РАБОТА № 4 Анализ электроэнцефалограммы

Цель работы: Знакомство с методикой электроэнцефалографии.

Наиболее широко распространенным способом регистрации (как в клинических, так и лабораторных условиях) суммарной биоэлектрической активности различных отделов головного мозга человека является регистрация ее с помощью чернильно пишущего аппарата специального назначения электроэнцефалографа. При этом способе биотоки головного мозга регистрируются непосредственно с поверхности черепа с помощью электродов, накладываемых на кожу головы. Биоэлектрические явления на ЭЭГ человека могут быть выражены периодическими и апериодическими волнами различного вольтажа и частоты. Выделяют несколько видов периодических колебаний потенциала коры головного мозга человека: альфа, бета, тета и дельта волны.

Ход работы:Регистрацию проводят в специальной экранированной камере, предохраняющей объект от воздействия внешних электрических и магнитных полей. Электрические колебания мозга отводят с помощью специального электродного устройства, который состоит из отводящих электродов и держателя электродов в виде шлема. Электроды должны обеспечивать надежный контакт с кожей и не иметь большого сопротивления.

Приступают к записи ЭЭГ при разного рода воздействиях на испытуемого:

1. Просят испытуемого расслабить мышцы и закрыть глаза. Спустя несколько минут, наблюдают появление на ЭЭГ альфа – ритма. Просят испытуемого открыть глаза и наблюдают депрессию альфа-ритма.

2. Устанавливают на фотофоностимуляторе частоту подачи световых сигналов 20гц и соединяют его с ЭЭГ для записи моментов подачи световых стимулов.

3. Просят испытуемого расслабить мышцы и закрыть глаза. Через несколько минут, когда на записи появится отчетливо выраженный альфа-ритм, включают звуковой раздражитель в форме тона. Наблюдают наступившие изменения.

Ответьте на вопросы:1. Какое функциональное состояние характеризует альфа-ритм?

2. Какие изменения в ЭЭГ будут наблюдаться под влиянием болевого раздражения?

Работа № 5.Зарисовка схем и таблиц

РАБОТА № 4 Анализ электроэнцефалограммы - student2.ru

РАБОТА № 4 Анализ электроэнцефалограммы - student2.ru

РАБОТА № 4 Анализ электроэнцефалограммы - student2.ru

РАБОТА № 4 Анализ электроэнцефалограммы - student2.ru

РАБОТА № 4 Анализ электроэнцефалограммы - student2.ru

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ 8

Тема: Процессы торможения в ЦНС.

Количество часов: 4

Курс: 2

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Составитель:

Старший преподаватель Коппель Т.А.

Астана, 2010г.

1. Тема:Процессы торможения в ЦНС.

2. Цель: Процессы торможения в ЦНС играют не менее важную роль по сравнению с процессами возбуждения, протекающими в нервной системе. Основная роль процессов торможения заключается в их защитной функции, предохраняющей нервную систему от перенапряжения. Для понимания механизмов торможения необходимо знать локализацию первичных спинномозговых центров, обеспечивающих тормозные процессы и физиологические механизмы, обусловливающие включение того или иного вида торможения.Для полного представления рефлекторной регуляции вегетативных функций необходимы знания общей характеристики вегетативной нервной системы (ВНС).

3. Задачи обучения: Ознакомить студента с закономерностями возникновения торможения.

Сформулировать закономерности участия спинного мозга в общей системе регуляции и значение тормозного процесса в ЦНС как охранительного механизма от различного рода перенапряжения организма. Научить студента определять и воспроизводить клинически важные физиологические рефлексы и моделировать центральное торможение по И. М. Сеченову. Сформулировать значение ВНС в регуляции функций различных систем организма и в интеграции их деятельности.

4. Основные вопросы темы:

1. Процессы торможения в центральной нервной системе. Сеченовское торможение.

2. Современные представления о механизмах центрального торможения.

3. Основные виды торможения - постсинаптическое, пресинаптическое, пессимальное, торможение вслед за возбуждением, реципрокное, латеральное, тормозная зона, возвратное.

4. Функциональные особенности соматической и автономной нервной системы.

5. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы автономной нервной системы.

6. Принципы организации эфферентного звена вегетативных рефлексов. Механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях.

7. Вегетативные синапсы, циторецепторы и блокаторы. Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинергические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ.

8. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

9. Участие автономной нервной системы в интеграции функции при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.

5. Методы обучения и преподавания: все практические работы проводятся в малых группах.

Раздаточный материал необходимо взять у преподавателя (электронный вариант или на бумажном носителе):

1. Опыт Гольца

2. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (Сеченовское торможение).

3. Висцеральные рефлексы.

4. Сосудистые рефлексы. Местный дермографизм.

5. Исследование зрачкового рефлекса. Прямая реакция зрачков на свет.

6. Кожные рефлексы: пиломоторный рефлекс или рефлекс "гусиной кожи"

7. Зарисовка схем и таблиц:

"Пресинаптическое торможение", "Возбуждающией и тормозной синапсы и их потенциалы",

" Тормозные процессы в нервных сетях центра"

6. Литература: Лекции по теме.

Основная:

1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009.

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.

3. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д., Нормальная физиология: учебник + СД-диск – М., 2006. – 696 с.

4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007.

5. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009.

Дополнительная:

1. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

3. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007.

4. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007.

7. Контроль: решение ситуационных задач

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

Кафедра физиологии

Наши рекомендации