Задания для проверки достижения конкретных целей обучения
1. Насекомые отряда Anoplura, обита-ющие в волосах головы, могут переносить возбудителей: A. чумы; B. возвратного тифа; C. сонной болезни; D. амебиаза; E. желтой лихорадки. | 2. В мазке пунктата костного мозга больного, вернувшегося из ко-мандировки в Центральную Америку, обнаружены триносо-мы. Их переносчиками являются: A. мухи цеце; B. блохи; C. триатомовые клопы; D. головные вши; E. клещи. |
3. В одежде больного найдены мелкие кровососущие насекомые серого цвета, размером 2-4 мм, тело сплющено в спинно-брюшном направлении. Чтобы избавиться от них необходимо: A. тщательно убирать помещение; B. дезинфицировать помещение; C. соблюдать правила личной гигиены; D. мыть руки с мылом; E. обрабатывать инсектицидами щели пола. | 4. У ребенка при обследовании на педикулез обнаружены гниды вшей. Их развитие проходит по следующей схеме: A. яйцо, личинка, куколка, имаго; B. яйцо, личинка, нимфа, имаго; C. яйцо, куколка, имаго; D. яйцо, личинка 2-х возрастов, имаго; E. яйцо, личинка, нимфа, куколка, имаго. |
5. На теле человека пойманы бес-крылые кровососущие насекомые. Их тело сплющено с боков, а задняя пара ног длиннее других. Это: A. головная вошь; B. платяная вошь; C. лобковая вошь; D. блоха; E. клоп. | 6. У человека болезнь Чагаса. В мазке пунктата его костного мозга обнаружены трипаносомы. Их переносят насекомые из рода: A. Pediculus; B. Culex; C. Phtirus; D. Pulex; E. Triatoma. |
7. Самки рыжих тараканов откла-дывают 30-50 яиц в особые коконы. Из них выходят мелкие личинки, которые в основном питаются: A. органическими остатками; B. кровью человека; C. кровью мелких животных; D. эпидермисом кожи человека; E. вирусами и бактериями. | 8. Палаты кишечных отделений инфекционных больниц периодически обрабатывают инсектицидами, так как тараканы могут быть перенос-чиками цист: A. Entamoeba histolytica; B. Trypanosoma cruzi; C. Trichomonas hominis; D. Toxoplasma gondii; E. Plasmodium vivax. |
9. Среди насекомых встречаются как специфические, так и механические переносчики возбудителей болезней. Их тело состоит из отделов: A.головы, груди и брюшка; B. головогруди и брюшка; C. слитых между собой головы и груди; D.слитых воедино головогруди и брюшка; E. головы и брюшка. | 10. У постоянных эктопаразитов цикл развития проходит на одном хозяине. К постоянным эктопаразитам относятся: A. головные вши; B. тараканы; C. клещи; D. блохи; E. клопы. |
Варианты тестовых заданий для итогового контроля получите у преподавателя.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ
На практическом занятии «Т. APICOMPLEXA. Кл. SPOROZOA»
Для эффективной работы на практическом занятии ознакомьтесь с его основными этапами и методикой проведения занятия, изложенными ниже.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Актуализация (мотивация) темы занятия.
2. Изучение графа логической структуры темы и инструкции по выполнению практических работ.
3. Самостоятельное выполнение практических работ и оформление протоколов под контролем и при консультативной помощи преподавателя.
4. Анализ выполненной работы и коррекция самостоятельной работы студента.
5. Коррекция протоколов занятий преподавателем и работа по устранению замечаний.
6. Итоговый тестовый контроль для проверки усвоения конечных целей обучения.
ЗАНЯТИЕ № 11
ТЕМА: «Тип ARTHROPODA Класс INSECTA – НАСЕКОМЫЕ (№2).
Отряд DIPTERA .ЧЕЛОВЕК КАК КОМПОНЕНТ СИМБИОЦЕНОЗА.
ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Насекомые – наиболее многочисленный по видовому составу класс членистоногих. Среди них встречаются кровососущие эктопаразиты, специфические и механические переносчики возбудителей различных заболеваний. Знание особенностей морфологии, развития и экологии насекомых необходимо для профилактики связанных с ними болезней. Данный материал будет необходим при изучении некоторых разделов микробиологии, эпидемиологии, кожных и инфекционных болезней, в практической деятельности врачей многих специальностей.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:
Уметь на основе морфофизиологических особенностей вредоносных насекомых обосновывать лабораторную диагностику и меры профилактики заболеваний, переносимых ими.
Конкретные цели
Студент должен уметь:
1. Распознавать и давать латинские названия насекомым из отряда Diptera.
2. Характеризовать морфологические особенности этих насекомых.
3. Давать характеристику их жизненных циклов.
4. Называть заболевания, переносчиками возбудителей которых являются
насекомые отряда Diptera.
5. Объяснять механизм передачи возбудителей заболеваний.
5. Формулировать рекомендации по профилактике заболеваний человека, пере-
носчиками возбудителей которых являются двукрылые.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы темы: