Требования к уровню освоения содержания дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« Патофизиология»

ЕН.Ф.13

По специальности 060103 «Педиатрия»

Форма обучения – очная

Факультет – педиатрический

Курс – 3

Семестр – 5, 6

Вид и объем занятий Часов Форма контроля Кол-во/ семестр
Объем по ГОС ВПО Экзамен 1 (6 семестр)
Объем по учебному плану (всего) Коллоквиум 3 (5 семестр) 2 (6 семестр)
В том числе:   Входной тестовый контроль 1 (5 семестр)
Лекции Выходной тестовый контроль 1 (6 семестр)
Практические занятия Тематический тестовый контроль 14 (5 семестр) 14 (6 семестр)
Самостоятельная работа    

Новосибирск - 2008

Рабочая программа разработана на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 060103 «Педиатрия» (10.08.2000), рабочего учебного плана по специальности, утвержденного УС ГОУ ВПО НГМУ Росздрава

«16» апреля 2007 г., Примерной рабочей программы по дисциплине, утвержденной по специальности 060103 «Педиатрия» 7.02. 2003 г.

Рабочую программу разработали:

1. Ефремов Анатолий Васильевич, заведующий кафедрой патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН, профессор.

2. Самсонова Елена Николаевна, завуч кафедры патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии, доктор медицинских наук, профессор.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии.

Протокол № от « » января 2008 г.

Зав. кафедрой патологической физиологии

с курсом клинической патофизиологии,

д.м.н., член-корреспондент РАМН,

профессор Ефремов А.В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией по физиологическим дисциплинам

Протокол № от « » января 2008 г.

Председатель ЦМК:

Д.м.н., профессор Грек О.Р.

Дополнения и изменения к рабочей программе:

РАЗДЕЛ 1. Организационно-методический.

Данная рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по дисциплине «Патофизиология» в ГОУ ВПО НГМУ Росздрава.

Выписка из государственного образовательного стандарта

Цель и задачи дисциплины.

Патофизиология — фундаментальная наука и дисциплина, раскрывающая наиболее общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов и заболеваний на основе комплексного использования достижений патофизиологии, патохимии, патоморфологии, иммунологии, генетики и других наук. Патофизиология обобщает и использует наиболее существенные факты, полученные клиническими дисциплинами, включая новые направления в профилактике, диагностике и терапии различных заболеваний. Она применяет экспериментальное моделирование болезней и, так называемый, клинический эксперимент, используя для анализа механизмов расстройств жизнедеятельности функциональные, биохимические и морфологические методы исследования в совокупности. Концентрируя опыт всех отраслей медицины и обобщая его, эта наука создает основы теории патологии; без них невозможна осознанная деятельность медицинского работника любого уровня и особенно преподавателя медицинской высшей школы.

Соответствующий объем знаний в области общей патологии, лежащей в основе практической медицины, необходим для правильного профессионального мышления и деятельности специалиста любого профиля. Изучение основных закономерностей возникновения, течения и исхода патологических процессов и заболеваний позволяет проанализировать роль причин и реактивности организма в их возникновении, раскрыть механизмы развития и проявления. Это, в свою очередь, является основой формулировки общих принципов терапии заболеваний, предупреждения осложнений и рецидивов, а также реабилитации больных, что необходимо студентам всех факультетов. В соответствии со сказанным, преподавание общей патологии должно иметь особенности, которые способствуют усвоению следующих за ней дисциплин и подготовке врача- специалиста.

Базисными дисциплинами для патофизиологии являются биология, биологическая химия, анатомия и физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией. Изучение этих дисциплин должно предшествовать общей патологии, и только на основе их усвоения возможно эффективное преподавание общей патологии. Высокий уровень знаний по патофизиологии, в свою очередь, необходим для успешного усвоения последующих клинических курсов.

Интеграция педагогического процесса осуществляется по «горизонтали» в пределах курса и по «вертикали» - с младшими и старшими курсами. Интеграция требует от преподавателей знания смежных дисциплин, постоянной рабочей связи, совместного обсуждения излагаемого в лекциях материала, взаимного контроля и взаимоконсультаций в подготовке лекционного курса, практических занятий, составлении программ, учебных планов и др.

Комплексирование преподавания имеет целью согласование теоретических положений, узловых, принципиальных вопросов темы или раздела курса между кафедрами.

           
  Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru
   
Нормальная анатомия Патологическая анатомия Топографическая анатомия (Макроанатомия, ответная реакция органов на внешние и внутренние раздражители)
   
Биология (Эволюционное развитие органов, генетика)
 
 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru

Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru

В ходе изучения дисциплины достигается следующая цель: формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и механизмах возникновения, развития и исхода патологических процессов, отдельных заболеваний и болезненных состояний, принципах их выявления, лечения и профилактики; посредством этих знаний обучение умению проводить патофизиологический анализ профессиональных задач врача, а также модельных ситуаций; формирование методологической и методической основы клинического мышления и рациональных действий врача.

В процессе преподавания курса патофизиологии ставятся следующие задачи.

1. Изучение типовых патологических процессов, их причин, функциональных, биохимических и структурных механизмов развития, основных проявлений и исходов. Типовые патологические процессы — дистрофия, воспаление, аллергия, лихорадка, гипоксия, опухоли и другие лежат в основе многих заболеваний или сопутствуют им. Понимание существа типовых патологических процессов, механизмов возникновения и развития повреждений, а также формирования при них защитно–приспособительных реакций позволяет решить следующую задачу.

