Одежда ознаком. с ок. миром
Организационный момент
Дети входят в группу, садятся на стульчики. Слышится мяуканье кошки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним в гости пришла маленькая кошечка и показывает мягкую игрушку кошки.
Воспитатель читает детям английскую песенку «Перчатки»:
- Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой;
- Мама, мама, прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти Перчатки!
- Я вам нынче не дм пирога!
Побежали котятки,
Отыскались перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись, Потому что нашлись, Потому что нашлись Перчатки!
-Отыскались перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога. Мур-мур-мур, пирога, Мр-мур-мур, пирога. Я за это вам дам пирога
2. Дидактическая игра « Найти пару»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть пары перчаток и рукавичек. Обращает внимание на разнообразие орнаментов ( по конкретной ситуации), называет и описывает декоративные элементы (например: красивые снежинки, маленькие птички, волнистые линии – будто след от санок на снегу, следы птичек на подоконнике, морозные узоры на окошке, нарядные ёлочные и т.д.)
Затем беру три-четыре пары детских перчаток, прошу детей закрыть глаза, раскладывают перчатки вперемешку и прошу найти пары. Спрашиваю, как детям удалось так быстро найти пары перчаток и уточняю вывод о том, что в каждой паре узор повторяется.
Самостоятельная работа детей
· Предлагаю детям поиграть в котяток и нарисовать пары красивых узорчатых перчаток. Прикрепляю к доске или мольберту лист бумаги белого цвета и показываю способ работы:
· «кладём левую руку на лист бумаги – слева, чтобы осталось место для второй перчатки; пальцы широко растопыриваем;
· Берём цветные карандаши и обводим свою ладошку – пальчик за пальчиком, нигде не останавливаясь и плотно прижимая карандаш к руке, чтобы она всё время касалась пальчиков;
· Убираем руку с листа и видим перчатку, соединяем начало и конец линии; точно так же рисуем вторую перчатку: правую руку кладём на лист бумаги справа и обводим карандашом, который держим в левой руке; это трудно, ведь мы привыкли всё делать правой рукой, но иногда нужно тренировать и левую руку, чтобы она тоже трудилась и была умелой, как правая.
Рассматриваем пару своих перчаток для котят и думаем, как их понаряднее украсить.
Показываю детям несколько пар перчаток, оформленных разными орнаментами, ещё раз обращаю внимание на то, что в каждой паре узор повторяется. Затем предлагаю нарисовать красивые перчатки для котят. Советую тем детям, которым трудно изобразить перчатку, нарисовать варежку – или рукавички: плотно соединить пальчики и обвести ладошку (показывает упрощённый вариант).
Физкультминутка
Карандаш в руках катаю
Между пальчиками верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
ФЭМП на 2 занятия
1. Знакомство с числом 7 и цифрой 7.
1) «Веселые задачи».
В задании повторяется состав числа 6. Воспитатель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
А) Я нашел в дупле у белки
Пять лесных грибочков мелких.
Вот еще один стоит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все грибочки сосчитай – ка!
Один ребенок выкладывает на фланелеграфе орешки, проговаривая свои действия вслух. Остальные – у себя на столах выкладывают кружки разного цвета:
Б) Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети.
На демонстрационной лесенке один ребенок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают кубики «Лего» двух цветов у себя на столе:
В) Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
У детей – разноцветные кружки, на демонстрационной доске – картинки с большими и маленькими грибами:
3 больших гриба + 3 маленьких
Обобщение:
- Как можно получить число 6? (5 + 1, 2 + 4, или 4 + 2, 3 + 3.)
2) Образование числа 7.
Еж спросил ежа – соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принес, одну несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Можно инсценировать эту занимательную задачу, а можно организовать работу над предыдущими задачами: один ребенок выкладывает картинки на фланелеграфе, а остальные работают с геометрическим материалом.
- Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок еж уже принес? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружочков.
- Сколько яблок он еще несет? (Одно.)
- Что мы должны сделать? (Прибавить еще одно яблоко)
- Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.).
- Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Еж принес еще 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно – получили 7 яблок.)
3) Знакомство с цифрой 7.
Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 7:
- На что похожа цифра 7?
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
(С. Маршак.)
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
(Г. Виеру.)
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай – ка их скорей!
Если в счете не собьешься -
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 полосок цветной бумаги – по количеству цветов радуги: понедельник – красная, вторник – оранжевая и т. д.
- Какой седьмой день недели? Чем он отличается от всех остальных?
- Кто знает, какой седьмой месяц года? У кого из вас день рождения в этом месяце?
2. Физкультминутка: «Ежик».
Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки:
Утром по лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Кончики пальцев детей соединяются – они «срывают» ягоды.
3. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.
1)
А) – Назовите числа в кружочках.
- Какие у числа 6 соседи? (Перед ним стоит число 5, за ним идет число 7.)
- На сколько каждое предыдущие число меньше последующего? На сколько каждое последующие число больше предыдущего?
Б) – Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 2 в точку 3? Из точки 4 в точку 5? Из точки 6 в точку 7? (Надо сделать 1 шаг вправо – прибавить 1.)
- Что происходит с числами, если двигаться вправо по числовому отрезку?
(Числа увеличиваются.) А если двигаться влево? (Числа уменьшаются.)
В) На демонстрационной доске модели 5-6 домино с разным числом точек. Такие же кости домино на столах у детей.
- Рассмотрите кости домино. Выберите из них те, где 7 точек.
Один ребенок на доске, а остальные – у себя на столах отбирают варианты:
- Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.)
В более подготовленных группах можно предложить составить число 7 из кружков трех цветов и записать свои варианты с помощью цифр, например:
4 + 2 +1
3 + 2 + 2
2)
А) Образец (слева) дети обводят сначала несколько раз пальчиком, затем – маркером. Для закрепления в зрительной и моторной памяти образа цифры 7 можно использовать игровые упражнения «Маляры», «Дирижеры», «Буратино» и т. д. Дети рисуют цифру 7 в воздухе с помощью воображаемой кисти маляра, дирижерской палочки, «носом Буратино».
Б) После предварительной подготовки, проведенной в форме игровых упражнений, дети могут приступить к самостоятельному прописыванию цифры 7 по заданному трафарету. При этом обращаем внимание детей на различия этих значков по цвету и размеру:
- Все ли цифры одинакового цвета? (Нет.) От чего зависит цвет цифр? (От размера.)
- Какого цвета самые большие цифры? (Зеленого.) Напишите у себя в тетрадях самые большие семерки зеленым карандашом. Сколько их получилось? (6)
- Найдите на картинке самые маленькие цифры. Какого они цвета? Обведите самые маленькие «семерки» синим карандашом.
- Какого цвета цифры еще остались на картинке? Сравните их по размеру с зелеными семерками, синими? (Они меньше зеленых, но больше синих.)
Обведите их красным карандашом.
3)
А) На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7, например:
- Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? (6 + 1 = 7)
- Как получить 7, если есть уже 5? (5 + 2 = 7)
- Из каких еще чисел можно составить число 7? (4 + 3 = 7)
Б) Задание выполняется самостоятельно под руководством учителя. Демонстрационныйматериал остается на доске для самоконтроля.
- Посмотрите на ниточку бус. Сосчитайте бусинки. (6).
- Дорисуйте красным карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7? Сколько бусинок вы дорисовали? (1)
- Напишите в пустом «окошке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6 + 1)
- Сосчитайте цветы в вазе. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (Дорисовать цветы, чтобы всего в вазе стало 7 цветов.).
- Дорисуйте цветы тем цветом, который вы выберете сами, и допишите числа в окошках. Что получилось? (5 + 2)
Аналогично выполняется последнее задание. Дети получают выражение 4 + 3.
Работая над каждым из этих рисунков, дети проверяют правильность выполнения с помощью опорных таблиц на демонстрационной доске. Опорные таблицы для закрепления знания состава изученных чисел должны находится на стенде в течение 2 – 3 недель.
