Профессиональные компетенции. План занятия (теоретическое) № 4

План занятия (теоретическое) № 4

Тема занятия:Законодательство об охране здоровья граждан.

Специальностьсестринское дело

Курс2

ДисциплинаПравовое обеспечение в профессиональной деятельности

Цели занятия (ОВРформулируются с учетом компетентностного подхода, мотивация)

- научить использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности

- применять и защищать свои права в соответствии с законодательством

- применять знания и анализировать ситуации с правовой точки зрения

Междисциплинарные связиистория медицины, история, философия

Внутридисциплинарные связи

Место проведенияучебная аудитория

Тип занятиялекционное

Количество часов2

Обеспечение занятия(средства обучения)ноутбук, мультимедийный проектор

Литература:

В.И. Акопов «Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала» Р-н-Д, «Феникс»,327 с., 2015 г.

Студент должен знать:

1. основные положения Конституции Российской Федерации;

2. основы базовой юридической терминологии;

3. права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

4. понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

5. законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

6. организационно-правовые формы юридических лиц;

7. правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

8. права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

9. порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;правила оплаты труда;

Студент должен уметь:

1. использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;

2. использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста

3. защищать свои права в соответствиис гражданским, гражданско-процессуальным итрудовым законодательством;

4. анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций

Структура занятия:

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Цели занятия (мотивация) 3 мин.
  3. Введение нового материала 60 мин.
  4. Закрепление материала 20 мин.
  5. Задание на дом 2 мин.
  6. Подведение итогов 3 мин.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка отсутствующих на занятии, опрятность и соблюдении формы.

2. Цели (мотивация) занятия:

- научить использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности

- применять и защищать свои права в соответствии с законодательством

- применять знания и анализировать ситуации с правовой точки зрения

3. Введение нового материала(план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)

а) введение

Международное законодательство о праве человека на здоровье.

Вопросы охраны здоровья в системе законодательства РФ.

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: структура, основные понятия. Принципы охраны здоровья.

Право на медицинскую помощь. Права пациента.

Б) основная часть

включает материал лекции,иллюстративный материал сопровождающий лекцию, понятия и термины

в) заключение

подведение итогов изученной темы

2.Закрепление материала

перечень вопросов для активизации познавательной деятельности студентов; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме;

3.Домашнее задание

проработка конспекта, ответы на вопросы и выполнение творческих заданий по учебнику

4.Подведение итогов занятия

Вопросы студентов по теме

ПреподавательХазанова Т.А.

В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе.

В здравоохранении, как и в любой другой сфере, имеется значительное число нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Изменяющаяся правовая действительность постоянно выдвигает новые требования к развитию и совершенствованию юридических институтов. Она предполагает непрерывную работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, отмену устаревших норм. Деятельность, направленная на упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства, обычно называется систематизацией законодательства.

Относящиеся к систематизации правовые институты являются проверенными средствами, с помощью которых можно в течении длительного времени поддерживать комплексы правовых норм «в рабочем состоянии», предупреждать возможное снижение качества правового регулирования. Это особенно необходимо в тех случаях, когда регулируются сложные отношения с «негарантированным результатом», каким, например, он может получиться при лечении больного, проведении лечебно-профилактических мероприятий и т.п.

Законодательство о здравоохранении, как известно, носит комплексный характер, то есть в него входят правовые нормы разной отраслевой принадлежности: и конституционного, и административного, и финансового, и гражданского, и трудового, и некоторых других отраслей права. В условиях рыночной экономики, с одной стороны, происходит сужение сферы государственного регулирования, расширения зон, свободных от прямого вмешательства государства, а с другой — усиление правовых механизмов социальной защиты интересов граждан. Фундаментальным институтом законодательства России о здравоохранении является институт медико-санитарной помощи, который дополняется другими институтами: санитарно-противоэпидемиологического благополучия, санаторно-курортного лечения, охраны окружающей природной среды, охраны и безопасности труда, лекарственного обеспечения, страхования жизни и здоровья граждан.

В российской юридической литературе общим вопросам правового регулирования здравоохранения уделялось внимание в трудах таких ученых-юристов и медиков как В.И. Акопов, О.Ю. Александрова, Н.Ф. Герасименко, Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, А.Б. Литовка, А.В. Максимов, М.Н. Малеина, А.А. Мохов, Н.В. Павлова, И.В. Поляков, Ю.Д. Сергеев, С.Г. Стеценко, А.В. Тихомиров, С.В. Шишков, Е.О. Шленева и др.

