Человека на его территории
Ситуация «обнаружено тело человека» всегда предшествует ситуации «обнаружен труп человека», так как тело человека может быть живым и мертвым. Мертвое тело именуется трупом. В данном параграфе будут рассмотрены действия сотрудников ИУ при обнаружении именно трупа, а не тела человека, то есть в ситуации, когда сотруднику достоверно известно, что перед ним труп. Труп может принадлежать осужденному, сотруднику ИУ, иному лицу. В большинстве случаев, сотрудники ИУ сталкиваются с ситуацией обнаружения трупа осужденного, причина смерти которого может быть насильственной, то есть связанной с воздействием на организм человека различных факторов внешней среды –– механических, химических, термических и др. Она может быть результатом убийства, самоубийства, несчастного случая. Ненасильственная смерть наступает от различных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологических и т. д.), она может быть скоропостижной и внезапной. Внезапная смерть наступает от заболевания, но при кажущемся здоровье, неожиданно для окружающих. Скоропостижная смерть констатируется на фоне забо-левания при поставленном диагнозе, и хотя каких-либо угрожающих для жизни признаков в этот период не усматривалось, но возникшее осложнение или неожиданное бурное развитие болезни внезапно вызвало смерть[6]. Например, осужденный имел заболевание туберкулез, находился в лечебно-исправительном учреждении и по истечении определенного времени, в связи с прогрессированием заболевания скончался.
Предложенную выше классификацию смертей по виду и роду важно знать как сотруднику ИУ, так и сотрудникам ОВД и следователям следственного комитета Российской Федерации, чтобы правильно излагать в служебных, процессуальных документах.
Чаще всего на территории ИУ встречается:
§ насильственная смерть как результат убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего; доведения до самоубийства;
§ ненасильственная скоропостижная смерть.
Труп осужденного лица может быть обнаружен сотрудником в результате осуществления различных видов деятельности, которые обеспечивают процесс исполнения наказания и предупреждения совершения новых преступлений, в том числе:
1. Оперативно-розыскная деятельность. Труп может быть обна-ружен по оперативной информации, получаемой от лиц, оказывающих содействие или же в ходе такого оперативно-розыскного мероприятия как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
2. Надзорная, то есть деятельность, с помощью которой осуществляется наблюдение с использованием технических средств и визуального контроля сотрудников ИУ за поведением осужденных лиц. Например, при обходе жилого помещения осужденных сотрудником ИУ был обнаружен труп осужденного.
3. Режимная деятельность, под которой предлагаем понимать в узком смысле, деятельность, направленную на профилактику, пре-дупреждение нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными, а также совершения ими и иными лицами преступлений, правонарушений на территории ИУ. Например, труп на территории ИУ может быть обнаружен при досмотре транспортных средств[7].
Обнаружить труп сотрудник ИУ может осуществляя различные виды деятельности: служебную, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную, режимную[8]. Производство каждой зависит от должности сотрудника ИУ.
Так, любой сотрудник ИУ, обнаруживший труп должен:
§ сообщить дежурному помощнику начальника колонии (ДПНК);
§ организовать и осуществить охрану того места, где обнаружен труп. Возможно, данное место может являться местом происшествия совершения преступления;
§ зафиксировать с помощью видеорегистратора методом ориен-тирующей, обзорной узловой и детальной съемки место, где обнаружен труп;
§ дождаться дежурного помощника начальника колонии.
Алгоритм предложенных действий относится к служебной деятельности.
Помните, что ситуации «обнаружен труп человека», всегда предшествует ситуация «обнаружено тело человека», поэтому в большинстве случаев следует действовать согласно алгоритму, приведенному выше (см. раздел 1). |
В ситуации обнаружения трупа главная задача сводится к установлению личности погибшего и выяснению причины смерти. Для их решения необходимо в первую очередь проводить осмотр трупа, который в настоящее время разрешается осуществлять только в уголовно-процессуальной форме, и может производиться как процессуальное (проверочное) действие, не требующее отлагательства в стадии возбуждения уголовного дела; неотложное следственное и простое следственное действие в стадии предварительного рассле-дования. Для сотрудников ИУ осмотр трупа как следственное действие имеет значение только в стадии возбуждения уголовного дела, при проверке сообщений о преступлении. Сотрудник ИУ может участвовать в осмотре трупа непосредственно и опосредованно. Непосредственно осмотр трупа могут проводить только лица, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в ИУ: начальник учреждения, заместитель начальника, курирующий вопросы безо-пасности и оперативной работой (заместитель начальника, курирующий вопросы режима и оперативной работой), начальник оперативного отдела, оперативные сотрудники, в связи с тем, что эти лица в соответствии со ст. 5, 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[9] являются органом дознания, который на основании ст. 144 УПК имеет право проводить проверку сообщений о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела[10]. Осмотр трупа является одним из уголовно-процессуальных средств проверки сообщений о преступлении. Поэтому, качество осмотра трупа зависит от владения специальными компетенциями оперативного сотрудника в лице орган дознания. Следует обратить внимание, что в настоящее время, сотрудники ИУ не берут на себя ответственности осмотреть труп. В такой ситуации они сообщают органам Следственного комитета, органам внутренних дел и дожидаются следственно-оперативную группу. Таким образом, их действия сводятся к установлению личности погибшего, проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выяснения способа «получения» смерти.
Очевидно, такие обстоятельства складываются из-за Указания Генеральной прокуратуры от 25.10.2013 г. № 456/69 «Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», которое толкуют не всегда правильно. Исходя из его содержания следует, что сотрудники ИУ являясь органом дознания не имеют право проводить расследование преступлений в форме дознания. Это и понятно, в связи с тем, что в ст. 151 УПК РФ не заявлена система ФСИН, как орган расследования, так как в ней нет ни дознавателей, ни следователей. В соответствии с п.3 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, на орган дознания возлагается осуществление полномочий, установленных уголовно-процессуальным кодексом. В ст. 144 УПК орган дознания заявлен как участник производства проверки сообщений о преступлении, поэтому оперативные сотрудники ИУ, наделенные полномочиями органа дознания начальником ИУ в соответствии с приказом имеют право проводить проверку сообщений о преступлении, в том числе и осмотр трупа.
Обращаем внимание, что изменений в уголовно-процессуальный закон не вносилось изменений относительно производства проверки сообще-ний о преступлении органом дознания, поэтому лица, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, наделенные полномочиями органа дознания приказом начальника учреждения, имеют право проводить следственные (проверочные) действия при проверке сообщений о преступлении, в том числе и осмотр трупа. |
В соответствии со ст. 178 УПК РФ осмотр трупа должен прово-диться с участием судебно-медицинского эксперта, а при отсутствии такой возможности –– с участием врача. Следовательно в условиях исправительного учреждения в данном следственном действии должен участвовать медицинский сотрудник ИУ, который:
§ помогает оперативному сотруднику (следователю) выдвигать криминалистические версии относительно способа преступления; времени и предположительно причины наступления смерти;
§ консультирует по вопросам, связанным с наружным осмотром трупа на месте его обнаружения и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы;
§ оказывает помощь в обнаружении следов биологического происхождения, похожих на кровь, сперму или другие выделения человека, волос;
§ содействует их изъятию;
§ дает пояснения по поводу выполняемых им действий
§ в ходе описания трупа фиксировать в протоколе обнару-женные следы с помощью медицинских терминов.