VI. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
36. Населению, пораженному при ведении военных действий или вследствие этих действий, оказываются первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь и специализированная медицинская помощь.
В очагах поражения первая медицинская помощь и доврачебная помощь оказываются самими пораженными в порядке само- и взаимопомощи, личным составом формирований гражданской обороны (санитарных постов, санитарных дружин и других, создаваемых в организациях), фельдшерами, медицинскими сестрами.
В медицинских отрядах и сохранившихся вблизи очага поражения лечебно-профилактических учреждениях (на первом этапе медицинской помощи пораженным) оказывается первая врачебная помощь.
В центральных городских, окружных и районных больницах, городских, областных (краевых, республиканских, окружных) больницах, в развернутых в загородной зоне профилированных больницах, в подвижных госпиталях медицинской службы гражданской обороны, а также в лечебно-профилактических учреждениях (на втором этапе медицинской помощи пораженным) оказывается специализированная медицинская помощь.
37. Эвакуация пораженных и больных граждан в медицинские отряды и подвижные госпитали, развернутые в районах очагов поражения, в больничные и другие лечебно-профилактические учреждения осуществляется автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, а также речными и морскими судами в установленном порядке.
Создание эвакосанитарных формирований (автомобильных, железнодорожных, авиационных), подготовка речных и морских судов для эвакуации пораженных и больных граждан проводятся по решениям органов исполнительной власти, руководителей соответствующих организаций.
Ответственными за организацию медицинской эвакуации являются начальники гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, городских районов и сельских округов, а за медицинское обеспечение ее - соответствующие начальники медицинской службы гражданской обороны.
38. Для развертывания учреждений медицинской службы гражданской обороны (профилированных больниц и др.) в загородной зоне используются капитальные общественные здания круглогодичного функционирования.
В планах гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, городских районов и сельских округов предусматривается выделение необходимых сил и средств на подготовку отведенных зданий для развертывания в них учреждений здравоохранения и обеспечения устойчивости их работы (водоснабжение, электро- и теплоснабжение, питание, защита личного состава и больных).
39. Учреждения гигиенического, эпидемиологического, микробиологического и вирусологического профилей, независимо от ведомственной подчиненности, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, ведут наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью (загрязненностью) внешней среды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами в соответствии с нормативными актами.
40. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, научно-исследовательскими институтами санитарно-гигиенического и эпидемиологического профилей, противочумными учреждениями, а также создаваемыми на их базе формированиями медицинской службы гражданской обороны. Задачи этих учреждений и формирований по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий определяются планами медицинского обеспечения населения в военное время, разрабатываемыми соответствующими начальниками медицинской службы гражданской обороны.
41. Обеспечение общественного порядка в районах действий медицинских формирований (в районах очагов поражения), а также при проведении карантинных и обсервационных мероприятий осуществляется службой охраны общественного порядка в установленном порядке.
42. При организации медицинского обеспечения населения в соответствии с решениями начальников гражданской обороны начальники медицинской службы гражданской обороны принимают решения по использованию сил и средств в зависимости от сложившейся обстановки. В необходимых случаях начальники медицинской службы гражданской обороны принимают решение самостоятельно с последующим докладом начальнику гражданской обороны.