Аполните дифференциально – диагностическую таблицу судорожного синдрома у детей.
Симптомы | Фебрильные судороги | Аффективно – респираторные судороги | Гипокальциемические судороги |
1.Тема №2. Острая сердечная недостаточность (левожелудочковая, правожелудочковая, смешанная). Острая сосудистая недостаточность и шоковые состояния. Обморок. Коллапс.. Шок (травматический, инфекционно-токсический, болевой, геморрагический, кардиогенный) Этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение
Цель занятия: Сформировать навыков синдромному методу диагностики и и оказания неотложной помощи жизнеугрожающих состояний с острой сердечной недостаточностью и нарушениями ритма сердца и при шоковых состояниях у детей.
2. Задачи обучения:
3. Формировать знания о этиологии, патогенезе клинических проявлениях, диагностике и неотложных мероприятиях при острой левожелудочковой и правожелудочковой недостаточности, сердечной недостаточности обмороке у детей
4. Изучить патогенез, классификацию, клинику и диагностику аритмий у детей
5. Ознакомить с этиологией, патогенезом, клиникой, диагностикой и принципами неотложной терапии коллапса у детей.
6. Изучить патогенез, клинику и диагностик различных вариантов шока ( травматического, инфекционного, болевого, геморрагического, кардиогенного) у детей
7. Научить оказывать неотложную посиндромную терапию при
различных вариантах нарушения ритма сердца у детей
8. Развить навыки коммуникативного общения с пациентами, их родителями и коллегами.
9. Стимулировать у студента стремление к саморазвитию, изучению профессиональной литературы
4. Основные вопросы темы:
1. Причины развития острой сердечной недостаточности у детей
2. Патогенез, клинические проявления острой левожелудочковой, правожелудочковой
недостаточности и смешенной сердечной недостаточности
3. Определение понятия нарушения ритма сердца
4. Основные электрокардиографические синдромы при аритмиях
5. Определение понятия, патогенез развития пароксизмальной тахикардии.
6. Синдром Морганьи-Адамса-Стокса, клиника, диагностика.
7. Принципы оказания неотложной помощи при жизнеугрожающих нарушениях ритма сердца у детей.
8. Патогенез, клинические проявления и лечение обморока у детей
9. Патогенез, клинические проявления и лечение коллапса у детей
10. Патогенез, клиника травматического шока у детей
11. Патогенез, клиника инфекционно-токсического шока у детей
12. Патогенез, клиника болевого шока у детей
13. Патогенез, клиника геморрагического шока у детей
14. Патогенез, клиника кардиогенного шока у детей
5. Методы обучения и преподавания: Устный опрос, презентации, тесты, решение ситуационных задач. Работа в отделениях клиники
6.Литература:
Основная:
1. Шабалов Н.П. Детские болезни, 2 тома, Сп-б, 2010.
2. Детские болезни: учебник+СД/под ред.А.А.Баранова, 2 изд. М., 2007.
3. Учайкин.В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии, М.: ГЭОТАР-Медиа,
2007 нтернет-ресурсы)
4. Неотложная терапия в педиатрии. Практическое руководство. Под.ред. В.А. Михельсона.
М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Дополнительная:
1. Геппе Н.А. Педиатрия: учебник+СД. М., 2009. – 352 с.
2. Неотложные состояния в педиатрии / Петрушина А.Д. с соавт., М. «Мед. книга», 2007
(интернет-ресурсы)
3. Неотложные состояния./ Учебно-методическое пособие. Днепропетровск, ДГМА, 2006
4. Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи детям на госпитальном этапе.
Под.ред. А.Г. Мирошниченко, В.М. Шайтор. СПб Невский проспект. 2005.(интернет-ресурсы)
5. Стандарты по оказанию скорой медицинской помощи детям на госпитальном этапе. Под.ред. А.Г. Мирошниченко, В.М. Шайтор. СПб Невский проспект. 2006. (интернет-ресурсы)
На английском языке основная:
- Nelson Pediatrics textbook 17 International edition, 2011.
- Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2010
3. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2010
Дополнительная:
- Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised and Enlarged, 2012
Контрольные вопросы:
1.Острая левожелудочковая сердечная недостаточность, этиопатогенез, клиника
2. Острая правожелудочковая недостаточность, этиопатогенез, клиника
3. Смешанная форма острой сердечной недостатоности, этиопатогенез, клиника
4. Принципы диагностики острой сердечной недостаточности
5.Определение понятия нарушения ритма сердца.
6.Основные электрокардиографические синдромы при аритмиях;.
7.Определение понятия - пароксизмальная тахикардия.
6.Патогенез развития и клиника пароксизмальной тахикардии.
8.Синдром Морганьи-Адамса-Стокса, клиника, диагностика.
9.Принципы оказания неотложной помощи при жизнеугрожающих нарушениях ритма сердца у
детей.
10. Этиопатогенез, клиника, принципы неотложной терапии обморока у детей
11. Этиопатогенез, клиника, принципы неотложной терапии коллапса у детей
12. Определение понятия шока. Виды шока
13. Клиническая картина шока различной этиологии (геморрагического, болевого, инфекционно-токсического, кардиогенного)
Тестовые задания
1. Причинами приступа пароксизмаьной тахикардии являются следующие, за исключением:
А. нарушения вегетативной регуляции сердечного ритма
Б. органических поражений сердца
В. дизэлектролитных нарушений
Г. физического и психоэмоционального напряжения
Д. дегидратации.
2. Для приступа наджелудочковой пароксизмальной тахикардии характерны следующие симптомы, кроме:
А. сильного сердцебиения
Б. нехватки воздуха
В. головокружения
Г. повышения артериального давления
Д. резкой слабости.
3. Неотложная помощь при приступе пароксизмальной тахикардии включает: (4 ответа)
А. рефлекторное воздействие на блуждающий нерв
Б. назначение седативных препаратов
В. назначение антиаритмических препаратов
Г. назначение диуретиков
Д. проведение электроимпульсной терапии.
4. Одышечно-цианотический приступ проявляется следующими симптомами, кроме:
А. цианоза
Б. одышки
В. тахикардией
Г. усилением имеющегося сердечного шума
Д. судорогами.
5. Неотложная помощь при одышечно-цианотическом приступе включает: (3 ответа)
А. дачу увлажненного кислорода
Б. введение сердечных гликозидов
В. введение диуретиков
Г. введение наркотических анальгетиков
Д. введение антиаритмических препаратов.
6. Причиной развития одышечно – цианотического приступа является:
А. тахикардия
Б. тахипное
В. спазм легочной артерии
Г. повышение артериального давления
Д. снижение артериального давления.
7. Причинами развития желудочковой пароксизмальной тахикардии являются: (4 овета)
А. врожденные пороки сердца
Б. миокардиты
В. кардиомиопатии
Г. миокардиодистрофия
Д. приобретенные пороки сердца.
8. Одышечно – цианотический приступ развивается при следующем врожденном пороке сердца:
А. ДМЖП
Б. ДМПП
В. ОАП
Г. ТФ
Д. СА.
ема №3. Угрожающие состояния при заболеваниях органов дыхания. Синдром острой дыхательной недостаточности. Бронхообструктивный синдром у детей. Причины. Клиника Диагностика. Принципы лечения. Синдром крупа. Этиопатогенез, клинико-диагностические критерии различных степеней.
2. Цель занятия: сформировать навыков синдромной диагностики и оказания неотложной помощи при заболеваниях органов дыхания, при острой дыхательной недостаточности, при крупе.
3. Задачи обучения:
- Изучить основные клинические симптомы и диагностику острой дыхательной недостаточности.
- Разобрать клинику и диагностику острой обструкции верхних и нижних дыхательных путей.
- Научить принципам оказания неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности.
- Ознакомить с причинами развития, патогенезом, клиническими проявлениями и диагностическими критериями различных степеней стеноза гортани.
5. Развить навыки коммуникативного общения с пациентами, их родителями и коллегами.
