группы или лицом, которое проводит инструктаж.

2.9. Программы № 1, 2, 3 инструктажей по безопасности жизнедеятельности составляются заместителем директора по воспитательной работе и инженером по ТБ, утверждаются приказом директора как внутренний локальный нормативный акт Колледжа.

2.10. Раздел «Результаты медицинского осмотра обучающихся за 1 (2) семестр» заполняется медицинским работником или классным руководителем с указанием группы здоровья обучающегося и даты медицинского осмотра, в соответствии с п.20 ст.21 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» обучающиеся имеют право на бесплатное пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой (бесплатного прохождения обязательных медицинских осмотров- 2 раза в год).

2.11. Раздел «Замечания и предложения по ведению журнала» предназначен для заместителей директоров по учебной работе и производственному обучению, заведующих отделениями, председателей цикловых комиссий, которые проводят контроль и записывают все замечания и недостатки.

2.12. В разделах «Учебные дисциплины, МДК, практики» на левой стороне записывается списочный состав обучающихся, с правой стороны - записывается фамилия и инициалы преподавателя данной дисциплины.

2.13. На титульном листе журнала учебных занятий указываются:

• курс;

• группа;

• код и наименование специальности;

• квалификация;

• уровень подготовки;

• профиль обучения;

• форма обучения;

• учебный год

2.14. В «Содержании» указывается:

• индекс и наименование учебной дисциплины, МДК в соответствии с учебным планом, без сокращений;

• Фамилия и инициалы преподавателя, закрепленного за учебной дисциплиной (МДК);

• страницы журнала, отведенные на данные дисциплины (МДК);

• наименования дисциплин в оглавлении пишутся с прописной (заглавной буквы), напротив каждой дисциплины указываются страницы, на которых ведется запись преподавателем;

• в наименовании дисциплины «Иностранный язык» указывается, какой именно язык изучается. Например, «Иностранный язык (английский)».

2.15. В разделе «Сведения об обучающихся группы» указывается:

• список студентов строго в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени и отчества (полностью);

• дата рождения (число, месяц, год);

• номер телефона;

• домашний адрес студента;

• номер по алфавитной / поименной книге;

• в графе «Дополнительные сведения» - дата и номер приказа о движении студентов группы (отчисление, перевод, предоставление академического отпуска, также возможно указание об инвалидности, нахождении под опекой);

2.16.Заполнение раздела «Учебные дисциплины, МДК» преподавателем:

• На левой стороне журнала учебных занятий (см. табл. 1) ставится в соответствующей графе дата проведения занятия (число, месяц через дробь) с соблюдением хронологии, на правой стороне (см. табл. 2) - записывается дата проведения занятия (число, месяц) строго в соответствии с расписанием или листом замены учебных занятий.

Например,

Наименование учебной дисциплины, МДКОДБ 01. Русский язык

Наименование учебной дисциплины, МДК ПМ 01. МДК 01.01.Устройство автомобилей

Таблица 1. - Левая сторона

№ п/п Месяц и число              
Фамилия и инициалы обучающегося
1. Антонов В.И.              
2. Борисов С.К.              
3. Васильченко А.Ф.              
4. …..              

Таблица 2. - Правая сторона

Дата проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Домашнее задание Подпись преподавателя
01.09        
10.09        
15.10        
         

• На правой стороне журнала учебных занятий (см. табл. 2) указывается дата проведения, количество учебных часов, содержание занятия (не более 2-х строк) и домашнее задание в соответствии с рабочей программой, отступление от которой категорически запрещается. Обязательно ставится подпись преподавателя, читающего данную дисциплину, или преподавателя, читающего дисциплину по прямой замене.

• Записи дат на правой стороне журнала учебных занятий должны соответствовать записям дат на левой стороне журнала учебных занятий.

• Если учебное занятие проводится в форме практической или лабораторной работы, то делается соответствующая запись в правой части (Тема занятия), в разделе «Наименование учебной дисциплины, МДК» например: ПР№8 «Применение производной», ЛР№1 «Определение содержания воды в собственном организме» и т.д.

• Оценки за контрольные работы, предусмотренные рабочими учебными программами выставляются в колонку за датой проведения занятия с пометкой КР № (см. табл. 3 и 4)

• Оценки за практические и лабораторные работы выставляются в колонку с датой проведения занятия без пометок (см. табл. 3 и 4); в случае отсутствия студента на занятии оценка за отработанную работу выставляется на странице «Выполнение лабораторных работ, практических занятий» (см. табл. 5 и 6).

Таблица 3. - Левая сторона

№ п/п Месяц и число           КР№1      
Фамилия и инициалы обучающегося
1. Антонов В.И.            
2. Борисов С.К.     нб      
3. Васильченко А.Ф.   нб          
4. …..                

