Молитва последних старцев оптиной пустыни
МИР
Для меня Мир - Природа, бесконечная в своих материальных воплощениях, великое и разумное Целое. Мир когда-то возник. Мы не будем говорить, когда и как, - оставим эту проблему религии. Посмотрим, каков он сейчас. Он состоит из Разума и материальных тел. Центр Разума - Творящий Разум, или Мировая Душа. Можно сказать: Бог или Божественный Разум. Но в пространстве Разума есть еще множество объектов: это духовные Сущности, модели Мира, разумы материализованных систем, библиотеки и процессоры для моделирования. Наших предков питала вера в добрых духов Огня, Дождя, Воды, целебной Травы, Земли-матушки, а позже - в добрую Богородицу. Врачевателям Руси помогали Пантелеймон-целитель, Бел-Белила и Животворящий Крест, а энергию они просили у заветного Алатырь-камня. Память Разума безгранична.
Разум противостоит хаосу, он наделен волей (Духом) и памятью. Он рождает планы (идеи, модели или мыслеформы) в виде образов. Образ содержит информацию - план и энергию для материального воплощения плана. Разум отслеживает материальную реализацию планов и подправляет норму с помощью энергоинформационных потоков эфира, пронизывающих материальный мир. Для меня норма - модель объекта и ограничения его поведения на всех уровнях структуры в переменной среде обитания.
Мир заполнен эфиром. Представление о непустоте мира поддерживалось на протяжении всей истории человечества. Китай, Индия, Таиланд, Египет, Древняя Греция, Персия. Растущая культура Европы -Ломоносов в России, Максвелл в Англии, Гельмгольц и, наконец, Эйнштейн. Тот самый Эйнштейн, знаменитый создательспециальной теории относительности, в которойотменил эфир, всю оставшуюся жизнь работал надобщей теорией. Оказывается, там он заявлял: “Мы не можем обойтись без эфира”.
Что же такое эфир? Это среда, обладающая рядом свойств: охранительными, коммуникативными и метрическими (назовем их так). В Природе все должно быть легко находимо; эфир - это своего рода координатная сетка, позволяющая знать - где что находится. Эфир легко модулируется разумом, он легко принимает информацию, и в этом случае уже проявляет свойство разумности. Именно эти удивительные свойства эфира позволяют поддерживать устойчивость такой неравновесной системы, как Солнечная.
Основная форма, обеспечивающая устойчивое развитие материи - вихрь, это проявляется как на микро-, так и на макроуровне. Вспомните детский волчок - маленький вихрь, как долго он крутится от небольшой подкачки! И атом есть вихрь, и планетарная система Солнца, и Галактика... По-видимому, благодаря свойствам вихря материальные формы способны устойчиво взаимодействовать с окружающей средой, втягивая эфир со стороны полюсов и преобразуя его в вещество и энергию излучения, движения или управления. И плазменная звезда, и шаровая молния есть вихрь, и наша голубая Земля...
Сложные материальные системы состоят, подобно матрешке, из более простых, вложенных подсистем. В каждой из подсистем есть свои слабые точки - там при колебаниях среды нарушается равновесие. “Матрешки” влияют друг на друга, причем каждая “слабая точка” системы-оболочки может нарушить равновесие (а при сильных толчках среды - вызвать разрушение) тех структур в системе-вкладыше, которые в этот момент находятся в своих слабых точках. Нарушения нормы возникают потому, что “вкладыши-оболочки”, защищаясь от среды, создают слишком сильные поля, экранирующие их от “старшего” разума. Так система утрачивает информацию о целом, так растет неупорядоченность (энтропия) Мира.
Знание законов Мира и уважение к Природе помогут человечеству выстоять в эпоху катастроф. Мы живем на беспокойной планете: оледенения и таяния льда, ураганы и извержения вулканов, грозы и перепады атмосферного давления много раз еще потревожат Землю. Подвижники науки создают систему моделей Мира и человека - главное Знание. Это Знание вначале кажется неохватным. Но когда я стала разбираться в его структуре, оказалось, что его можно передать ребенку. Оно для меня - компас и кусок хлеба в пути, двигатель и горючее, крыша и одежда, плечо друга и основа готовности действовать.
Великие не только передали нам образ Мира, они показали пример высочайшей нравственности в науке и жизни. Мне кажется, что человеку, занятому настоящим делом, без помощи Разума не обойтись. Там готовы помочь всякому доброму и терпеливому. Кто поможет нам стать высоконравственными людьми? Откуда взяться в сегодняшней России любви и нравственности? Мне кажется, нам всем послужит драгоценный опыт подвижников. Когда мне трудно, я опираюсь душой своей на великих ученых, святых праведников и безвестных целителей, создавших огромный пласт духовности - Круговую Поруку Добра.
МЫ, ЖИВЫЕ
Наиболее устойчивы живые, самоорганизующиеся системы. Жизнь похожа на айсберг. Материальная плотная оболочка - только видимая “верхушка”.
Главная, подводная часть айсберга Жизни - это биополе и разум. Именно разум должен быть источником отрицательной энтропии живого. Можно сказать, что живое существо имеет две характеристики: плотное тело и душу. Надежность его существования, особенности его структуры и функция в среде обитания зависят от соотношения “верхушки” и подводной части.
Свойства живой системы по сравнению с неживой - это регулируемые обменные процессы, адаптивность, способность к размножению и специальные каналы приема, передачи и циркуляции энергоинформационных потоков. Так разум живой системы (вкладыша) связуется с разумом “верхней” системы (оболочки), всеми подсистемами своего уровня и своими “вкладышами”. Ведь система-вкладыш служит одновременно оболочкой для иных структур. Даже неделимая единица живого - клетка - является системой-оболочкой для огромнейшего разветвленного хозяйства, в котором идут жизненные процессы обмена энергией и информацией.
