К практическим занятиям по инфекционным болезням для лечебного факультета

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Минздрава России

Кафедра инфекционных болезней

Методические рекомендации для

Выполнения самостоятельной

Внеаудиторной работы студентов

к практическим занятиям по инфекционным болезням для лечебного факультета

(5 курс)

Владикавказ 2016

Тема «Тифо-паратифозные заболевания»

I. Вопросы для самоконтроля

1. Определение ТПЗ

2. Этиология ТПЗ

3. Эпидемиология ТПЗ

4. Патогенез и патологическая анатомия ТПЗ

5. Клинические картина ТПЗ

6. Диагностика ТПЗ

7. Лечение ТПЗ

II. Целевые задачи

Студент должен знать:   1. План обследования больного 2. Этиологию и эпидемиологию ТПЗ 3. Звенья патогенеза брюшного тифа и паратифов А и В. 4. Патоморфологические изменения, характерные для ТПЗ. 5. Классификацию клинических форм ТПЗ 6. Клиническое течение брюшного тифа 7. Клинические отличия паратифа А и В от брюшного тифа 8. Осложнения 9. Лабораторное обследование и дифференциальную диагностику ТПЗ 10.Принципы терапии ТПЗ 11.Диспансеризация реконвалесцентов 12.Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания     Студент должен уметь: 1. правильно собрать анамнез и произвести осмотр больного 2. выявить эпидемиологический анамнез 3. на основании клинических, анамнестических данных и эпиданамнеза правильно поставить диагноз, оценить тяжесть состояния больного 4. дать оценку результатам лабораторных исследований 5. провести дифференциальный диагноз в начальном периоде и в периоде разгара 6. организовать наблюдение за контактными лицами в эпидочаге 7. осуществить реабилитационные мероприятия реконвалесцентам в условиях поликлиники. 8. провести разъяснительную работу по профилактике ТПЗ Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).     Дополнительная. 1. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В.- СПб., Фолиант, 2005 2. Белозеров Е.С. Брюшной тиф и паратифы. М., 1978 3. Отараева Б.И. Тифо-паратифозные заболевания. Владикавказ, 2010.    

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Охарактеризуйте возбудителей БТ и паратифов А и В

2. Перечислите эпидемиологические особенности современного БТ и паратифов А и В

3. Перечислите основные звенья патогенеза ТПЗ

4. Какие морфологические изменения характерны для ТПЗ? Перечислите все патоморфологические периоды

5. Какими клиническими проявлениями характеризуется начальный период брюшного тифа?

6. Назначьте лечение больному с диагнозом: Брюшной тиф, типичное течение; средняя степень тяжести.

7.Диагностика и лечение кишечного кровотечения, осложнившего течение брюшного тифа.

8.Укажите методы лабораторной диагностики брюшного тифа и сроки их проведения.

Тема «Сальмонеллез»

I. Вопросы для самоконтроля

1. Определение сальмонеллеза

2. Этиологию и эпидемиологию сальмонеллеза

3. Клиническую классификацию сальмонеллеза

4. Патогенез сальмонеллеза

5. Возможные осложнения сальмонеллеза

6. Дифференциальная диагностика

7. Принципы диагностики и лечения

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. План обследования больного 2. Этиологию и эпидемиологию сальмонеллеза 3. Звенья патогенеза, механизмы развития диарейного синдрома 4. Классификацию клинических форм сальмонеллеза 5. Течение и прогноз сальмонеллеза 6. Осложнения 7. Диагностику и дифференциальную диагностику сальмонеллеза 8. Принципы терапии, неотложные мероприятия при синдромах инфекционного токсикоза 9. Критерии выздоровления, правила выписки и диспансеризации 10. Противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге сальмонеллезной инфекции   Студент должен уметь: 1. Провести обследование больного, выявить диагностически значимую информацию для подтверждения сальмонеллеза 2. Выявить характерные клинические симптомы сальмонеллеза и объяснить их патогенез 3. Обосновать предварительный диагноз и провести дифференциальный диагноз с другими заболеваниями, имеющими схожую клиническую симптоматику 4. Оценить тяжесть течения и выявить осложнения болезни 5. Назначить обоснованное лабораторное обследование , дать правильное толкование их результатов. 6. Формулировать диагноз с указанием клинической формы, тяжести течения, наличия осложнений.   Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).   Дополнительная. 1. Схемы лечения инфекции под. ред. С.В. Яковлева, 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В., СПб., 2008 3. Отараева Б.И. Сальмонеллез. Владикавказ, 2008.  