2. Изучение патологии органов и систем - в форме наиболее важных заболеваний человека. На основе использования знаний типовых патологических процессов и приложения их к конкретным органам и системам раскрытие современного понимания этиологии, патогенеза основных групп болезней — обменных, деструктивных, воспалительных, аллергических, опухолевых и других. Рассмотреть их проявления и исходы. Этот подход позволяет решить следующую задачу.

3. Аргументации принципиальной возможности предупреждения и лечения заболеваний, раскрытия основ этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии, иллюстрации необходимости индивидуального комплексного лечения заболеваний, предупреждения осложнений и рецидивов, возможности ускоренной реабилитации больных.

Из сказанного выше следует, что изучение патофизиологии и закладывает основы профессионализма и обеспечивает эрудицию в процессе высшего медицинского образования.

Патологическая физиология

 
  Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru

Причины

Механизмы развития патологических

Исходы процессов

Общая патофизиология  

Типовые патологические процессы (гипоксия, нарушение микроциркуляции – артериальная и венозная гиперемия, тромбоз, эмболия, воспаление, лихорадка)
НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ (нарушение водно-солевого обмена; нарушение углеводного обмена;нарушение кислотно-основного состояния)  
ИММУНОПАТОЛОГИЧЕС-КИЕ ПРОЦЕССЫ (Аллергия, гиперчувствительность немедленного типа гиперчувствительность замедленного типа иммунодефицитные состояния ссылки: I- 2,3,4 II- 3,4,5,
Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru
ЛЕЧЕНИЕ
Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru
ЦНС Эндокр.система Печень Почки  
Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru

Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru

Пищеварение Дыхание Гематология ССС  
Требования к уровню освоения содержания дисциплины - student2.ru

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В соответствии с требованиями ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности после изучения дисциплины студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. В результате освоения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ И УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

- основные понятия общей нозологии;

- роль причин, условий и состояния реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни;

- причины и механизмы типовых патологических процессов, их проявления и значение;

- причины, механизмы и основные проявления типовых нарушений функций органов и систем организма;

- этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых заболеваний органов и систем организма, принципы их этиологической и патогенетической терапии;

- значение экспериментального метода (моделирования болезней и патологических процессов на животных) в изучении патологии , его возможности, ограничения и перспективы.

- значение патофизиологии для развития медицины, связи патофизиологии с другими медико-биологическими и клиническими дисциплинами.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- проведения патофизиологического анализа клинико-лабораторных, экспериментальных и других данных и формировать на их основе заключение о возможных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней);

- дифференцирования различных видов желтух;

- применения полученных знаний при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности;

- анализа проблемы общей патологии и критической оценки современных теоретических концепций и направлений в медицине;

- планирования и проведения (с соблюдением соответствующих правил ) экспериментов на животных, обрабатки и анализа результатов опытов, правильного понимания значения эксперимента для изучения клинических форм патологии;

- интерпретации результатов наиболее распространенных методов диагностики;

- решения ситуационных задач;

- регистрации ЭКГ у экспериментальных животных и человека, определения по данным ЭКГ основных видов аритмий, признаков ишемии и инфаркта миокарда;

- проводения цитологической оценки воспалительного экссудата и определения фагоцитарной активности;

- подсчета и анализа лейкоцитарной формулы;

- по данным гемограммы формулировать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

- регистрации и анализа показателей коагулограммы;

- по показателям вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких определять типовые формы нарушения газообменной функции легких;

- дифференцирования патологических типов дыхания;

- по данным анализа мочи и клиренс-тестов давать характеристику типовых нарушений функции почек;оценивать показатели кислотно-основного состояния (КОС) и определять различные виды его нарушений;

- дифференцирования различных видов гипоксий;

- по данным анализа жепудочного и кишечного сока определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника;

- по характеру температурной кривой определить тип лихорадочной реакции;

- интерпретации результатов основных диагностических аллергических проб;

- обоснования принципоа патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- об основных принципах выявления и профилактики заболеваний;

- об основных перспективных направлениях развития патофизиологии и общей патологии.

РАЗДЕЛ 2. Содержание дисциплины

2.1 Учебно-тематический план

№№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов По формам занятий
Л П СР
Общая нозология
1.1 Введение. Предмет и задачи патофизиологии. Моделирование патологических процессов.
1.2 Общая этиология, общий патогенез. Болезнетворное действие факторов внешней среды.
1.3 Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии.
1.4 Патофизиология болезней наследственного происхождения  
1.5 Повреждение клетки  
1.6 Коллоквиум      
Типовые патологические процессы
2.1 Гипоксия  
2.2 Нарушения микроциркуляции и периферического кровообращения  
2.3 Тромбоз, эмболия  
2.4 Воспаление  
2.5 Нарушения терморегуляции  
2.6 Коллоквиум    
2.7 Реакции гиперчувсивительности немедленного типа  
2.8 Реакции гиперчувсивительности замедленного типа. Трансплантационный иммунитет
2.9 Иммунодефицитные состояния и аутоиммунные заболевания
2.10 Коллоквиум    
2.11 Нарушения водно-электролитного обмена. Отеки  
2.12 Нарушения кислотно-основного состояния  
2.13 Типовые нарушения углеводного обмена  
2.14 Типовые нарушения белкового обмена  
2.15 Типовые нарушения липидного обмена  
2.16 Коллоквиум    
Патофизиология органов и систем
3.1 Постгеморрагические и гемолитические анемии
3.2 Дизэритропоэтические анемии
3.3 Лейкоцитозы, лейкопении, лейкемоидные реакции
3.4 Гемобластозы. Лейкозы
3.5 Патология системы гемостаза  
3.6 Коллоквиум    
3.7 Патофизиология сердечно-сосудистй системы. Сердечная недостаточность, ИБС, инфаркт миокарда.  
3.8 Патофизиология сердечно-сосудистй системы. Аритмии    
3.9 Нарушения кровообращения при расстройстве тонуса сосудов    
3.10 Патофизиология системы внешнего дыхания    
3.11 Патофизиология системы пищеварения    
3.12 Патофизиология печени  
3.13 Патофизиология почек  
3.14 Коллоквиум    
3.15 Патофизиология эндокринной системы. Общие механизмы формирования эндокринопатий. Патология щитовидной и паращитовидных желез  
3.16 Патофизиология эндокринной системы. Патология ГГНС. Общий адаптационный синдром  
3.17 Патофизиология нервной системы
3.18 Патофизиология боли. Экстремальные состояния  
3.19 Патофизиология тканевого роста. Опухоли  
3.20 Патофизиология внутриутробного развития  
3.21 Итоговое занятие    
Итого часов:

Примечание:

Л – лекции, П – практические занятия, СР – самостоятельная работа

Аудиторная деятельность студентов включает следующие виды работ:

- написание протоколов практических работ;

- составление граф-логических структур;

- решение ситуационных задач с последующим написанием выводов и заключений;

- решение заданий в тестовой форме.

Содержание дисциплины

(в скобках указаны только аудиторные часы)

Раздел 1. Общая нозология.

Тема 1.1 Введение. Предмет и задачи патофизиологии. Методы патофизиологии. Моделирование патологических процессов (5 часов).

Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука учебная дисциплина. Место патофизиологии в системе медицинского образования как теоретической и методологической базы клинической медицины. Значение результатов патофизиологических исследований для развития профилактического направления в здравоохранении, совершенствования и создания новыхметодов и средств диагностики и лечения заболеваний. Моделирование, как основной и специфический метод патофизиологии, его виды, возможности и ограничения. Основные этапы патофизиологического эксперимента, их характеристика. Достоинства и недостатки эксперимента на животных. Роль эксперимента в развитии патофизиологии и клинической медицины. Экспериментальная терапия как важный метод изучения этиологии и патогенеза заболеваний и разработки новых способов лечения. Общие сведения из истории патофизиологии: роль отечественных и зарубежных ученых в развитии и становлении патофизиологии. Структура учебного курса патофизиологии. Основные понятия и термины общей нозологии: здоровье, норма – понятия, характеристика, основные критерии.

Предболезнь – понятие, общие механизмы развития, примеры. Болезнь – понятие, основные критерии, периоды болезни и их патофизиологический анализ. Принципы классификации болезней. Патологическая реакция, процесс, состояние – понятия, примеры.

Тема 1.2. Общая этиология. Общий патогенез (4).

Роль причин и условий в возникновении болезней, их диалектическая взаимосвязь. Факторы риска и их особенности. Классификации причин и условий, клинические примеры. Характеристика современных направлений в этиологии (монокаузализм, кондиционализм, теория факторов, конституционализм, генетический детерминизм, психосоматическая теория, прагматизм, теория полиэтиологичности болезней и др.).

Болезнетворные факторы внешней среды. Повреждающее действие физических факторов (звука, шума, высокого и низкого барометрического давления, низких и высоких температур, ионизирующих излучений, электрического тока, магнитных полей, вибрации). Патогенное действие химических факторов (экзо- и эндогенные интоксикации, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Болезнетворное влияние биологических факторов (вирусы, бактерии, паразиты, биологические яды). Психогенные патогенные факторы, понятие о ятрогенных болезнях. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека. Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней. Наиболее важные этиологические факторы в детском возрасте (детский травматизм, простуда, нарушение пищевого режима, детские инфекции). Роль социальных факторов в патологии детского возраста.

Общий патогенез. Повреждение как начальное звено патогенеза. Основные виды повреждения и их характеристика. Проявления повреждения на разных уровнях интеграции организма. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Местные и общие реакции на повреждение. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги».

Исходы болезней. Выздоровление полное и неполное. Ремиссия, рецидив, осложнение. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма. Особенности процессов компенсации восстановления в детском возрасте. Механизмы выздоровления. Патогенетические принципы терапии болезней.

Терминальные состояния. Общие принципы реанимации. Социально-деонтологические принципы реанимации.

Тема 1.3 Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии (4).

Характеристика понятий: чувствительность, раздражимость, реакция, реактивность, резистентность. Виды и формы реактивности, примеры. Виды резистентности. Взаимосвязь реактивности и резистентности. Факторы, определяющие реактивность и резистентность организма (конституция, возраст, пол, состояние нервной и эндокринной систем, факторы внешней среды). Особенности реактивности в детском возрасте и их значение в патологии; понятие о диатезах. Особенности биологических барьеров в детском возрасте.