У живых существ есть множество духовных и информационных связей, некоторые из них активизируются, а другие, напротив, ослабляются по мере развития и взаимодействия с Миром. Каждый малый разум может связываться с земным или солнечным, с галактическим или мировым Разумом. Разум реагирует на запрос - каждая частица великого целого может просить о помощи. Сохранность внешних и внутренних связей гарантирует надежную работу живой системы как единого целого при колебаниях среды.
Разум Земли - Ноосфера объединяет и охватывает своим влиянием множество живых земных систем, имеющих свои разумы. Разум живого сообщества составляет эгрегор. Можно говорить об эгрегорах океана и тайги, роя пчел и коллектива людей. В ноосфере существуют, рождаясь и умирая, обновляясь и взаимодействуя, множество влияющих друг на друга и подчиненных один другому эгрегоров. И все живые имеют возможность выйти к Богу.
ЧЕЛОВЕК
По замыслу Творца, человек - существо, способное к моделированию, любви и объединению. В нашей Галактике существует несколько обитаемых планет. И, может быть, жизнь перенесена к нам в тех формах, которые сложились на подобных планетах. Однако в условиях Земли возникла необходимость адаптации Жизни к резко переменному излучению Солнца. Для человека существует несколько адаптивных стратегий: объединение с Богом, Природой и людьми; познание - духовный и информационный поиск; материальное производство, накопление субстрата, защита территории, обустройство убежища. Но развитие человечества пошло по техногенному пути: человек решил защититься от хаоса силами технологии, шумной, неэкологичной и требующей от него самого огромного напряжения. Человек стал агрессивен, слеп и глух, он изуродовал места своего обитания, он забыл Бога и забросил Жизнь - поэтому, на мой взгляд, он болеет и уходит до срока.
Процессы возникновении “главных” болезней тесно связаны с развитием и адаптацией. Социальные и геокосмические стрессоры лишь ускоряют процесс разрушения организма. Если человек будет руководствоваться девизом “плыви, мой челн, по воле волн”, не помогая своим разумом Жизни, он умрет от одной из четырех главных болезней: атеросклероза, рака, гипертонии и диабета тучных. Именно стрессом - перенапряжением системы управления человека, включающей нервную, эндокринную и иммунную системы, объясняет сегодняшняя наука болезни цивилизации. Но народная медицина хранит причинно-следственные модели болезней, связанные с поломками черепа, позвоночника и смещением органов.
В нашем “Целителе” есть люди, которые мигом выздоровели. Кто-то из них был почти здоров, а иные - безнадежно больны. У них было общее качество: каждый чувствовал себя нужным, важным и необходимым Богу, Природе, своей семье и России.
ВЕРА
О вере говорят богословы и философы, ученые и психологи. Долго нас учили тому, что вера - и дитя, и мать невежества. Это не так. Вера может быть конструктивной и плодотворной, когда она опирается на знание, нравственный закон Бога и Природы, на поддержку Мира и добровольно принятый человеком нравственный императив. Вера дает мне свободу.
Если живешь с Богом и не теряешь дружбы с Природой, можно обрести знание, связи с Миром и умения; можно сделать верный выбор и поставить нужную цель. Остаетсяповерить в то, что цель достижима, сконцентрировать силы и реально двигаться к цели.
Вера - движитель и фундамент оптимизма, мотивации и нравственности. Вера - признание нравственных божественных аксиом. “...Вера есть главное тяготение человека, определяющее его жизнь, воззрения, стремления и поступки” (И. Ильин).
Я верую, что есть пространства- Разума и Природы; Бог существует как главная Разумная сущность и, вместе с тем, Он присутствует во всех природных сущностях; Он всемогущ, добр и нуждается в человеке; Природа разумна и требует уважения к себе.
Я верю, что у меня хватит сил для веры, нравственного выбора и действия сейчас и в будущем; что при условии моей высокой нравственности Бог, Природа и друзья помогут мне в добром деле; что друзья мне верны, и мы никогда не подведем друг друга.
Я верую, что существует Круговая Порука Добра - духовный эгрегор, созданный подвижниками, хранящий человечество и помогающий ему в пути; что знание, переданное человеку, возродит у него уважение к Природе и благоговение перед Жизнью; что стратегия объединения на основе уважения к Природе спасет человечество; что культура России поднимется; народные традиции уважения к сущему возродятся; у людей появятся вера, уважение к Слову и мотивация к объединению; найденное нами знание будет освоено россиянами с большой пользой для Мира; что каждый человек может стать САМ СЕБЕ ЦЕЛИТЕЛЕМ!
На Руси было сильно экологическое естественное мировоззрение. Можно назвать его пантеизмом. Сходное мировоззрение - даосизм существует и доселе в Китае. Оно основывается на особенностях большой территории и необходимости человеку самому решать проблемы выживания в сложных условиях. Я принимаю участие в его возрождении и развитии.
Слово питают вера и знание. Сила Слова опирается на волю Бога и познанные законы Природы и Разума. Слово идет к людям через проводника; действенность Слова зависит от личной нравственности, духовности и мудрости проводника Слова. Я работаю со Словом, а оно воспитывает меня.
