Основные элементы содержания занятия. Астматическай статус - длительно не купирующийся приступ удушья с развившейся относительной блокадой b2-рецепторов
Астматическай статус - длительно не купирующийся приступ удушья с развившейся относительной блокадой b2-рецепторов, с формированием тотальной бронхиальной обструкции, развитием легочной гипертензии и острой дыхательной недостаточности.
Классификация астматического статуса
1 стадия - относительной резистентности к симпатомиметикам,
2 стадия - "немого легкого”, или декомпенсации,
З стадия гипоксемической и/или гиперкапнической комы.
Препараты для оказания экстренной помощи
b2-агонисты короткого действия (сальбутамол, фенотерол, тербуталин) вызывают расслабление гладкой мускулатуры бронхов, усиление мукоцилиарного клиренса, снижение сосудистой проницаемости. Предпочтительным способом введения этих препаратов является ингаляционный. Для этого b2-агонисты выпускаются в виде дозированных аэрозолей, сухой пудры и растворов. При необходимости более длительной ингаляции используются растворы фенотерола, сальбутамола через небулайзер.
Антихолинергические препараты (ипратропиума бромид) - менее мощные бронходилататоры, чем бета -2-агонисты, и, как правило, начинают позже действовать. Следует отметить, что ипратропиума бромид усиливает действие бета-2-агонистов при их совместном применении (комбинированные препараты фенотерола и ипратропиума). Способ введения ингаляционный, в виде дозированных аэрозолей или растворов через небулайзер.
Системные глюкокортикостероиды (преднизолон, метилпреднизо-лон, триамсинолон, дексаметазон, бетаметазон). Способ введения парентеральный или пероральный. Предпочтение отдается пероральной терапии.
Теофиллины короткого действия (эуфиллин, аминофиллин) — бронходилататоры, которые в целом менее эффективны, чем ингаляционные бета-2-агонисты. Обладают значительными побочными действиями, которых можно избежать, правильно дозируя препараты и проводя мониторинг. Нельзя использовать без определения концентрации теофиллинов в плазме крови, если больной получает препараты с медленным высвобождением теофиллина.
Отличие астматического статуса от приступа БА заключается в следующем:
· астматические симптомы нарастают постепенно, даже если их началом послужил внезапный приступ БА;
· астматические симптомы развиваются у больного БА на фоне прекращения длительного приема СКС или снижения их суточной дозы;
· астматические симптомы развиваются у больного БА на фоне ХОБЛ.
Основу нарушения бронхиальной проводимости при статусе составляет отек, воспаление и дискинезия мелких дыхательных путей.
Причины обострения БА явились: отсутствие или неадекватная базисная тераляя в 60,5-75,4% наблюдений, вирусная илфекция в 21,6-28,6% случаев, изменение погодных условий у 16,6-21,4% больных, наличие аллергенов (бытовых, аэрополлюталтов) в 10,8-17,1% и эмоциональный стресс в 10,0-13,8% случаев.
Классификация астматического статуса (см. таблицу):
1 стадия - относительной резистентности к симпатомиметикам или - относительной компенсации;
2. стадия -“немою легкого”, или декомпенсация;
З стадия гипоксемической и/или гилеркапнической комы .
Критерий направления на стационарное лечение - неэффективность терапии в течение 1-2 часов после начала лечения.
Рекомендуемая литература.
1. Путов Н.В., Илькович М.М. Фиброзирующие альвеолиты. – Л.: Медицина, 1986. – 168 с.
2. Цветкова О.А. Острый и хронический бронхиты, пневмония. – М.: Издательский дом «русский врач». – 2002. – 96 с.
3. Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями лёгких (взрослое население). – Приложение к приказу МЗ РФ от 09.10.98. - /Под ред. Чучалина А.Г. - М.; «Универсум Паблишинг». – 47 с.
4. Корепанов А.М., Киршин Г.И., Землянова О.И. и др. Антибактериальная терапия пневмоний (информацинно-методическое письмо для врачей-терапевтов, пульмонологов и врачей интернов). – Ижевск,2003. – 18 с.
5. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике (пособие для врачей). – М.,2004. – 39 с.
6. Новиков Ю.К. Антибактериальная терапия пневмоний / VII Российский Национальный конгресс по болезням органов дыхания. – М.,1997. - С. 30-47.
7. Новиков Ю.К. Госпитальные пневмонии // Русский медицинский журнал. – 2000. - № 12. – С. 501-504.
8. Ноников В.Е. Диагностика и лечение атипичных пневмоний // Consilium medicum – 2001. - № 3. – С. 138-141.
9. Ноников В.Е. Дифференциальная диагностика и антибактериальная терапия пневмоний // Consilium medicum – 2001. - № 12. – С. 569-574.
10. Яковлев С.В. Антибактериальная терапия осложнённой пневмонии // Consilium medicum – 2001. - № 3. – С. 142-148.
11. Клинические рекомендации. Хроническая обструктивная болезнь легких / Под ред. Чучалина А.Г. – М.: Издательство «Атмосфера»,2003. – 168 с.
VI. ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ
Составитель: доцент, д.м.н. Мултановский Б.Л.
Введение
Число занятий по гастроэнтерологии для студентов VI курса лечебного факультета – 10.
Общее время для занятий – 49 часов.
Число тем –4.
Общая цель занятий по гастроэнтерологии - овладение всем комплексом профессиональных знаний и умений, необходимых для самостоятельной деятельности при ведении гастроэнтерологических больных.
Регламент проведения занятий:
самостоятельная курация 2 больных - 1-1,5 часа;
клинический разбор тематического больного - 2-2,5 часа;
обсуждение реферативных данных по специальной литературе - 0,5часа.
Общие задачи:
1. Акцентировать особенности при работе с больными в гастроэнтерологическом отделении в плане их клинического обследования и ведения.
2. Восстановить (повторить) базисные знания, полученные на предыдущих курсах по физиологии, патофизиологии, анатомии, патанатомии, в частности, по системе пищеварения, а также разделы аллергологии, иммунологии, фармакотерапии, касающиеся системы пищеварения.
3. Повторить (вспомнить) методы функциональной и лабораторно-инструментальной диагностики пищеварительной системы. Уметь дать аргументированный план обследования и лечения с указанием показаний и противопоказаний.
4. Владеть оценкой (интерпретацией) полученных данных, применительно к конкретному больному (анализов желудочного и дуоденального содержимого, кала, крови, а также фиброгастродуоденоскопии, колоноскопии, ренгенологических и ультразвуковых методов, и т.д.).
5. Уметь провести доказательное (обоснованное) формулирование индивидуального диагноза основного заболевания с привлечением всей информации о больном, а при необходимости и диагноза сопутствующего заболевания.
6. Приучить пользоваться текущей литературой, в полной мере отражающей изменяющиеся представления и взгляды в гастроэнтерологии на современном этапе.
Занятие №34
Тема: «Дифференциальный диагноз при нарушении глотания, заболевания пищевода. Гастриты и язвенная болезнь».
Цель занятия. Закрепить знания и обучить навыкам обследования больных с дисфагией, тактике дифференциальной диагностики при заболеваниях пищевода
Вопросы для повторения:
1. Анатомия пищевода
2. гистология пищевода
3. Нормальная физиология пищевода
4. Патологическая анатомия пищевода
5. Патологическая физиология пищевода
6. Методы исследования пищевода
В ходе занятия, в том числе при клиническом разборе конкретного больного, студент долженосвоить:
· Методику дифференциального диагноза при нарушениях глотания
· Показания, противопоказания к использованию современных методов исследования пищевода, методику использования полученной в ходе их применения информации
· Особенности клинической картины гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и эзофагита
· Особенности клинической картины пищевода Баррета и рака пищевода
· Особенности клинической картины других заболеваний пищевода (эзофагоспазма, ахалазии кардии, дивертикулов пищевода)