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Назовите известные вам виды сальмонелл и основные факторы патогенности возбудителя.

2. Допишите недостающие слова в ниже следующем тексте:

Сальмонеллез является , так как резервуаром и источником возбудителя являются . Основной механизм передачи - , который реализуется в основном путем, а также и путями. Факторами передачи являются

3. Составьте схему патогенеза сальмонеллеза. Чем обусловлены диарейный синдром и синдром общей интоксикации при сальмонеллезе?

4. Какие формы сальмонеллеза выделяют в зависимости от клинических особенностей?

5. Назовите признаки, отличающие сальмонеллез от ПТИ другой этиологии.

6. Дополните:

Бактерионосительство может быть:

а)

б)

в)

7. Каковы особенности иммунитета при сальмонеллезе?

8. Укажите препараты, которые необходимо назначить больному с диагнозом: сальмонеллез, гастроинтестинальная форма, гастритический вариант.

Тема «ПТИ»

I. Вопросы для самоконтроля.

1. Определение ПТИ

2. Этиология ПТИ

3. Классификация ПТИ

4. Патогенез ПТИ

5. Клинические проявления ПТИ различной этиологии

6. Диагностика и лечение

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Определение ПТИ 2. Этиологию ПТИ 3. Классификацию ПТИ 4. Патогенез ПТИ 5. Клинические проявления ПТИ 6. Методы диагностики и принципы лечения   Студент должен уметь: 1. Правильно собрать анамнез болезни, и, произведя осмотр больного, выявить наиболее значимые для диагноза ПТИ признаки заболевания. 2. Целенаправленно изучить эпидемиологический анамнез больного, выявить диагностически значимую информацию. 3. Назначить лабораторное обследование, организовать и провести забор материала для лабораторных исследований. 4. Дать оценку результатам лабораторных методов обследования 5. Провести дифференциацию со сходными инфекционными, а также неинфекционными заболеваниями 6. Определить показания для госпитализации 7. Осуществить лечение больного в домашних условиях 8. Организовать работу в эпид. очаге по месту жительства Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).     Дополнительная. 1. Схемы лечения. инфекции под. ред. С.В. Яковлева, 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В. СПб., 2005. 3. Пищевая токсикоинфекция. Мет. пособие под редакцией Суановой Р.Б., Отараевой Б.И., г.Владикавказ, 2008

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Дайте определение понятия «пищевая токсикоинфекция»

2. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

Наиболее частыми возбудителями болезни являются:

Clostridium perfringens,

Proteus vulgaris (назовите еще не менее 5 возбудителей ПТИ)

3. Допишите недостающие слова в нижеследующем тексте:

ПТИ относятся к … , так как источниками возбудителей могут быть как… , так и…

4. Составьте схему патогенеза ПТИ.

5. Чем определяется степень тяжести болезни? (назовите основные синдромы и симптомы, определяющие их выраженность).

6. Назовите основные клинические проявления стафилококковой ПТИ и возможные осложнения.

7. Схематически изобразите патогенез ПТИ.

Тема «Бактериальная дизентерия»

I. Вопросы для самоконтроля.

1. Причины развития бактериальной дизентерии

2. Патогенез бактериальной дизентерии

3. Клиническая картина

4. Лечение бактериальной дизентерии

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Понятие о бактериальной дизентерии 2. Этиологию бактериальной дизентерии 3. Классификацию бактериальной дизентерии 4. Патогенез указанного заболевания 5. Клинику бактериальной дизентерии 6. Показания к госпитализации 7. Лечение   Студент должен уметь: 1. Правильно собрать анамнез болезни и выявить наиболее значимые для диагноза дизентерии признаки заболевания 2. Изучить эпидемиологический анамнез 3. Выявить основные синдромы заболевания и выделить ведущий из них 4. Визуально оценить характер испражнений и рвотных масс 5. Произвести забор испражнений для бактериологического исследования 6. Обосновать диагноз, оценить тяжесть состояния больного 7. Дать оценку результатам лабораторных методов обследования 8. Провести дифференциацию со сходными инфекционными, а также неинфекционными заболеваниями 9. Установить показания к госпитализации 10. Осуществить лечение больного в домашних условиях 11. Иметь представление о технике проведения ректороманоскопии , знать показания для их проведения   Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).     Дополнительная. 1. Схемы лечения. Инфекции под. ред. С.В. Яковлева, М., 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных болезней. Лобзин Ю.В., СПб.,2000 3. Отараева Б.И. Цуциева В.В. Пособие для студентов старших курсов мед. вузов. Владикавказ, 2008. 5. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции. М., Медицина, 2001    