Читаю русских философов: Николая Бердяева, Ивана Ильина, Николая Лосского... Осенью 1922 года большевики под угрозой расстрела выслали морем из Петербурга в Германию большую группу писателей, ученых, общественных деятелей России. Пассажирами “философского парохода” стали те, кто, по словам Бердяева, не желал расстаться с духовной свободой, отринуть Бога и принять “лжерелигию коммунизма”. В течение пути никто не чувствовал себя в безопасности. Но пароход прибыл по назначению. Они не были врагами своей страны. На чужбине они продолжили главное дело своей жизни - осмысление судьбы России и создание российской философии, чутко и неравнодушно ловя вести о Родине, вплетая их в ткань своих дум. Они исследовали опыт истории и проблемы будущего России, как свойственно ученым, по существу и напрямую. Они оставили портрет эпохи. Наконец, он стал нам доступен.
Особенную поддержку мой оптимизм находит в трудах Н.А. Бердяева. Он был нравственным, духовным и мудрым. На чужбине он всегда был с Богом и Россией и заложил основы будущего мировоззрения России. Вот его мысли:
“Человек есть существо, целиком зависимое от природы и общества, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо, духовно независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода. Бог есть моя свобода и достоинство духовного существа. (...) Бог есть сила освобождающая, просветляющая и преобразующая, а не карающая, распределяющая возмездия и насилующая.
(...) Чистая человечность кажется среднему человеку чуждой, далекой и недоступной. Чистая человечность божественна, желанна Богу. Сущность христианства и величайшая его новизна была в раскрытии человечности Бога, в преодолении пропасти между Богом и человеком. Эта истина о богочеловечности скрыта за условными и символическими формами догмата. Все, что в христианстве и даже в Евангелиях противоположно этой божественной человечности, есть экзотерическое, для внешнего употребления, педагогическое, приспособленное к падшей человеческой природе. Но педагогика, годная для одной эпохи, может оказаться негодной и вредной для другой. Человечество вступило в возраст, когда в религии элемент устрашающий и грозящий жестокими карами оказывается лишь на руку воинствующему безбожию. (...) Будьте человечны в одну из самых бесчеловечных эпох мировой истории, храните образ человека, он есть образ Божий. Низкое мнение о людях, которое очень питается нашей эпохой, не может пошатнуть моего высокого мнения о Божьей идее человека”.
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, СЫН БОЖИЙ
Великие книги. Они сопровождают нас всю жизнь. Я снова обращаюсь не просто к знакомому, а известному наизусть тексту. Но всякий раз он звучит в душе по-другому, потому что другими становимся мы. Ближе всего мне Евангелие от Марка. Давайте мы вместе откроем Новый Завет.
Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем, и “...отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него... И при этом был глас с небес: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный” (Мф. 3:16,17). Это случилось в28 году новой эры. Иисус лечил и проповедовал около полутора лет, а затем был распят.
На том, что Иисус был одним их пророков (в Ветхом Завете упомянуто семнадцать имен), настаивает Коран. “Мессия говорил; поклоняйтесь Богу, Господу Моему и Господу вашему... Сын Марии только посланник, как и те, кто был до него” (Коран, гл. 5, 76, 79,115,117).
В “Ветхом завете” сильны элементы садизма и мстительности, но, несмотря на страх наказания, люди постоянно нарушают закон. Очевидно, что жесткая власть, перечеркивающая человека, на деле не может удержать людей в нравственности. К моменту появления Иисуса Иудея была римской провинцией, управлял ею Понтий Пилат, наместник кесаря. Но реальная власть была в руках первосвященников и старейшин; заметную роль играли фарисеи - богатые религиозные фанатики и лицемеры.
И вот в этой земле, стаким сводом законов, появляется посланник Божий, наделенный особыми способностями и полномочиями. Он все видит, слышит и понимает; в Нем сильно сострадание, Он может и хочет помочь. Одолев в пустыне искушения диавола, Он пытается пробудить в людях самостоятельность и достоинство. Он отважно стал исцелять людей там, где все, касающееся врачевания, было строжайше регламентировано. Последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех (Мат. 12:15).
Люди не имели права искать причины болезней и средства лечения, их принуждали во всем надеяться на милость даже не бога - священников. Так, если у человека возникала какая-нибудь кожная болезнь, ему надлежало явиться к священнику и показать больное место. Священник, осмотрев его, решал: объявить его “чистым” или “нечистым”. “Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его”. Если священник видел, что больной исцелился, он производил обряд жертвоприношения птицы над живой водой, кропил ею очищаемого семь раз; а тот омывал одежды свои, стриг голову, бороду и брови и находился семь дней вне шатра своего. Затем он брил волосы свои, омывал тело и одежду и считался “чистым”. Ему надлежало привести к священнику трех овец (бедным - одну овцу) без порока, принести муки и елея... “И совершит священник жертву за грех и очистит очищаемого от нечистоты его” (Лев. 13,14).
Иисус же все болезни лечил, как умел. “Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его, и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист” (Мар. 1:40-42). Потом Он велел этому человеку прийти к священнику и отдать на храм то, что положено, и не говорить никому о своем чудесном исцелении. Но тот в храм не пошел, а стал рассказывать всем об Иисусе и его великой силе.
“Привели к Нему глухого косноязычного и попросили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на Небо, вздохнул и сказал ему: “отверзись”. И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И очень дивились и говорили: все хорошо делает, и глухих делает слышащими, и немых - говорящими” (Мар. 7:32-37).
“Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения, и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его, видит ли он что? Тот, взглянув, сказал:
вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении” (Мар. 8:23-26). Но просил он зря...
“Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего, говорит: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи... Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял свою постель, и пошел” (Ин. 5:5-9).
“Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. И все .спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?... приносили к Нему всех больных и бесноватых. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос” (Мар.1:27,34,39).
Естественно, Он был неудобен законникам и старейшинам: люди начали выходить из-под власти. И тогда стали Его обвинять в связи с сатаной.
“Привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. Фарисеи же сказали: он изгоняет бесов не иначе как силою сатаны, князя бесовского. Но Иисус ... сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделится сам с собою; как же устоит царство его?.. Признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду” (Мат. 12:24-26, 33).
Он исцелял Святым Духом, и говорил, что каждый сможет, если уверует. “Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух” (Мар. 3:28-30).
По законам Моисея каждое событие в жизни человека требовало искупительной или благодарственной жертвы на храм; распоряжаться жертвой могли только священники -это неукоснительно соблюдалось.
Так, женщина считалась “нечистой” сорок дней после рождения сына и восемьдесят - после дочери. По истечению срока она должна была в жертву за “грех” принести овцу и голубя (Лев. 12). Для удобства горожан жертвенные голуби и животные продавались прямо в храмах.
Иисус пришел в храм Иерусалима. “И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли” (Ин.2:14-16).
Иисус не только лечил, но и учил. И в Слове Его тоже было чудо. Он был добр. Он учил их как власть имеющий, а не как книжники (Мар. 1:22).
“Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мат. 11:28-30).
Закон Моисея запрещал волхвование и волшебство. “Мужчина или женщина, если они будут вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их” (Лев. 20:27). Иисус нарушал запреты. Он творил чудеса - из мертвых воскрешал, бесов изгонял, по воде ходил, накормил пятью хлебами тысячи людей. Он ждал, что народ пойдет за Ним, покается, поверует и станет жить в любви к Богу и к ближнему.
“Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много ... которые прикасались к Нему, исцелялись” (Мар. 6:34,56).
Скоро Иисус собрал двенадцать учеников из тех, кто встретился ему в пути. Он “дал им власть над всеми бесами и врачевать от болезней” (Лк. 9:1). Они пошли, исцеляя и изгоняя бесов, и останавливались в домах, и народ кормил их. Но поток страждущих не уменьшался, и Иисус призвал еще семьдесят человек. И они тоже стали исцелять и изгонять бесов.
Он был терпим к иному. “Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что он не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас” (Мар. 9:38-40).
Вскоре выяснилось, что и семьдесят не справляются, хотя страна была мала. И стал Иисус учить людей исцелять себя самим. Суть его заповедей есть вера. Надо не только веровать в Бога, но и в то, что человек сам сможет, если поверит. “Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей “поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам” ( Мар.11: 23, 24 ).
Поверуйте! Не хотят, не могут … И Он снова лечит ребенка, сетуя на непонятливость матери. Он же сказал “поверуй!” - но она отдает Ему свое дитя, прося об исцелении как о милостыне. “Иисус сказал: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему... Кто будет веровать, спасен будет; кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения; именем Моим будут изгонять бесов... возложат руки на больных, и они будут здоровы” (Мар. 9:23; 16:17,18).
По Ветхому Завету грешники могли быть прощены только раз в году, но Он прощает их сразу. Недвижному человеку Он говорит: “...прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать: кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус сказал им в ответ: ...что легче сказать: “прощаются тебе грехи твои”, или сказать: “встань и ходи”? (Лк.5:20-23). Сказал Он: “Встань и ходи!” - и человек пошел. Встань, человек, поверуй в Бога, поверь в себя - и будешь сам себе целитель.
Он нес любовь и сострадание, этот светлый Сын ' Человеческий. “Да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин. 13:33). “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5:44). “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лк. 6:36,37). Но те, кто управлял идеологией - старейшины, фарисеи, законники (книжники) и первосвященники, сговорились Его убить.
Искали убить Его за то, что “Он Отцем своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего; ибо что творит Он, то и Сын творит также... Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет... Дабы все чтили Сына, как чтут Отца” (Ин. 5:18-23).
Законники следили за каждым шагом и словом Иисуса, пытаясь погубить Его. Но ничего не могли сделать с Ним, пока народ был за Него. А люди ходили за Ним за хлебом и зрелищами, за дармовым исцелением, не давая себе труда вникнуть в Его Слово - они слишком долго стояли на коленях! Чудо следовало за чудом, и они стали бояться этих чудес. А законники подогревали: нарушает законы... не чтит субботу... исцеляет - но какой ценой!.. будет кара всему народу во многих коленах...
Его изгоняют из Назарета: “...все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы ... чтобы свергнуть Его. Но Он, пройдя посреди них, удалился” (Лк. 4:28-30).
Жители любопытствуют - как Он исцеляет бесноватого? “Пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись... И просил еговесь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом” (Лк. 8:35-37).
Даже ученики Иисуса “не разумели сказанного” Им. В притчах проявляется Его горечь от непонятости, от непонятливости людей: “Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?” (Лк. 6:46).
Запуганные законниками, люди вернулись под сень старого Завета. “Первосвященники и старейшины возбудили народ ... Иисуса погубить” (Мф. 27:20). Трижды Пилат признал Его невиновным - об этом свидетельствуют все четыре евангелиста (Мф. 27:15; Мар. 15:6; Лк. 23:17; Ин. 19:12); Ирод признал невиновным... (Лк. 23:8-11,15). Иисус был предан смерти именно по требованиюнарода. Читайте Новый Завет!
Вдумайтесь, мой дорогой Читатель,никто не заступился - ни апостолы, ни ученики, ни один из исцеленных Им. И воскресение не помогло!
МОЛИТВА
Господи!
Дай мне силы изменить то, что я могу изменить! Дай мне кротости снести то, чего изменить не могу! Дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого...