- Стимулировать у студента стремление к саморазвитию, изучению профессиональной литературы
4. Основные вопросы темы:
1. Определение понятия острой дыхательной недостаточности.
2. Степень и виды дыхательной недостаточности.
3. Дифференциальный диагноз цианоза у детей.
4. Синдром острой обструкции верхних дыхательных путей.
5. Синдром острого стенозирующего ларинготрахеита.
6. Синдром острой бронхиальной обструкции.
7. Принципы неотложной помощи при дыхательной недостаточности.
8. Первичная сердечно-легочная реанимация при остановке дыхания
5. Методы обучения и преподавания: Устный опрос, презентации, рефераты, тесты, решение ситуационных задач. Работа в отделениях клиники
6.Литература основная:
- Шабалов Н.П. Детские болезни, 2 тома, Сп-б, 2010.
- Детские болезни: учебник+СД/под ред.А.А.Баранова, 2 изд. М., 2007.
- Учайкин.В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 (интернет-ресурсы).
- Неотложная терапия в педиатрии. Практическое руководство. Под.ред. В.А. Михельсона. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Дополнительная:
1. Геппе Н.А. Педиатрия: учебник+СД. М., 2009. – 352 с.
2. Неотложные состояния в педиатрии / Петрушина А.Д. с соавт., М. «Мед. книга», 2007 (интернет-ресурсы)
3. Неотложные состояния./ Учебно-методическое пособие. Днепропетровск, ДГМА, 2006
4. Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи детям на госпитальном этапе. Под.ред.
А.Г. Мирошниченко, В.М. Шайтор. СПб Невский проспект. 2005.(интернет-ресурсы)
5. Стандарты по оказанию скорой медицинской помощи детям на госпитальном этапе. Под.ред.
А.Г. Мирошниченко, В.М. Шайтор. СПб Невский проспект. 2006. (интернет-ресурсы)
На английском языке основная:
- Nelson Pediatrics textbook 17 International edition, 2011.
- Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2010.
- Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2010.
Дополнительная
- Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised and Enlarged, 2012.
7. Контрольные вопросы:
1. Определение понятия острой дыхательной недостаточности.
2. Патогенез развития ДН
3. Степень и виды дыхательной недостаточности.
4. Дифференциальный диагноз цианоза у детей.
5. Синдром острой обструкции верхних дыхательных путей.
6. Инородное тело в дыхательных путях.
7. Синдром острого стенозирующего ларинготрахеита.
8. Синдром острой бронхиальной обструкции.
9. Принципы неотложной помощи при дыхательной недостаточности.
10. Первичная сердечно-легочная реанимация при остановке дыхания.
Тестовые задания
1. К клиническим признакам дыхательной недостаточности ОДН относятся все ниже
указанные симптомы, кроме:
А. вялость, раздражительность, судороги (у детей раннего возраста)
Б. усталость, слабость, нарушение интеллекта (удетей старшего возраста)
В. тахипноэ, цианоз, раздувание крыльев носа,
Г. нарушение носового дыхания и кашель
Д. одышка с участием вспомогательной мускулатуры
2. К методам интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности ОДН относятся все
нижеперечисленные средства, кроме :
А. восстановление проходимости дыхательных путей
Б. ИВЛ, оксигенотерапия
В. антибактериальная терапия при инфекции дыхательных путей
Г. внутривенное введение иммуноглобулина
Д. парентеральное введение кортикостероидов и бронхолитиков
3. Показаниями к ИВЛ при острой дыхательной недостаточности являются все ниже указанные
состояния, кроме:
А. выраженные нарушения сознания (кома, сопор)
Б. нарастающая гиповентиляция
В. утомление дыхательных мышц
Г. острая сердечно-сосудистая недостаточность
Д. судороги
4. К принципам терапии ОДН у детей относится все ниже указанное, кроме:
А. поддержание проходимости дыхательных путей