Тема 1.4 Патофизиология болезней наследственного происхождения (5 часов).

Сравнительная характеристика наследственных, врожденных и приобретенных форм патологии, понятие о фенокопиях. Основные виды мутагенов и их патогенетическая роль. Мутации как причины наследственных болезней, их виды и клиническое значение. Классификации форм наследственных болезней. Патогенез моногенных и полигенных болезней. Хромосомные болезни, их виды и механизмы развития, примеры. Факторы, определяющие частоту наследственных болезней, характеристика. Основы популяционной генетики и экогенетики.

Понятие о генотерапии и «генной инженерии».

Тема 1.5. Повреждение клетки (2 часа).

Причины повреждения клетки. Общие механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран и ферментов клетки. Нарушение внутриклеточных механизмов регуляции функции клетки. Нарушение механизмов энергообеспечения клеток. Механизмы гипоксического повреждения клеток. Нарушение механизмов, контролирующих пластическое обеспечение клетки и деятельность ядра. Нарушение генетического аппарата. Апоптоз, его значение в норме и патологии.

Проявления повреждения клетки. Специфические и неспецифические проявления. Морфологические и функциональные признаки повреждения. Дистрофии и дисплазии клетки, паранекроз, некробиоз, некроз, аутолиз. Ферменты – маркеры цитолиза.

Механизмы защиты и адаптации клеток. Пути повышения устойчивости клеток к действию патогенных факторов и стимуляции восстановительных процессов в поврежденных клетках. Особенности клеточного уровня ауторегуляции в детском возрасте.

Тема 1.6. Коллоквиум (3 часа). См. раздел 3.1.

Раздел 2. Типовые патологические процессы, виды и общие закономерности развития.

Тема 2.1. Гипоксия (5 часов).

Характеристика понятия гипоксия. Гипоксия как состояние недостаточности биологического окисления. Классификация гипоксий, особенности этиологии и патогенеза отдельных видов, основные показатели гипоксических состояний. Гипоксия как универсальный механизм повреждения. Устойчивость отдельных органов и систем к гипоксии. Нарушения обмена веществ, структуры и функции клеток при гипоксии. Обратимость гипоксических состояний. Патофизиологические основы профилактики и терапии гипоксических состояний.

Срочные и долговременные механизмы компенсации гипоксий. Патогенез острой асфиксии плода и ее особенности на фоне хронической антенатальной гипоксии. Возрастная чувствительностьорганизма к гипоксии. Острая и хроническая гипоксия плода и новорожденного.

Тема 2.2. Нарушения микроциркуляции и периферического кровообращения (5 часов).

Основные виды расстройств микроциркуляции (внутрисосудистые, сосудистые, внесосудистые) и периферического кровообращения (артериальная и венозная гиперемия, ишемия, стаз), их этиология и особенности патогенеза, проявления и последствия. Экспериментальное моделирование основных видов нарушений. Особенности регионарного кровообращения, гемостаза и гемореологии у новорожденных.

Тема 2.3. Тромбоз, эмболия (3 часа).

Определение понятия «тромбоз». Этиология патогенез, исходы. Особенности тромбообразования в артериальных и венозных сосудах. Принципы патогенетической терапии тромбозов.

Виды, причины и механизмы развития эмболий. Клинические проявления отдельных видов эмболий, последствия.

Тема 2.4. Воспаление (7 часов).

Воспаление как типовой патологический процесс, клиническое и социальное значение.

Этиология воспаления – характеристика экзогенных, эндогенных и сочетанных флогогенных факторов. Воспаление как триединый процесс, состоящий из альтерации, нарушения кровообращения в очаге воспаления и пролиферации. Патогенетический анализ процессов. Роль медиаторов воспаления. Стадии и механизмы эмиграции лейкоцитов, смена клеточных популяций в очаге воспаления.

Хроническое воспаление, общие механизмы развития. Биологическое значение воспаления. Механизмы отграничения очага воспаления и их значение.

Роль реактивности в развитии воспаления, значение иммунных реакций в воспалительном процессе. Исходы воспаления. Понятие о системном действии медиаторов воспаления и его патогенности. Принципы противовоспалительной терапии.

Особенности воспаления в период новорожденности; особенности сосудистой реакции, эмиграции, фагоцитоза.

Тема 2.5. Нарушения терморегуляции (5 часов).

Характеристика понятия «лихорадка». Этиология и патогенез лихорадки. Лихорадка как компонент ответа острой фазы. Первичные и вторичные пирогены, их патогенетическое значение. Механизмы и роль перестройки центрального звена системы терморегуляции в формировании лихорадки. Стадии лихорадки и их характеристика. Значение лихорадки для организма. Принципы антипиретической терапии. Понятие о пиротерапии. Сравнительная характеристика лихорадки и гипертермии.

Определение понятия «гипотермия», виды, причины и механизмы развития, стадии. Перестройка центра терморегуляции при гипотермии. Понятие о гибернации.

Определение понятия «гипертермия», причины, механизмы развития и последствия. Перестройка центра терморегуляции при гипертермии. Понятие об управляемой общей гипертермии.

