Критерии психоневрологического развития детей. Семиотика нервных расстройств.
Ключевыми этапами такого осмотра являются: ● определение уровня бодрствования ребёнка; ● определение мышечного тонуса туловища и конечностей; ● исследование состояния головы и шеи; ● изучение физиологических рефлексов новорождённых.
В клиническом осмотре новорождённого выделяют шесть ключевых этапов: ● общее описание (фенотипические особенности, череп, кости, швы, роднички, стигмы дисэмбриогенеза); ● оценка общемозговой симптоматики (степень активного бодрствования, реакция на осмотр, изменение уровня сознания, судороги, синдром внутричерепной гипертензии); ● менингеальные симптомы (оболочечные, общемозговые); ● оценка двигательно-рефлекторной сферы (поза, спонтанная двигательная активность, мышечный тонус, сухожильные рефлексы, безусловные рефлексы); ● очаговые симптомы (парезы, параличи, очаговые симптомы, касающиеся черепных нервов, спинальные нарушения); ● оценка функции вегетативной нервной системы.
o 1 мес – фиксирует взгляд
o 1,5-2 мес - рассматривает лицо, улыбается (спонтанно, в ответ на улыбку), удерживает голову, прослеживает за предметом, гулит
o 2-2,5 мес - рассматривает свои руки, ищет источник звука
o 3-4 мес – тянется за игрушкой, ищет света, поворачивается на бок, захватывает игрушку, тянет её в рот
o 4,5-5,5 – громко смеётся, переворачивается, перекладывает игрушку из руки в руку, трясёт игрушку
o 5 мес – играет в «ку-ку», различает «своих/чужих», осматривается в новой обстановке, уверенно играет с погремушкой, бросает предметы, активно лепечет
o 6 мес – находит глазами предметы которые называют, пытается ползти к игрушке, пытается сидеть, знает своё имя
o 7 мес–уверенно сидит, стоит на четвереньках, пытается ползать, дольше и внимательнее рассматривает игрушки, много активно гулит, стучит предметами друг о друга
o 8 мес – активно ползает, долго играет с предметами, встаёт у опоры, остерегается посторонних, в речи - слоговые цепочки.
o 9 мес – стоит и ходит у опоры, ритмично приседает, листает книжки, рвёт бумагу, выполняет простые просьбы, показывает части тела
o 10 мес - садится из положения стоя, подражает действиям взрослых, может нести 2 мелких предмета в 1 руке, играет с водой, танцует под музыку, много слогов, собирает пирамидку не всегда верно
o 11 мес – ходит с поддержкой за 1 руку, берёт предметы 1 и 2 пальцами, понимает «нельзя», пытается выражать свои желания, отчётливо 2-3 слова, пьёт из чашки, «ладушки»
o 12 мес – самостоятельно стои, ходит, встаёт из положения на корточках, собирает пирамиду, строит фигуру из 2-3 кубиков, пользуется ложкой, капризничает (обиды, требования), узнаёт животных на картинках, ищет спрятанные предметы, 5 слов, до 10 подражаний
Клинические признаки патологии нервной системы у новорождённых:
• внешние повреждения или аномалии черепа, черепных швов, родничков; • нарушение церебральной активности: гипервозбудимость или угнетение, быстрота пробуждения в ответ на осмотр, гиперестезия (при исключении фармакологических воздействий); • нарушения черепно-мозговой иннервации: патологическая реакция зрачков на свет, отсутствие или наличие околоцефалических реакций, анизокория.асимметрия лица в покое или на крике, нарушения сосания, отсутствие глотания и характер крика; • аномалии позы, наличие/отсутствие спонтанной и индуцированной двигательной активности;
• изменения мышечного тонуса в конечностях и туловище (симметричное/ асимметричное);
• нарушения рефлекторной активности (врождённых автоматизмов и сухожильных рефлексов), характерной для данного гестационного возраста;
• судорожные приступы или пароксизмы, имитирующие неонатальные судороги (тремор, индуцированные вздрагивания и рефлекс Моро и др.);
• нарушения дыхания, сердечного ритма, сосудистых реакций, терморегуляции и др.
БИЛЕТ №45