Курс, 8 семестр 2014--2015 уч.г
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
фармацевтического факультета по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» к практическому занятию №28 (11)
курс, 8 семестр 2014--2015 уч.г.
ТЕМА: Товароведческая характеристика противотуберкулезных и противовирусных препаратов. Классификация, кодирование. Ассортимент, применение. Упаковка, маркировка, хранение.
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Цели и задачи проведения товароведческого анализа противотуберкулезных и противовирусных препаратов.
2. Ассортимент противовирусных и противотуберкулезных препаратов.
3. Первичная, вторичная, групповая и транспортная упаковка противотуберкулезных и противовирусных препаратов.
4. Побочное действие противотуберкулезных препаратов.
5.Опишите структуру и основные разделы нормативных документов( ГОСТов, ТУ, ОСТ, ОФС, ФС, ВФС).
6. АТС-классификация.
7. Противовирусные препараты. Характеристика данной фармакотерапевтической группы.
8.Хранение противотуберкулезных и противовирусных лекарственных препаратов.
9.Маркировка медицинских и фармацевтических товаров на примере изучаемых препаратов.
11.Как Вы понимаете глубину ассортимента, приведите формулу.
12.Перечислите ассортимент противовирусных препаратов. Опишите их маркировку, упаковку, хранение.
13. Перечислите ассортимент противотуберкулезных препаратов. Опишите маркировку, упаковку, хранение.
14. Особенности товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров.
2. Целевые задачи:Сформировать профессиональные знания и умения по проведению товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров, по проведению товароведческого анализа противотуберкулезных, противовирусных препаратов.
Студент должен знать: | Литература: |
К занятию необходимо знать: 1.Цели и задачи товароведческого анализа. 2. Основные этапы товароведческого анализа и их сущность. 3.Основы материаловедения, технологии производства.. 4.Виды классификации медицинских товаров. 5.Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. 6. Структуру и основные разделы нормативных документов. 7.Условия хранения и транспортирования различных групп медицинских и фармацевтических товаров. К занятию необходимо уметь: 1. Выполнять все операции поэтапного товароведческого анализа: А). Определять классификационную группу и подгруппу товаров; Б). Определять и расшифровывать коды товаров; В) Определять вид товаров, их фармакотерапевтические группы, их типоразмеры, торговые наименования; Г). Установить технологические характеристики товара; Д). Осуществлять приемку товаров по количеству и качеству в соответствии с требованиями нормативной документации; Е). Оценивать упаковку товаров; Ж). Провести анализ маркировки товаров; З). Организовывать хранение или проверить правильность его организации и транспортирования товаров; И). Осуществлять выбор или рекомендовать методы стерилизации и дезинфекции товаров. 2. Работать со справочной литературой и нормативной документацией. | Рекомендуемая литература: 1. О.А.Васнецова Медицинское и фармацевтическое товароведение практикум – учебник Москва 2006г стр. 81-131 - ; стр. 135-152, стр.-221-246. 2. Лекционный материал. 3. Учебно-методическая разработка для самостоятельной работы студентов к практическому занятию «Товароведческая характеристика противотуберкулезных и противовирусных препаратов. Классификация, кодирование. Ассортимент, применение. Упаковка, маркировка, хранение». Основная литература 1. О.А.Васнецова Медицинское и фармацевтическое товароведение учебник для вузов Москва 2005г. стр. -260-278. стр. -230-233, стр. 297-400 . 2.О.А. Васнецова Медицинское и фармацевтическое товароведение практикум – учебник Москва 2006г стр. 66-76 ; . 3.С.З.Умаров, И.А. Наркевич и др. Медицинское и фармацевтическое товароведение учебник для вузов Москва 2003г стр. -18-43. Дополнительная 1.Общероссийский классификатор продукции. 2.Лоскутова Е.Е., Пак Т.В., Тарасенко М. А. Рациональный ассортимент-основа эффективной деятельности аптечной организации. Новая аптека 2001г №1. 3.М.Д. Машковский Лекарственные средства. Москва « Медицина» 2004г 4. Государственный реестр лекарственных средств. Последний год издания. |
Владеть навыками: Вл.1. Проведения товароведческого анализа. Вл.2. Работы с нормативной и справочной литературой. |
3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
-В тетради для самостоятельной работы опишите основные понятия и определения по классификации медицинских и фармацевтических товаров.
-В тетради для самостоятельной работы зарисуйте формулу-структуру кода ОКП 93 класса.
- В тетради для самостоятельной работы напишите ассортимент противотуберкулезных препаратов.
- В тетради для самостоятельной работы опишите 5, 6, 7 этапы товароведческого анализа.