Особенности лихорадочной реакции в период новорожденности. Механизмы повышения температуры у детей первого года жизни. Роль бурой жировой ткани , парааортальных ганглиев, мозгового вещества надпочечников и норадреналина при лихорадке у детей периода новорожденности.

Тема 2.6 Коллоквиум (3 часа). См. раздел 3.1.

Тема 2.7 Реакции гиперчуствительности немедленного типа (5 часов).

Структура и функции иммунной системы. Особенности механизмов формирования гуморального и клеточного иммунного ответа. Иммунитет, понятие, виды и механизмы. Аллергия, понятие, общая характеристика. Классификация аллергий по Джеллу и Кумбсу. Экзо- и эндогенные аллергены, их виды. Значение наследственной предрасположенности к аллргии. ГНТ, виды, механизмы развития, примеры. Принципы специфической и неспецифической гипосенсибилизации. Иммунный конфликт матери и плода, его основные формы и последствия. Аллергия новорожденных. Источники аллергизации детей.

Тема 2.8 Реакции гиперчуствительности замедленного типа, трансплантационный иммунитет (4 часа).

ГЗТ, виды и механизмы развития, примеры. Виды трансплантатов. Понятие о гистосовместимости донора и реципиента. Механизмы отторжения первичного и вторичного трансплантата. Социально-этические проблемы трансплантации. Понятие о иммунологической толерантности, виды, механизмы воспроизведения. Реакция «трансплантат против хозяина», условия проведения, механизмы, проявления.

Тема 2.9 Иммунодефицитные состояния, аутоиммунные болезни (4 часа).

Иммунодефицитные состояния, понятие принципы классификации. Первичные иммунодефициты, основные виды, механизмы развития, проявления. Этиология и патогенез вторичных иммунодефицитных состояний. СПИД – роль вирусной инфекции, пути инфицирования, особенности механизмов развития, профилактика, методы лечения. Аутоиммунные болезни, этиология, патогенез, клинические формы. Роль внешних и внутренних факторов в развитии аутоиммунных заболеваний. Принципы диагностики, профилактики и лечения. Особенности течения иммунодефицитных состояний в детском возрасте.

Тема 2. 10 Коллоквиум по иммунопатологии (3 часа). См. раздел 3.1.

Тема 2.11 Нарушения водно-электролитного обмена. Отеки (5 часов).

Механизмы регуляции водного баланса организма. Патогенез гипергидратации, дегидратации и дисгидрии, их последствия.

Отек, понятие, основные виды. Механизмы развития застойных отеков. Особенности патогенеза сердечных отеков. Роль гипопротеинемии и повышенной сосудистой проницаемости в патогенезе отеков. Патогенез токсических отеков. Особенности механизмов развития отека легких. Патогенез лимфогенных отеков. Основные виды нарушений обмена электролитов, их механизмы и последствия. Особенности нарушений водного обмена в детском возрасте.

Тема 2.12 Нарушения кислотно-основного состояния (3 часа).

Основные показатели КОС и их изменения при нарушениях. Классификация нарушений КОС и их патогенетическая характеристика. Ацидозы и алкалозы, виды и особенности, последствия.

Тема 2.13 Типовые нарушения углеводного обмена (3 часа)

Нарушения всасывания углеводов в желудочно-кишечном тракте, процессов синтеза и депонирования гликогена, транспорта и усвоения углеводов в клетке. Гипогликемические состояния, их виды и механизмы. Гипогликемическая кома. Гипергликемические состояния, их виды и механизмы. Гипергликемическая кома. Сахарный диабет, его виды. Механизмы инсулинорезистентности. Осложнения сахарного диабета. Диабетические комы. Патогенез отдаленных последствий сахарного диабета. Нарушения углеводного обмена при наследственных ферментопатиях. Особенности диабетической комы у детей.

Тема 2.14 Типовые нарушения белкового обмена (2 часа)

Нарушения белкового обмена. Причины и механизмы нарушения усвоения и всасывания белков. Расстройства конечных этапов белкового обмена. Гиперазотемия.

Расстройства транспортной функции белков плазмы крови. Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Конформационные изменения ДНК и РНК. Нарушения обмена пуриновых и пиримидиновых оснований. Подагра. Уратурия новорожденных, механизмы развития. Особенности развития детей с гиперурикемией. Нервно-артритический диатез.

Тема 2.15 Типовые нарушения липидного обмена (2 часа)

Нарушения липидного обмена. Жировая недостаточность, виды и механизмы развития, последствия. Стеаторея. Наследственные и приобретенные гиперлипидемии, виды и механизмы развития, последствия. Атеросклероз, понятие, стадии и механизмы развития. Роль факторов риска. Клинические проявления атеросклероза ( виды ишемических поражений органов). Нарушение липидного спектра крови. Роль ЛПНП и ЛПВП. Ожирение, виды и особенности механизмов развития, последствия. Роль лептина в регуляции аппетита. Стеатоз печени, патогенетические варианты, последствия. Нарушения конечных этапов липидного обмена. Патогенез гиперкетонемии. Особенности нарушений липидного обмена у детей. Гликосфинголипидозы, их этиология и патогенез.

Тема 2.16 Коллоквиум (3 часа). См. раздел 3.1.

Раздел 3. Патофизиология органов и систем.

Тема 3.1 Постгеморрагические и гемолитические анемии (5 часов).

Анемии, понятие, принципы классификации. Этиология, патогенез и основные гематологические показатели постгеморрагических анемий.