Таблица 4. - Правая сторона

Дата проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Домашнее задание Подпись преподавателя
01.09        
10.09 ПР№1. Применение производной    
15.10        
20.10 КР№1. Дифференциальное исчисление    
         

Таблица 5. Левая сторона

Номер работы ПР ЛР ПР      
п/п Фамилия и инициалы
обучающегося      
1. Антонов В.И.            
2. Борисов С.К.            
3. Васильченко А.Ф.          
4. …..            

Таблица 6. Правая сторона

№ работы Тема занятия Подпись преподавателя
ПР №1 Расчет сложной электрической цепи постоянного тока  
     

• При наличии академических часов, предусмотренных учебным планом для выполнения практических и лабораторных работ с делением групп на подгруппы, отдельно в разделе «Наименование учебной дисциплины, МДК» записывается вторая подгруппа и фиксируется дата проведения практических и лабораторных работ.

• Оценки за практические, лабораторные и другие виды работ выставляются в колонку с датой в разделе «Наименование учебной дисциплины, МДК».

• Текущие оценки выставляются по четырёхбальной системе - «2», «3», «4», «5».

• Отсутствующие обучающиеся отмечаются буквами «нб». Дата отсутствия обучающегося и количество пропущенных занятий, отмеченных на страницах «Наименование учебной дисциплины, МДК», должны совпадать с информацией в разделе «Сводная ведомость посещаемости обучающихся». Не допускается выставление оценок в тот день, когда обучающийся отсутствовал в образовательном учреждении.

• На полях перед порядковым номером до указания фамилии обучающегося, освобожденного от занятий физической культуры, на странице «Наименование учебной дисциплины, МДК» делается запись «осв.». В графе для выставления семестровой оценки - «осв.» (освобожден(а)). Освобождение обучающихся от занятий физической культурой не освобождает их от посещения данных занятий. Напротив фамилии обучающегося, отнесенного на основании медицинской справки к специальной медицинской группе, в строке на странице «Наименование учебной дисциплины, МДК» делается запись «спецмедгруппа». В графе для выставления семестровой оценки - «зачт.» (зачтено).

• На странице «Наименование учебной дисциплины, МДК», по окончанию семестра, преподаватель записывает количество часов проведенных по каждому типу занятий (лекции, лабораторные работы, практические работы, курсовой проект (работа) и самостоятельная работа обучающихся).

Пример:

Всего часов по программе - 74 часа

из них: лекции - 20 часов;

практические работы - 6 часов; лабораторные работы - 4 часа;

курсовая работа - 20 часов;

самостоятельная работа - 24 часа.

Программа выполнена полностью (подпись преподавателя)

• Оценки успеваемости за семестр, а также сведения о выполнении учебных планов заносятся на страницы раздела «Сводная ведомость успеваемости за 1 (2) семестр».

• При записи в домашнее задание номера задач и упражнений записываются с отражением специфики организации домашней работы согласно рабочей программы, например: повторить тему, составить план к тексту, домашнее сочинение, реферат, сделать эскиз, учить наизусть, ответить на вопросы, составить и заполнить таблицу и т.д.

• Самостоятельная работа студентов, которая планируется на семестр отдельно, также записывается в графе домашнее задание, дополнением к основному домашнему заданию, на тех темах и занятиях, где эта самостоятельная работа запланирована. При проверке домашнего задания также осуществляется проверка и самостоятельной работы. Оценки за домашнюю и самостоятельную работы выставляются в журнал как текущие.

• При выставлении текущих оценок в одной клетке ставится только одна отметка. На занятиях по русскому языку за диктант с грамматическим заданием или за выполнение творческих работ, где выставляются две оценки, например «4/3» или «5/5», в журнал учебных занятий выставляется среднее арифметическое этих оценок.

• При заполнении страниц предмета «Иностранный язык» все записи ведутся на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык. При заполнении страниц предметов «Украинский язык» и «Украинская литература» все записи ведутся на украинском языке.

• При выставлении оценки по рубежному контролю, на правой стороне никаких дополнительных записей не производится. На левой стороне отводится колонка «Р.к» и «Скор.» без дополнительных отступлений влево и вправо (см. табл. 7 и 8).

Таблица 7. - Левая сторона

№ п/п Месяц и число     Р.к. Скор.          
Фамилия и инициалы обучающегося
                   
                   
                   

Таблица 8. - Правая сторона

Дата проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Домашнее задание Подпись преподавателя
01.09        
10.09        
15.10        
22.10        

• Для проставления итоговой оценки за семестр по учебной дисциплине, МДК у обучающегося необходимо наличие не менее 6 оценок в семестре с обязательным учетом качества знаний обучающихся по письменным, лабораторным, практическим и иным работам контрольного характера.

• Итоговые оценки за семестр выставляются через одну клетку после записи даты последнего занятия.