Обобщение:
- Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 + 1, 5 + 2, 4 + 3)
4. Физкультминутка: «Веселый хоровод».
Все дети встают в кругу, берутся за руки, движутся с подскоком, а 7 человек остаются закругом: они будут входить внутрь круга по ходу чтения речевки. На голове у них – шапочки с изображением животных. Стихи может прочесть воспитатель, а можно разучить их заранее.
- Ура! Как раз
Потехе час! –
Расхохотался Дикобраз.
- Хи –хи!
Сейчас же подхватил
Веселый Нильский Крокодил
- Хе –хе!-
Откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав.
- Хо-хо! –
Раздался хохот Льва.
-У- ху! –
Отозвалась Сова.
Хе-хе! Хо-хо! У-ху! Ха-ха!-
Смеялись все- и млад и стар.
Смеялся Ворон: кар-кар-кар!
Смеялся Песик: гав-гав-гав!
Кто веселится – тот и прав!
(В. Дж. Смит.)
5. Повторение.
1)
В задании повторяется взаимосвязь целого и частей, закрепляется значение состава числа 7.
- К нам в гости из Веселого хоровода прилетели пчелки и раскрасили свои ульи разными цветами. Вам нравится цветочки – соты? Из каких фигур состоят эти цветы? (Из шестиугольников.)
- На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6 синих и 1 желтый.)
- Сколько будет, если к 6 прибавить 1? (7) Допишите равенство.
- Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6 = 7)
- Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся? (Синие) Допишите равенство.(7-6=1)
- Теперь вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые.)Допишите равенство. (7-1=6)
- Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)
Остальные задания разбираются аналогично, но дети уже сами поочередно проговаривают ход решения – воспитатель помогает им лишь в случае затруднения. Приведем возможный вариант комментирования детьми второго задания:
- На рисунке 5 желтых и 2 красных шестиугольников, а всего их 7. Значит, 5 + 2 = 7.
- Переставим части местами, результат не изменится: 2 + 5 = 7.
- Вычтем из всех шестиугольников 5 желтых, останутся 2 красных: 7-5=2.
- Теперь вычтем из всех шестиугольников 2 красных, останутся 5 желтых: 7-2=5.
2) В задании закрепляются геометрические представления детей, умение соотносить количество предметов с цифрой.
- Рассмотрите геометрические фигуры. Как их назвать, одним словом? (Это замкнутые ломаные линии, или многоугольники.)
- Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (Сосчитать у всех многоугольниковчисло точек – вершин, и записать полученные числа в кружки рядом с многоугольниками.)
Дети выполняют задание самостоятельно. Проверка проводится фронтально. Важно, чтобы в случае ошибки ребенок ее самостоятельно исправил. Это должно всячески поощряться.
- Как называют многоугольники, у которых 4 угла, 5 углов, 6 углов, 7 углов?
- Сосчитайте число сторон у многоугольников. Что вы замечаете? (У каждого многоугольника число углов и сторон одинаковое.)
- Какими фигурами являются стороны многоугольников? (Отрезками.)
6. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.
- Спасибо, дети! Вы хорошо поработали! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?
- С каким новым числом мы сегодня познакомились? Нарисуйте дома картинку про эточисло.
- Звери из нашего веселого зверинца играют в геометрическое лото. Сколько признаков различия фигур в №6? (Три признака: цвет, форма, размер.) Дома поиграйте вместе со зверятами и дорисуйте фигуры так, чтобы изменялось три признака. А в клеточках дорисуйте узоры.
Одежда ознаком. с ок. миром
Орг. Момент.
- О чём мы сегодня с вами поговорим?
- Какие предметы одежды вы знаете?
- Из чего шьют одежду?
- Какую одежду шьют или вяжут из шерсти?
- Где люди берут одежду?
- Где шьют одежду?
- Как ухаживают за одеждой?
Дидактическая игра “Назови ласково”.
- Давайте назовёт предметы одежды ласково:
Плащ – плащик, кофта – кофточка, свитер – свитерок, пальто – пальтишко, куртка – курточка, майка – маечка, юбка – юбочка, платье – платьице и т.д.