Б. оксигенотерапия
В. ликвидация нарушений КОС
Г. улучшение гемодинамики, функции тканевого дыхания
Д. помещение ребенка в барокамеру, вибрационный массаж
5.Причинами развития обструктивной дыхательной недостаточности относятся все перечисленные состояния, кроме:
А. бронхиолит
Б. стеноз гортани
В. эпиглотитт
Г. пневмония
Д. приступ бронхиальной астмы
6.Причинами развития рестриктивной дыхательной недостаточности являются: (3 ответа)
А. выпотной плеврит
Б. бронхиальная астма
В. идиопатический фиброзирующийальвеолит
Г. синдром Картагенера
Д. острая долевая пневмония
7. Для обструктивной дыхательной недостаточности характерны: (4 ответа)
А. снижение пробы Тиффно
Б. снижение общей емкости легких, остаточного объема легких
В. снижение пневмотахометрии выдоха
Г. снижение максимальной вентиляции легких
Д. увеличение остаточного объема легких
8. Под термином "дыхательная недостаточность" принято понимать:
А. нарушение бронхиальной проходимости
Б. расстройство гемодинамики в малом круге кровообращения
В. нарушение вентиляции, транспорта и утилизации кислорода в лёгких
Г. нарушение газотранспортной функции крови
Д. нарушение тканевого метаболизма кислорода
9. Брадипноэ-это
A. редкое дыхание
Б. частое глубокое дыхание
В. частое, поверхностное дыхание
Г. периодическое дыхание
Д. остановка дыхания
10.О развитии дыхательной недостаточности свидетельствует:
А. разнокалиберные влажные хрипы
Б. амфорическое дыхание
В. укорочение перкуторного звука
Г. сухие хрипы
Д. одышка с втяжением уступчивых мест грудной клетки
Эталоны ответов
к тестовым заданиям по теме №2 «Острая дыхательная недостаточность»
№ тестового задания | Эталон ответа |
А | |
Б | |
Б,В,Г | |
Д | |
Г | |
В,Г,Д | |
А,В,Г,Д | |
В,Г,Д | |
А | |
Д |
|
2. Цель занятия:сформировать навыков синдромной диагностики и оказания неотложной помощи острых аллергических реакций у детей.
3. Задачи обучения:
1. Разъяснить этиологию, патогенез, клинику и диагностику острых аллергических реакций у детей;
2. Разобрать патогенез, клинику и диагностику анафилактического шокау детей;
3. Объяснить патогенез, клинику и диагностику отека Квинке у детей;
4. Объяснить патогенез, клинику и диагностику крапивницы у детей;
5. Научить оказывать неотложную посиндромную терапию приразличных вариантах острых аллергических реакций у детей.
6. Развить навыки коммуникативного общения с пациентами, их родителями и коллегами.
7. Стимулировать у студента стремление к саморазвитию, изучению профессиональной литературы
Основные вопросы темы:
1. Определение понятия острых аллергических реакций.
2. Определение понятия «анафилактический шок».
3. Основные клинические симптомы анафилактического шока.
4. Определение понятия «отек Квинке».
5. Основные клинические симптомы отека Квинке.
6. Определение понятия «крапивница».
7. Основные клинические симптомы крапивницы.
8. Определение понятия «синдром Лайелла».
9. Основные клинические проявления синдрома Лайелла..
10. Принципы оказания неотложной помощи при острых аллергических реакциях у детей.
5. Методы обучения и преподавания: Устный опрос, презентации, рефераты, тесты, решение ситуационных задач. Работа в отделениях клиники
6.Литература основная:
1. Шабалов Н.П. Детские болезни, 2 тома, Сп-б, 2010.
2. Детские болезни: учебник+СД/под ред.А.А.Баранова, 2 изд. М., 2007.
3. Учайкин.В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 (интернет-ресурсы).
4. Неотложная терапия в педиатрии. Практическое руководство. Под.ред. В.А. Михельсона. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Дополнительная:
1. Геппе Н.А. Педиатрия: учебник+СД. М., 2009. – 352 с.
2. Неотложные состояния в педиатрии / Петрушина А.Д. с соавт., М. «Мед. книга», 2007 (интернет-ресурсы)
3. Неотложные состояния./ Учебно-методическое пособие. Днепропетровск, ДГМА, 2006
4. Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи детям на госпитальном этапе. Под.ред. А.Г. Мирошниченко, В.М. Шайтор. СПб Невский проспект. 2005.(интернет-ресурсы)
5. Стандарты по оказанию скорой медицинской помощи детям на госпитальном этапе. Под.ред. А.Г. Мирошниченко, В.М. Шайтор. СПб Невский проспект. 2006. (интернет-ресурсы)
На английском языке основная:
- Nelson Pediatrics textbook 17 International edition, 2011.
- Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2010.
3. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2010
Дополнительная:
1. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised and Enlarged, 2012.
Контрольные вопросы:
1.Основные причины развития острых аллергических реакций у детей.
2. Патогенез развития острых аллергических реакций.
3. Виды аллергических реакций у детей.
4. Определение понятия острых аллергических реакций.
5. Определение понятия «анафилактический шок».
6. Основные клинические симптомы анафилактического шока.
7. Определение понятия «отек Квинке».
8. Основные клинические симптомы отека Квинке.
9. Определение понятия «крапивница».
10. Основные клинические симптомы крапивницы.
11. Определение понятия «синдром Лайелла».
12. Основные клинические проявления синдрома Лайелла..
13. Принципы оказания неотложной помощи при острых аллергических реакциях у детей.
Тестовые задания
1. К острым аллергическим реакциям относятся состояния, за исключением: (2 ответа)
А. анафилактического шока
Б. нейродермита
В. отека Квинке
Г. крапивницы
Д. бронхиальной астмы
2. Причинами развития острых аллергических реакций у детей являются: (3 ответа)
А. введение лекарственных препаратов
Б. укусы насекомых
В. вирусные инфекции
Г. пищевые агенты
Д. очаги хронической инфекции
3. Основными проявлениями анафилактического шока являются следующие синдромы: (2 ответа)
А. синдром дыхательной недостаточности
Б. синдром ферментативной недостаточности
В. синдром острой сосудистой недостаточности
Г. синдром почечной недостаточности
Д. синдром надпочечниковой недостаточности.
4. Основным клиническим проявлением отека Квинке является:
А. тахикардия
Б. одышка
В. ограниченный отек
Г. акроцианоз
Д. гипертермия
4. Основным клиническимисимптомами крапивницы являются: (3 ответа)
А. кожный зуд
Б. местная гиперемия
В. высыпания в виде волдырей
Г. цианоз кожи
Д. петехиальная сыпь
5. Симптомокомплекс в виде появления на коже больших пузырей с серозным содержимым,
которые быстро вскрываются с появлением обширных эрозий ярко красного цвета, характерен для:
А. отека Квинке
Б. крапивницы
В. синдрома Лайелла
Г. анафилактического шока
Д. атопического дерматита.
6. Симптомокомплекс, возникший после введения лекарственного препарата в виде внезапной
резкой слабости, бледности кожныхпокровов, холодного липкого пота, падения артериального давления, нитевидного пульса, потери сознания характерен для:
А. отека Квинке
Б. крапивницы
В. синдрома Лайелла
Г. анафилактического шока
Д. бронхиальной астмы
7. Неотложная помощь при анафилактическом шоке включает введение следующих препаратов:
(ответа)
А. глюкокортикостероидов
Б. антибиотиков
В. адреномиметиков
Г. антигистаминных
Д. антиаритмических
8. Антигистаминным эффектом обладают следующие препараты: (3 ответа)
А. кларитин
Б. аминазин
В. лидокаин
Г. зиртек
Д. супрастин
9. При аллергической реакции на пенициллин необходимо в качестве антидота ввести
следующий препарат:
А. пипольфен
Б. унитиол
В. димедрол
Г. пенициллиназу
Д. адреналин.
адание 2.
Заполните таблицу«Основные клинические проявления анафилактического шока (АШ)
в зависимости от степени»
Степень АШ | Клинические проявления |
I степень | |
II степень | |
III степень | |
IV степень |
Эталоны ответов