Анализвыполнениявсейработы
Какужеотмечалось,основнойцельюкомплекснойработыявляетсяоценкауровнясформиро-ванностиучебнойкомпетентностивыпускниковначальнойшколы.Толькоприовладенииоснов-нымиумениямиработатьсинформацией,решатьучебно-практическиеиучебно-познавательныезадачивыпускник начальной школы сможет успешно обучаться на следующей ступени школы. Всвязисэтимпорезультатамвыполненияаттестационнойработы(наосновеполученногобалла)делаютсявыводыобуровнесформированностиучебнойкомпетентностикаждогоучащегося.
Рекомендациипоустановлениюуровнейсформированностиучебнойкомпетентностивыпускни-ковначальнойшколысучётомпереходногопериодавведенияобразовательныхстандартовпред-ставленывтаблице4.1.Дляшколсповышеннымитребованиямикподготовкеучащихсярекоменда-цииданывтаблице4.2.
Таблица 4.1
Описаниеуровней достижения | Интервалпервичныхбаллов | Интервал тестовыхбаллов (процентот максимальногобалла) | Примерный процентучащихсяввыборкестандартизации |
Нижебазовогоуровня | 0—19 | 0—39 | |
Базовыйуровень | 20—37 | 40—74 | |
Повышенныйуровень | 38—50 | 75—100 |
Таблица 4.2
Описаниеуровней достижения | Интервалпервичныхбаллов | Интервал тестовыхбаллов (процентот максимальногобалла) | Примерный процентучащихсяввыборкестандартизации |
Нижебазовогоуровня | 0—24 | 0—49 | |
Базовыйуровень | 25—37 | 50—74 | |
Повышенныйуровень | 38—50 | 75—100 |
Еслиученикнабралчислобаллов,равноезаданномуминимальномукритериюосвоенияучеб-ногоматериала(от20до37первичныхбаллов)илипревышающееего,томожносделатьвыводотом,чтоучащийсядемонстрируетовладениеосновнымиучебнымидействиями,необходимымидляпродолженияобразованиянаследующейступени,науровнеправильноговыполненияучебныхдействий.Еслиученикнабралот38до50первичныхбаллов,томожносделатьвыводотом,чтоучащийсядемонстрируетовладениеосновнымиучебнымидействияминаповышенномуровне,науровнеосознанногопроизвольногоовладенияучебнымидействиями.
Есливыпускникначальнойшколыполучаетзавыполнениевсейработычислобалловнижеза-данногоминимальногокритерияосвоенияучебногоматериала,томожносделатьвыводотом,чтоонимеетнедостаточнуюподготовкудляпродолженияобучениявосновнойшколе.Притакойпод-
готовкеможнопрогнозироватьвозникновениеуученикатрудностейвизученииотдельныхпред-метоввосновнойшколе.
Подтверждениемобоснованностиустановлениякритериевдостижениявсегдаявляютсяданныеподобныхизмерений,полученныеприиспользованиидругогоинструментария.Воспользуемся результатамимеждународногоисследованиячитательскойкомпетентностиучащихся4классовPIRLS1,проведённогов2006г.Поданнымэтогоисследования,61%российскихучащихся4классаобладаютповышеннымиливысокимуровнемсформированностиуменийработатьслитературны-мииинформационнымитекстами,8%—низкимуровнеми2%учащихсянепродемонстрировалидаженизкогоуровня.Данныеодостиженииповышенногоуровняхорошокоррелируютсданнымиодостиженииповышенногоуровнявнастоящейработе.Данныеодостижениинизкихрезультатов,соответствующихминимальнойгранице,восновномсовпадают.Следуеттакжеучесть,чтомини-мальнаяграницаможетбытьскорректированавзависимостиотстепенивведенияобразователь-ныхстандартов.
Приобработкерезультатовсучётомвыбраннойграницыустановленияуровнейсформирован-ностиучебнойкомпетентностикомпьютернаяпрограммапредставитданныепоклассуикаждому учащемуся.
Дополнительнокомпьютернаяпрограммаобработкиианализаданныхпозволяетполучить:
— результатыклассавсравнениисдругимиклассамироссийскихшкол,принимавшихучастиевапробации(стандартизации)измерительныхматериалов(рис.3);
— распределениеучащихсяклассапорезультатамвыполнениякомплекснойработы(рис.4);
— статистикупокаждомувариантуработыизаданию;
— данныепокаждомуучащемусясуказаниемтого,каквыполненывсезаданиявсравнениисдругимиучащимися.
Рис.3.Распределениеклассовпорезультатамвыполнениякомплекснойработыдляучащихся4классанавыборкестандартизации
1PIRLS2006InternationalReport/InaV.S.Mullis,MichaelO.Martin,AnnM.Kennedy,PierreFoy,IEA,BostonCollegeISC,2007;Основныерезультатымеждународногоисследования«Изучениекачествачтенияи понимания текста PIRLS-2006». —М.:ИСМОРАО,2007.
Рис.4.Распределениеучащихсяклассапорезультатамвыполнениякомплекснойработы
Всематериалы,полученныеприобработкеианализеданных,могутбытьиспользованынетолькодляпринятиярешенияобаттестацииучащихся,ноидляоказанияцеленаправленнойпо-мощидетямснеустойчивымиилинизкимирезультатами.Компьютернаяпрограммавыдаётописа-ниевсехпроверяемыхэлементовдлякаждогозаданияработыиполнуюдиагностикурезультатовкаждогоученикавсравнениисклассомивыборкойстандартизации.
Компьютернуюпрограммудлявводаиобработкиданныхможноскачатьнасайтеиздательства
«Просвещение»http://www.prosv.ruвразделе«Проекты».