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Бактериальная дизентерия -

2. Назовите возбудителей дизентерии и укажите их свойства.

3. Допишите недостающие слова:

Дизентерия – это типичный

Источником инфекции является , а также

Основной механизм передачи дизентерии , который реализуется:

а)

б)

в)

4. Основные клинические проявления колитического варианта острой дизентерии -

5. Каким является постинфекционный иммунитет при дизентерии.

6. Продолжите заполнение таблицы, которая отражает клиническую классификацию бактериальной дизентерии по вариантам:

форма Клинический вариант течение Этиология
Острый шигеллез     Хронический шигеллез   Шигеллезное бактерионоси тельство        

7.Классификация дизентерии включает:

8. Укажите основные принципы профилактики дизентерии.

Тема: «Холера»

I. Вопросы для самоконтроля

1. Определение холеры

2. Этиология холеры

3. Эпидемиология холеры

4. Патогенез и патологическая анатомия холеры

5. Клинические проявления холеры

6. Лечение холеры

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1.План обследования больного 2. Этиологию и эпидемиологию холеры 3. Звенья патогенеза, механизм развития диарейного синдрома 4. Клиническую картину холеры 5.Степени обезвоживания при холере 6. Осложнения 7.Диагностику и дифференциальную диагностику 8.Принципы регидратационной терапии Студент должен уметь: 1. правильно собрать анамнез и произвести осмотр больного, выявить характерные клинические признаки холеры 2. организовать забор и доставку материала для бактериологического исследования 3. поставить предварительный диагноз определить степень обезвоживания по клиническим и лабораторным данным 4. диагностировать осложнения холеры (гиповолемический шок, острая почечная недостаточность) 5. провести дифференциальный диагноз со сходными по клиническим проявлениям инфекционными и неинфекционными болезнями 6. с учетом степени обезвоживания назначить регидратационную терапию 7. оценить адекватность проводимой терапии по исчезновению клинических симптомов обезвоживания и нормализации лабораторных показателей 8. выписать основные регидратационные р-ры 9. провести противоэпидемические мероприятия в очаге холеры с учетом действующих в конкретных условиях путей и факторов передачи Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).   Дополнительная. 1. Схемы лечения инфекции под. ред. С.В. Яковлева, 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В. СПб., 2005  

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. К какой группе инфекций относится холера в зависимости от эпидемиологических особенностей?

2. Каким биотипом холерного вибриона обусловлена современная пандемия холеры, в чем его особенности как этиологического фактора?

3. Назовите факторы патогенности возбудителя. Какие особенности патогенеза определяют тяжесть течения и эпидемическую опасность холеры

4. Выберите правильный ответ:

Источником возбудителя холеры являются

- больной холерой

- вибрионоситель

- больной с холероподобной диареей

- носитель НАГ- вибрионов

- птицы с холероподобной диареей

5. Как вы считаете: кто представляет эпидемиологическую опасность для окружающих:

- больной типичной формой холеры

- больной атипичной формой холеры

- транзиторный вибрионоситель

6. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте

Назовите:

- механизм передачи…

- пути его реализации…

- путь передачи…

7. Какие растворы применяются для регидратации? Как дозируется объем вводимых растворов?

8. Составьте ситуационную задачу, из которой бы следовало, что у больного диагноз: Холера. Обезвоживание III степени.