Сегодня я проснулась очень рано и взяла в руки любимую книгу, которая всегда лежит у меня в изголовье. Это - Александр Сергеевич Пушкин. Я вновь прочла “Капитанскую дочку”. Меня поразило описание того момента, когда Петра Гринева по доносу посадили в острог...
“...Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. ... Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет”.
Мое утро начинается с молитвы, - тело наливается силой и выпрыгивает из теплой постели. Только с помощью Бога удается поднять активность мозга и сердца ребенка, привезенного из реанимации. Бог мне помогает убедить клетки опухоли вернуться к нормальной работе. С молитвой отгоняю злой ледовитый ветер во время цветения черемухи. С молитвой отвечаю словами любви человеку, который на меня кричит... С молитвой я делаю лекарство.
Я родом из Грузии. Грузинский народ не любил завоевателей и уходил от рабства в горы, строил пещеры и укрепления. Я была высоко в горах, в городе Уплесцихе, вырубленном в камне в седьмом веке, - тогда уже сюда пришло христианство. В каменном городе были и царский дворец, и церковь из двух комнат - для алтаря и молитв и для обрядов и пиршеств. Там и сегодня воздают хвалу Господу те, кто чудом с Божьей помощью избежал смерти.
Когда мы поднялись в этот каменный Храм, у входа стоял человек с бутылью вина и всем мужчинам предлагал выпить за чудо. Он упал в пропасть, но успел зацепиться за куст, а потом выполз. Он признал: ему помог Бог. И в этой церкви, как положено, для друзей устроил обед. Во второй комнате на циновках за трапезой сидело человек двадцать. Они пили вино, звучало семиголосье, и в каждом из бесчисленных тостов было что-то от молитвы.
Проверьте на своем опыте сладость и действенность молитвы! Когда мне кажется, что все пути перекрыты и нет никакого выхода, я обращаюсь к Богу. Это всегда помогает.
ОТЧЕ НАШ
Иисус много раз называет себя Сыном Человеческим и, вместе с тем, называет Бога своим Отцом, подчеркивая, что Отец и Сын - одно.
Я ничего не могу творить Сам от Себя... Суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли поспавшего Меня Отца (Ин. 5:30).
Иисус сказал им: ...Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он поспал Меня (Ин. 8:42).
Иисус же сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Поспавшего Меня... Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Ин. 12:44,49).
Иисус говорил вначале “покайся!”, потом - “поверуй, встань и ходи!” Веруйте - и Бог вам даст. Хоть сколь-нибудь веруйте... говорите “верую!” -и Бог вам даст. Он заповедал нам молитву - “Отче наш”.
В молитве Он учит нас говорить Отче наш. Отец наш небесный, утверждая, что и мы -дети Божьи. Давайте перечтем эту молитву вместе.
Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя... Это значит, что мы дети Твои, и Ты проявляешься в нас. Наша страсть, наша истовая вера в Тебя, Отец наш, укрепляет волю Твою, усиливает имя Твое как на Небе, так и на Земле. Мы просим за Тебя, Отче наш, мы хотим победы Твоей над силами зла как на Небе, так и на Земле.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь... Я понимаю хлеб как способность видеть, слышать, веровать и верить. И целить. Мы нагими приходим в этот мир, нагими мы уходим из него. Главное наше страдание не в том, что у нас мало власти, богатства, комфорта. Я молюсь и прошу: дай мне веровать и знать! Дай нам опору и силы, избави от страха и уныния!
Иногда мне бывает так одиноко - помоги моему неверию! Я молю Тебя: держи открытыми мои глаза и уши, вложи в мои уста Твое Слово. Дай нам верить в то, что наш труд хоть немного нужен Тебе, что Ты заметишь нас и поможешь нам в добром деле. И тогда мы сможем сделать многое, наши силы умножатся, наши друзья будут верны нам, наши дети пойдут дальше нас и наше слово будет для них значимо. Когда ко мне придет страдающий, мои рука, душа, слово помогут ему, как помог бы Ты. Помоги нашему неверию - я хочу верить, что наши нынешние труды, любовь и вера улучшат завтрашний день Земли. Спаси Россию!
Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Прости мне мои прегрешения - вольные или невольные. Прости всех, кто вольно или невольно причинил мне зло, - я благодарю за то, что они побудили мою душу к добру, вере и развитию. Я верю в то, что мы найдем верный путь; но если ошибемся, мы покаемся - Ты простишь нас.
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Я прошу: поверь нам, не испытывай нас соблазнами, упаси от соблазнов богатства и власти. Защити нас от всякого зла и помоги соблюсти Твои заповеди, спаси и сохрани наши души в чистоте, вере и любви!
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
МОЛИТВА ПОСЛЕДНИХ СТАРЦЕВ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
— И все-таки, с чего Вы посоветуете мне начать сегодняшнее занятие? - спросила я ранним утром своего друга. Галина Григорьевна помолчала, вспоминая наш ночной разговор, и сказала:
— Мне кажется, с молитвы последних старцев Оптиной пустыни. Знание, которое Вы передаете Читателю, усложняется - без молитвы его не освоить. С тем, что Читателю, как выяснилось, предстоит выполнить самостоятельно по поддержанию здоровья души и тела, без молитвы не справиться. Нужно возрождать способность россиянина молиться и надеяться, верить и любить, терпеть и прощать. Тогда на Руси и возродится экологическое сознание!
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день, дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя!
Во всех моих делах и словах руководи моими помыслами и чувствами! Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой!
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая! Прости меня за то, что я обижаюсь на своих близких и обижаю их, не ведая о том. Прости их за то, что обижаются на меня и обижают меня, не ведая о том.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его! Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верит, любить, терпеть и прощать. Аминь.
