Этапы проведения практического занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

Модуль _2_Возрастные особенности функционирования служебных систем организма

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)__возрастная физиология

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)

для специальности____060103 педиатрия

(шифр-наименование специальности)

Составители: Маркина Л.Д., д.м.н., профессор, зав. каф. нормальной физиологии; Ломоносова Н.Э. , к.м.н., доцент Кузнецова И.А., ассистент Стрелкова Ю.В., ассистент кафедры нормальной физиологии Рыбина Е.В., аспирант (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)   Рецензент:_Маркелова Е.В. д.м.н. профессор, зав.кафедрой патологической физиологии(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)   Владивосток - 2013г

курс _2__ семестр____4______

Тема 1. Возрастные особенности системы крови

Мотивация изучения темы:Система крови является одной из важнейших систем организма человека. При оценке состояния организма необходимо учитывать возрастные особенности. Знание возрастных особенностей позволяют оценить состояние внутренней среды организма ребенка. Базой для освоения темы являются знания, полученные на кафедрах анатомии, гистологии.

Цели занятия

Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 16 и ПК - 17 ФГОС специальности «педиатрия»

Конкретные цели и задачи:после изучения темы студент должен

«Знать» физиологические особенности системы крови у детей разного возраста.

«Уметь» уметь провести дифференциальный диагноз, исходя из клинической картины состояния крови детей на основе лабораторных анализов.

«Владеть» техникой получения образцов крови, оценкой результатов исследования, скорости оседания эритроцитов (СОЭ), количества гемоглобина, количества форменных элементов крови, времени кровотечения и свёртывания крови.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1.Особенности функций кроветворения у детей (кафедра анатомии чееловека и гистологии и эмбриологии).

2.Особенности показателей крови у детей разного возраста (кафедра нормальной физиологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1.Какие периоды кроветворения различают у плода?

2.Когда фетальный гемоглобин замещается взрослым?

3.В какие возрастные периоды происходят физиологические перекресты в лейкоцитарной формуле и с чем они связаны?

4.В чем заключаются особенности формирования групповых признаков крови в антенатальном и постнатальном периоде?

5.Как может отразиться на состоянии здоровья ребенка резус конфликт? Когда он может произойти?

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время):

1) составить таблицу изменения лейкоцитарной формулы детей разного возраста;

2) составить таблицу параметров крови (содержание эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, СОЭ) у новорожденных детей.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Особенности крови новорожденных детей?

2. Какова вязкость крови детей разных возрастных групп?

3. Каково СОЭ у новорожденных детей?

4. Каковы особенности иммунитета у детей разных возрастных групп?

5. В чём заключаются особенности белкового состава крови у детей?

6. Где образуется большинство факторов свёртывания крови?

7. В чём заключается сущность резус-конфликта?

8. Особенности лейкоцитарной формулы у детей разных возрастных групп?

9. Особенности изменения структуры гемоглобина в разные периоды развития ребенка?

10. Особенности осмотической резистентности эритроцитов у новорожденных?

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин.
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин.
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин.
5. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
6. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
7. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин.
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
8. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
9. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

Наши рекомендации