Основные элементы содержания занятия. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

Основные элементы содержания занятия. Учебно-методический комплекс - student2.ru Основные элементы содержания занятия. Учебно-методический комплекс - student2.ru По дисциплине: внутренние болезни

Основные элементы содержания занятия. Учебно-методический комплекс - student2.ru Преподаваемой на кафедре госпитальной терапии

Для студентов лечебного факультета вечернего отделения

Раздел 3.

Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы

Ижевск 2014 г.

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на

заседании кафедры

«______»_____________200__г. Протокол №_________

Заведующий кафедрой _____________________________

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на

заседании ЦМК

«______»_____________200__г. Протокол №_________

Председатель ЦМК ________________________________

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на

заседании ЦКМС

«______»_____________200__г. Протокол №_________

Председатель ЦКМС _________________Д.М. Михайлов

Учебно-методический комплекс

одобрен и утвержден

Начальник учебной части ___________________________

«______»_____________200__г.

Методические рекомендации для студентов VI-VII курса в/о

Раздел «Болезни сердечно - сосудистой системы»

Составитель: докт.мед.наук, профессор И.В. Логачёва

Количество занятий по кардиологии на VI курсе д/о: 18 (88 часов)

Цель занятий по кардиологии: Углубить профессиональные знания и умения по разделу «Болезни сердечно-сосудистой системы», опираясь на принципы дифференциальной диагностики. Рассмотреть современные методы лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Проработать вопросы первичной и вторичной профилактики больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Задачи цикла по «кардиологии»:

  1. Повторить основы знаний, полученных на курсах анатомии и патологической анатомии, физиологии и патофизиологии, внутренних болезней (III-V курсы обучения).
  2. Рассмотреть общие и частные вопросы диагностики ведущих нозологических форм.
  3. Уточнить и расширить данные о современных методах обследования больного.
  4. Уметь провести дифференциальный диагноз и сформулировать диагноз у конкретного больного с выделением основной и сопутствующей патологии.
  5. Назначить индивидуализированную терапию. Рассмотреть вопросы первичной и вторичной профилактики ССЗ.
  6. Научить анализировать текущую периодическую литературу.

Занятие №1

Тема: Дифференциальная диагностика при болях в области сердца. Стабильная стенокардия напряжения.

Цель занятия.Закрепить и обучить врачебным умениям обследования больных, тактике диагноза и дифференциального диагноза у больных с болевым синдромом в области сердца.

Вопросы для повторения.

1. Представлятьзаболевания, при которых присутствует боль в груди.

2. Знать характер типичных стенотических болей.

3. Провести вероятный дифференциальный диагноз при болевом синдроме в грудной клетке.

4. Знать основные факторы риска ИБС.

5. Иметь представление о нагрузочных пробах.

Основные элементы содержания занятия.

Кардиалгии – это хронические, длительно и упорно повторяющиеся боли в сердце. Самая распространенная органическая сердечная боль – это боль коронарная (ишемическая) при стенокардии и инфаркте миокарда.

Стенокардия. При обсуждении болевого синдрома при стенокардии учитывается характер типичной ангинозной боли, иррадиация боли, длительность и провоцирующие моменты. Обсуждаются методы инструментальной диагностики при стенокардии (в момент приступа) : ЭКГ, Холтеровское мониторирование ЭКГ, ВЭМ-проба – регистрирует ангинозную боль, ишемическое смещение ST при нагрузке или бессимптомное смещение интервала ST, коронароангиография – «золотой стандарт» - определяет значимое сужение коронаров на 50-70%, Эхо-КГ – позволяет оценить функцию ЛЖ, определить степень гипертрофии миокарда, зоны гипо- и акинезии, стресс-ЭхоКГ (добутамин) – позволяет оценить признаки ишемии миокарда (гипо- или акинезию стенки ЛЖ, снижение степени утолщения стенки ЛЖ).

Далее проводится дифференциальный диагноз стенокардии с другими кардиалгиями органического происхождения: инфарктом миокарда, острым перикардитом, миокардитом, болезнями аорты (острой, подострой и хронической расслаивающей аневризмой), тромбоэмболией легочной артерии, болями в сердце при повышенном АД, пролапсе митрального клапана. Подробно разбирается характер болевого синдрома в сердце при нейроциркуляторной дистонии.

Боль в области сердца возникает при многих состояниях: пищеводный рефлюкс, язвенная болезнь (ФГС, рентгенография), панкреатит (исследование амилазы, липазы), заболевания желчного пузыря (УЗИ), болезни опорно-двигательного аппарата (лечение НСПВП), пневмония (рентген грудной клетки).

В итоге следует сказать, что в практике терапевта боль в груди чаще всего оказывается следствием коронарной недостаточности. Её выраженность колеблется от простого ощущения «неловкости» в предсердечной области до ангинозного состояния. Поэтому в неотложных случаях сомнения в генезе болевого синдрома следует трактовать в пользу стенокардии с вытекающей лечебной тактикой.

Применительно к конкретному больному рассматривается канадская классификация стабильной стенокардии напряжения (I-IV ФК) – классификация по степени переносимости бытовых нагрузок, которая сопоставляется с классификацией по ВЭМ-пробе (I ФК – больной выдерживает нагрузку в 125 Вт, II ФК – 100 Вт, III ФК - 50 Вт, IV ФК - 25 Вт).

Проводится дифференциация болей в грудной клетке, согласно АКК/ААС (2003).

  • Типичная стенокардия (загрудинная боль характерного качества и продолжительности), возникающая при физической нагрузке и\или эмоциональном стрессе. Боль проходит в покое или после приёма нитроглицерина.
  • Атипичная стенокардия (два из перечисленных выше признаков).
  • Несердечная боль (один или ни одного из перечисленных выше признаков.

При сомнении в диагнозе последовательно проводят нагрузочные пробы и инструментальное обследование (см. занятие 1).

Обсуждается терапия больного со стенокардией: купирующая терапия (таблетки и спрей нитроглицерина), немедикаментозное, медикаментозное и хирургическое лечение.

· Немедикаментозная терапия (диета, прекращение курения, достаточная физическая активность, уменьшение массы тела). Нормализация АД, коррекция нарушений углеводного и липидного обмена. Информированность и обучение пациента.

· Медикаментозная терапия (антиишемические препараты: БАБ, нитраты, БКК, иАПФ; антиагреганты: ацетилсалициловая кислота, клопидогрел; антигиперлипидемические средства: статины; цитопротекторы: триметазидин).

· Хирургические методы лечения (чрескожное коронарное вмешательство – ЧКВ, коронарное шунтирование – КШ), показания, осложнения, отдалённые результаты, прогноз.

· Профилактика приступов стенокардии.

Решение ситуационных задач: дифференциальная диагностика ИБС.

Рефераты текущей литературы :

1. Современные вопросы НЦД.

2. Расслаивающая аневризма аорты. Диагностика, лечение.

3. Бессимптомная стенокардия.

 

Занятие №2

Тема: Функциональные методы диагностики в кардиологии.

Наши рекомендации