НЕ ГОРЮЙ
Из лекции. Екатеринбург, 26 сентября 1998 года
Нам предлагают эффективные подходы к решению абстрактных математических, научных или шахматных задач. Мы пасуем, когда речь идет о житейских человеческих проблемах - о взаимоотношениях с людьми в семье и на работе, о противостоянии эпидемии гриппа, о расширении своих возможностей. Зачастую за выполнением определенной работы, которая вначале нам кажется простой, мы буксуем и заваливаемся в стресс. Как важно, чтобы друг похлопал тебя по плечу и сказал: “Не горюй! Дело-то плевое! Мы победим!” Сначала хватит сил хотя бы улыбнуться, а потом ты увидишь: и вправду, тебе эта задача под силу.
Узы родства
Взаимосвязь с Разумом и высокая духовность доступны каждому. Главным условием такой связи являются дела и нравственность человека. После осознания необходимости учитывать нравственные ограничения жизнь моя пошла иначе. На языке верующих это называется покаяние - не просто раскаяние в своих грехах, но и изменение направления пути.
Я строю узы родства, связываясь с Высшим Разумом для коррекции человека или группы людей, территории или сообщества животных (как в опыте с мышами). При соблюдении этих условий Высший Разум позволяет мне объединиться со структурой, помощи которой я ищу. Как правило, это какая-то духовная сущность или живая природа - лес, цветущий луг, горы, родник, тающий снег. В зависимости от запроса цели и сути я ищу определенные адекватные образы и адреса. При объединении по разуму время не учитывается. Я как целитель могу выбрать для человека лучший миг его жизни, и он возвращается в состояние нормы. Он вспоминает детали: топорщится новое платье, блестит летний “слепой” дождь, хрустит зеленое яблоко, царапает легкий голод, звучит вальс... Он твердит: “Я создаю это!” - и укрепляет добрые связи с Миром.
У него появляются сила, счастье, оптимизм. Я поначалу присутствую в его воображаемом мире - мы сопричастны по фантазии, но потом ухожу. Так мать водит хоровод с детьми, а затем соединяет вместе ручки ребят, сама выходит из круга, а они играют дальше. Важно, чтобы оставляя человека наедине с Миром, целитель научил его в этом Мире жить.
Если человек, пожелавший выйти из болезни, испытает свои возможности, укрепит волю и решимость идти по выбранной дороге, потом он сможет использовать эти же каналы и алгоритмы для решения иных проблем. Многим нужна наша помощь! В помощи нуждаются наши близкие, Природа, Земля, даже духовный мир. Качество жизни может быть удивительным. Вы можете не стареть. У вас могут благоухать цветы на каменистой почве, вырастет прекрасный урожай в засуху, в вашем доме может быть такой воздух, что не надышишься. А это вы наполнили дом духовностью, связали его с горными вершинами и Небом.
Девушка, подвиньте самолет!
На экране стройная девушка в стильном купальнике и в валенках поднимает свинцовую гирю в 300 кг. Ее подруга на вид лет двадцати (как оказалось, 54-летняя майор милиции в отставке, которой врачи назначили операцию и запретили тяжести больше 5 кг) справляется со штангой в 520 кг. Третья, улыбаясь на виду у сотен зрителей, ногами отталкивает стотонный самолет. Еще одна отрывает от пола штангу весом в 1100 кг. Да как же так, мы все знаем, что тяжести вредны! Когда у меня родился сын, я оказалась в одной палате с женщиной, у которой на улице выпала матка всего-навсего после подъема двух сеток с арбузами!
Клетки их тела по приказу как бы сливаются с металлом. Девушки начали с малого веса, но они не просто поднимали груз. Они просили клетки помочь и концентрировались на идее объединения своей воли с клетками, а клеток - с преградой, которую надо преодолеть. Их “Я” -это воля, а энергия и разум слагаются из разумных возможностей клеток тела. И каждый поднятый вес учил их клетки объединяться. Живые клетки организма обучались действовать совместно! Это потом пригодилось девушкам - они стали лучше шить, вязать, готовить, они стали гораздо здоровее. Их тренер видит источник в энергетическом микровзрыве клетки.
Я вижу здесь разумное сложение сил всего организма. Ставя положительную цель с верой в Бога и с уважением к Жизни, мы достигаем не только поставленной цели - в преодолении мы преобразуем себя. Мы учимся драгоценному умению: делать одно дело. Как из графита под давлением получается алмаз, наши Разумное и Природное начала приходят в гармонию с волей. Тогда человек из хаотичного существа становится гармоничной личностью, готовой решать задачи, преодолевать себя для положительных преобразований мира.
Девушка двигает самолет не ногами, а распределенным сознанием и громадным коллективом клеток. Мы привыкли, что сознание - в голове, а здесь воочию видим, как важно иметь сознательным все тело. Если каждая моя клетка осознает цель и стремится к цели, все клетки организма как единое сообщество согласно выполняют заданную моей единой волей работу.
Не обязательно грузы толкать! Я слушаю Солнце, лечу ребенка или иное живое, делаю крем, пишу книги, провожу занятия в громадном зале. Если в любую работу во имя Добра направленно включить разум и энергию обученных объединению клеток, результаты будут значительны. Я читаю молитву всем огромным сообществом клеток, утверждая Его волю как на Небе, так и на Земле. Я прошу, чтобы Бог присутствовал своей зиждительной силой в творении рук и души моих так же, как в Он - в дереве, травинке, улье пчел. Так работают вера и вроде бы абстрактный принцип уважения к жизни, найденный Альбертом Швейцером!
Мы победим!
