III. Работа над новым материалом

ХОД УРОКА

I. Приветствие (хором – учитель и дети )

С добрым утром!

С добрым утром!

Солнце в класс к нам войдёт,

Добрым делом, славным делом

Встретим солнца восход!

(Сопровождается движениями).

II. Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала

Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков [л], [л’].

А) Чистоговорка

– Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Б) Загадки

– Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

– Как догадались?

– Почему золотые? (Жёлтые)

– Хором называем первый звук в слове листья ([л’])

– Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

– Назовём хором первый звук в слове ложка ( [л] )

в) Игра « Кто больше?»

– Послушайте правила игры.

Класс делится на 2 команды.

–Ваша задача: назвать слова, обозначающие предметы со звуками [л], [л’], которые находятся в нашем классе. Чья команда назовёт больше слов со звуками [л], [л’] – та и победит. Победителями стала – команда.

– Молодцы, много слов назвали. (Лампа, люстра, листок, мел, стул, стол, стёкла…)

– На местах встанут те ребята, у кого в имени, фамилии встречаются звуки [л], [л’]. Остальные ребята сидят на своих местах.

III. Работа над новым материалом

– Ребята, в чистоговорке, в загадках, игре – какие звуки выделяли в словах?

– В словах выделяли звуки [л], [л’].

– Какие это звуки? (Согласные)

– Почему?

– При произношении твёрдого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л’] губы не сжаты, язычок поднялся вверх.

– Давайте ещё раз их произнесём и дадим им характеристику.

Дети произносят звук [л] и дают характеристику [л] – согласный, твёрдый, звонкий, л – согласный, мягкий, звонкий.

– Молодцы!

– Хотите услышать сказку про букву?

Дети зовут сказку: Слайд 2

Свечка, свечечка зажгись,

Ярким светом загорись,

Сказка в гости к нам явись.

Присказка:

Сказка от начала начинается

До конца рассказывается

В середине не перебивается

А кто сказку перебьёт,

Сказка сразу и уйдёт.

Учитель рассказывает сказку голосом, выделяя звуки [л], [л’], в словах.

– Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуками [л], [л’].

Сказка про букву «Л».

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Им всем стало сразу весело, стало хорошо. И они запели песни с буквой «Л»:

– Ля-ля-ля! Ло-ло-ло!

Они плясали, кувыркались, играли. А потом наступил вечер и буквы «О» и «Я» ушли в свои домики-квартирки, а буква «Л» легла спать.

И снился ей прекрасный сон: что у всех-всех букв, и всех-всех людей на Земле, у всех мальчиков и девочек сердце наполнилось любовью, лаской, добротою! Что все пели и веселились, и никто никогда больше не болел! Все жили в любви и ласке.

А теперь и ты, дружок, закрывай глазки и засыпай. Я тебя люблю!

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

Автор – Дарья Луч

– Что вам понравилось в сказке?

– Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово?

– Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? (Звуки [л], [л’])

– В каких словах?

Физминутка:

Тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так: тик-так.

Смотри скорей который час:

Тик-так, тик-так, тик-так

Налево раз, направо раз.

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так

– Ребята, назовите тему нашего урока.

– Согласные звуки [л], [л’], буква Л.

– Молодцы!

– Сегодня на уроке мы знакомимся со звуками [л], [л’], обозначением этих звуков на письме буквой л, будем читать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов,

IV. Работа с учебником «Букварь», с. 69.

– Отгадайте загадку:

Над домом у дорожки

Висит кусок лепёшки. (Луна) слайд 3

– Как догадались?

Звуковой анализ слова луна. (слайд 3).

– Давайте «прочтём слово луна, ведя указкой по «домикам» для звуков.

– Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».

(Л-лу-ун-на-а)

– Молодцы!

– Сколько звуков в слове л-лу-ун-на-а? (4 звука)

– Читаем слово, интонационно выделяя только первый звук. Л-л-луна. (Ребята долго тянут первый звук, указка задерживается только в первой клеточке, быстро проходя остальные).

– Кто из вас услышал – какой звук живёт в первом «домике», какой первый звук в слове «л-л-л-уна?

– Выделим первый звук.

– Дайте характеристику звуку, обозначьте фишкой. (Звук согласный, твёрдый, звонкий).

– Обозначьте фишками все остальные звуки. (Ребята работают со схемой в учебнике).

– Аналогичная работа проводится со словом лиса. (На доске схема звукового состава слова).

Загадка:

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пушистый хвост – краса

Кто же это? (Лиса) слайд 4

– Как догадались?

(Ребята работают со звуковым составом слова «лиса», выделяют первый звук, дают характеристику звуку: звук согласный, мягкий, звонкий).

Обозначение звуков буквой Л, л

– Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой Л «эль». Показ буквы. (слайд 5)

– На что похожа буква Л?

Дрессировщик буквой машет.

Перед ним лошадка пляшет.

Алфавит продолжим наш,

Буква Л – лесной шалаш.

– На что похожа буква Л? (Ответы детей)

Сравнение печатных букв: заглавной и строчной.

– Чем похожи буквы?

– Чем различаются?

– Из скольких элементов состоят?

– Найдите эту букву у себя.

– Замените буквами первые фишки в схемах слов.

– Какие буквы нужно выбрать – заглавные или строчные?

– Почему?

– Сравните схемы слов.

– Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые? (Потому, что твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначают одной буквой Л)

– Молодцы!

Физминутка «Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

V. Игра Живые звуки» (В этой игре роль звуков выполняют дети)

– Правила игры. Вы будете «живыми» звуками слова лиса.

– Кристина будет первым звуком. Назови его – [л’].

– Витя – вторым звуком. Назови его – [и].

– Даша – третьим звуком. Назови его – [с].

– Максим – четвёртым звуком. Назови его – [а].

– Возьмите фишки. Звуки, встаньте по порядку! (Класс читает хором слово).

– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Встань на место.

– Шаг вперёд второй гласный звук!

– Шаг вперёд мягкий согласный звук! Хором назовём его.

– Шаг вперёд твёрдый согласный звук. Хором назовём его.

– Первый звук поставит фишку на место. (На доске – звуковая модель слова лиса, ребята ставят фишку – каждую в свой звуковой домик).

– Третий звук поставит фишку на место.

– Четвёртый звук поставит фишку на место.

– Второй звук поставит фишку на место.

– Молодцы

VI. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Л(с.69.) Слайд 6

– Прочитайте слоги с буквой Л, используя пособие «окошечки».

– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.

– Прочитайте слова. Значение каких слов вам непонятно? (Объяснение значений непонятных слов).

Наши рекомендации