"Право на здоровье как одно из основных прав человека (международно-правовые аспекты)"


См.: ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // 993 U.N.T.S. 3.
Право на здоровье трудно представить в качестве предмета индивидуального иска в суде. Его скорее можно представить как предмет универсального, общего иска. Во всяком случае, право человека должно составлять нечто большее, чем моральное требование.
Источники права человека на здоровье.
В Уставе Организации Объединенных Наций нет упоминаний права на здоровье или иной конкретизации отдельных прав человека
--------------------------------
В преамбуле Устава содержится общее заявление о решимости "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности".

--------------------------------
Ст. 55 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций "содействует:
a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем".
По ст. 56 Устава "все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55".
В главе X предусмотрено создание Экономического и Социального Совета, который уполномочивается "предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам" (ст. 61).
______________________
Всеобщая декларация прав человека не предусматривает право на здоровье как таковое; однако, кроме общего перечисления гражданских и политических прав, Декларация содержит положения о социальных гарантиях. Обратим внимание на то, что п. 1 ст. 25 включает в число необходимых условий "здоровье и благополучие", причем здоровье выступает мерилом жизненного уровня. Таким образом, хотя право на здоровье не провозглашено прямо, оно зафиксировано как специфическая часть права на достойные условия жизни.
--------------------------------
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. G.A. Res. 217, U.N. GOAR 3d Sess. (1948).
В ст. 25 сказано: "1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой".
В связи с Всеобщей декларацией прав человека следует обратить внимание не только на содержание соответствующего права, но и на правовой статус самой Декларации, которая признана частью международного обычного права.
Право на здоровье прямо предусмотрено в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Обратим внимание на некоторые особенности закрепления права на здоровье в этом документе.
--------------------------------
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Обязательство, предусмотренное ст. 12, адресовано государствам. Государства обязаны признавать наличие права индивида, гарантируемого государством. Здесь употреблено слово "государства признают", а не "берут на себя" или "обязуются", т.е. обязательство не конструируется государствами, а они лишь признают уже существующее в реальности. Значит, право на здоровье может существовать вне зависимости от признания или непризнания его государством.


Пункт 2 ст. 2 Пакта запрещает дискриминацию в предоставлении любых прав. Отдельная статья (ст. 3) утверждает равенство мужчин и женщин. Запрет дискриминации закреплен во всех основополагающих договорах о правах человека: обоих Пактах о правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, так что эта норма уже признана частью обычного международного права прав человека.
--------------------------------

Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит напрямую нормы о праве на здоровье, но в нем немало положений о правах, непосредственно связанных с правом на здоровье, как право на жизнь (ст. 6), на свободу от пыток (ст. 7), на свободу и безопасность личности (ст. 9), на гуманное обращение с заключенными (ст. 10), на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и на свободу искать, получать и распространять информацию (ст. 19).
--------------------------------
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. 999 UNTS 171.
Другие договоры регулируют ряд прав человека, непосредственно соприкасающихся с правом на здоровье. Это Конвенции против геноцида, пыток и военных преступлений.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. подчеркивает принцип недискриминации и равное право, установленные двумя Пактами, о которых говорилось выше. В ст. 5 Конвенции при перечислении прав, в осуществлении которых недопустима дискриминация, среди экономических, социальных и культурных прав особо отмечено право на здравоохранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В отличие от Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в данной Конвенции ссылка на право на здоровье сформулирована в терминах предоставления услуг (здравоохранения).
В дополнение к требованию равноправия Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. признает право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода (ст. 11.1.f). В данной Конвенции употреблен термин "охрана здоровья", которого не было в принятых ранее документах. Использование этого термина подразумевает, очевидно, принятие мер к созданию условий, способствующих более высокому уровню здоровья, или, по меньшей мере, устранение помех здоровью. Эта Конвенция также подтверждает, что здравоохранение в отношении женщин может быть особенным в силу материнства, а также предусматривает, что материнство и продолжение рода вообще есть часть права на здоровье.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. не ставит специальный акцент на праве на здоровье, но затрагивает его двояко. Во-первых, принципом этой Конвенции является подход "не навреди" при регулировании охраны детей от опасности или ненадлежащего обращения (ст. 6). Во-вторых, при определении содержания права на здоровье должен быть "наилучший учет интересов ребенка" (ст.ст. 3, 18).
--------------------------------
Дополнительный протокол к Американской конвенции по правам человека в области экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) прямо предусматривает в ст. 10 право на здоровье, формулировка которого повторяет ту, что использована в Уставе ВОЗ. Напомним, что эта же формулировка использовалась в Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г.
--------------------------------
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Европейская конвенция о правах человека) - наиболее знакомый нам договор. В ней в утвердительной форме не закрепляются никакие права. Однако непосредственно связанная с Конвенцией Европейская социальная хартия говорит о мерах, которые должны быть приняты для охраны здоровья; это означает, что право на здоровье - это не просто право на получение медицинского обслуживания, но право на создание всеобъемлющей системы сохранения здоровья.

Наши рекомендации