Основные элементы содержания занятия. Астматическай статус - длительно не купирующийся приступ удушья с развившейся относительной блокадой b2-рецепторов

Астматическай статус - длительно не купирующийся приступ удушья с развившейся относительной блокадой b2-рецепторов, с формированием тотальной бронхиальной обструкции, развитием легочной гипертензии и острой дыхательной недостаточности.

Классификация астматического статуса

1 стадия - относительной резистентности к симпатомиметикам,

2 стадия - "немого легкого”, или декомпенсации,

З стадия гипоксемической и/или гиперкапнической комы.

Препараты для оказания экстренной помощи

b2-агонисты короткого действия (сальбутамол, фенотерол, тербуталин) вызывают расслабление гладкой мускулатуры бронхов, усиле­ние мукоцилиарного клиренса, снижение сосудистой проницаемости. Предпочтительным способом введения этих препаратов является инга­ляционный. Для этого b2-агонисты выпускаются в виде дозирован­ных аэрозолей, сухой пудры и растворов. При необходимости более дли­тельной ингаляции используются растворы фенотерола, сальбутамола через небулайзер.

Антихолинергические препараты (ипратропиума бромид) - менее мощ­ные бронходилататоры, чем бета -2-агонисты, и, как правило, начинают позже действовать. Следует отметить, что ипратропиума бромид усиливает действие бета-2-агонистов при их совместном применении (комбинирован­ные препараты фенотерола и ипратропиума). Способ введения ингаляцион­ный, в виде дозированных аэрозолей или растворов через небулайзер.

Системные глюкокортикостероиды (преднизолон, метилпреднизо-лон, триамсинолон, дексаметазон, бетаметазон). Способ введения паренте­ральный или пероральный. Предпочтение отдается пероральной терапии.

Теофиллины короткого действия (эуфиллин, аминофиллин) — брон­ходилататоры, которые в целом менее эффективны, чем ингаляционные бета-2-агонисты. Обладают значительными побочными действиями, ко­торых можно избежать, правильно дозируя препараты и проводя монито­ринг. Нельзя использовать без определения концентрации теофиллинов в плазме крови, если больной получает препараты с медленным высво­бождением теофиллина.

Отличие астматического статуса от приступа БА заключается в следующем:

· астматические симптомы нарастают постепенно, даже если их началом послужил внезапный приступ БА;

· астматические симптомы развиваются у больного БА на фоне прекращения длительного приема СКС или снижения их суточной дозы;

· астматические симптомы развиваются у больного БА на фоне ХОБЛ.

Основу нарушения бронхиальной проводимости при статусе составляет отек, воспаление и дискинезия мелких дыхательных путей.

Причины обострения БА явились: отсутствие или неадекватная базисная тераляя в 60,5-75,4% наблюдений, вирусная илфекция в 21,6-28,6% случаев, изменение погодных условий у 16,6-21,4% больных, наличие аллергенов (бытовых, аэрополлюталтов) в 10,8-17,1% и эмоциональный стресс в 10,0-13,8% случаев.

Классификация астматического статуса (см. таблицу):

1 стадия - относительной резистентности к симпатомиметикам или - относительной компенсации;

2. стадия -“немою легкого”, или декомпенсация;

З стадия гипоксемической и/или гилеркапнической комы .

Критерий направления на стационарное лечение - неэффективность терапии в течение 1-2 часов после начала лечения.

Рекомендуемая литература.

1. Путов Н.В., Илькович М.М. Фиброзирующие альвеолиты. – Л.: Медицина, 1986. – 168 с.

2. Цветкова О.А. Острый и хронический бронхиты, пневмония. – М.: Издательский дом «русский врач». – 2002. – 96 с.

3. Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями лёгких (взрослое население). – Приложение к приказу МЗ РФ от 09.10.98. - /Под ред. Чучалина А.Г. - М.; «Универсум Паблишинг». – 47 с.

4. Корепанов А.М., Киршин Г.И., Землянова О.И. и др. Антибактериальная терапия пневмоний (информацинно-методическое письмо для врачей-терапевтов, пульмонологов и врачей интернов). – Ижевск,2003. – 18 с.

5. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике (пособие для врачей). – М.,2004. – 39 с.

6. Новиков Ю.К. Антибактериальная терапия пневмоний / VII Российский Национальный конгресс по болезням органов дыхания. – М.,1997. - С. 30-47.

7. Новиков Ю.К. Госпитальные пневмонии // Русский медицинский журнал. – 2000. - № 12. – С. 501-504.

8. Ноников В.Е. Диагностика и лечение атипичных пневмоний // Consilium medicum – 2001. - № 3. – С. 138-141.

9. Ноников В.Е. Дифференциальная диагностика и антибактериальная терапия пневмоний // Consilium medicum – 2001. - № 12. – С. 569-574.

10. Яковлев С.В. Антибактериальная терапия осложнённой пневмонии // Consilium medicum – 2001. - № 3. – С. 142-148.

11. Клинические рекомендации. Хроническая обструктивная болезнь легких / Под ред. Чучалина А.Г. – М.: Издательство «Атмосфера»,2003. – 168 с.

VI. ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ

Составитель: доцент, д.м.н. Мултановский Б.Л.

Введение

Число занятий по гастроэнтерологии для студентов VI курса лечебного факультета – 10.

Общее время для занятий – 49 часов.

Число тем –4.

Общая цель занятий по гастроэнтерологии - овладение всем комплексом профессиональных знаний и умений, необходимых для самостоятельной деятельности при ведении гастроэнтерологических больных.

Регламент проведения занятий:

­ самостоятельная курация 2 больных - 1-1,5 часа;

­ клинический разбор тематического больного - 2-2,5 часа;

­ обсуждение реферативных данных по специальной литературе - 0,5часа.

Общие задачи:

1. Акцентировать особенности при работе с больными в гастроэнтерологическом отделении в плане их клинического обследования и ведения.

2. Восстановить (повторить) базисные знания, полученные на предыдущих курсах по физиологии, патофизиологии, анатомии, патанатомии, в частности, по системе пищеварения, а также разделы аллергологии, иммунологии, фармакотерапии, касающиеся системы пищеварения.

3. Повторить (вспомнить) методы функциональной и лабораторно-инструментальной диагностики пищеварительной системы. Уметь дать аргументированный план обследования и лечения с указанием показаний и противопоказаний.

4. Владеть оценкой (интерпретацией) полученных данных, применительно к конкретному больному (анализов желудочного и дуоденального содержимого, кала, крови, а также фиброгастродуоденоскопии, колоноскопии, ренгенологических и ультразвуковых методов, и т.д.).

5. Уметь провести доказательное (обоснованное) формулирование индивидуального диагноза основного заболевания с привлечением всей информации о больном, а при необходимости и диагноза сопутствующего заболевания.

6. Приучить пользоваться текущей литературой, в полной мере отражающей изменяющиеся представления и взгляды в гастроэнтерологии на современном этапе.

Занятие №34

Тема: «Дифференциальный диагноз при нарушении глотания, заболевания пищевода. Гастриты и язвенная болезнь».

Цель занятия. Закрепить знания и обучить навыкам обследования больных с дисфагией, тактике дифференциальной диагностики при заболеваниях пищевода

Вопросы для повторения:

1. Анатомия пищевода

2. гистология пищевода

3. Нормальная физиология пищевода

4. Патологическая анатомия пищевода

5. Патологическая физиология пищевода

6. Методы исследования пищевода

В ходе занятия, в том числе при клиническом разборе конкретного больного, студент долженосвоить:

· Методику дифференциального диагноза при нарушениях глотания

· Показания, противопоказания к использованию современных методов исследования пищевода, методику использования полученной в ходе их применения информации

· Особенности клинической картины гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и эзофагита

· Особенности клинической картины пищевода Баррета и рака пищевода

· Особенности клинической картины других заболеваний пищевода (эзофагоспазма, ахалазии кардии, дивертикулов пищевода)

Наши рекомендации