Занятие 1. Производство в суде кассационной инстанции
1. Понятие и значение производства в суде кассационной инстанции. Предмет судебного разбирательства в кассационном порядке.
2. Право на обращение в суд кассационной инстанции. Порядок подачи кассационных жалобы, представления.
3. Поворот к худшему при пересмотре приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции.
4. Действия суда кассационной инстанции при поступлении кассационных жалобы, представления.
5. Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции. Решение суда кассационной инстанции.
6. Основания отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке. Пределы прав суда кассационной инстанции.
Занятие 2. Производство в суде надзорной инстанции
1. Сущность пересмотра судебных решений в порядке надзора.
2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления.
3. Рассмотрение надзорных жалобы, представления.
4. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.
5. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
6. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Занятие 3. Возобновление производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств
1. Понятие и значение возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
2. Основания возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
3. Порядок возбуждения производства и расследования новых или вновь открывшихся обстоятельств.
4. Порядок разрешения судом вопроса о возобновлении производства по уголовному делу.
ТЕМА 15. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
Занятие 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
1. Возрастные особенности несовершеннолетних, обусловливающие особенности судопроизводства.
2. Особенности предмета доказывания.
3.Особенности возбуждения уголовных дел и предварительного расследования. Участие законных представителей несовершеннолетних в досудебном производстве по уголовному делу.
4. Особенности судебного разбирательства и исполнения приговора в отношении несовершеннолетнего.
5. Основания и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
6. Решение задач.
Задачи
1. Несовершеннолетний Сергачев при предъявлении ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК (изнасилование) заявил следователю о нежелании иметь защитника. Свой отказ мотивировал тем, что ему исполнилось 17 лет, поэтому он будет защищаться самостоятельно.
Как должен поступить следователь? Какими нормами УПК он должен при этом руководствоваться?
2. Несовершеннолетний Бугаев был задержан работниками полиции, ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК (грабеж). В ходе производства предварительного следствия следователь установил, что Бугаев обучается в колледже, прописан в общежитии данного колледжа, но там не проживал, органами полиции неоднократно задерживался за различные административные правонарушения, в том числе и за распитие спиртных напитков в общественных местах, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних местного УВД, которым неоднократно направлялись в адрес администрации колледжа сообщения о противоправном поведении Бугаева и принятии к нему мер воспитательного характера. Также было установлено, что Бугаев грубо нарушал общественный порядок в колледже – срывал учебные занятия, вел себя неуважительно с учащимися 1-го курса, однако администрация никаких мер в отношении Бугаева не принимала.
Как должен, поступить следователь, выявив указанные факты?
3. В ходе производства дознания по делу о злостном хулиганстве (по ч. 2 ст. 213 УК) дознаватель обратил внимание на необычность поведения обвиняемого Соколова и направил его на судебно-психиатрическую экспертизу. Эксперты дали заключение, что Соколов болен шизофренией, невменяем и нуждается в принудительном лечении в психиатрической больнице специального типа. Дознаватель вынес постановление о направлении дела следователю.
Оцените действия дознавателя.
4. Подсудимый Сидоров совершил преступление, будучи несовершеннолетним. В ходе предварительного расследования в качестве законного представителя Сидорова участвовала его мать. К моменту рассмотрения дела в суде ему исполнилось восемнадцать лет. При рассмотрении дела в суде прокурор заявил ходатайство об исключении из числа участников мать Сидорова, вызванную в суд в качестве законного представителя, мотивировав это тем, что подсудимый уже совершеннолетний и не нуждается в присутствии законного представителя. Защитник Сидорова возражал против невозможности участия законного представителя своего подзащитного и ходатайствовал о ее допуске, так как по этим дела обязательно участие законного представителя, который к тому же может сообщить важные сведения, касающиеся воспитания ее сына. Судья удовлетворил ходатайство прокурора, но, в свою очередь, допустил мать Сидорова в качестве свидетеля, произведя допрос об обстоятельствах интересующих защиту.
Правильны ли решения судьи?
5. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту кражи со склада готовой продукции, было установлено, что данное деяние совершил 17–летний воспитанник специализированного интерната №3 Никифоров. Проведенная комплексная психолого–психиатрическая экспертиза установила у Никифорова отставание в психическом развитии, связанное с ярко выраженной олигофренией, в силу которого он не мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий во время совершения общественно опасного деяния. Защитник Никифорова заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении его клиента.
Какое решение должен принять по данному делу следователь?
В каких случаях допускается прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетних?