Работа со словами — паронимами

Ход занятия

Организационный момент.

Названия дней недели, даты занятия. Припоминание месяцев года (I—XII), дней недели. Названия:

— месяцев, содержащих в названии звуки [т], [т'];

— дней недели со звуками [т], [д];

— со звуками [д], [д'];

— со звуками [т] и [д].

2. Сообщение темы.

— Чтобы узнать, какая работа предстоит на уроке, нужно из букв составить слова. Здесь, на коврике, лежат буквы двух цветов, разные по величине. Составим 2 слова: из букв желтого цвета, начинается с самой большой до самой маленькой (дети составляют слово «Городок»); из букв коричневого цвета, начинается с самой большой (слово «Мастеров»). Читаем! (Дети читают: Городок мастеров.)

Сегодняшнее занятие мы проводим в Городке мастеров. (Дети садятся за парты.)

3. Дифференциация изолированных звуков [д]— [т].

— Если посмотреть на карту, то видно, что в городке 2 части: желтого цвета и коричневого. И постоянно слышатся разные звуки. На желтой половине слышатся звонкие звуки, а на коричневой — глухие. Звонкие звуки — это звуки желтого молоточка, глухие — звуки коричневого молоточка.

— О каком звуке сказано?

Языком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [т] гадают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы — на голосовых связках, уши закрыты ладонями.) Аналогично — работа со звуком [д] по прочтении строчек.

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

У ребенка с дефектом оглушения — индивидуально, несколько раз вызвать звук [д].

— Так чем же похожи и чем отличаются звуки [д] и [т]? (Сходны местом и способом образования, различаются участием голоса.)

Дифференциация в слогах.

— Сейчас будем петь песенки двух молоточков (индивидуально, по цепочке дети по инструкции произносят слоги, сопровождая речь поднятием желтого или коричневого флажка).

— Споем песенку: 3 слога со звонким звуком и гласный «а»; 4 слога в песенке: один слог по схеме: согл., гласн., согл. С буквой, обозначающей глухой звук, и т. д. (Всего записать 10 слов.)

Дифференциация в словах.

— Ребята, почему у нас не город, а городок? (Он маленький.) Какая часть слова сделала слово маленьким, превратив город в городок? (-ок) А кто живет в нашем городке? (Мастера.) Кто такой мастер? (Подытожить ответы: мастером можно назвать человека любой профессии, кто прекрасно знает свое дело.) А можно ли ученика молодого работника, маленького мастера, назвать «мастерок» (с помощью -ок)? Нет нельзя. Молодой, начинающий помощник называется «подмастерье». (Повторить несколько раз.) А есть ли слово «мастерок»?

Да, но оно обозначает название инструмента. (Демонстрируется картинка.) Кто пользуется мастерком?

— Сейчас мы будем угадывать, люди каких профессий живут в городе, с помощью вывесок. Рассмотрите, назовите, кто живет и что делает. Составим 2 предложения, во втором — не менее 4 слов.

Предъявляются картинки: метла, лейка, весы, кисти и краски, лекарство, письмо, руль, мастерок, катушка, нож и ножницы. Дети составляют предложения. (Здесь живет дворник. Он убирает улицы, подметает мусор; и т. д.). Затем помещаем картинку, в зависимости от наличия звонкового или глухого звука, на желтую или коричне­вую улицу. Куда поместим жить доктора? Водителя? (Между улица­ми есть и звук [д] и звук [т]. Чем отличаются звонкие звуки в словах «доктор» и «водитель»?

• Запоминание.

— Я буду называть слова, а вы подумайте, с какой картинкой связано слово по смыслу, и запомните его.

Сад (лейка), ателье (катушка), почта (письмо), картина (кисть, краски), прилавок (весы), остановите (руль).

А теперь с опорой на картинки назовите слова. (Логопед пока­зывает картинку: лейка, ребенок произносит: сад.)

• Запись в тетради: запишем слог, в котором встречаются звук [д] или [т], из названия профессий.

Дворник (дети пишут: двор), садовник (пишут: дов), художник (дож) и т. д.

Слова: дворник, портной, садовник, почтальон, строитель (2 слога), продавец, точильщик, доктор, воспитатель.

Физминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». (Дети изображают действия людей различных профессий.)

Работа со словами — паронимами

— Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим! (Проводится работа со словами-паронимами сначала устно, затем письменно). Заменим в последнем слове звук [т] на звук [д], (букву «т» на букву «д».)

Назовем мы книгу «том»

Для жилья построим... (дом).

Под Москвой есть город Тверь.

В доме открываем... (дверь).

По реке плывут плоты,

Зеленеют на ветвях... (плоды).

Соловей выводит трель.

Слесарь в сеть включает... (дрель).

Архитекторы-творцы

Строят чудесные... (дворцы).

8. Слого-звуковой анализ слова «архитектор».(Отработка сложной слоговой структуры.)

— Кто построил дворцы? Кто такой архитектор? (Чтение статьи из словаря.) Архитектор — это художник и строитель, но он не строит здание, а придумывает его строение, поэтому он творец.

• Слоговой анализ:

Произнесем слово архитектор по слогам, определяя открытый или закрытый слог (на открытый слог показываем ладонь, на зак­рытый — кулак).

Начертим его схему с помощью гласных:

АИЕО

Запишем под схемой количество звуков в слогах:

АИЕО

2 2 3 3

Допишем в схему согласные;

Вставим в карточки пропущенный слог (у детей карточки с записанным четырежды словом, в котором последователь­но пропущены 1,2,3,4-й слоги);

Заучим наизусть строки об архитекторе.

Наши рекомендации