• Если студентом пропущено более 50% учебных занятий, то студент считается не аттестованным за семестр и выставляется «н/а».

• При записи промежуточной аттестации зачет, дифференцированный зачет и экзамен вписываются справа с указанием даты и количества часов, а слева без даты пишется «зачет», «дифференцированный зачет» (см. табл. 9 и 10) или «экзамен» (см. табл. 11 и 12) соответственно.

Таблица 9. - Левая сторона

№ п/п Месяц и число           Зачет Скор.    
Фамилия и инициалы обучающегося
                   
                   
                   

Таблица 10. - Правая сторона

Дата проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Домашнее задание Подпись преподавателя
01.09        
10.09        
15.10        
22.10 Зачет    

Таблица 11. - Левая сторона

№ п/п Месяц и число                 семестр     Экзамен Скор.  
Фамилия и инициалы обучающегося Скор.    
                       
                       
                       

Таблица 12. - Правая сторона

Дата проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Домашнее задание Подпись преподавателя
01.09        
10.09        
15.10        
22.10        
         
27.10 Консультация    
28.10   Экзамен    
         

2.16. В разделе «Наименование практики» ведется учет учебной и производственной практики, указываются разделы программы профессионального модуля, их наименование, краткое содержание работ и занятий, количество отводимых для их выполнения часов, дата проведения занятия и оценки за выполнение работы.

2.17. В разделе «Консультации» преподаватель записывает дату, количество часов консультаций и тему консультации в соответствии с графиком проведения консультаций, утверждённым директором.

2.19. Раздел «Сводная ведомость посещаемости обучающихся за 1 (2) семестр» отражает результаты посещаемости обучающихся за семестр. В графе «Всего пропущено» классный руководитель записывает количество часов, пропущенных обучающимся по уважительным причинам (медицинские справки, отпуск, военкомат, соревнования, другое) и по неуважительной причине, подсчитывает общее количество пропущенных часов.

III. Контроль ведения журналов

3.1. Директор колледжа и его заместители обязаны обеспечить хранение журналов учебных занятий и систематически осуществлять контроль правильности их ведения. Директор, заместители директора и заведующие отделениями обязаны осуществлять контроль за правильностью ведения журналов учебных занятий в соответствии с планом внутреннего контроля по колледжу.

3.2. Перед началом работы с Журналом учебных занятий преподавателей учебных дисциплин, МДК, ПМ, практик, классных руководителей группы инструктирует заместитель директора по учебной работе, согласно данному Положению по заполнению Журнала учебных занятий.

3.3. Схема контроля за ведением журнала:

· проверка заполнения журнала осуществляется на 10 сентября текущего учебного года - оформление титульного листа и оглавления; наличие списков обучающихся на первых страницах по всем учебным дисциплинам и МДК, в сводной ведомости учета успеваемости, в сводной ведомости посещаемости занятий, наличие общих сведений об обучающихся;

· проверка журнала с целью контроля правильности и своевременности записи тем занятий в соответствии с рабочими программами и учебным планом, периодичности опроса, объёма домашних заданий не реже одного раза в 2 месяца;

· в конце каждого семестра, учебного года осуществляется проверка фактического выполнения программы (соответствие учебному плану), количества контрольных и текущих практических и лабораторных работ, объективности выставленных семестровых оценок;

· в конце года классный руководитель сдаёт журнал на проверку директору, заместителю директора по учебной работе, заведующим отделениями.

3.4. Кроме указанных обязательных проверок могут быть еще целевые проверки, а также проверки, проводимые финансовыми органами.

Проверяющий журнал обязательно делает запись на странице «Замечания и предложения по ведению журнала» с указанием сроков устранения замечаний. После устранения замечаний преподавателем делается отметка об устранении недостатков и пишется дата их устранения.

3.5. Заместитель директора по учебной работе ежегодно проводит инструктаж преподавателей по ознакомлению с требованиями, к ведению журнала с учетом особенностей изучаемых дисциплин; дает указания преподавателям о четком распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждую УД, или МДК.

3.6. Страницу «Замечания по ведению журнала» имеет право заполнять директор колледжа, заместители, заведующие отделениями, а также проверяющие вышестоящих органов управления образованием.

3.7. Результаты проверки журналов учебных занятий необходимо отражать в аналитической справке, на основании которой директор колледжа по мере необходимости издает приказ о содержании данной проверки. Преподаватели-предметники и классный руководитель под личную подпись знакомятся с содержанием справки и сроками устранения выявленных администрацией недостатков.

3.8 Итоги ведения журнала учебных занятий подводятся на административных совещаниях в конце каждого семестра и в конце учебного года.

3.9. В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором колледжа, сдаются в архив колледжа.

Заместитель директора по учебной работе   С.М. Петрушенко

Наши рекомендации