Виды и особенности гемолитических анемий, характеристика периферической крови и костного мозга. Гемолитическая болезнь новорожденного, этиология, патогенез, принципы профилактики и диагностики.

Тема 3.2 Дизэритропоэтические анемии (5 часов).

Дизэритропоэтические анемии ( железодефицитные, В12- дефицитные, фолиеводефицитные, гипо- и апластические, рефрактерные, дизрегуляторные), механизмы развития, проявления. Основные этиологические факторы развития анемий в детском возрасте, особенности гематологических и клинических проявлений анемий в детском возрасте.

Тема 3.3 Лейкоцитозы, лейкопении, лейкемоидные реакции (4 часа)

Лейкоцитозы и лейкопении, виды и механизмы развития. Основные изменения лейкоцитарной формулы при важнейших видах патологии.

Лейкемоидные реакции, виды и механизмы развития, изменение показателей периферической крови и кроветворения. Особенности развития лейкемоидных реакций в детском возрасте.

Тема 3.4 Гемобластозы, лейкозы (4 часа)

Гемобластозы, виды и клинико-гематологические синдромы. Лейкоз, понятие, этиология и общие механизмы развития. Роль вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении. Атипизм лейкозов; их морфологическая, цитохимическая, цитогенетическая и иммунологическая характеристика. Особенности лейкозной гиперплазии. Классификации острых и хронических лейкозов. Картина крови и костного мозга при различных видах лейкозов. Принципы диагностики и терапии.

Тема 3.5 Патофизиология системы гемостаза. Геморрагические диатезы (5 часов).

Структурно-функциональная характеристика системы гемостаза. Механизмы тромбоцитарно-сосудистого и коагуляционного гемостаза. Геморрагический диатез, понятие, клиническое значение. Наследственные и приобретенные коагулопатии, их виды и механизмы развития. Патология тромбоцитов – тромбоцитопении и тромбоцитопатии, механизмы развития. Вазопатии, виды и особенности механизмов развития. Тромбо-геморрагические состояния. Этиология, стадии и механизмы развития синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови.

Тема 3.6 Коллоквиум (3 часа). См. раздел 3.1.

Тема 3.7 Патофизиология системы кровообращения.Сердечная недостаточность, ИБС, инфаркт миокарда (5 часов).

Недостаточность кровообращения, основные виды, гемодинамические показатели и проявления. Гипо- и гиперволемии, формы и особенности механизмов развития.

Сердечная недостаточность: миокардиальная, перегрузочная и смешанная, причины и механизмы развития, гемодинамические показатели и основные проявления.

Механизмы компенсации недостаточности кровообращения: компенсаторная гиперфункция сердца и гипертрофия миокарда, механизмы развития. Коронарная недостаточность, этиология и патогенез. Ишемическая болезнь сердца (стенокардия и инфаркт миокарда), виды и механизмы развития, изменения ЭКГ. Особенности недостаточности кровообращения у детей. Нарушения гемодинимики при врожденных пороках сердца.

Тема 3.8 Патофизиология системы кровообращения. Аритмии (5 часов).

Сердечные аритмии, причины и механизмы развития, особенности ЭКГ. Фибрилляция и дефибрилляция сердца, понятие об искусственных водителях ритма. Функциональные аритмии у детей, их этиология, патогенез и значение.

Тема 3.9 Нарушения кровообращения при расстройстве сосудистого тонуса (2 часа).

Первичные и вторичные артериальные гипертензии, причины и особенности механизмов развития отдельных форм, осложнения и последствия. Факторы стабилизации артериального давления. Артериальные гипотензии, их виды и механизмы развития. Патогенез гипотонической болезни и коллапса.

Тема 3.10 Патофизиология системы внешнего дыхания (3 часа)

Дыхательная недостаточность, понятие, основные виды и их патогенетические особенности. Виды, этиология, патогенез и основные показатели вентиляционной формы дыхательной недостаточности. Механизмы нарушения перфузии легких и их последствия. Диффузионная форма дыхательной недостаточности, этиология, патогенез, последствия. Одышка, виды и особенности механизмов развития. Патологические типы дыхания и их анализ. Патогенез синдрома «шоковое легкое», последствия.

Респираторный дистресс синдром взрослых и его отличие от респираторного дистресс синдрома новорожденных. Значение системы сурфактанта. Синдром внезапного апноэ у детей. Особенности легочного кровообращения у плода и новорожденнго, механизмы шунтирования и принципы искусственной вентиляции легких у детей.

Тема 3.11 Патофизиология пищеварения (5 часов)

Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Нарушения процессов переработки, измельчения и смачивания пищи. Механизмы развития гипо- и гиперсаливации. Дисфагии – механизмы развития и последствия. Нарушения функций желудка в переваривании пищи. Гипо- и гиперкинетические состояния. Теории патогенеза язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Нарушения полостного и пристеночного пищеварения. Формы и патогенез кишечной непроходимости. Демпинг-синдром, механизмы развития и последствия.

Особенности нарушений аппетита, патогенеза поносов у детей. Нарушения пристеночного пищеварения у детей; их значение в развитии диспепсий. Дисахаридазная, пептидазная и липазная недостаточность у детей. Непереносимость материнского молока. Значение недостаточного и избыточного белкового питания детей раннего возраста.

