Обучение естественным родам
Если женщина собирается рожать в каком-то определенном роддоме, то лучшевсего, если обучение проводится в нем же и тем же персоналом, который будетпринимать роды. Это поспособствует установлению доверия между пациенткой имедперсоналом. Если же это невозможно, то будущим родителям следует хотя быознакомиться с местом, где будут проходить роды, и встретиться с теми, ктобудет помогать. Для подготовительных занятий необходимо наличие: 1) достаточно большого помещения для проведения урока одновременно, покрайней мере, с пятнадцатью парами; 2) кинопроектора и учебных фильмов; 3) настенной доски; 4) библиотеки с богатым выбором книг и учебных пособий, посвященных родам; 5) различных схем; 6) разнообразных учебных аудио- и видеоматериалов; 7) персонала, активно работающего в родильном и послеродовом отделенияхбольницы. Кроме всего прочего, персоналу роддома или родильного центра должны оказыватьактивную помощь врачи из других лечебных отделений. Таким образом, весьмедицинский персонал, который вступает в контакт с пациенткой, знакомит ее спринципами естественных родов данного родильного центра. Как результат -непрерывная забота о матери и ребенке, начинающаяся со встречи в приемномпокое и заканчивающаяся выпиской в кабинете врача. В идеале обучение должно состоять из четырех основных частей: 1) восемь двухчасовых занятий на ранних сроках беременности; 2) восемь двухчасовых занятий на поздних сроках беременности (итогошестнадцать занятий до родов); 3) обучение непосредственно в медицинском учреждении во время послеродовогопребывания; 4) четыре двухчасовых специальных семинара, отведенных для дискуссий,вопросов, ответов и советов, направленных на то, чтобы помочь молодой материи новорожденному. Занятия на ранних сроках беременности. Очень важно, чтобы это обучениеначиналось, как можно раньше - по крайней мере, не позднее конца первоготриместра, дабы будущие родители смогли на практике использовать полученныезнания и сделать все возможное для нормального течения беременности иуспешных родов. Весь период времени от зачатия до первых девяти месяцев жизниребенка должен преподноситься на занятиях, как цепь непрерывныхвзаимосвязанных событий. Родители должны понимать, что роды - это хотя иважная веха на пути оптимального развития ребенка, но все же не единственная.Подчеркнуть эту концепцию необходимо уже на первом же занятии. Тогда жепроводится и экскурсия по больнице. Кроме того, на первом занятии изучаютсянекоторые упражнения (покачивание тазом, удобные позы, правильная посадка) испособы релаксации. Второе занятие посвящается питанию, качеству продуктов, причем молодымродителям следует указать на необходимость по возможности избегать очищенныхпродуктов и сахара. Важность правильного питания рассматривается не только сточки зрения внутриутробного развития ребенка, но и как залог его правильногоразвития в будущем. Нет более удачного времени для обучения молодой парыправильному питанию, чем ранние сроки беременности, ведь именно тогдасоздается стереотип питания будущего ребенка. Это идеальное время дляродителей оценить собственные потребности в питании и выработатьсоответствующие принципы на всю жизнь. Дополнительные занятия должны включать обсуждение различных аспектовсексуальных отношений; проблем грудного вскармливания; методов стимулированияэмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка от рождениядо девяти месяцев жизни; профилактики заболеваний и ухода за ребенком; помощив экстремальных условиях; мер безопасности для ребенка в машине и дома и томуподобное. Одно занятие следует посвятить теме "Питание новорожденного", накотором необходимо обсудить вопросы питания во время беременности и кормлениягрудью. В учебных классах всегда должны быть в наличии учебные материалы и книги,чтобы будущие родители могли более подробно изучить интересующие их вопросы.