Комментарии для Ведущего
Особое внимание нужно уделить последнему заданию, поскольку оно во многом является диагностичным. Если дети с трудом адаптируются к школе, они будут использовать в основном темные тона, рисовать себя в одиночестве.
Занятие 4. Мой класс
Разминка
«Ролевая гимнастика».Дети по очереди играют роли различных диких животных, изображения которыхим предварительно демонстрирует ведущий.
Основное содержание занятия
«Сколько в нашем классе...?»Ведущий просит детей оглядеться вокруг и подсчитать, сколько в классе окон, шкафов и ... (выбираются те предметы, которых в наличии немного).
«Какого цвета?»Дети закрывают глаза. Ведущий предлагает им вспомнить и сказать, какого цвета в классе стены, шторы, доска и другие предметы.
«Буратино хочет в школу».Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить.
«Буратино хочет к нам в гости».Ведущий рассказывает о том, что Буратино очень хочет прийти в класс к детям, но не знает, как пройти от дверей школы. Нужно рассказать Буратино, как найти дорогу в класс.
«Буратино проголодался».Дети рассказывают Буратино, как пройти от класса к школьной столовой.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Два города
Случилось так, что именно вам я хочу поведать удивительную историю, которая произошла со мной в детстве. Я был примерно такой же, как вы, когда моя семья решила переехать в другой город. До этого мы жили в большом светлом доме. В нем было так спокойно и уютно, что порой казалось — сны здесь могут становиться доброй явью, а явь превращается в добрые сны.
Это был небольшой сказочный городок моего детства. Все его жители, удивительно добрые и приветливые люди, часто захаживали друг к другу в гости, дарили подарки.
Каждое утро мы с бабушкой, которая, скажу тебе по секрету, была немного волшебницей, ходили гулять по парку. Зимой мы лепили целую снежную семью, и я мог вдоволь наваляться в хрустящих сугробах.
Весной мы с бабулей находили самые красивые и нежные цветы для моей мамы. Когда же наступало лето, я погружался в интереснейшие наблюдения за разноцветными бабочками, неповоротливыми чудными жуками и другими обитателями нашего парка. А бабушка каждый раз рассказывала все новые и новые истории из жизни забавных насекомых и животных. С наступлением осени я начинал пополнять свою коллекцию, набивая карманы гладкими желтыми желудями и хрупкой нарядной листвой.
Встречающиеся на улицах люди всегда дарили нам улыбки, почтительно здоровались. И я знал, что в этом городе праздничных красок я всегда буду счастлив.
Шло время. И я все чаще стал слышать от родителей о каких-то скорых, необходимых переменах. «Пора», — говорили они с волнением, часто поглядывая на меня Но что же это была за «пора», и какое она имела право заставить меня сменить наш уютный, тихий дом на совершенно чужие, черно-белые улицы неприятного города, я так и не понял.
Тревожные ожидания родителей кончились нашим переездом. И тут моя жизнь перевернулась с ног на голову.
Перемены
Черно-белый город был городом детей В том смысле, что родителей я почти перестал видеть, не говоря уже о бабушке, которая приезжала к нам только по выходным.
Центром города являлся Главный Дом, серое здание средних размеров. Там-то я и проводил большую часть времени, среди шумных и чем-то вечно занятых мальчиков и девочек. Честно говоря, я все время так скучал по своей родной улице с розовыми, голубыми и ярко-желтыми домами, по своей комнате, где мне снились сны, усыпанные серебряными звездами, что никогда особенно не интересовался, о чем говорят вокруг.
В Главном Доме мне, да и остальным ребятам, необходимо было решать важные задачи. И в этих делах нам помогала единственная взрослая из нас — старая строгая волшебница. У нее даже была настоящая волшебная палочка, которую она никогда не выпускала из рук. А мне так хотелось ее потрогать, ну хоть разочек!
Нам говорили, что от нашего усердия зависит будущее, не только наше, но и других людей. Поэтому я искренне старался выполнять задания. К тому же, как мне кажется, только в эти моменты меня и замечали.
В перерывах между «важными занятиями» я со стороны наблюдал, как остальные дети возятся с разными вещицами, смеются, играют, и мне становилось еще грустнее. Ведь каждый из них умел хоть что-то очень хорошо делать, и они собирались, демонстрируя друг другу свои умения. А я никак не мог понять, что же такого интересного могу предложить для их игры. Я не мог так же высоко прыгать, как длинная, худая девочка с забавными веснушками, у меня не было таких длинных блестящих волос, как у ее подруги, я даже не мог так же громко хрустеть костяшками пальцев или выразительно хихикать, как те двое мальчишек, что всегда и везде появлялись вместе. Возможно, поэтому я никогда не участвовал в их играх, а может, я просто не хотел этого. Ведь как бы шумно и весело они ни резвились, все равно в их черно-белом мире не хватало той разноцветной радуги радости, которая искрилась в каждом уголке нашего старого дома и могла раскрасить мое настроение в яркие цвета веселья.
Еще я не понимал, почему мои мама и папа так волнуются и так хотят, чтобы я подружился с ребятами из Главного Дома. У меня же были друзья, бабуля, например, или те, что спокойно умещались в коробке из-под моего любимого шоколадного печенья. Я имею в виду набор красок, который я позаимствовал, уезжая из любимого городка, у сочных зеленых деревьев, жаркого желтого солнца, голубого неба, бирюзового озера и сладкой бабушкиной клубники.
И все-таки однажды мне почему-то тоже захотелось поучаствовать в общей игре, и я решил подойти к ребятам, которые в тот момент осваивали придуманную кем-то новую считал очку.
Можно мне с вами? — спросил я и сам удивился, услышав свой робкий голос.
А что ты умеешь? — хором поинтересовались несколько ребят, а одна девочка хитро при этом сощурила глаза.
Стараясь не волноваться, я напрягся и стал вспоминать, что же я могу делать лучше всего, что мне удавалось раньше. И тут неожиданно ответ вырвался у меня сам собой:
Я... я могу быть любимым...
Очень надо!.. — вперемешку со смешками послышался чей-то издевательски гнусавый голос.
Это было последнее, что я помню, перед тем как все вокруг стало расплываться от выступивших на моих глазах слез, а обида и странный стыд сдавили мое дыхание. Мне хотелось скорее бежать домой и больше никогда не возвращаться в Главный Дом, не видеть эти смеющиеся лица. Дальше я помню только, как вернулся вечером домой.
А так как я все равно должен был продолжать посещать Главный Дом, то последующие дни стали для меня еще более серыми, чем предыдущие.