Тема «Ботулизм»

I. Вопросы для самоконтроля.

1. Определение ботулизма

2. Этиология ботулизма

3. Эпидемиология ботулизма

4. Патогенез и патологическая анатомия ботулизма

5. Клинические проявления ботулизма

6. Лечение ботулизма

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1.Этиологию и эпидемиологию ботулизма 2.Патогенез ботулизма 3.Клиническую классификацию и характеристику различных клинических форм болезни 4.Методы диагностики ботулизма 5.Методы этиопатогенетической терапии 6.Мероприятия в очаге инфекции и вопросы профилактики     Студент должен уметь: 1. Правильно собрать анамнез. 2. Детально выяснить существенные сведения эпидемиологического анамнеза 3. Провести объективное исследование больного 4. Анализировать объективные и субъективные данные с целью установления диагноза 5. Дифференцировать ботулизм от сходных заболеваний 6.Оказать экстренную врачебную помощь больному ботулизмом в домашних условиях 7.Правильно собрать необходимый материал для лабораторных исследований 8.Провести дезинтоксикационную терапию 9.Провести разъяснительную работу среди населения по профилактике ботулизма   Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).   Дополнительная. 1. Схемы лечения инфекции под. ред. С.В. Яковлева, 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В. М., 2005. 3. Отараева Б.И. , Отараева Н.И., Бутаев Т.М. Ботулизм. Владикавказ, 2008.  

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Каковы особенности возбудителя ботулизма? Укажите свойства токсина.

2. Каковы особенности эпидемиологии ботулизма?

3. Перечислите основные звенья патогенеза ботулизма и механизм действия ботулотоксина.

4. Какие неврологические синдромы наблюдаются при ботулизме и каковы их клинические проявления?

5. Составьте таблицу дифференциальной диагностики ботулизма с острым нарушением мозгового кровообращения

Клинические признаки ботулизм Острое нарушение мозгового кровообращения
       

6. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

Критерием тяжелого течения считается множественность неврологических проявлений:

- нарушение глотания

- нарушение …

- развитие паралича… , приводящее к остановке …

7. Опишите механизм действия ботулотоксина.

Тема: «Менингококковая инфекция»

I. Вопросы для самоконтроля:

1. Этиология менингококковой инфекции.

2. Эпидемиология менингококковой инфекции.

3. Патогенез и патологическая анатомия менингококковой инфекции.

4. Классификация форм менингококковой инфекции.

5. Менингеальный синдром. Характеристика симптомов, входящих в менингеальный синдром.

6. Дифференциальная диагностика менингококковой инфекции в зависимости от клинической формы.

7. Осложнения менингококковой инфекции.

8. Клиника отека мозга, менингоэнцефалита, инфекционно-токсического шока.

9. Диагностика менингококковой инфекции.

10. Лечение различных форм менингококковой инфекции.

11. Неотложная терапия осложнений менингококковой инфекции.

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: · Современную эпидемиологическую ситуацию в России и мире · Основные вопросы этиологии, иммунопатологии и эпидемиологии менингококковой инфекции (МИ) · Основные патогенетические механизмы развития различных форм МИ и ее осложнений · Основные клинические проявления различных форм МИ · Причины развития различных осложнений МИ · Заболевания, с которыми приходится проводить дифференциальный диагноз МИ в зависимости от клинической формы · Методы лабораторной диагностики МИ (специфические и неспецифические) · Принципы и тактику лечения при различных формах МИ, в том числе и ее осложнений · Меры профилактики МИ и мероприятия в очаге Студент должен уметь: · При первичном осмотре больного выявлять характерные симптомы заболевания и решить вопрос о госпитализации · Целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез у больного · Провести клиническое обследование больного с различными формами МИ, составлять алгоритм лабораторного обследования больного с МИ · Выявить наличие и степень выраженности менингеального синдрома · Клинически интерпретировать результаты данных лабораторных исследований (спинномозговой жидкости) · Провести дифференциальную диагностику менингококкового менингита и менингитов др. этиологии · Сформулировать развернутый клинический диагноз · Назначить адекватную терапию больному с различными формами МИ · Оценить эффективность проводимой терапии и критерии выписки из стационара · Оказать неотложную помощь при развитии осложнений МИ · Осуществлять консультирование и провести мероприятия в очаге МИ Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).   Дополнительная. 1. Схемы лечения инфекции под. ред. С.В. Яковлева, 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В. М., 2005. 3. Отараева Б.И. , Темирова Т.К., Менингококковая инфекция. Владикавказ, 2008.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

Наши рекомендации