Тема 3.12 Патофизиология печени (5 часов).

Общая этиология заболеваний печени. Стадии и механизмы ответа печени на повреждающие воздействия. Синдромальный принцип классификации патологии печени.

Цитолитический синдром, виды и механизмы развития. Синдром печеночной недостаточности, виды, патогенез, последствия. Синдром портальной гипертензии, особенности механизмов развития, проявления. Особенности синдрома опухолевой прогрессии. Холестатический синдром, виды и общая характеристика. Желтуха, понятие, виды, этиология и патогенез Характеристика изменений содержания желчных пигментов в крови и экскретах. Печеночная кома, этиология и патогенез отдельных видов.

Этиология и патогенез желтух новорожденных. Наследственные энзимопенические желтухи у детей. Желтуха при гемолитической болезни новорожденных. Билирубиновая энцефалопатия у детей.

Тема 3.13 Патофизиология почек (5 часов).

Общая этиология заболеваний почек. Нарушения основных почечных процессов: фильтрации, реабсорбции и секреции, этиология, патогенез, последствия. Механизмы развития и виды глюкозурии и протеинурии. Характеристика основных синдромов патологии почек: мочевой синдром (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, их виды, причины, диагностическое значение), нефротический синдром (виды и механизмы развития). Гломерулонефрит, классификация, причины и механизмы развития отдельных видов, последствия. Острая почечная недостаточность, виды, этиология, патогенез, принципы лечения. Принципы гемодиализа. Хроническая почечная недостаточность, этиология, стадии, особенности патогенеза. Патогенез уремической комы. Патогенез почечно-каменной болезни.

Основные этиологические факторы в развитии почечной патологии у детей.

Тема 3.14 Коллоквиум (3 часа). См. раздел 3.1.

Тема 3.15. Патофизиология эндокринной системы. Общие механизмы формирования эндокринопатий. Патология щитовидной и паращитовидных желез (5 часов)

Нарушения центральных механизмов регуляции. Нарушение трансгипофизарной регуляции желез внутренней секркции. Нарушение парагипофизарной регуляции. Роль механизма обратной связи. Периферические механизмы нарушения реализации эффектов гормонов. Блокада циркулирующих гормонов и гормональных рецепторов. Нарушения метаболизма гормонов и их пермиссивного действия. Общая этиология нарушений эндокринной системы. Классификация эндокринопатий по Н.А. Юдаеву. Особенности механизмов развития отдельных видов эндокринопатий, примеры. Этиология и патогенез гипотиреозов. Патогенез базедовой болезни, основные проявления. Гипер- и гипофункция паращитовидных желез. Патогенез паратиреопривной тетании. Особенности развития эндокринопатий в детском возрасте.

Тема 3.16 Патофизиология эндокринной системы. Патология ГГНС. Общий адаптационный синдром (5 часов)

Этиология и патогенез заболеваний гипоталамо-гипофизарной системы. Причины и механизмы развития гипо- и гиперкортицизма. Патогенез адреногенитального синдрома. Стадии и механизмы общего неспецифического синдрома адаптации. Характеристика стрессреализующих и стресслимитирующих систем.

Тема 3.17 Патофизиология нервной системы (5 часов).

Общая этиология нарушений нервной системы. Типовые патологические процессы в нервной системе (патологическое растормаживание, денервационный процесс, деафферентация, спинальный шок, нейродистрофии). Механизмы развития болевого синдрома. Защитное и патогенное значение боли. Генератор патологически усиленного возбуждения, механизмы формирования. Патологическая система. Механизмы развития патологической детерминанты и доминанты, патогенетическое значение. Нарушение функций нейронов. Неврозы, их виды и особенности патогенеза. Особенности этиологии и патогенеза неврозов у детей.

Тема 3.18. Патофизиология боли. Экстремальные состояния (2 часа).

Шок, определение понятия, классификация. Стадии и механизмы шока. Особенности патогенеза и проявлений отдельных видов шоков. Принципы профилактики и терапии шоковых состояний. Коллапс, понятие, основные виды, этиология и патогенез. Механизмы развития и проявления отдельных видов коллапса. Принципы терапии.

Кома, понятие, виды. Стадии и механизмы коматозных состояний. Патогенетический анализ отдельных видов коматозных состояний. Принципы терапии. Особенности шока у новорожденных.

Тема 3.19 Патология тканевого роста. Опухоли.

Гипо- и гипербиотические процессы. Патологическая гипотрофия, атрофия и гипоплазия; патологическая регенерация, гипертрофия и гиперплазия. Опухолевый рост, понятие, виды атипизма. Теории этиологии опухолей. Стадии и механизмы опухолевого роста. Предраковые состояния. Виды и механизмы метастазирования. Опухолевая кахексия и паранеопластические синдромы. Антибластомная резистентность организма. Основы профилактики и терапии опухолей. Особенности опухолевого роста в детском возрасте.

Тема 3.20 Патофизиология внутриутробного развития (5 часов).