Пусть двум группам студентов предложена одна и та же серия задач. Студентов первой группы предупреждают, что задачи очень сложные, никто еще никогда не сумел их решить. Вторую группу успокаивают и подбадривают: задачи содержат известные алгоритмы, надо их только распознать. Вы умные и сильные, решение этих задач вам – дело плевое. Не теряйте юмора, помогайте друг другу, пусть каждый включится. Вперед! В результате в первой группе появится несколько невротиков и почти все задачи у них останутся нерешенными. А вторая группа станет коллективом, командой; она легко и надежно освоит алгоритмы решения задач, и каждый будет чувствовать себя победителем!
Депо-то плевое!
Друг сказал мне: беги! Осваивай знание, не останавливайся! Так сплавщики перебегают реку по бревнам. Главное - не задержаться на бревне, стремясь на тот берег. Иначе - утонешь.
Часто я задерживаюсь: завышаю сложность задачи. Почему задача представляется мне ужасно сложной? Из-за чрезмерного чувства долга, ощущения одиночества или сомнения в своих силах. У А. Грина есть рассказ о том, как сильного мужчину погубило острое чувство долга: он твердо знал, что обязан непременно перепрыгнуть пропасть - дома ждала невеста. А его товарищ легко перемахнул четырнадцать футов. Пусть в ответственный момент друг меня поддержит и подбодрит: не горюй, ты справишься, Бог поможет, тебе это по силам! Дело-топлевое! Я справлюсь! Проигрывает сомнение. Отвага - побеждает.
А еще. Человек не одинок, если он может опереться на духовное сообщество своих верных друзей и на помощь Природы - на свои живые клетки. Они разумны, их можно позвать на помощь. Они многое умеют и могут. Они связаны с живой Природой, и если дружат со мною, могут включить для меня свои добрые связи и память. Я много обращалась к своим клеткам с различными просьбами:
потерпеть боль, создать биополе, связаться с Природой, помочь мне достичь поставленной цепи. Мало ли я чего удумаю! То - ребенка спасти, то северный ветер завернуть, то тяжесть поднять, то гнев свой кавказский сменить на разум и любовь, то связаться со светлой Духовной Сущностью. .. Чаще всего я хочу знать о законе, что является в хаосе, о ситуации в Мире, об уроках прошлого, о грядущих переменах и - какую дорогу выбрать.
Держусь за положительный прогноз, как за спасательный круг. “Все будет хорошо”, -твержу я, выходя к залу. “Все будет хорошо”, - растираю холодную руку человека в метро, на которой пульс уже не прослушивается. “Все хорошо”, - бормочу, останавливая приступ эпилепсии или рост раковых клеток... И добавляю: “Вы справитесь! Мы справимся!” Мы -действуем, мы - на правильном пути. Это лучше, чем сдаться и предаться унынию в трудный для страны час. Нельзя допускать уныния и отчаяния, это - великий грех. И круг выносит меня!
И неизменно решать задачи в пространстве Разума мне помогают Бог и Жизнь, текущая внутри меня. В Природе действует закон взаимной признательности: я обеспечу питание, чистоту и защиту клеток - они прислушаются, узнают о сложной ситуации на Земле и помогут мне приспособиться к циклону с низким давлением - я на радостях помолюсь и что-то хорошее сделаю. Неважно, кому - человеку, деревцу, Солнышку или Земле, в Природе все связано. Как в сказке, в опасности Природа меня укрывает, указывает дорогу, помогает адаптироваться к изменениям эфира - возникает состояние, когда душа полна любви и связана со всем Миром. Тогда задачи решаются сами собой. Это состояние хочется сберечь, и я забочусь о живых клетках и добрых бактериях. А они - обо мне, так и живем. Попробуйте и Вы!
Опора оптимизма
Учась в аспирантуре, я просила своих товарищей рассказывать мне сказки других стран. Индиец Рао рассказал сказку о бедняке, который зарабатывал себе на жизнь стиркой белья. У него была собака и осел. Осел перевозил белье, а собака стерегла его имущество. Однажды ночью в дом залез вор. Осел проснулся и говорит собаке: “Разбуди хозяина.” А собака отвечает:
“Вот еще! Он меня и так не кормит.” Тогда осел закричал. Хозяин проснулся и сказал: “Вот глупый осел, днем упрямится, а ночью спать не дает!” Взял палку и убил осла. Идея: не суй свой нос, куда не просят. На таких сказках воспитывается ребенок в Индии. Возможно, это и имеет какой-то смысл для Индии: там 600 миллионов жителей. Если каждый будет вмешиваться в дела другого, наверное, жить им будет хлопотно и сложно.
На Руси подобного нет. В русских сказках - другие идеи! Сплошь и рядом герой просит помощи у дерева и ветра, у речки и печки, у Месяца и рыбы, у Солнышка и Матушки-Земли, и помощь приходит. А другой, не проявляющий уважения к Миру, терпит неудачу.
В сказке “Гуси-лебеди” сестрица, у которой украли братца, отказывается съесть яблочко дикой яблоньки, хвастаясь, что у своего батюшки и наливных яблочек не ела. И когда она бежит от гусей-лебедей с братцем на руках, положение ее -хуже некуда, есть опасность потерять братца. Тут уж ей приходится отведать и яблочка, и киселя, и ржаного пирожка, а яблонька, речка и печка, которых девочка уважила, укрывают ее, помогая добраться до дома.
Эта тема - спасение от верной смерти при уважении и внимании к другим - звучит во всех сказках про падчерицу. Падчерица скромна, трудолюбива и добра в отличие от надменной, ленивой, агрессивной и алчной мачехиной дочки. Каждая получает по заслугам.
У героя есть необходимость: выручить дорогого ему человека (братца, невесту, жениха), и он отправляется в путь перво-наперво сам, совершая по дороге какие-то добрые поступки. Иван-царевич, чтобы одолеть Кащея, должен был бы сделать немыслимую вещь: добраться до иголки - Кащеевой смерти, а для этого поймать зайца, утку и яйцо найти. Но, к счастью, у Ивана-царевича добрый и уважительный нрав. Щука, медведь, сокол попросили помочь -он пожалел и отпустил их, хоть был голоден. Мы милосердны, альтруизм для россиян естествен даже в трудные минуты жизни. Но зато когда ему понадобилась подмога -все были тут как тут. Иван-царевич не просил, это созданный эгрегор (сообщество) призвал всех на помощь. В итоге и невеста спасена, и абсолютное Зло наказано.
В сказке об Иване-царевиче и Сером волке Иван, единственный из трех сыновей, выполнил наказ отца, поймал вора. Затем на развилке дорог правильно выбрал - пренебрег соблазном стать богатым, поехал направо, накормил голодного Волка - и уже у него возможности, которые воплощает в себе Серый волк. Он спасен от верной смерти, он - победитель. Существует масса примеров того, какой выигрыш получает людское сообщество, хранящее жизнь и добрую связь со стихиями - Огнем, Водой, Воздухом и Землей. Мы способны любить, и не нужно замыкать свои сердца перед страдающей и милосердной Природой.
...Злая мачеха велит бросить девочку в землянку в лесу: там-де она больше напрядет. Старик, обливаясь слезами, везет ее в темный лес. Девочка топит печь и варит кашу. Появляется мышка, просит ложечку каши.
— Милая Мышка, да за то, что ты пришла побыть со мной, я тебя досыта накормлю! - говорит девочка.
Через некоторое время в землянку вламывается Медведь и предлагает поиграть в жмурки, погасив огонь. И тут-то пригодилась забота о малых и сирых... Девочка спасается и получает награду. Мачехина дочка пожалела кашки, и игра в жмурки закончилась для нее плохо.
В сказках герой, соблюдающий экологические и нравственные правила жизненной игры, получает доступ к возможностям, которые считаются в обыденном сознании запредельными. Если бы кто-то захотел насадить в России безбожие, прежде всего надо бы запретить русские сказки!
Впрочем, такая попытка была предпринята в начале тридцатых годов, о чем свидетельствует К.И. Чуковский в своей книге “От двух до пяти”. Педологи вели жестокую борьбу с Богом и - с русской культурой, изымая подозрительные книжки из библиотек. Маму и тетю моих воспитывали три сестры-учительницы. Они когда-то преподавали в гимназии, потом стали работать в советской школе. Ольга Евстратьевна была библиотекарем. Обливаясь слезами, она приносила на ночь книги, которые утром своими руками должна была бросить в огонь. Пушкин, Толстой, русские волшебные сказки... И такие страшные костры в школьных дворах горели по всей стране. Когда в одном из детских санаториев К.И. Чуковский читал ребятам сказку, один карапуз закричал: “Бабов-Ягов не бывает!”
Тоталитарное государство узурпировало право учить, контролировать и определять круг потребностей человека, как будто бы обрубая все остальные контакты человека с Миром. На протяжении десятилетий способность человека любить и сострадать, доверять и уважать, познавать, творить и исцелять - не только оставалась невостребованной, а считалась чем-то вроде сорняка, который нужно непременно побыстрее искоренить. Герои соцреализма задавали колею, по которой должна была выстраиваться жизнь советского гражданина. А хочешь получить ответ на любой вопрос - открой том Ленина или пойди в мавзолей! Подумайте: мы на всем этом росли...
Посмотрите, как прекрасна природа России! Как глубоки ее реки, как сияют очи ее озер... Байкал, лучшее в мире озеро, - оно наше! Какая у нас поэзия -Пушкин, Есенин, Пастернак... Может быть, потому, что на протяжении последних нескольких десятилетий мы отвернулись от Природы, перестали ее любить и почитать, мы так и запортили вокруг? И так болеем сами? Изменить свой путь никогда не поздно.
Нам, россиянам, не учиться уважению к Природе надо, это в нас живет. Просто - вспомнить забытое. Если мы с Вами, мой дорогой Читатель, станем полагаться на свои силы да на помощь Природы и Разума, ведя при этом себя не как мачехина дочка, то, может быть, новые социальные преобразования будут стоить человечеству все меньшей крови...
Веруй!
Учителем своим считаю А.С. Пушкина, а учебником - его волшебные сказки. Нужно заметить, что поэт написал их после 1831 года - в зените славы и творчества. Мне очень симпатичен князь Гвидон - “славный и могучий богатырь”. Он проявляет волю к жизни еще ребенком. Он просит помощи у Природы, да как уважительно! И Природа не отказывает.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Он подружился с волной, он пожалел Лебедь, ему так захотелось увидеть отца, что он в мошку обернулся! А потом - “иу меня будет так!”
В русских сказках Герой верный, отважный и Миру полезный, Он не падает духом, ему - есть кому помочь и у кого попросить помощи. Он собирается в дорогу, “по-молясь усердно Богу”. Когда нужно услышать, Герой прикладывает ухо к Земле-Матушке и слышит. Герой отважен и славен добрыми делами. У него хватает сердца и помолиться Богу, и тварь божью пожалеть, и Медведю уважение оказать. Поэтому даже если Герой ошибется -Природа его поправит, ему поможет. Он побеждает Зло через чудо. А чудо-дар Бога. Веруй, и тебе дано будет.
ЦЕЛИТЕЛИ