Процессуальный порядок ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия. 7 страница
Правовозбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору, за некоторым исключением. Поводами для возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств могут быть сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел. Если в сообщении имеется ссылка на наличие вновь открывшихся обстоятельств, то прокурор своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу. Если в сообщении имеется ссылка на наличие новых обстоятельств, которые наступили в период рассмотрения уголовного дела судом или после вынесения судебного решения и повлекли новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, или же иных новых обстоятельств, то прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия. По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд. При отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство. Постановление доводится до сведения заинтересованных лиц. При этом им разъясняется право обжаловать данное постановление в суд, который правомочен решать вопрос о возобновлении производства по данному уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, суд принимает одно из следующих решений: 1) об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства; 2) об отмене приговора, определения или постановления суда и всех последующих судебных решений и о возвращении уголовного дела прокурору в случае выявления определенных обстоятельств; 3) об отмене приговора, определения или постановления суда и о прекращении уголовного дела; 4) об отклонении заключения прокурора. Судебное разбирательство по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в общем порядке.
99. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Одним из важнейших принципов, лежащих в основе уголовного судопроизводства, является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, в силу которого уголовно-процессуальный закон действует по кругу лиц в равной мере, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, образования, имущественного и должностного положения и других факторов. Вместе с тем действующее уголовно-процессуальное законодательство, исходя из ряда публично-правовых интересов, допускает некоторые исключения из этого правила. Эти изъятия касаются определенной категории граждан (в основном должностных лиц государственных органов), в отношении которых закон предусматривает особенности производства по уголовным делам. Необходимость создания специального правового режима в отношении отдельной категории лиц вызвана значимостью и интересами их процессуальной деятельности, нуждающейся в обеспечении дополнительными гарантиями независимости.
Применение в отношении данных лиц особенностей производства по уголовным делам обусловлено наличием у них особого правового статуса, включающего служебный иммунитет. Служебный иммунитет определенные лица приобретают после вступления в должность на основании Конституции РФ и соответствующих федеральных законов. Служебный иммунитет носит характер межотраслевого института, его нормативная регламентация содержится в различных отраслях права. В области правового регулирования особенностей производства в отношении отдельных категорий лиц по уголовным делам служебный иммунитет проявляется в виде уголовно-процессуального (процессуального) иммунитета. Уголовно-процессуальный иммунитет, не нарушая общих принципов уголовной ответственности, предусматривает дополнительные уголовно-процессуальные процедуры, применяемые к отдельным категориям лиц, с целью ограждения их от необоснованных преследований в связи с осуществлением ими должностных функций.
Особый порядок производства процессуальных и следственных действий в отношении лиц, наделенных уголовно-процессуальным иммунитетом, регулируется исключительными уголовно-процессуальными нормами, составляющими институт особенностей производства в отношении отдельных категорий лиц. Лица, наделенные служебным иммунитетом, по отношению к иным участникам уголовно-процессуальных отношений, выступают в качестве специальных субъектов. Особенности производства по уголовным делам предусмотрены в отношении следующих категорий лиц:1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;2) судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;4) Уполномоченного по правам человека в РФ;5) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; 6) прокурора; 7) Председателя Следственного комитета РФ; 8) руководителя следственного органа; 9) следователя; 10) адвоката; 11) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 12) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
100. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на судебных стадиях уголовного процесса.
Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних применяется к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления возраста 18 лет. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, устанавливаются: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением некоторых преступлений, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд с материалами уголовного дела.
В суде производство по делам в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке. Вместе с тем здесь должны быть исполнены специальные правила. 1. Рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетних возможно в закрытом судебном заседании. Данное правило направлено на то, чтобы уменьшить психотравмирующее воздействие судебного процесса на несовершеннолетнего и обеспечить индивидуализацию судебного процесса. Однако и в этом случае действует общее правило о том, что приговор должен быть провозглашен в открытом заседании. 2. В судебном заседании, как и в стадии предварительного процесса, законный представитель является активным участником процесса. Он наделяется широкими правами, что позволяет ему (наряду с защитником) активно представлять и защищать интересы несовершеннолетнего. 3. По ходатайству сторон либо по инициативе самого несовершеннолетнего подсудимого он может быть удален из зала суда на время исследования обстоятельств, могущих оказать на него отрицательное влияние. При этом суд обязан сообщить несовершеннолетнему подсудимому в достаточном объеме содержание разбирательства, происходившего в его отсутствие. Несовершеннолетнему предоставляется возможность задать вопросы лицам, допрошенным без его участия. 4. Имеются особенности, касающиеся заключительного этапа судебного разбирательства, связанного с постановлением и провозглашением приговора. При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд наряду с вопросами, обязательными для судебного разбирательства, обязан решить еще вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия, вопрос возможности условного осуждения, вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также вопрос об освобождении от наказания в предусмотренных законом случаях. 5. Закон не предусматривает возможности применения особого порядка принятия судебного решения (сокращенный порядок судебного производства) в отношении несовершеннолетнего. Это обусловлено невозможностью в сокращенном порядке выполнить специальные требования гл. 50 УПК РФ (необходимость установить условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности подсудимого, влияние на него старших по возрасту лиц, а также суд обязан решить вопрос о возможности освобождения подсудимого от наказания).