Основные периоды внутриутробного периода развития и их характеристика. Важнейшие характеристики «Функциональной системы мать-плацента-плод. Особенности каналов информационной связи матери и плода. Характеристика гестационной доминанты. Наиболее частые причины патологии плода и их анализ. Роль критических периодов развития в чувствительности к повреждающим факторам. Гаметопатии, причины и механизмы развития, последствия. Этиопатогенетические особенности бластопатий. Общие механизмы развития эмбриопатий. Патогенетические особенности ранних и поздних фетопатий. Общая характеристика тератологии. Патогенез врожденных пороков развития, их классификация и характеристика. Общие механизмы развития гипоксии плода и новорожденного.

Особенности этиологических факторов детской патологии (травматизм, простудные заболевания, нарушения пищевого режима, детские инфекции).

Тема 3.21 Итоговое занятие. Выходной тестовый контроль по дисциплине

Содержание самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов предусмотрена ГОС ВПО и рассматривается как обязательная форма обучения студентов. На самостоятельную работу отводится 50% от аудиторного времени, что составляет 83 учебных часа в год. Эта форма работы выполняется студентами в свободное время. Преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов и оценивает ее в процессе проведения занятий, итоговых коллоквиумов.

Формы самостоятельной работы студентов:

1.Работа с обучающими компьютернами программами по различным разделам дисциплины (компьютерные игры, обучающие тестовые программы).

2.Реферативные сообщения по актуальным проблемам медицинской науки с последующим докладом на практическом занятии, заседании научного кружка.

Требования, предъявляемые к реферативной работе:

- тема для реферативного сообщения должна быть актуальной для современной медицины;

- сообщение должно включать анализ классических и новейших данных литературы по рассматриваемому вопросу;

- заключение реферативной работы должно содержать выводы и обобщения, сделанные автором самостоятельно;

- В результате выполнения реферативной работы должны быть подготовлены таблицы и схемы (не менее 3), которые могут быть использованы в учебном процессе.

Перечень тем, разрабатываемых по методике УИРС:

1. Этиология и патогенез боли.

2. Общие механизмы и проявления повреждения клетки.

3. Понятие о лизосомных болезнях.

4. Типовые нарушения лимфодинамики.

6. Противоопухолевый иммунитет.

7. Атеросклероз, его патогенетические механизмы и неблагоприятные по следствия.

8. Патофизиологические основы обезболивания.

9. Общебиологическое значение общего адаптационного синдрома.

10. Понятие о синдроме длительного сдавления. Его причины и основные патогенетические механизмы.

11. Механизмы формирования артериальной гипертензии.

12. Роль промышленных гепатотропных ядов в патогенезе дистрофических и онкологических заболеваний печени.

13. Патология вилочковой железы: гипотимия, гипертимия, тимико-лимфатическое состояние.

14. Неврозы как состояние предболезни.

15. Функциональные методы исследования при сердечно-сосудистых заболеваниях.

16. Принципы патогенетической диагностики и лечения бронхиальной астмы.

17. Закономерности развития и клинико-молекулярные основы заболеваний органов дыхания.

18. Роль наследственных факторов в развитии метаболических остеопатий.

19. Влияние факторов риска на развитие остеопороза.

3.Выполнение экспериментальной работы.

Требования, предъявляемые к курсовой экспериментальной работе:

- непосредственное участие студентов в выполнении экспериментов;

- анализ полученных результатов проводится студентом при консультировании преподавателя;

- написание обзора литературы с использованием современных источников;

- оформление работы в соответствии с требованиями;

- защита работы на заседании научного кружка.

4. Переводы статей из иностранных журналов. Подбор статей определяется преподавателем. Время самостоятельной работы определяется объемом и сложностью текста статьи.

5. Создание учебных видеофильмов.

6. Изучение отдельных тем, вынесенных на углубленную или самостоятельную проработку.

Темы для углубленной и самостоятельной проработки студентами:

Тема 1. История становления и развития патологической физиологии. Вклад отечественных ученых, основоположников патофизиологии в России (Н.Н.Пашутин, П.М.Альбицкий, А.В.Репрев, Д.И.Тимофеевский). Роль И.Р.Петрова, Н.Н.Сиротинина, И.П.Павлова, А.Д.Сперанского, Н.Н.Аничкова, Е.С.Лондона, А.А.Богомольца, В.В.Воронина, С.М.Лейтеса, Н.Н.Зайко, А.Д.Адо, Г.Н.Крыжановского) в развитии патофизиологии.

Тема 2. Болезнетворное действие факторов внешней среды. Особенности патогенного действия удара, сдавления, растяжения, разрыва. Патогенез синдрома длительного сдавления. Болезнетворное действие шума, ультразвука, кавитации. Действие пониженного и повышенного барометрического давления. Повреждающее действие УФЛ, лазерного излучения, различных видов ионизирующего излучения. Патогенное действие электрического тока, магнитного поля, гравитации и ускорения.

Тема 3. Повреждение клетки – начальное звено патогенеза. Понятие «повреждение», его основные виды и особенности патогенеза. Защитно-компенсаторные механизмы клеток при повреждении. Феномен адаптационной стабилизации клеточных структур.

Тема 4. Биоритмы и хронопатология. Биоритмы и их роль в формировании физиологической и патологической реактивности. Основные виды и механизмы развития хронопатологии. Методы коррекции.

Тема 5. Стресс, его роль в патологии.

Тема 6. Этиология и патогенез ожогового, гемотрансфузионного и анафилактического шока.

Тема 7. Нарушение энергетического обмена.

Тема 8. Гипо- и гипервитаминозы.

Наши рекомендации