Во время занятий особый упор следует делать на способах релаксации, посколькудля многих родителей выработка умения правильно расслабить мышцы требуетбольшой практики. Правда, некоторые усваивают ее достаточно быстро. Но длятех, у кого возникают затруднения, дополнительные недели упражнений имеютнеоценимое значение. Если человек однажды освоит способы релаксации, то вбудущем он сможет плодотворно использовать эти знания всю жизнь - к примеру,для того, чтобы быстро заснуть или более эффективно использовать краткиеминуты отдыха днем. Эти занятия на ранних сроках беременности помогают мужьям осознать, что импредоставляется полная возможность содействовать женам во время беременности,родов и ухода за новорожденным ребенком, а также понять, какие факторы влияютна эмоциональный, умственный и физический потенциал ребенка. Если этотматериал дается достаточно рано, то у родителей будет время проработать его втечение более спокойных месяцев перед родами. Молодые родители, ожидающиесвоего первого ребенка, обычно с большой охотой стараются изучить все, чтотолько можно. С другой стороны, эти занятия дают возможность педиатрам, психологам,воспитателям, социологам, а также представителям других наук проводить вжизнь свои знания, отвечая на вопросы родителей. Занятия на поздних сроках беременности. Эти восемь занятий посвящаютсяобучению родителей способам согласованных действий группы во время самихродов. В этот цикл входит: 1) введение понятия помощника и объяснения его роли, объяснение механизмасхваток и родов; 2) первый период родов, упражнения, релаксация, техника правильного дыхания,демонстрируется учебный фильм; 3) обсуждение всевозможных проблем, например, необходимость наблюдения заплодом, кесарево сечение, желтуха новорожденного; 4) завершение первого периода родов, переходный период, упражнения,демонстрация кинофильма; 5) второй период родов, слайды, экскурсия по больнице; 6) повторение пройденного, имитация потуг, фильм; 7) неразрывные узы, послеродовой уход, пребывание в больнице, фильм; 8) выступление приглашенного для родителей лектора. Обучение в больнице. Во время пребывания в больнице проводятся дальнейшиезанятия, на которых подчеркивается важность нерасторжимой связи родителей сноворожденным. Родителям дается информация о необходимости планирования всемье, дальнейшие сведения о питании и кормлении грудью. Родителей учаткупать и пеленать ребенка, и т.д. В это время важно не забывать о братьях исестрах будущего новорожденного. Послеродовой период. Эти четыре занятия - один раз в неделю для молодыхматерей и их малышей в возрасте до трех месяцев - касаются их новогоположения. В этом плане очень полезны советы опытных матерей, которые скажут,как преодолеть бессонные ночи, что делать, если ребенок плачет, как правильнокормить его, когда он должен спать и т.д. Эти неформальные встречи частоспособствуют тому, что между участниками устанавливаются дружеские отношения,которые продолжаются потом долгие годы. В дополнение к четырем перечисленным разделам обучения можно предложитьнекоторые дополнительные специальные занятия. Для тех, кто знает, что ихожидает кесарево сечение, полезно провести дополнительное занятие именно поэтой теме, на котором также необходимо рассмотреть роль отца. Весьма полезны занятия для братьев и сестер новорожденных, даже если они небудут присутствовать при родах. И в самом деле, родителям очень важнопонимать, что чувствуют их дети, да и самим братьям и сестрам необходимоподготовиться к появлению нового члена семьи. Можно показать небольшой фильмо том, как младенец развивается в утробе матери и как он появляется на свет.При этом будет лучше, если во время демонстрации фильма преподавательрасположится рядом с детьми. Пусть дети свободно беседуют и высказывают своисоображения, задают вопросы. А после занятий, дома, пусть нарисуют, как онипредставляют себе малыша, и затем принесут на следующее занятие. После сериизанятий детям можно дать маленькое удостоверение. Если сестры и братья будутприсутствовать при родах, им необходимы дополнительные инструкции. Одно занятие можно провести для бабушек и дедушек или для других, кто будетприсутствовать при родах. В неформальной обстановке обсуждаются вопросы оестественных родах, о том, чего можно ожидать при родах. При этом, хорошо,если участники беседы будут свободно высказывать свои мнения и задаватьвопросы, формулировать свои соображения о судьбе молодого поколения.