-На лекарственном препарате (желательно изучаемых) найдите и расшифруйте штрих код, сделайте записи в тетради для самостоятельной работы.
- В тетради для самостоятельной работы опишите ассортимент противовирусных препаратов и укажите их применение.
4. Допишите в нижеследующем тексте:
А) Ингавирин - это______________________________________________
Б) Этамбутол – это______________________________________________
В) Противовирусные препараты применяют _______________________
Д) Лекарственное средство – это_______________________________ ___
Е) Полнота ассортимента это число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе или количество ассортиментных групп товаров (нужное подчеркнуть)
Ж) Противотуберкулезные лекарственные препараты назначают ______
З) Лекарственный препарат – это __________________________________
И) Когацел – это ____________________________________________
Й) Фтивазид – это___________________________________________
Дать верные ответы к тестовым заданиям.
1. Помещения хранения убирают ...
а) не реже одного раза в день влажным способом с применением разрешенных моющих средств;
б) не реже одного раза в день влажным способом;
в) не реже одного раза в неделю влажным способом и не реже 1 раза в день - сухим способом.
2. Стеллажная карта в помещениях хранения размещается ...
а) на стеллажах;
б) на двери помещения для хранения;
в) отдельно на каждой полке стеллажа;
г) на каждой товарной единице.
3. Найдите ошибку. Все лекарственные средства, в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды, делят на:
а) требующие защиты от света;
б) требующие защиты от воздействия влаги;
в) требующие защиты от улетучивания и высыхания;
г) требующие соблюдения техники безопасности;
д) требующие защиты от воздействия повышенной температуры;
е) требующие защиты от пониженной температуры;
ж) требующие защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде;
з) пахучие, красящие и отдельная группа лекарственных средств - дезинфицирующие средства.
4. Укажите условия хранения для медицинских жирных масел:
а) в сухом, хорошо вентилируемом помещении в хорошо закрытой таре;
б) изолированно при температуре в пределах от 0о до 40оС в защищенном от света месте;
в) при температуре в пределах от +4 до +12оС.
5. Укажите условия хранения для плазмозамещающих и дезинтоксикационных растворов:
а) в сухом, хорошо вентилируемом помещении в хорошо закрытой таре;
б) изолированно при температуре в пределах от 0о до 40оС в защищенном от света месте;
в) при температуре в пределах от +4 до +12оС.
6. Укажите условия хранения для лекарственных средств в аэрозольных упаковках:
а) в герметически укупоренной таре из материалов, непроницаемых для атмосферных паров воды и углекислого газа;
б) при температуре от +3о до +20оС в сухом, защищенном от света месте, вдали от огня и отопительных приборов;
в) при температуре не ниже +9оС;
г) при комнатной (18-20оС), прохладной (или холодной - 12-15оС) температуре.
7. Укажите условия хранения для лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры:
а) в герметически укупоренной таре из материалов, непроницаемых для атмосферных паров воды и углекислого газа;
б) при температуре от +3о до +20оС в сухом, защищенном от света месте, вдали от огня и отопительных приборов;
в) при температуре не ниже +9оС;
г) при комнатной (18-20оС), прохладной (или холодной - 12-15оС) температуре.
8.. Найдите ошибку. Условия хранения дезинфицирующих средств:
а) в герметично укупоренной таре;
б) в защищенном от света месте;
в) в прохладном месте;
г) в сухом, хорошо отапливаемом помещении;
д) изолированно от других групп товаров.
39. Найдите ошибку. Изделия медицинского назначения следует хранить отдельно по группам:
а) резиновые изделия;
б) изделия из пластмасс;
в) перевязочные средства и вспомогательные материалы;
г) комбинированные изделия;
д) изделия медицинской техники.
6. Решить ситуационные задачи и составить подобные:
1. При проведении инвентаризации в отделе готовых лекарственных средств, были обнаружены препараты с нечеткой маркировкой и нарушенной потребительской упаковкой. Что, на Ваш взгляд, должен сделать заведующий отделом и фармацевт, обслуживающий посетителей.
2.В Вашей аптеке противовирусные препараты имеются в полном ассортименте. Однако посетитель ушел неудовлетворенным, так как не было нужного ему препарата. Какой из показателей ассортимента недоработан?
3 Посетитель Вашей аптеки желает приобрести лекарственный препарат Фтивазид. Данный препарат он приобретает по рекомендации своего знакомого от хронического бронхо-легочного заболевания. Ваши действия.
4.Посетителю Вашей аптеки нужно противовирусное средство. Забыв название препарата, он просит дать ему Компливит. Ваши действия. Объясните все посетителю.