Развитие зрительного восприятия

— На 6-8 день жизни зрительная система начинает анализировать структуру зрительного мира, и постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый компонент цветового восприятия. С 3-4 мес. проявляется способность различать объекты по размеру. К 8 мес. наблюдается качественный скачок в восприятии формы объекта. 3-4 года наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Вообще, практические манипуляции с объектами, предметами материального мира являются необходимым фактором развития зрительного опознания. До 3 лет отсутствует дифференциация и специализация затылочных зон коры, это означает, что они выполняют одну и ту же функцию, дублируя друг друга. С 3-4 до 6-7 лет в зрительных областях происходит активный процесс специализации отделов, осуществляющих зрительные операции.

В зрительном гнозисе выделяют следующие виды:

— предметный,

— цветовой,

— лицевой,

— пальцевой,

— симультанный.

— Нарушения зрительного восприятия называются зрительные агнозии, которые характеризуются неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения.

Предметный зрительный гнозис– начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Вначале маленькому ребенку необходимо усвоить простые зрительные объекты, выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т.д. Они часто любят играть кухонными, бытовыми предметами, инструментами и т.п. Ребенку до 2 лет понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизованные, вычурные игрушки и картинки, которые так часто предлагаются маленьким детям, им не показаны.

— Поэтому лучше иметь игрушки – копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., с помощью которых дети быстрее осваивают столь необходимый им мир предметов. А, начиная с 2 лет, дети начинают проявлять интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Такие изображения более символичны по своей сути, поэтому требуют более зрелого восприятия. Со временем детям становятся доступны стилизованные рисунки: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

— Локализация предметного зрительного гнозиса: преимущественно височно-затылочные, теменно-затылочные и затылочные зоны обоих полушарий мозга или одного из них (может осуществляться и за счет одного из полушарий, так как симметричные зоны полушарий специализированы одинаково).

— Локализация узнавания стилизованных изображений (перечеркнутых, наложенных): задневисочные отделы левого полушария.

— Локализация узнавания недорисованных изображений: задневисочные отделы правого полушария.

— Сведения о локализации относятся к более зрелому мозгу, в период детства данные локализационные параметры еще не устоялись.

Нарушение - предметная агнозия

— Теряется или не формируется способность к узнаванию предметов и их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. При грубых двусторонних поражениях больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, больные путают сходные изображения (настольная лампа и гриб).

— В случае дисфункции задневисочных отделов левого полушария возникает нарушение связи между зрительным образом и его наименованием, тогда возникают трудности называния объектов, воспринимаемых через зрение. Из-за того, что зрительные образы смешиваются, становятся нестойкими, называние предмета заменяется другим, близким по значению словом (вербальные парафазии). Если этот же объект человек будет воспринимать не оптически, а тактильно, на ощупь, то узнать его и назвать трудностей не составит.

Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и их оттенки

— Также развивается постепенно: в начале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем менее яркие (белый, черный, коричневый, оранжевый). На первых порах не следует настаивать на том, чтобы ребенок рисовал предметы в соответствии с их реальными цветами. Чтобы отнесенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу. К 6-7 годам усваиваются не только цвета спектра, но и их оттенки.

— Локализация: височно-затылочные отд. правого полушария - узнавание, идентификация цвета; левое полушарие обеспечивает абстрактность, обобщенность при восприятии цвета (название цветов, их классификация).

— Нарушение: цветовая агнозия. При поражении левого полушария (доминантного) – неспособность подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму, забывание названий цвета. При поражении правого – неспособность к различению простых цветов

Лицевой гнозис -

— формируется относительно изолированно от остальных видов зрительного гнозиса. Первым, что усваивает ребенок, это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица.

— Локализация: височно-теменно-затылочные отд. правого полушария у всех людей.

— Нарушение: агнозия на лица (прозопагнозия) – трудности опознания знакомых лиц. При грубом дефекте больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, оценивают людей по случайным признакам, по голосу, жестикуляции. В редких случаях у больных нарушается оценка мимики, выражающей ту или иную эмоцию, они могут видеть искаженные гримасы.

Симультанный гнозис –

— это способность видеть сложные изображения целиком, одномоментно укладывать детали в единое целое, выделять существенные и второстепенные признаки. Таким образом воспринимается, например, сюжетная картина или реальная житейская ситуация, включающая группу предметов или людей. Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей.

— Локализация: правая затылочная область или двусторонние затылочные области.

— Нарушение: симультанная агнозия (синдром Балинта) – сужение объема восприятия до одного полного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию

Буквенныйгнозис —

— способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).

— Локализация: височно-затылочная область доминантного по речи полушария.

— Нарушение: зрительная буквенная агнозия. Нарушается обобщенное восприятие и называние букв. Происходит смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв. Например, «н» может быть опознана как «м», а «в» как «р». Из-за этого распадается навык чтения (первичная алексия). Аналогично может нарушаться и цифровой гнозис.

Оптико-пространственныйгнозис -

— ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов, восприятие расположения предметов относительно друг друга (слева-справа, сверху-снизу, за-перед и т.д.). Осуществляется за счет комплексного взаимодействия с несколькими анализаторными системами (слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической)

— Локализация: верхне-теменные и теменно-затылочные отделы левого и правого полушарий. Причем вклад каждого полушария не одинаков, специфичен.

— Нарушение: оптико-пространственная агнозия – неспособность опознавать такие пространственные признаки зрительных изображений, как величина, удаленность, направленность, взаиморасположенность объектов.

Связь с другими процессами.

— Процессы зрительного и зрительно-пространственного восприятия являются базовыми для многих видов деятельности, включая учебную. Без них не могут быть усвоены чтение, счет, письмо, конструирование, рисование. Процесс зрительного восприятия и опознания предметов тесно связан с номинативной функцией речи. Нечеткость зрительных представлений, трудности распознавания существенных признаков предмета нарушают выбор значения нужного слова. Без зрительно-пространственного гнозиса не могут быть освоены некоторые грамматические конструкции, и следовательно будет затруднено понимание речи при объяснении учителя, понимание условий заданий.

Развитие зрительного восприятия - student2.ru

Развитие зрительного восприятия - student2.ru

Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазия). В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.

— Алексия встречается в двух основных формах: «чистая алексия» (или «алексия без аграфии») и «алексия с аграфией».

Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу, рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Связь с другими процессами.

— Процессы зрительного и зрительно-пространственного восприятия являются базовыми для многих видов деятельности, включая учебную. Без них не могут быть усвоены чтение, счет, письмо, конструирование, рисование. Процесс зрительного восприятия и опознания предметов тесно связан с номинативной функцией речи. Нечеткость зрительных представлений, трудности распознавания существенных признаков предмета нарушают выбор значения нужного слова. Без зрительно-пространственного гнозиса не могут быть освоены некоторые грамматические конструкции, и следовательно будет затруднено понимание речи при объяснении учителя, понимание условий заданий.

Наши рекомендации